Воспитание экологической культуры в Чалтырской школе №1.
статья по теме
Статья в газету о проведении летней смены пришкольного экологического лагеря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lager_2009.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры в Чалтырской школе №1.
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. Особенность процесса экологического обучения и воспитания в Чалтырской школе №1 состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения предметной информации при непосредственном общении с природой. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой просто беззащитность перед натиском человека. Организация экологической смены не является самоцелью - это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьного курса. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рождается важнейшее свойство личности – убежденность беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт. В процессе общения с природой у детей вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе, и особенно этому помогают экскурсионные маршруты. Педагогами нашей школы разработан такой маршрут под названием «экологическая тропа», который уже функционирует второй год и которая включает в себя следующие объекты:
1. Археологический музей-заповедник «Танаис»;
2.Ботанический сад г. Ростова-на-Дону;
3.Ростовский зоопарк;
4.Природоохранная территория – заказник «Тузловский» (х. Савченко);
5.Склоны Чулекской балки;
6.Березовая роща х. Веселый
7.х. Чкалово – усадьба М. Сарьяна.
В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению видового многообразия местной флоры и фауны, мониторинг экологического состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защита рефератов, разработка экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение территории школы, очистка родников от твердых бытовых отходов. Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы. Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом. Две недели кипела работа в лаборатории под открытым небом, где ребята имели реальную возможность приобщиться к природе. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников и книг, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества. Экологическое образование и воспитание в нашей школе направлено на развитие личности каждого ученика; развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, села, района, области. За период лагерной смены ребятами разработано и воплощено в жизнь множество проектов. В частности: «История культур и религий жителей Дона», «Многообразие лекарственных растений Мясниковского района», «Орнитологическая фауна с. Чалтырь», «Вода – источник жизни», « Жизнь и творчество М. Сарьяна» и многие другие. Собрана коллекция гербарного материала и коллекция раковин моллюсков, пополнена энтомологическая коллекция насекомых, собранная ребятами. Каждый участник лагерной смены получил сертификат, подтверждающий его обучение по программе «Экология Родного края». Как следствие, требуется логическое завершение такой масштабной работы. На протяжении нескольких лет наша школа тесно сотрудничает с государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей - областным экологическим центром учащихся, от которого мы получили приглашение для участия в областном слете юных экологов. Трое участников профильной экологической смены Чалтырской школы №1 – Малышева Марина, Горянина Ксения, Гаспарян Маргарита были направлены для участия в этом значимом для нас мероприятии, которое ежегодно проходит в Багаевке на территории детской базы отдыха «Смена». Девочкам выпала непростая задача представлять не только работу лагерной смены, но и показать свои теоретические и практические знания, приобретенные в результате обучения в лагере. И, несмотря на то, что конкурировать пришлось с районными и областными экологическими школами, экологическими кружками Домов Детского Творчества, профильными клубами, где обучение ведется круглогодично, наши девочки держались очень уверенно. В течение трех дней им предстояло пройти множество испытаний. На слет собрались команды из 23-х районов и городов нашей области: Милютинский, Сальский, Матвеево-Курганский, Веселовский, Песчанокопский, Тарасовский и многие другие. В первый день, по прибытию, девочкам предстояло осуществить представление команды, атрибутики, речевки, девиза, эмблемы лагеря. Отрадно отметить, что честь торжественного поднятия флага, при открытии слета, предоставили капитанам команд четырех самых активных школ, среди которых была и наша школа в лице капитана команды - Малышевой Марины. На второй день выпало самое ответственное испытание – составление экологического паспорта природного объекта, определение типа почвы по предложенному образцу, определение видовой принадлежности гербарных растений и группы насекомых, описание технологии изготовления гербария и многое другое. Наша команда, в лице девочек, с успехом и очень достойно показывала свою теоретическую и практическую подготовку. Самым ответственным для нас было общение за «круглым столом», где каждая команда – участник демонстрировала свои наработки, проекты, исследования, проведенные мероприятия. Все с большим азартом презентовали свой опыт работы. Естественно очередь дошла и до нас. Материал, который мы привезли с собой, вызвал неподдельный интерес. Своими газетами, плакатами и стендами мы красочно украсили целую стену, развернули книги-раскладушки, которые отражают весь объем проведенной нами работы, разложили папки с отчетным материалом, красочными фотографиями. Представление работы прошло очень ярко, не смотря на жуткую усталость и жару. Девочки выступали эмоционально, поочередно сменяя друг друга. Было видно, как волна заинтересованности распространяется по залу, среди опытных в этой области слушателей. Равнодушных к презентации опыта нашей работы не осталось. Около стендов нашей школы даже выстроилась очередь для того, чтобы их сфотографировать и перенять наработки (от этого нас еще больше распирала гордость). Но, нами тоже было увидено много интересного и полезного. В частности мы с интересом слушали ребят из Азова, Волгодонска, Песчанокопска, которые тоже в необычной и интересной форме демонстрировали свою работу. Можно с уверенностью сказать, что обмен опытом состоялся. Не смотря на столь юный возраст профильного лагеря Чалтырской школы №1, багаж наработок, существующий в нем довольно весом и объемен. Хочется пожелать ребятам не останавливаться на достигнутом, трудиться над собственным интеллектом, ибо результат – это всегда продукт огромного труда и усилия над собой. Я думаю, что наше сотрудничество с областным центром будет продолжаться и дальше, мы обещаем на следующий год, продемонстрировать свои наработки наилучшим образом. В нынешнем году количество профилей в пришкольном лагере расширилось, и к экологам и биологам примкнули филологи, учителя иностранного языка, истории, ИЗО, математики, химии, а следовательно и потенциал смены возрос. А это значит, что возможности наших учащихся тоже расширились. Даже летом многие из них трудятся над проектами, которых ждет реализация на научно-практических конференциях всех рангов в будущем учебном году. Удачи вам, ребята. Веселых каникул, хорошего отдыха и больше сил для дальнейшего труда и творчества. И пусть никто из вас не станет экологом, биологом или краеведом, но очень хочется, чтобы в каждом из вас зародилось чувство любви к родине, и причастности к ней. У нашего района яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому… Чем глубже вы познаете историю и природу своего края, тем больше полюбите его. И как бы не возникло это чувство, нет ничего дороже у человека, чем родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И вы будете горды тем, что богатейшую историю, которую создавали ваши деды и отцы, предстоит сохранить и преумножить вам, будущим хозяевам своего села. Главное – мы должны любить и уважать родную природу – она фундамент человеческой жизни. Следует помнить, что не природе нужна наша защита (она всегда сильнее Человечества, которое лишь миг в ее жизни), а нам необходимо ее покровительство – ее чистый воздух, чтобы дышать, ее кристальная вода, чтобы пить. Закончить хочется словами Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле, как Люди!». Воплощению этого девиза и была посвящена профильная смена школы №1. В завершении хочу выразить благодарность всем учителям, принимавшим участие в работе лагеря.
2009 год.
Учитель биологии
Чалтырской школы №1
Н. В. Секизян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...
Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.
Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО
Статья по воспитанию здорового образа жизни...
Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...
Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"
Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска. Воспитание экологической культуры...
Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.
Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...