Краеведческий ринг"Моя родная сторона,Смоленщина моя. "
методическая разработка (9 класс) на тему
Предметная неделя гуманитарного цикла по теме "Моя родная сторона, Смоленщина моя." Форма проведения: краеведческий ринг .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_nedelya_gumanitarnogo_cikla.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя гуманитарного цикла
Тема: «Моя родная сторона, Смоленщина моя…»
Цель: учить видеть прекрасное в обыденном, близком; по-новому оценивать землю, где родились и выросли;
способствовать развитию интереса к изучению родного края, богатству его традиций в истории страны;
развивать умение правильно ставить вопросы, излагать свои мысли; подбирать музыку к стихам;
воспитывать любовь к родному краю, к «малой» родине, славной своим прошлым и настоящим, неповторимой своей красотой.
Форма проведения: краеведческий ринг.
Оборудование: карта Смоленской обл., наименование станций, сигнальные карточки, жетоны; выставка книг, плакаты со словами смоленских поэтов; ПК; путеводные листы.
План проведения:
1-ый день: путешествие «Край мой Смоленский» по станциям «Литературная», «Изобразительная», «Историческая».
2-ой день: творческая мастерская «…есть мой край родимый!»:
- блиц - турнир «В стране вопросов и ответов» (учащиеся одного класса задают по 5 вопросов учащимся других классов и т. д.; вопросы о животном и растительном мире Смоленского края; об озерах, реках и т.д.).
- конкурс «Подбери к музыке стихи» (учащимся раздаются сборники стихов смоленских поэтов; к музыкальному произведению подбирается стихотворение; на фоне музыки выразительно прочитать выбранное стихотворение).
3-ий день: поход в краеведческий музей г. Сафоново.
4-ый день: 1)конкурс творческих работ учащихся (презентации, рисунки, рефераты, эссе, стихи собственного сочинения и др.);
- подведение итогов предметной недели.
Ход проведения:
1-ый день
Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина?» в исполнении М.Бернеса.
I.Учитель читает стихотворение Алексея Бодренкова «Смоленск».
II.Слово учителя о предметной неделе: чему посвящена, как будет проходить.
III. Литературный монтаж.
1 ведущий:
Смоленск! Когда с вершины наших дней
Гляжу на эти стройки, башни, главы,
Я не могу не думать о твоей
Истории простой и величавой.
2 ведущий:
Тебя я часто вспоминаю,
Ты ото всюду мне видна,
Моя Смоленщина льняная,
Моя родная сторона.
1 ведущий:
Счастлив я. Отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в родной моей стране
Есть мой край родимый.
2 ведущий:
Предан я своей сторонке-
Той, что лапотной звалась,
Той, где ветер на гребенке
У Днепра играет всласть.
1 ведущий:
Где мои - вода и суша,
Где певала всей душой,
Выйдя на берег, Катюша
О любви своей большой.
2 ведущий:
Где в бывалой гимнастерке
По дороге на Берлин
Проходил Василий Теркин –
Знаменитый смолянин.
1 ведущий:
Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу моем.
2 ведущий:
Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.
Учитель:
- А теперь вы получаете «Путеводные листы» и отправляетесь по станциям, которые там обозначены под цифрами.
ВОПРОСЫ:
станция «Изобразительная»
1.Кто был создателем в Смоленске музея «Русская старина» и открыл в Талашкино художественные мастерские?
(Мария Клавдиевна Тенишева)
2. Какой известный скульптор родился на Смоленщине. Он подарил более 40 уникальных работ, любил работать с деревом; музей этого скульптора находится в Смоленске.
(Сергей Коненков)
3.Какой известный русский зодчий является создателем смоленской крепостной стены?
(Федор Савельевич Конь)
4.Кому из русских композиторов, родившегося на Смоленщине, принадлежат слова: «Музыку создает народ, а мы, художники, ее аранжируем»?
(Михаил Иванович Глинка)
5.Назовите родину М.И.Глинки.
(Ельнинский уезд, село Новоспасское)
6.Какой известный русский скульптор, автор памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, родился в Рославльском уезде
д. Максимково?
(Михаил Осипович Микешин)
7.Какой известный русский художник уроженец г. Вязьмы (по др. данным - г. Смоленска)?
(Нил Александрович Яблонский)
8.Почему музей во Фленово (Смоленский р-н) называется Теремок?
(особенности архитектуры; украшен резьбой по мотивам русских былин и сказов)
9.Неповторимая особенность памятника М.И.Глинке в Смоленске в парке «Блонья»?
(решетка с нотами)
10.Особенность иконостаса Успенского собора.
(резьба по дереву, покрытие золотом)
11.Где на Смоленщине есть памятники архитектуры 13-14вв.?
( в Холм - Жирковском р-не, в Смоленске)
12.Что это за памятники?
(церковь Петра и Павла в Смоленске, церковь в Холм - Жирках)
13.Памятник какому скульптору, родившемуся в Рославльском уезде, находится в Смоленске рядом с музеем «Русская старина»?
(Микешину М.О.)
14.Как называется музей изобразительного искусства в Смоленске?
(«Русская старина»)
15.Кто автор памятника Александру Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске?
(смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев)
станция «Историческая»:
1.К какому году относится первое упоминание о Смоленске?
(к 863г.)
2.В каком году смоленские земли вошли в состав древнерусского государства?
(в 882г.)
3. В каком году Смоленск пал под натиском польского короля Сигизмунда и сколько месяцев длилась осада?
(в 1611г.; 20 месяцев)
4.Назовите известную руководительницу партизанского отряда Отечественной войны 1812г.
(Василиса Кожина)
5.Генерал - фельдмаршал, фаворит Екатерины II, уроженец Смоленщины.
(князь Потемкин)
6.Кто из великих русских князей заложил первую в Смоленске каменную постройку – Успенский собор?
(Владимир Мономах)
7.Декабристы, родившиеся на Смоленщине.
(П.И.Пестель, И.Д.Якушкин, П.Г.Каховский, В.К.Кюхельбекер, Ф.И.Глинка)
8.Родился на вяземской земле, вдали от моря, стал знаменитым адмиралом, возглавлял героическую оборону Севастополя во время Крымской войны. Кто он?
(Павел Степанович Нахимов)
9.Маршал Советского Союза, расстрелянный по ложному обвинению, родившийся на Смоленщине. Его имя носит площадь в
г. Сафоново.
(Михаил Николаевич Тухачевский)
10.Герой Советского Союза, уроженец г. Рудни, водрузивший знамя над рейхстагом.
( Михаил Егоров)
11.В каком городе родился первый в мире космонавт?
(Гагарин – Гжатск)
12.Когда была освобождена Смоленская обл. от немецко – фашистских захватчиков?
(25 сентября 1943г.)
12.День освобождения г. Сафоново (тогда деревни) от фашистов.
(31 августа 1943г.)
14.Одна из улиц г. Смоленска носит имя знаменитого конструктора самолетов.
(С.А.Лавочкин)
15.Летчик – испытатель, родившийся на Смоленщине, первый в мире сделавший «мертвую петлю».
(Нестеров)
станция «Литературная»
1.Какие известные советские поэты родились на Смоленщине?
(А.Твардовский, М.Исаковский, Н. Рыленков)
2. Какая популярная песня стала названием нового вида оружия Советской Армии? Кто автор стихов, в каком году написано?
(«Катюша», М.Исаковский, 1938г.)
3.Назовите поэму, посвященную советскому солдату периода Великой Отечественной войны. Кто ее автор?
(«Василий Теркин», А.Т.Твардовский)
4.Какой русский писатель и где на Смоленщине создавал знаменитую комедию «Горе от ума»?
(А.С.Грибоедов)
5. В творчестве какого писателя, родившегося на Смоленщине, преобладает тема русской деревни и родной природы?
( И. С.Соколов – Микитов)
6. Кто из известных советских фантастов родился на Смоленщине?
(А. Р.Беляев)
7. Кто из известных русских писателей в начале XX в. работал земским врачом в вяземском уезде?
(М.А.Булгаков)
8. Какого русского беллетриста, автора четырех романов, восьми повестей и нескольких пьес называли «смоленским Дюма»?
(В. А. Вонлярлярский)
9. Кто из русских поэтов участвовал в отечественной войне 1812г. и командовал партизанским отрядом на Смоленщине?
(Д.Давыдов)
10.Какой писатель в 1926г. был организатором музея усадебного быта в селе Алексино Дорогобужского уезда, а через два года становится научным сотрудником Смоленского областного музея?
(М.И.Погодин)
11.Какой известный советский поэт приезжал в 1925г. в Смоленск?
(В.В.Маяковский)
12.Кто их поэтов декабристов, лицейский друг А.С.Пушкина, был родом из Смоленской губернии?
(В.К.Кюхельбекер)
13.Как назывался единственный роман поэта Н. И. Рыленкова?
(«На старой смоленской дороге»)
14.Как называлось первое стихотворение А.Твардовского?
(«Новая изба»)
15.Назовите современных смоленских писателей и поэтов?
(Р.Ипатова, В. Звездаева, Ю.Пашков, С. Смирнов и др.)
Плакаты со словами известных поэтов и писателей:
Край мой Смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда- то бродила…
М.Исаковский.
Счастлив я, отрадно мне
С мыслью жить любимой,
Что в стране моей родной
Есть мой край родимый.
А.Твардовский.
Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.
Н. Рыленков.
Милая Смоленщина… Героическая земля. Земля работящих и душевных людей.
Ю.Грибов.
Алексей Бодренков
СМОЛЕНСК
Тогда еще не было русской державы,
Дымились леса на заре.
И прежде чем встали московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.
Не раз было небу от пламени жарко: Ключ – город в осаде пылал. И прежде чем выступил Минин с Пожарским, Атаки Смоленск отбивал.
Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у Смоленской стены.
Мы знаем, как с ним тяжело расставаться,-
Дрались мы на каждой горе.
И прежде чем к Волге фашистам пробраться,
Их много легло на Днепре.
От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены.
ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ
9«А» класса МБОУ ОСОШ №1 Г.Сафоново Смоленской обл.
№ пункта назначения | Название станции | Баллы | Всего |
1. | «Историческая » | ||
2. | «Литературная» | ||
3. | «Изобразительная» |
ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ
8 «А» класса МБОУ ОСОШ №1 Г.Сафоново Смоленской обл.
№ пункта назначения | Название станции | Баллы | Всего |
1. | «Литературная» | ||
2. | «Изобразительная» | ||
3. | « Историческая» |
ПУТЕВОДНЫЙ ЛИСТ
9 «Б» класса МБОУ ОСОШ №1 Г.Сафоново Смоленской обл.
№ пункта назначения | Название станции | Баллы | Всего |
1. | «Изобразительная» | ||
2. | «Историческая» | ||
3. | «Литературная»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"
Мероприятие для учащихся 8-9 классов...
Школьный Историко-краеведческий кружо к" Родные истоки".
Этапы кружковой работы....
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
Авторская программа краеведческой направленности "География родного края" 8-9 класс. Автор- Утропова Е.В.
Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном кр...
Программа дополнительного образования туристско-краеведческого направления "История родного края"
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников ...
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Моя родная сторона, Смоленщина моя..."
Интегрированный урок направлен на расширение знаний обучающихся о родном крае, показ значения малой родины в жизни каждого человека, воспитание интереса к её истории, литературе....