Программа кружка "Мастерица" 5-7 класс
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Мастерица»
5-7 классы
Школа № 187
Преподаватель: Охотникова Наталья Юрьевна
I. Художественная вышивка - 68 часов
II. Плетение из шпона – 34 часа
III. Лепка из солёного теста – 34 часа
IV. Художественное лоскутное шитьё – 68 часа
Цель работы кружка: трудовое и эстетическое воспитание учащихся
Основные задачи:
- Развитие эстетического восприятия окружающего мира (чувство прекрасного, гармония цвета и формы);
- Развитие объёмно-пространственного мышления;
- Воспитание усидчивости, трудолюбия, организованности;
- Привитие интереса и любви к декоративно-прикладному искусству;
- Содействие в профессиональной ориентации.
Вышивка, плетение, лепка, шитьё – один из самых древних и распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Занятия кружка «Мастерица» вызывают большой интерес у школьников, которые при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение. На занятиях кружка «Мастерица» учащиеся приобретают умения и навыки вышивки, плетения, лепки шиться с художественными традициями народов нашей страны.
На занятиях кружковцы знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры материалов, формы и цвета, значение ритма и симметрии; виды узоров, способы составления несложных орнаментов и композиций.
Все эти знания кружковцы получают посредством анализа произведений прикладного искусства, созданных в художественных народных традициях.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Кружковцев необходимо научить не только сознательно подходить к выбору узора (схемы) для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки (композиции) для своего изделия.
Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения интерьеров, одежды и т.д. Важно, чтобы деятельность кружковцев не сводилась лишь к выполнению технических образцов, чтобы изготавливались полезные вещи, которые найдут применение, то есть, программа имеет социально-унитарную направленность.
В создании тематических произведений (работ) значительную роль играет выбор темы (сюжета). Это могут быть темы литературных произведений, народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематических произведений способствует расширению кругозора детей, углублению их знаний, развитию фантазий, объёмно-пространственного мышления, творческих способностей. Во всех случаях изделия должны отличаться не только качеством технического исполнения, но и художественностью.
Правильно поставленное трудовое воспитание способствует развитию у детей творческой инициативности, объединению их в дружный коллектив. В программе предусматриваются задания как для индивидуального, так и коллективного выполнения. Задания для индивидуального исполнения не должны быть особенно объёмными и трудоёмкими. Коллективные работы – могут быть крупные изделия, часто декоративного характера, предназначенные для украшения жилого интерьера, учебного помещения и т.д.
Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и способности каждого. Программы кружков: «Художественная вышивка», «Плетение из шпона», «Лепка из солёного теста», «Художественное лоскутное шитьё» предусматривают ознакомление с историей и художественными традициями, с народными промыслами и символикой оберегового значения. Практические работы включают: знакомство с элементарными основами рисования по подготовке узора (схемы) для изделия; выполнение эскизов, ознакомление с различными приёмами вышивки, плетения, лепки, шитья, которые будут использованы в процессе работы над изделием.
Большое значение имеет выполнение на практике общественно-полезных работ, т.е. изготовление изделий для выставок, оформление кабинетов, изготовление подарков, сувениров, изделия для продажи на ярмарках.
В целях воспитания общественной активности и самостоятельности программа предусматривает открытые мероприятия – защита проекта.
Для выполнения программы существует необходимая материально-техническая база. Кабинеты оборудованы необходимыми машинами, рабочими столами, которые размещены с учётом освещения. Есть утюг, гладильная доска, а также все необходимые приспособления (напёрстки, иглы в игольнице, ножницы, пяльцы). Имеются большие свободные площади, все необходимые приспособления (ёмкости для замеса теста, доски для раскатки теста и установки готовых изделий, скалки, ножи и т.д.).
С самого начала выполнения практических работ кружковцы знакомятся с правилами по технике безопасности труда. Для успешного освоения материала в наличии имеются наглядные методические пособия, образцы изделий, книги, журналы, «раскладушки» по вышивке, раздаточный материал и т.д.
В основе программы лежат главные дидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, наглядности, доступности, интегрирования; воспитывающий, развивающий, политехнический.
I. Художественная вышивка - 68 часов
Часы | Тема |
Первая неделя 1 | Набор группы |
24 | Украшающие швы |
1-2 | История вышивки. Закрепление нитки. Выполнение шва «вперёд иголку». Правила по технике безопасности |
3 | Перевод рисунка (калька, копировка) |
4-5 | Стебельчатый шов и его виды. Выполнение образцов. |
6-7 | Петельный шов и его виды. Выполнение образцов. |
8-9 | Оформление узоров петельными швами. |
10 | Шов «козлик» («восьмёрки») |
11 | Узор «рыбки» |
12-13 | Тамбурный шов. Петля вприкреп. Применение в узорах |
14-15 | Узор «цветы» петлёй вприкреп. |
16-17 | Шов «ёлочки» и его виды. Применение в узорах. |
18-19 | Шов «крест». Вышивка «крестом». Узоры «крестом» |
20-21 | Выполнение картины «крестом». Оформление в рамку |
22-23 | Шов «полукрестом» (роспись) |
24 | Шов «узелки» |
7 | Выполнение изделий с использованием украшающих швов |
1 | Способы оформления рамок |
2-3 | Перевод рисунков на кальку и ткань. Вышивка узоров |
4-5 | Выполнение поздравительных открыток с вышивкой |
6-7 | Игольница с вышивкой |
27 | Вышивка «роккоко» |
1-2 | История вышивки. Техника выполнения швов «навивка», «узелки» |
3-4 | Упражнения в выполнении швов |
5-7 | Вышивка цветов и листьев способом «роккоко» |
8-9 | Вышивка розы в «роккоко» |
10-11 | Вышивка шерстью цветов на варежках и т.д. |
12-15 | Вышивка и оформление прихваток |
16-19 | Украшение вышивкой носовых платков, обмётывание краёв |
20-23 | Вышивка и оформление броши |
24-27 | Вышивка и оформление картин |
9 | Аппликация |
1-2 | Значение аппликации в старинной народной вышивке. Техника выполнения |
3-4 | Подбор лоскутов, перевод рисунка |
5-7 | Примётывание и обработка аппликацией |
8-9 | Выполнение объёмной аппликации |
II. Плетение из шпона – 34 часа
Часы | Тема |
Первая неделя 1 | Набор группы |
6 | Знакомство с материалом «шпон» |
1-2 | История плетения. Основной принцип плетения («крест»). Магическая обереговая сила креста |
3-4 | Шпон – натуральный экологически чистый материал. Виды древесины, из которой изготавливается шпон. Процесс получения шпона. Его виды и свойства |
5-6 | Угол переплетений. Правила техники безопасности выполнения простейших переплетений (образцов) |
18 | Выполнение плоскостных изделий (салфетки, панно и т.д.) |
1 | Проработка идей будущего изделия. Выполнение эскизов |
2-3 | Уточнение размеров будущего изделия. Раскрой шпона. Правила раскроя и техники безопасности. Проработка схемы плетения изделия |
4-5 | Выполнение простых салфеток переплетением под углом 90 градусов («прямоугольные формы») |
6-8 | Выполнение ажурных салфеток под углом 90 градусов. |
9-10 | Выполнение салфеток переплетением под углом меньше 90 градусов («ромбы») |
11-13 | Выполнение салфеток «звёздочка» |
14-15 | Выполнение панно (простых) |
16-18 | Выполнение панно (сложных) |
6 | Выполнение объёмных изделий (вазочки-кашпо) |
1-2 | Проработка идей. Выполнение эскизов. Уточнение размеров будущего изделия. Проработка схемы плетения и угла изгиба шпона |
3-4 | Выполнение кашпо «ладья» |
5-6 | Выполнение универсального кашпо-вазочки («цветок») |
3 | Выполнение самостоятельной творческой работы |
III. Лепка из солёного теста – 34 часа
Часы | Тема |
Первая неделя 1 | Набор группы |
7 | Знакомство с этапами изготовления изделия |
1-2 | История лепки. Народные промыслы. «Лепка из глины». Правила замеса теста. Сушки. Нанесение красок и лака. |
3 | Разработка идей будущих изделий. Выполнение эскизов |
4-5 | Замес теста и изготовление простейших изделий. Просущивание изделий длительное время при комнатной температуре |
6 | Разведение густых красок «акварель», «гуашь». Просущивание |
7 | Нанесение лака на изделие. Просущивание |
5 | Тарелка с лепниной |
6 | Настенное панно «Лепнина на пластинке» |
8 | Объёмные фигурки из теста |
7 | Куклы из теста на каркасе (бутылке) |
IV. Художественное лоскутное шитьё – 68 часа
Часы | Тема |
Первая неделя 1 | Набор группы |
5 | Ознакомление с лоскутным шитьём. |
1-2 | Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитьё России |
3-5 | Технологические основы лоскутного шитья |
6 | Цвет. Цветовой круг. Подбор лоскутов |
6 | Гармоничное сочетание цветов. Техника «полоска» |
6 | Орнамент. Виды орнамента. Свободная техника |
6 | Законы орнаментальной композиции. Техники «квадрат», «треугольник» |
6 | Приёмы получения разнообразных фактур, воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья |
6 | Технология работы над лоскутным изделием |
6 | Современные формы традиционного лоскутного шитья |
6 | Русская тряпичная кукла. Народный костюм для куклы |
14 | Выполнение изделия по выбору учащихся |
Материалы | Приспособления и оборудование |
I. Художественная вышивка | |
Ткань полотняного переплетения | Пяльца, иглы с разными ушками. |
Нитки белые, чёрные, цветные (х/б, мулине, шерсть) | Игольница |
Канва, если ткань другого переплетения | Напёрсток |
Ножницы | |
II. Плетение из шпона | |
Клей ПВА | Скрепки канцелярские |
Лак мебельный бесцветный | Верёвка тонкая |
Шпон | Ножницы большие |
Морилка | Линейка длинная и короткая |
Карандаш | |
Ластик | |
Сантиметровая лента | |
Ножик | |
III. Лепка из солёного теста | |
Мука | Миска для замеса |
Соль | Разделочные доски |
Вода | Нож |
Краски («гуашь», «акварель») | Ложка |
Клей ПВА | Палочки деревянные или пластмассовые |
Лак бесцветный | Бутылка или пузырёк |
Нитки, ткани, тесьма для куклы | |
IV. Художественное лоскутное шитьё | |
Кусочки разноцветной ткани | Швейная машина |
Нитки | Утюг |
Иглы | |
Игольница | |
Напёрсток | |
Ножницы | |
Проутюжильник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...