Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства.
методическая разработка по теме

 

Устный журнал, поэтическая композиция, коллективное мероприятие для студентов 1 курса колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель А.М.Мазитова

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства.

Цели:

- воспитание патриотических чувств, уважения к героическим и трагическим страницам истории, гражданской позиции, национального самосознания у студентов колледжа;

- иметь представление об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа.

Форма проведения – устный журнал, поэтическая композиция, коллективное мероприятие для студентов 1 курса колледжа

Место проведения - актовый зал колледжа.

Оборудование – наглядность (плакаты с изображениями памятника Минину и Пожарскому, настенные открытки ко Дню народного единства), проектор, экран, компьютер для презентации; видеокамера или фотоаппарат для фиксирования хода мероприятия.

Ход мероприятия.

  1. Звучит торжественная музыка. (Например, отрывок из Мусоргского «Хованщина»)

1 Ведущий: «Добрый день, уважаемые студенты, педагоги, гости, все, кто сегодня находится в этом зале! Мы рады приветствовать вас на празднике День народного единства!

2 Ведущий: 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства.

1 Ведущий: В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

2 Ведущий:

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». 

1 Ведущий:

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

2 Ведущий.

Дорогие студенты, в нашем колледже Вы не только учитесь профессии, но и учитесь быть гражданами своей страны. Достойным гражданином может стать только тот, кто любит и знает историю своей Родины. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить один из самых значимых периодов в истории нашей страны – периода Смутного времени и борьбы русского народа с польскими и шведскими интервентами.

1 Ведущий: Итак, мы начинаем. Прошу всех встать для прослушивания Гимна РФ.

Начинается с прослушивания гимна Российской Федерации

Слова гимна России

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

   Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От Южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля,

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

   Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года

Нам силу дает наша верность Отчизне,

Так было, так есть и так будет всегда!

   Припев.

Выходит 1 студент

Куда ни посмотришь – родные,

Открытые сердцу края,

Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружила

Простором лугов и полей,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

За песни, которым впервые

Внимают родные края,

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Выходят двое ведущих.

I ведущий: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

II ведущий: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую.

1. Начало смутного времени.

1 ведущий. После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. У царя было три сына. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что стало с младшим, Дмитрием, – неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя. И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, ещё больше задумал. Но, народ не любил его. Его считали виновным в гибели малолетнего царевича Дмитрия. Роптал народ, воинство, казачество, боярство.

2 студент

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд.

Едино государство,

Когда един народ.

Когда великой силой

Он движется вперёд.

3 студент

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живём одной судьбой.

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

2 ведущий:  из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга.

И, как говорят в народе, беда не приходит одна.

2. Цари – самозванцы.

1 ведущий. Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско – отвоевать “отцовский” престол. В 1605 году внезапно умирает Борис Годунов. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец – он остался в истории Лжедмитрием 1 – государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь.

2 ведущий.  Когда поняли, что он не тот, за кого себя выдаёт – казнили, заменив на другого – ничтожного, который тоже назвал себя царём Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: “Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!” Тогда и наступил конец терпению народа.

1 ведущий. Да, тяжелое время! А как же Москва?

(Показывается небольшая сценка из жизни Москвы 1611-1612 годов.)

Сценка

Беседа горожан друг с другом.

Один: Совсем обнаглели ляхи-иноверцы!

Другой: Действительно, управы на них нет, совсем нас за людей не считают, хозяевами себя чувствуют.

Один: Беда идет! Смоленск то полякам отдан, совсем немного и под ляхами ходить будем.

Другой: Не бывать этому! Вот увидишь, поднимется русский народ! Слухи идут, что собирается народ русский на врага идти. И руководитель есть - Кузьма Минин и князь Пожарский.

Подготовленные учащиеся рассказывают о Кузьме Минине и князе Пожарском

4 студент

Кузьма Минин - русский национальный герой, один из создателей второго народного ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Был нижегородским посадским человеком, торговцем мясом. В сентябре 1611 года избран земским старостой и обратился к нижегородцам с предложением - пожертвовать все свои накопления для борьбы с польскими интервентами. Он сам подал пример, отдав свое имущество в казну создававшегося народного ополчения. К. Минин настоял на том, чтобы нижегородцы вынесли решение: каждый был обязан отдать пятую часть своего имущества на содержание войска, уклонившиеся от взноса денег, должны были подвергнуться разграблению. “Вера и отечество наше погибают; но мы можем спасти их. Не пощадим жизни своей и имущества для избавления Москвы. Умрем за Русь святую!” По его предложению руководителем второго народного ополчения был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Нижегородцы избрали К. Минина казначеем ополчения. В 1612 г. Во время боев с отрядом польского гетмана Ходкевича, показал себя как умелый и храбрый командир. В 1613 г. Был возведен в сан думного дворянина и стал заседать в Государевой (Боярской) думе. Подвиг его навсегда остался в памяти народа.

5 студент

Пожарский Дмитрий Михайлович - русский национальный герой, военный руководитель второго ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Происходил из семьи обедневших князей Стародубских. Участвовал в работе Земского собора 1598 г. на котором Б. Годунов был избран царем. Принимал участие в подавлении восстания И. Болотникова. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков, укрывшихся за стенами Кремля и Китай – города. В 1613г. Д. Пожарский был возведен в ранг боярина. В дальнейшем возглавлял ряд московских приказов, был новгородским воеводой, участвовал во многих дипломатических переговорах, а во время русско-польской войны 1632-1634 гг. командовал резервной русской армией. Его патриотическая деятельность отражена во многих литературных произведениях. (Пока студенты рассказывают, звучит приглушенная музыка Шопена).

Музыкальная пауза.

3. Народное единство.

2 ведущий Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре – предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: “Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!” Отказался патриарх и призвал народ выступать против захватчиков.  Призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Кузьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство. Во главе войска стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение на Москву и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

1 ведущий. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: “Прикажи ополчению, пусть разойдётся!” – “Да будет над нами милость Божья и наше благословление! – ответил Гермоген. – Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем”. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

2 ведущий. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – в самом сердце России. А ещё такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

1 ведущий. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.

2 ведущий. В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.

Студент в роли Сусанина читает отрывок из К.Рылеева “Иван Сусанин”.

Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстаёт

На угнетателей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

(Показана сценка о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который, чтобы поляки не прошли и не убили русского царя, пожертвовал своей жизнью, заведя интервентов в болото.)

Сценка

Поляки: куда ты ведешь нас? Ты сбился верно, нарочно с пути; но тем Михаила тебе не спасти! (Показывается деревня, куда поляки зашли передохнуть.)

1 ведущий:

Давно уж за полночь! Сном крепким объяты

Лежат беззаботно по лавкам сарматы.

(Показывается сын Сусанина, которого тот отправляет предупредить царя об опасности.)

Поляки: Сусанин, что молишься богу? Теперь уж не время – пора нам в дорогу!

1 ведущий:

Друг за другом идут в молчанье сарматы

Все дале и дале седой их вожатый.

Уж солнце высоко сияет с небес -

Все глуше и диче становится лес!

И вдруг пропадает тропинка пред ними:

И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли

Дебристую стену из сучьев сплели.

(Поляки проклинают и убивают Сусанина, но выйти уже не могут.)

2 ведущий:

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

6 студент.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов – изгоев,

Обрёл свободу на века!

7 студент

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословлённая молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, сёла, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

Музыкальная пауза

4. День Казанской иконы Божий Матери.

1 ведущий. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Икона была обретена 8 июля 1579 года 10-летней девочкой Матреной, которой приснился вещий сон о том, что образ иконы лежит под слоем золы на пожарище.

2 ведущий. Зная, что бедствие получено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Этой иконе приписывают многочисленные чудотворения. Подлинник иконы бесследно исчез в начале XX века, но сохранилось много копий с нее, эти копии находятся  в различных храмах по всему миру.

1 ведущий. Не случайно датой празднования победы русского народа в 1612 году выбрано 4 ноября, когда отмечался церковный праздник Казанской иконы Божией Матери, которая, как гласит предание, помогла ополченцам победить врагов.

2 ведущий. В 1710 году Пётр I распорядился перевезти икону в новую столицу – Петербург – и теперь она находится в Казанском соборе

8 студент

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда.

Все народности России

В дальних сёлах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Вокальная группа под руководством музыкального руководителя исполняет песню о Родине( музыкальное сопровождение).

Россия в сердце моем. (Слова и музыка Роальда Васильева).  

Когда птицы летя на юг,

И дожди каждый день идут,

Когда осень стоит за окном,

Я согрею тебя, мой дом.

Припев:

Россия – это снега,

Россия – это судьбы,

Россия - это мой  дом,

Россия  – в сердце моем.

Я люблю тебя, Дальний Восток,

Где багульник на сопках  растет,

Раньше всех у нас солнце встает,

И Бира свои песни поет

Заключительный этап. Выводы. (Все студенты на сцену)

9 студент

 Все люди, живущие в нашей стране - россияне, но национальности у них разные. Насчитывается более 180 наций и народностей в нашей стране. Россия – многонациональное государство. Новый праздник  призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным национальным группам, национальностям – являемся единым народом с общей исторической судьбой .

10 студент

Почти четыре столетия отделяют нас от событий Смутного времени в России, но их историческая значимость для нашей родины по-прежнему остается актуальной.

В истории России есть множество примеров, когда единение народа разных национальностей, сословий во имя спасения Отечества способствовало победе в борьбе за независимость и освобождение.

11 студент

День народного единства проникнут идеями национального согласия, сплочения общества, милосердия, заботы о людях. Этот день является свидетельством единения людей, служения обществу. Единение  россиян и в мирное время много значит для решения важнейших задач по укреплению государства, сохранению культурно-исторического наследия. Наша сила – в единстве и согласии.

ведущие

Мы отмечаем этот праздник как знак уважения к историческому подвигу нашего народа, к традициям гражданской солидарности и патриотизма, которые помогли в смутные для России времена отстоять свободу Отечества и укрепить государственность. Граждане России вне зависимости от национальности и веры демонстрировали, что они единый народ с общим будущим. Никакие испытания, выпадавшие на долю страны, не смогли ее разрушить. В нашей сплоченности - сила, залог успеха и могущества России

Обращаясь памятью к нашей истории, мы черпаем в ней силы духовные и понимаем, что нашу Родину надо беречь и, если придётся, защищать.

Победа, которую одержал русский народ в то тяжёлое время – это не только победа над внешним врагом, но и над внутренней слабостью, разобщённостью, которая чуть не погубила страну. Это не должно повториться!



Россия в сердце моем

Когда птицы летя на юг,

И дожди каждый день идут,

Когда осень стоит за окном,

Я согрею тебя, мой дом.

Припев:

Россия – это снега,

Россия – это судьбы,

Россия - это мой  дом,

Россия  – в сердце моем.

Я люблю тебя, Дальний Восток,

Где багульник на сопках  растет,

Раньше всех у нас солнце встает,

И Бира свои песни поет

Когда птицы летя на юг,

И дожди каждый день идут,

Когда осень стоит за окном,

Я согрею тебя, мой дом.

Припев:

Россия – это снега,

Россия – это судьбы,

Россия - это мой  дом,

Россия  – в сердце моем.

Я люблю тебя, Дальний Восток,

Где багульник на сопках  растет,

Раньше всех у нас солнце встает,

И Бира свои песни поет

Когда птицы летя на юг,

И дожди каждый день идут,

Когда осень стоит за окном,

Я согрею тебя, мой дом.

Припев:

Россия – это снега,

Россия – это судьбы,

Россия - это мой  дом,

Россия  – в сердце моем.

Я люблю тебя, Дальний Восток,

Где багульник на сопках  растет,

Раньше всех у нас солнце встает,

И Бира свои песни поет

Когда птицы летя на юг,

И дожди каждый день идут,

Когда осень стоит за окном,

Я согрею тебя, мой дом.

Припев:

Россия – это снега,

Россия – это судьбы,

Россия - это мой  дом,

Россия  – в сердце моем.

Я люблю тебя, Дальний Восток,

Где багульник на сопках  растет,

Раньше всех у нас солнце встает,

И Бира свои песни поет

Когда птицы летя на юг,

И дожди каждый день идут,

Когда осень стоит за окном,

Я согрею тебя, мой дом.

Припев:

Россия – это снега,

Россия – это судьбы,

Россия - это мой  дом,

Россия  – в сердце моем.

Я люблю тебя, Дальний Восток,

Где багульник на сопках  растет,

Раньше всех у нас солнце встает,

И Бира свои песни поет

Когда птицы летя на юг,

И дожди каждый день идут,

Когда осень стоит за окном,

Я согрею тебя, мой дом.

Припев:

Россия – это снега,

Россия – это судьбы,

Россия - это мой  дом,

Россия  – в сердце моем.

Я люблю тебя, Дальний Восток,

Где багульник на сопках  растет,

Раньше всех у нас солнце встает,

И Бира свои песни поет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства, разработано в форме торжественной линейки....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....

Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!» Презентация....

Внеклассное мероприятие посвященное Дню народного единства

Цель: раскрыть решающую роль народных масс, К. Минина и Д. Пожарского в борьбе против интервенции и освобождении страны;  показать роль  национального самосознания русского народа; формирова...

Методическая разработка исторического диктанта, посвященного Дню народного единства

Методическая разработка исторического диктанта, посвященного Дню народного единства  Актуальность темы. История возникновения праздника День народного единства восходит к 4 ноября 1612 года,...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства и Казанской иконы Божией Матери

Мероприятие проводится с участием членов кружка «Живое слово» и учителя истории для учащихся 5-8 классов. Духовно-нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бер...