Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства.
методическая разработка по теме
Устный журнал, поэтическая композиция, коллективное мероприятие для студентов 1 курса колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный руководитель А.М.Мазитова
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства.
Цели:
- воспитание патриотических чувств, уважения к героическим и трагическим страницам истории, гражданской позиции, национального самосознания у студентов колледжа;
- иметь представление об истории создания государственного праздника Дня народного единства, о возрождении традиций и роли православной веры для единения российского народа.
Форма проведения – устный журнал, поэтическая композиция, коллективное мероприятие для студентов 1 курса колледжа
Место проведения - актовый зал колледжа.
Оборудование – наглядность (плакаты с изображениями памятника Минину и Пожарскому, настенные открытки ко Дню народного единства), проектор, экран, компьютер для презентации; видеокамера или фотоаппарат для фиксирования хода мероприятия.
Ход мероприятия.
- Звучит торжественная музыка. (Например, отрывок из Мусоргского «Хованщина»)
1 Ведущий: «Добрый день, уважаемые студенты, педагоги, гости, все, кто сегодня находится в этом зале! Мы рады приветствовать вас на празднике День народного единства!
2 Ведущий: 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства.
1 Ведущий: В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
2 Ведущий:
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
1 Ведущий:
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
2 Ведущий.
Дорогие студенты, в нашем колледже Вы не только учитесь профессии, но и учитесь быть гражданами своей страны. Достойным гражданином может стать только тот, кто любит и знает историю своей Родины. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить один из самых значимых периодов в истории нашей страны – периода Смутного времени и борьбы русского народа с польскими и шведскими интервентами.
1 Ведущий: Итак, мы начинаем. Прошу всех встать для прослушивания Гимна РФ.
Начинается с прослушивания гимна Российской Федерации
Слова гимна России
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От Южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года
Нам силу дает наша верность Отчизне,
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
Выходит 1 студент
Куда ни посмотришь – родные,
Открытые сердцу края,
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
За песни, которым впервые
Внимают родные края,
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Выходят двое ведущих.
I ведущий: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.
II ведущий: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую.
1. Начало смутного времени.
1 ведущий. После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. У царя было три сына. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что стало с младшим, Дмитрием, – неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя. И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, ещё больше задумал. Но, народ не любил его. Его считали виновным в гибели малолетнего царевича Дмитрия. Роптал народ, воинство, казачество, боярство.
2 студент
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.
Едино государство,
Когда един народ.
Когда великой силой
Он движется вперёд.
3 студент
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живём одной судьбой.
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
2 ведущий: из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга.
И, как говорят в народе, беда не приходит одна.
2. Цари – самозванцы.
1 ведущий. Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско – отвоевать “отцовский” престол. В 1605 году внезапно умирает Борис Годунов. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец – он остался в истории Лжедмитрием 1 – государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь.
2 ведущий. Когда поняли, что он не тот, за кого себя выдаёт – казнили, заменив на другого – ничтожного, который тоже назвал себя царём Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: “Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!” Тогда и наступил конец терпению народа.
1 ведущий. Да, тяжелое время! А как же Москва?
(Показывается небольшая сценка из жизни Москвы 1611-1612 годов.)
Сценка
Беседа горожан друг с другом.
Один: Совсем обнаглели ляхи-иноверцы!
Другой: Действительно, управы на них нет, совсем нас за людей не считают, хозяевами себя чувствуют.
Один: Беда идет! Смоленск то полякам отдан, совсем немного и под ляхами ходить будем.
Другой: Не бывать этому! Вот увидишь, поднимется русский народ! Слухи идут, что собирается народ русский на врага идти. И руководитель есть - Кузьма Минин и князь Пожарский.
Подготовленные учащиеся рассказывают о Кузьме Минине и князе Пожарском
4 студент
Кузьма Минин - русский национальный герой, один из создателей второго народного ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Был нижегородским посадским человеком, торговцем мясом. В сентябре 1611 года избран земским старостой и обратился к нижегородцам с предложением - пожертвовать все свои накопления для борьбы с польскими интервентами. Он сам подал пример, отдав свое имущество в казну создававшегося народного ополчения. К. Минин настоял на том, чтобы нижегородцы вынесли решение: каждый был обязан отдать пятую часть своего имущества на содержание войска, уклонившиеся от взноса денег, должны были подвергнуться разграблению. “Вера и отечество наше погибают; но мы можем спасти их. Не пощадим жизни своей и имущества для избавления Москвы. Умрем за Русь святую!” По его предложению руководителем второго народного ополчения был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Нижегородцы избрали К. Минина казначеем ополчения. В 1612 г. Во время боев с отрядом польского гетмана Ходкевича, показал себя как умелый и храбрый командир. В 1613 г. Был возведен в сан думного дворянина и стал заседать в Государевой (Боярской) думе. Подвиг его навсегда остался в памяти народа.
5 студент
Пожарский Дмитрий Михайлович - русский национальный герой, военный руководитель второго ополчения, освободившего Россию от польских интервентов. Происходил из семьи обедневших князей Стародубских. Участвовал в работе Земского собора 1598 г. на котором Б. Годунов был избран царем. Принимал участие в подавлении восстания И. Болотникова. Умело организовал борьбу с гетманом Ходкевичем, шедшим в Москву выручать поляков, укрывшихся за стенами Кремля и Китай – города. В 1613г. Д. Пожарский был возведен в ранг боярина. В дальнейшем возглавлял ряд московских приказов, был новгородским воеводой, участвовал во многих дипломатических переговорах, а во время русско-польской войны 1632-1634 гг. командовал резервной русской армией. Его патриотическая деятельность отражена во многих литературных произведениях. (Пока студенты рассказывают, звучит приглушенная музыка Шопена).
Музыкальная пауза.
3. Народное единство.
2 ведущий Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре – предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: “Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!” Отказался патриарх и призвал народ выступать против захватчиков. Призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Купец Кузьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство. Во главе войска стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение на Москву и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
1 ведущий. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: “Прикажи ополчению, пусть разойдётся!” – “Да будет над нами милость Божья и наше благословление! – ответил Гермоген. – Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем”. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
2 ведущий. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – в самом сердце России. А ещё такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
1 ведущий. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.
2 ведущий. В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.
Студент в роли Сусанина читает отрывок из К.Рылеева “Иван Сусанин”.
Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На угнетателей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
(Показана сценка о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который, чтобы поляки не прошли и не убили русского царя, пожертвовал своей жизнью, заведя интервентов в болото.)
Сценка
Поляки: куда ты ведешь нас? Ты сбился верно, нарочно с пути; но тем Михаила тебе не спасти! (Показывается деревня, куда поляки зашли передохнуть.)
1 ведущий:
Давно уж за полночь! Сном крепким объяты
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
(Показывается сын Сусанина, которого тот отправляет предупредить царя об опасности.)
Поляки: Сусанин, что молишься богу? Теперь уж не время – пора нам в дорогу!
1 ведущий:
Друг за другом идут в молчанье сарматы
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Все глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли
Дебристую стену из сучьев сплели.
(Поляки проклинают и убивают Сусанина, но выйти уже не могут.)
2 ведущий:
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
6 студент.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов – изгоев,
Обрёл свободу на века!
7 студент
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословлённая молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, сёла, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Музыкальная пауза
4. День Казанской иконы Божий Матери.
1 ведущий. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Икона была обретена 8 июля 1579 года 10-летней девочкой Матреной, которой приснился вещий сон о том, что образ иконы лежит под слоем золы на пожарище.
2 ведущий. Зная, что бедствие получено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Этой иконе приписывают многочисленные чудотворения. Подлинник иконы бесследно исчез в начале XX века, но сохранилось много копий с нее, эти копии находятся в различных храмах по всему миру.
1 ведущий. Не случайно датой празднования победы русского народа в 1612 году выбрано 4 ноября, когда отмечался церковный праздник Казанской иконы Божией Матери, которая, как гласит предание, помогла ополченцам победить врагов.
2 ведущий. В 1710 году Пётр I распорядился перевезти икону в новую столицу – Петербург – и теперь она находится в Казанском соборе
8 студент
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда.
Все народности России
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Вокальная группа под руководством музыкального руководителя исполняет песню о Родине( музыкальное сопровождение).
Россия в сердце моем. (Слова и музыка Роальда Васильева).
Когда птицы летя на юг,
И дожди каждый день идут,
Когда осень стоит за окном,
Я согрею тебя, мой дом.
Припев:
Россия – это снега,
Россия – это судьбы,
Россия - это мой дом,
Россия – в сердце моем.
Я люблю тебя, Дальний Восток,
Где багульник на сопках растет,
Раньше всех у нас солнце встает,
И Бира свои песни поет
Заключительный этап. Выводы. (Все студенты на сцену)
9 студент
Все люди, живущие в нашей стране - россияне, но национальности у них разные. Насчитывается более 180 наций и народностей в нашей стране. Россия – многонациональное государство. Новый праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным национальным группам, национальностям – являемся единым народом с общей исторической судьбой .
10 студент
Почти четыре столетия отделяют нас от событий Смутного времени в России, но их историческая значимость для нашей родины по-прежнему остается актуальной.
В истории России есть множество примеров, когда единение народа разных национальностей, сословий во имя спасения Отечества способствовало победе в борьбе за независимость и освобождение.
11 студент
День народного единства проникнут идеями национального согласия, сплочения общества, милосердия, заботы о людях. Этот день является свидетельством единения людей, служения обществу. Единение россиян и в мирное время много значит для решения важнейших задач по укреплению государства, сохранению культурно-исторического наследия. Наша сила – в единстве и согласии.
ведущие
Мы отмечаем этот праздник как знак уважения к историческому подвигу нашего народа, к традициям гражданской солидарности и патриотизма, которые помогли в смутные для России времена отстоять свободу Отечества и укрепить государственность. Граждане России вне зависимости от национальности и веры демонстрировали, что они единый народ с общим будущим. Никакие испытания, выпадавшие на долю страны, не смогли ее разрушить. В нашей сплоченности - сила, залог успеха и могущества России
Обращаясь памятью к нашей истории, мы черпаем в ней силы духовные и понимаем, что нашу Родину надо беречь и, если придётся, защищать.
Победа, которую одержал русский народ в то тяжёлое время – это не только победа над внешним врагом, но и над внутренней слабостью, разобщённостью, которая чуть не погубила страну. Это не должно повториться!
Россия в сердце моем Когда птицы летя на юг, И дожди каждый день идут, Когда осень стоит за окном, Я согрею тебя, мой дом. Припев: Россия – это снега, Россия – это судьбы, Россия - это мой дом, Россия – в сердце моем. Я люблю тебя, Дальний Восток, Где багульник на сопках растет, Раньше всех у нас солнце встает, И Бира свои песни поет | Когда птицы летя на юг, И дожди каждый день идут, Когда осень стоит за окном, Я согрею тебя, мой дом. Припев: Россия – это снега, Россия – это судьбы, Россия - это мой дом, Россия – в сердце моем. Я люблю тебя, Дальний Восток, Где багульник на сопках растет, Раньше всех у нас солнце встает, И Бира свои песни поет |
Когда птицы летя на юг, И дожди каждый день идут, Когда осень стоит за окном, Я согрею тебя, мой дом. Припев: Россия – это снега, Россия – это судьбы, Россия - это мой дом, Россия – в сердце моем. Я люблю тебя, Дальний Восток, Где багульник на сопках растет, Раньше всех у нас солнце встает, И Бира свои песни поет | Когда птицы летя на юг, И дожди каждый день идут, Когда осень стоит за окном, Я согрею тебя, мой дом. Припев: Россия – это снега, Россия – это судьбы, Россия - это мой дом, Россия – в сердце моем. Я люблю тебя, Дальний Восток, Где багульник на сопках растет, Раньше всех у нас солнце встает, И Бира свои песни поет |
Когда птицы летя на юг, И дожди каждый день идут, Когда осень стоит за окном, Я согрею тебя, мой дом. Припев: Россия – это снега, Россия – это судьбы, Россия - это мой дом, Россия – в сердце моем. Я люблю тебя, Дальний Восток, Где багульник на сопках растет, Раньше всех у нас солнце встает, И Бира свои песни поет | Когда птицы летя на юг, И дожди каждый день идут, Когда осень стоит за окном, Я согрею тебя, мой дом. Припев: Россия – это снега, Россия – это судьбы, Россия - это мой дом, Россия – в сердце моем. Я люблю тебя, Дальний Восток, Где багульник на сопках растет, Раньше всех у нас солнце встает, И Бира свои песни поет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства, разработано в форме торжественной линейки....
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....
Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!» Презентация....
Внеклассное мероприятие посвященное Дню народного единства
Цель: раскрыть решающую роль народных масс, К. Минина и Д. Пожарского в борьбе против интервенции и освобождении страны; показать роль национального самосознания русского народа; формирова...
Методическая разработка исторического диктанта, посвященного Дню народного единства
Методическая разработка исторического диктанта, посвященного Дню народного единства Актуальность темы. История возникновения праздника День народного единства восходит к 4 ноября 1612 года,...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства и Казанской иконы Божией Матери
Мероприятие проводится с участием членов кружка «Живое слово» и учителя истории для учащихся 5-8 классов. Духовно-нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бер...