Методическая разработка исторического диктанта, посвященного Дню народного единства
методическая разработка по истории (8, 9, 10, 11 класс)
Методическая разработка исторического диктанта,
посвященного Дню народного единства
Актуальность темы. История возникновения праздника День народного единства восходит к 4 ноября 1612 года, который является днём освобождения Москвы от интервентов-захватчиков. Когда, казалось бы, Российское государство окончательно ослабло и потеряло свою независимость, сам народ – крестьяне, посадские люди, купцы – сформировал ополчение и освободил Москву, создав условия для восстановления центральной власти. Этот день в истории является днём сплочения русского народа в борьбе с врагами, отстоявшего свою государственность и независимость.
Во времена правления Алексея Михайловича 4 ноября стал официальным государственным праздником. Однако в 1917 году с переменой власти и строя этот день забыли. День народного единства в России получил новую жизнь с распадом Советского Союза и снова обрёл статус государственного праздника. Для России этот праздник сравнительно новый: празднование возобновили в 2004 году. Инициатором возобновления исторически значимого дня выступила Русская Православная церковь в лице Патриарха Алексия Второго. В том же году праздник получил название День народного единства, согласия и примирения, и в 2005 году его впервые отпраздновали в масштабах всей страны.
Сегодня это один из самых любимых и всеми почитаемых праздников. В школах Дню народного единства посвящены классные часы, детям рассказывают про культурные традиции, историю Отечества. В этот день совершаются масштабные богослужения во всех православных храмах, чтят икону Казанской Божьей матери и вспоминают о той духовной силе, которая объединила русский народ в борьбе с польскими интервентами в XVII веке.
Цель проведения диктанта: развитие интереса к Отечественной истории и предмету в целом, повышение исторической грамотности обучающихся; формирование уважения к истории своего государства, чувства патриотизма, эстетического восприятия, трепетного отношения к традиционным ценностям; формирование понимания у обучающихся роли личности в истории.
В диктанте могут принимать участие обучающиеся 5 – 12 классов, реализующих основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, находящихся на территории ИК-5 г. Кемерово, и лица, отбывающие наказание в исправительной колонии.
Подготовка. Средства ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор). Исторический диктант по теме «День народного единства», состоящий из 20 вопросов.
Проведение. Диктант проводится накануне праздника Дня народного единства 3 ноября в актовом зале школы. Участники диктанта пишут на отдельных листах бумаги только номера вопросов и ответы на них. Всего на диктант отводится 35 минут.
Проверка. За каждый правильный ответ участник получает один балл. Половинчатый ответ можно оценить в 0,5 балла и т.п. Общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных участником. При этом сначала определяется общий уровень ответов, ориентируясь на низшее и высшее количество баллов, набранных участниками. Затем пропорционально баллы переводятся в систему оценок. Как показывает практика, на оценку «2» диктант мало кто пишет, обычно оценка находится в пределах от «3» до «4».
Обсуждение. Поскольку такой диктант имеет соревновательный характер и участники живо интересуются его результатами, то они активно реагируют на предлагаемый анализ их работы. После этого проводится раздача работ.
Особенности исторических диктанта. Главной методической особенностью исторического диктанта является «погружение» участников в изучаемый исторический период при мысленном, образном реконструировании исторических событий Смутного времени. В самом диктанте важную роль играет его построение. Последовательность вопросов логична и одновременно исключает монотонность восприятия. После зачитывания вопроса учителем у участника диктанта должна возникнуть некая бодрая эмоция: ничего себе! Я могу! и т.п. Поэтому виды вопросов последовательно различны. Например, за вопросом «Одной из причин хозяйственной разрухи в период Смуты являлось «непосильное тягло». Что имеется в виду?» (вопрос непростой) — следует вопрос: «В какой город был удалён с матерью Марией Нагой царевич Дмитрий?» (простой вопрос на память).
В историческом диктанте также используются отрывок из «Курса русской истории» В.О. Ключевского, отрывок из воспоминаний немецкого участника восстания Ивана Болотникова.
Исторический диктант является не только методом контроля знаний обучающихся, но и популяризирует события Отечественной истории, её настоящих героев.
Исторический диктант,
посвященный Дню народного единства
1. Укажите 3 причины Смутного времени:
1. Пресечение законной московской династии
2. Стихийные бедствия
3. Ужесточение политики закрепощения крестьян
4.Ослабление центральной власти
2. Одной из причин хозяйственной разрухи в период Смуты являлось «непосильное тягло». Что имеется в виду?
1. Церковная десятина
2. Натуральный оброк помещику
3. Служба в стрелецких войсках
4. Государевы подати
3. В какой город был удалён с матерью Марией Нагой царевич Дмитрий?
1. Тверь
2. Углич
3. Новгород
4. Ярославль
4. В каком году умер царь Фёдор Иванович?
1.1596 г.
2. 1601 г.
3. 1598 г.
4.1602 г.
5. Время правления Бориса Годунова:
1. 1597-1606 гг.
2. 1598-1605 гг.
3. 1598-1606 гг.
4. 1599-1605 гг.
6. Интервенция – это:
1. Политика государства, направленная на присоединение территории, население которой соответствует основному этносу данного государства.
2. Занятие вооруженными силами государства не принадлежащей ему территории.
3. Военное или политическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.
4. Насильственное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке.
7. Отряды Лжедмитрия I вступили на территорию России в:
1. 1602 г.
2. 1603 г.
3. 1604 г.
4. 1605 г.
8. Укажите имя короля, к которому Григорий Отрепьев обратился за помощью:
1. Сигизмунд III
2. Владислав IV
3. Янош II
4. Стефан Баторий
9. Битва с войсками Лжедмитрия I, состоявшаяся 21 января 1605 года, известна как:
1. Битва на реке Сити
2. Битва при Добрыничах
3. Битва под Полоцком
4. Битва под Ивангородом
10. Кто возглавил заговор бояр против Лжедмитрия I?
1. П. Ляпунов
2. И. Болотников
3. М. Салтыков
4. В. Шуйский
11. Прочтите отрывок из записок немецкого участника событий и укажите, о ком идёт речь.
«Всю область, которую он прошёл, он привёл к присяге Дмитрию и усилил значительно своё войско. По рождению… был москвитом, но в юности был взят в плен татарами и продан в Турцию. Там он был прикован на галере и несколько лет должен был исполнять тяжёлую грубую работу и, наконец, был освобождён немецким судном, которое перехватило турок на море, и привезён в Венецию…».
1. Иван Болотников
2. Григорий Отрепьев
3. «Царевич Пётр»
4. «Тушинский вор»
12. Что было характерно для восстания под руководством И. Болотникова? 1. Антипольский характер выступления
2. Поддержка существующей власти в лице царя Василия Шуйского
3. Участие разных слоев общества
4. Движение охватывало в основном район Поволжья
13. К военной мощи какого государства прибегнул Василий Шуйский в борьбе против «тушинского вора»?
1. Швеции
2. Дании
3. Литвы
4. Франции
14.Осада поляками Смоленска началась: 1. Весной 1608 г. 2. Осенью 1609 г. 3. Зимой 1610 г. 4. Летом 1611 г. 15. Оборону Смоленска возглавил: 1. М. Скопин-Шуйский 2. П. Ляпунов 3. К. Минин 4. М. Шеин 16. Главной военной силой Первого ополчения стали: 1. Представители духовенства 2. Черносошные крестьяне 3. Мещане и ремесленники 4. Крепостные крестьяне 17. Нижегородский земской староста, организатор Второго ополчения: 1. К. Минин 2. Ф. Мстиславский 3. П. Ляпунов 4. М. Романов 18. Какая церковная обитель выдержала в период Смуты 16-месячную осаду со стороны польских отрядов? 1) Троице-Сергиев монастырь
2) Чудов монастырь
3) Кирилло-Белозерский монастырь
4) Иосифо-Волоколамский монастырь 19. Для объединения вооружённых отрядов ополченцев со всех русских земель нужен был смелый и решительный командующий, не запятнавший себя сотрудничеством с самозванцами и захватчиками. На кого пал выбор? 1. Атаман Иван Заруцкий 2. Князь Дмитрий Пожарский
3. Патриарх Филарет 4. Князь Дмитрий Трубецкой 20. Прочтите отрывок из сочинения русского историка В.О. Ключевского и укажите, о каком событии идет в нём речь. «В самом начале года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли, … посадские и даже сельские обыватели. …Первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. …Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа. Посланные возвратились с донесением: быть государем М.Ф. Романову». 1. «Совет всей земли» 2. Заседание Боярской думы 3. Земский собор 1613 г. 4. Стоглавый собор
Ключи к историческому диктанту
№ вопроса | ответ |
1 | 134 |
2 | 4 |
3 | 2 |
4 | 3 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 3 |
8 | 1 |
9 | 2 |
10 | 4 |
11 | 1 |
12 | 3 |
13 | 1 |
14 | 4 |
15 | 4 |
16 | 3 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 2 |
20 | 3 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy._diktantden_narodnogo_edinstva.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка исторического диктанта,
посвященного Дню народного единства
Актуальность темы. История возникновения праздника День народного единства восходит к 4 ноября 1612 года, который является днём освобождения Москвы от интервентов-захватчиков. Когда, казалось бы, Российское государство окончательно ослабло и потеряло свою независимость, сам народ – крестьяне, посадские люди, купцы – сформировал ополчение и освободил Москву, создав условия для восстановления центральной власти. Этот день в истории является днём сплочения русского народа в борьбе с врагами, отстоявшего свою государственность и независимость.
Во времена правления Алексея Михайловича 4 ноября стал официальным государственным праздником. Однако в 1917 году с переменой власти и строя этот день забыли. День народного единства в России получил новую жизнь с распадом Советского Союза и снова обрёл статус государственного праздника. Для России этот праздник сравнительно новый: празднование возобновили в 2004 году. Инициатором возобновления исторически значимого дня выступила Русская Православная церковь в лице Патриарха Алексия Второго. В том же году праздник получил название День народного единства, согласия и примирения, и в 2005 году его впервые отпраздновали в масштабах всей страны.
Сегодня это один из самых любимых и всеми почитаемых праздников. В школах Дню народного единства посвящены классные часы, детям рассказывают про культурные традиции, историю Отечества. В этот день совершаются масштабные богослужения во всех православных храмах, чтят икону Казанской Божьей матери и вспоминают о той духовной силе, которая объединила русский народ в борьбе с польскими интервентами в XVII веке.
Цель проведения диктанта: развитие интереса к Отечественной истории и предмету в целом, повышение исторической грамотности обучающихся; формирование уважения к истории своего государства, чувства патриотизма, эстетического восприятия, трепетного отношения к традиционным ценностям; формирование понимания у обучающихся роли личности в истории.
В диктанте могут принимать участие обучающиеся 5 – 12 классов, реализующих основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, находящихся на территории ИК-5 г. Кемерово, и лица, отбывающие наказание в исправительной колонии.
Подготовка. Средства ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор). Исторический диктант по теме «День народного единства», состоящий из 20 вопросов.
Проведение. Диктант проводится накануне праздника Дня народного единства 3 ноября в актовом зале школы. Участники диктанта пишут на отдельных листах бумаги только номера вопросов и ответы на них. Всего на диктант отводится 35 минут.
Проверка. За каждый правильный ответ участник получает один балл. Половинчатый ответ можно оценить в 0,5 балла и т.п. Общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных участником. При этом сначала определяется общий уровень ответов, ориентируясь на низшее и высшее количество баллов, набранных участниками. Затем пропорционально баллы переводятся в систему оценок. Как показывает практика, на оценку «2» диктант мало кто пишет, обычно оценка находится в пределах от «3» до «4».
Обсуждение. Поскольку такой диктант имеет соревновательный характер и участники живо интересуются его результатами, то они активно реагируют на предлагаемый анализ их работы. После этого проводится раздача работ.
Особенности исторических диктанта. Главной методической особенностью исторического диктанта является «погружение» участников в изучаемый исторический период при мысленном, образном реконструировании исторических событий Смутного времени. В самом диктанте важную роль играет его построение. Последовательность вопросов логична и одновременно исключает монотонность восприятия. После зачитывания вопроса учителем у участника диктанта должна возникнуть некая бодрая эмоция: ничего себе! Я могу! и т.п. Поэтому виды вопросов последовательно различны. Например, за вопросом «Одной из причин хозяйственной разрухи в период Смуты являлось «непосильное тягло». Что имеется в виду?» (вопрос непростой) — следует вопрос: «В какой город был удалён с матерью Марией Нагой царевич Дмитрий?» (простой вопрос на память).
В историческом диктанте также используются отрывок из «Курса русской истории» В.О. Ключевского, отрывок из воспоминаний немецкого участника восстания Ивана Болотникова.
Исторический диктант является не только методом контроля знаний обучающихся, но и популяризирует события Отечественной истории, её настоящих героев.
Исторический диктант,
посвященный Дню народного единства
1. Укажите 3 причины Смутного времени:
1. Пресечение законной московской династии
2. Стихийные бедствия
3. Ужесточение политики закрепощения крестьян
4.Ослабление центральной власти
2. Одной из причин хозяйственной разрухи в период Смуты являлось «непосильное тягло». Что имеется в виду?
1. Церковная десятина
2. Натуральный оброк помещику
3. Служба в стрелецких войсках
4. Государевы подати
3. В какой город был удалён с матерью Марией Нагой царевич Дмитрий?
1. Тверь
2. Углич
3. Новгород
4. Ярославль
4. В каком году умер царь Фёдор Иванович?
1.1596 г.
2. 1601 г.
3. 1598 г.
4.1602 г.
5. Время правления Бориса Годунова:
1. 1597-1606 гг.
2. 1598-1605 гг.
3. 1598-1606 гг.
4. 1599-1605 гг.
6. Интервенция – это:
1. Политика государства, направленная на присоединение территории, население которой соответствует основному этносу данного государства.
2. Занятие вооруженными силами государства не принадлежащей ему территории.
3. Военное или политическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.
4. Насильственное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке.
7. Отряды Лжедмитрия I вступили на территорию России в:
1. 1602 г.
2. 1603 г.
3. 1604 г.
4. 1605 г.
8. Укажите имя короля, к которому Григорий Отрепьев обратился за помощью:
1. Сигизмунд III
2. Владислав IV
3. Янош II
4. Стефан Баторий
9. Битва с войсками Лжедмитрия I, состоявшаяся 21 января 1605 года, известна как:
1. Битва на реке Сити
2. Битва при Добрыничах
3. Битва под Полоцком
4. Битва под Ивангородом
10. Кто возглавил заговор бояр против Лжедмитрия I?
1. П. Ляпунов
2. И. Болотников
3. М. Салтыков
4. В. Шуйский
11. Прочтите отрывок из записок немецкого участника событий и укажите, о ком идёт речь.
«Всю область, которую он прошёл, он привёл к присяге Дмитрию и усилил значительно своё войско. По рождению… был москвитом, но в юности был взят в плен татарами и продан в Турцию. Там он был прикован на галере и несколько лет должен был исполнять тяжёлую грубую работу и, наконец, был освобождён немецким судном, которое перехватило турок на море, и привезён в Венецию…».
1. Иван Болотников
2. Григорий Отрепьев
3. «Царевич Пётр»
4. «Тушинский вор»
12. Что было характерно для восстания под руководством И. Болотникова? 1. Антипольский характер выступления
2. Поддержка существующей власти в лице царя Василия Шуйского
3. Участие разных слоев общества
4. Движение охватывало в основном район Поволжья
13. К военной мощи какого государства прибегнул Василий Шуйский в борьбе против «тушинского вора»?
1. Швеции
2. Дании
3. Литвы
4. Франции
14.Осада поляками Смоленска началась: 1. Весной 1608 г. 2. Осенью 1609 г. 3. Зимой 1610 г. 4. Летом 1611 г. 15. Оборону Смоленска возглавил: 1. М. Скопин-Шуйский 2. П. Ляпунов 3. К. Минин 4. М. Шеин 16. Главной военной силой Первого ополчения стали: 1. Представители духовенства 2. Черносошные крестьяне 3. Мещане и ремесленники 4. Крепостные крестьяне 17. Нижегородский земской староста, организатор Второго ополчения: 1. К. Минин 2. Ф. Мстиславский 3. П. Ляпунов 4. М. Романов 18. Какая церковная обитель выдержала в период Смуты 16-месячную осаду со стороны польских отрядов? 1) Троице-Сергиев монастырь
2) Чудов монастырь
3) Кирилло-Белозерский монастырь
4) Иосифо-Волоколамский монастырь 19. Для объединения вооружённых отрядов ополченцев со всех русских земель нужен был смелый и решительный командующий, не запятнавший себя сотрудничеством с самозванцами и захватчиками. На кого пал выбор? 1. Атаман Иван Заруцкий 2. Князь Дмитрий Пожарский
3. Патриарх Филарет 4. Князь Дмитрий Трубецкой 20. Прочтите отрывок из сочинения русского историка В.О. Ключевского и укажите, о каком событии идет в нём речь. «В самом начале года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли, … посадские и даже сельские обыватели. …Первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. …Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа. Посланные возвратились с донесением: быть государем М.Ф. Романову». 1. «Совет всей земли» 2. Заседание Боярской думы 3. Земский собор 1613 г. 4. Стоглавый собор
Ключи к историческому диктанту
№ вопроса | ответ |
1 | 134 |
2 | 4 |
3 | 2 |
4 | 3 |
5 | 2 |
6 | 3 |
7 | 3 |
8 | 1 |
9 | 2 |
10 | 4 |
11 | 1 |
12 | 3 |
13 | 1 |
14 | 4 |
15 | 4 |
16 | 3 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 2 |
20 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства.
Устный журнал, поэтическая композиция, коллективное мероприятие для студентов 1 курса колледжа...
Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме: "Исторический контекст праздника "День народного единства"
Урок-мастерская, посвященный пониманию праздника "День народного единства"...
Методическая разработка Торжественной линейки к Дню народного единства
Методическая разработка Торжественной линейки к Дню народного единства...
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»
Конкурс чтецов, посвященный Дню народного единства «И только в единстве сила России»Цель мероприятия:1. Учить детей выразительно читать стихотворения, интонационно разноо...
Методическая разработка исторического диктанта, посвященного 75 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Методическая разработка исторического диктанта, посвященного 75 - летию Победысоветского народа в Великой Отечественной войне Цель проведения диктанта: повышение исторической грамотност...
Методическая разработка сценария праздничного концерта "День Народного Единства"
Сценарий торжественного празднования Дня Народного Единства в школе...
Методическая разработка открытого классного часа "День народного единства"
История происхождения праздника,его значимость....