«Навстречу собственной судьбе»
методическая разработка (9 класс) по теме

Ушанева Татьяна Владимировна

Классный час в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.pptx1.5 МБ
Файл rekomendacii_po_vyboru_professii.docx492 КБ
Файл klassnyy_chas.docx76.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час: «Навстречу собственной судьбе»

Слайд 2

Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде. Джордж Сэвил Галифакс Всяк кузнец своего счастья (Русская народная пословица)

Слайд 3

Как вы понимаете смысл данных высказываний? Можете ли вы привести свои примеры на данную тему?

Слайд 4

- Как вы понимаете значение слова “призвание”? Степень наивысшего соответствия человека и его профессии.

Слайд 5

- Как вы думаете, каково значение труда для человека? В труде формируются физические и психические качества человека: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство. Труд служит средством самовыражения и самоутверждения: результат труда приносит человеку ощущение удовлетворенности, уважение окружающих.

Слайд 6

- Так что же такое “труд”? Деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; умственные и физические затраты, совершаемые людьми в этом процессе, результат деятельности.

Слайд 7

- Каким может быть содержание труда? Труд физический: связан с затратами мускульной энергии; Труд умственный, в том числе – учебный; Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.

Слайд 8

“ На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих: - Что вы делаете? Один ответил: “Камни ношу ” (труд принудительный) Второй сказал: “Деньги зарабатываю” ( труд, как источник существования) Третий воскликнул: “Мы храм строим!” ( труд – служение великой цели). Определите три типа отношения к труду

Слайд 9

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”. Что такое профессия

Слайд 10

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта? Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда. Дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации.

Слайд 11

Что такое “специальность”? Более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках одной профессии.

Слайд 12

Что такое “должность”? Служебная обязанность, функциональные обязанности работника на рабочем месте.

Слайд 13

Разделите по назначению. водитель автомобиля, врач , заведующий магазином, детский стоматолог, бригадир , начальник строительного участка шахты, продавец, экономист , редактор , секретарь .

Слайд 14

Профессий здесь названо только 4 – врач, секретарь, продавец, экономист. Специальность - водитель автомобиля. Должность - заведующий магазином, начальник строительного участка шахты, бригадир, редактор. Специализация - детский стоматолог.

Слайд 15

Пути получения профессии

Слайд 16

Тест по классификации труда (Е.А. Климов)

Слайд 17

Подсчитайте, сколько баллов получилось в каждом столбце: 9-10 баллов: ярко выраженная склонность; 7-8 баллов: выраженная склонность; 4-6 баллов: склонность на среднем уровне; 2-3 балла: склонность не выражена; 0 баллов: работа с таким предметом труда активно отвергается – «что угодно, но только не это».

Слайд 18

На земле много очень профессий: Есть профессии – нежная песня. Есть профессии – литый металл. Но всегда – и как было когда-то, И сейчас в двадцать первый наш век – Я хочу пожелать вам, ребята… Чтобы вырос из вас Человек!



Предварительный просмотр:

Рекомендации по выбору профессии

Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

 Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!”.

Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

гимназия №10

Классный час:

«Навстречу собственной судьбе»

     

Классный руководитель 9 класса

Ушанева Татьяна Владимировна

                                                      2012 год

                                                     г. Гуково

         

                                                   

Классный час: «Навстречу собственной судьбе»

Для учащихся 9 классов

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

Задачи:

  1. Информировать о различных путях получения профессионального образования ;
  2. воспитывать уважение к труду,
  3. убедить в необходимости активной подготовки к профессиональному самоопределению;
  4. расширить знания о мире профессий.

Эпиграф: 

Своим делом человек должен заниматься так,

словно помощи ему искать негде.

 Джордж Сэвил Галифакс

Всяк кузнец своего счастья

      (Русская народная пословица) (слайд 2)

1. Анализ эпиграфа к уроку

Учащимся задаются вопросы:

  1. Как вы понимаете смысл данного высказывания?
  2. Можете ли вы привести свои примеры на данную тему? (слайд 3)

2.  Беседа о  необходимости каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание. Используются литературные примеры, активные формы беседы.

Говорят, что “человек рождается два раза»,  считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по-голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”, что означает “work” - “работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.

Так, во все времена, труд – необходимая основа жизни и развития человека и общества.

- Как вы понимаете значение слова “призвание”?(слайд 4)

 (Степень наивысшего соответствия человека и его профессии).

-  Как вы думаете, каково значение труда для человека? (слайд 5)

  1. В труде формируются физические и психические качества человека: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.
  2. Труд служит средством самовыражения и самоутверждения: результат труда приносит человеку ощущение удовлетворенности, уважение окружающих.

-  Так что же такое “труд”? (слайд 6)

  1. Деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; умственные и физические затраты, совершаемые людьми в этом процессе, результат деятельности.

-  Каким может быть содержание труда? (слайд 7)

  1. Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;
  2. Труд умственный, в том числе – учебный;
  3. Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.

. Есть притча, ярко показывающая три типа отношения к труду.  (слайд 8)

“На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:

- Что вы делаете?

Один ответил: “Камни ношу” (труд принудительный)

Второй сказал: “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)

Третий воскликнул: “Мы храм строим!” (труд – служение великой цели).

Далее следует обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.

3.  Беседа о профессиональном пути

 Что такое профессия, профессиональная трудовая деятельность?

(слайд 9)

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.

Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:

- профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

- профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?  (слайд 10)

Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

Дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации.

Любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Любое ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.

Что такое “специальность”?   (слайд 11) (более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках одной профессии)

Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, терапевт, окулист, хирург. Узкая специализация - нейрохирург

 Какие специальности вы знаете в профессии слесарь? (слесарь-сантехник, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь механосборочных работ, слесарь КИП и А, слесарь-электрик т.д.)

Таким образом, профессия – эта группа родственных специальностей.

 Что такое “должность”? (слайд 12) (Служебная обязанность, функциональные обязанности работника на рабочем месте)

 Назвать свои примеры профессий, специальностей, должностей.

 Что такое квалификация? (Степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии или специальности). Привести примеры.

4. (слайд 13)  Практическое задание:

Работа по группам

найти и исправить ошибки в таблице:

Приложение № 1

Внимательно послушайте и определите, что я называю профессию или специальность, а может специализацию: водитель автомобиля, врач, заведующий магазином, детский стоматолог, бригадир, начальник строительного участка шахты, продавец, экономист, редактор, секретарь.

Разделите по назначению.

Профессий здесь названо только 4 – врач, секретарь, продавец, экономист.

Специальность - водитель автомобиля.

Должность - заведующий магазином, начальник строительного участка шахты, бригадир, редактор.

Специализация - детский стоматолог.

Приложение № 2

Задание №2.

Работа по группам (можно дать несколько определений в группу, а затем другие при ответе дополнят). Составить список специалистов, которые участвуют в создании:

1.        книги;

2.        батона хлеба;

3.        зимнего пальто;

4.        ученической тетради;

5.        художественного кинофильма;

6.        телевизора;

7.        газеты;

8.        обуви

5. Пути получения профессии (слайд 15)

УНПО – учреждение начального профессионального образования (профессиональные лицеи, училища).
УСПО (ССУЗ) – учреждение среднего специального образования (колледж, техникум).
ВУЗ – высшее учебное заведение (университет, институт, академия).
Аспирантура – после окончания ВУЗа вы можете поступить в аспирантуру. Срок обучения в очной аспирантуре – 2-3 года, в течение которых вы сдаете экзамены и пишете кандидатскую диссертацию. В случае успешного окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации вам присваивается ученая степень кандидата наук.
Докторантура – после окончания аспирантуры вы можете поступить в докторантуру. В течение срока докторантуры пишите докторскую диссертацию. В случае успешного окончания докторантуры и защиты докторской диссертации вам присваивается ученая степень доктор наук.

Тип учебного заведения

Уровень образования

Особенности профессиональной деятельности

Профессионально-технические
учебные заведения (УНПО)

Профессионально-техническое

Профессии рабочих, высокие физические нагрузки - высокие требования к здоровью, нет возможности занимать даже самые низкие управленческие должности

Средние

специальные
учебные заведения (ССУЗ)

Среднее

специальное

Профессии среднего технического, обслуживающего, педагогического и медицинского персонала (техники, бухгалтера, медсёстры, воспитатели детских садов и т.п.), физические нагрузки зависят от вида деятельности - требования к здоровью только специальные, есть возможность занимать должности среднего управленческого звена (мастер участка в цеху и т.п.)

Высшие учебные заведения (ВУЗ)

Высшее

Профессии высококвалифицированных специалистов, особых требований к здоровью нет, ограничений по уровню занимаемых должностей нет


6. Практическое занятие

Тестирование

У каждого человека — свой талант! Кто-то за секунды решает задачки по алгебре, другой может легко организовать друзей и устроить праздник.

Очень важно правильно оценить себя и выбрать ту специальность, которая бы совпадала с вашими интересами и особенностями. Психолог Е. А. Климов* выделил пять основных направлений в профессиональной деятельности по предмету труда:

человек — природа,

человек — техника,

человек — человек,

человек — знаковая система,

человек — художественный образ.

Приложение 3

Тест по классификации труда (Е.А. Климов) (слайд 16)

В таблице приведен список различных видов работы. Выбери один из двух вариантов деятельности и запиши его номер.

Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков

Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники

Спасать людей после аварий землетрясений

Заверять документы, оформлять доверенности и договора

Петь в музыкальной группе

Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов

Налаживать работу компьютеров, оборудования

Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его

Переводить научные тексты

Писать рассказы, сценарии, фельетоны

Тренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок

Разрабатывать мероприятия по охране редких растений

Ремонтировать оргтехнику, компьютеры, телефоны

Исправлять смысловые и стилистические ошибки в готовящихся к печати текстах

Заниматься флористикой, оформлять помещения цветами

Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды

Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда

Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера

10а

Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т.д.

10б

Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности

11а

Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов, стран

11б

Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу

12а

Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах

12б

Оказывать людям медицинскую помощь

13а

Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т.д.)

13б

Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме

14а

Изучать генетику, выводить новые сорта растений

14б

Работать в фондах архивов, находить необходимые документы

15а

Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора

15б

Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера

16а

Лечить кошек, собак, лошадей и пр.

16б

Осуществлять сборку компьютеров

17а

Искать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы

17б

Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг

18а

Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки

18б

Тренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением

19а

Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры

19б

Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т.д.

20а

Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя

20б

Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы

21а

Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к соревнованиям, турнирам, выступлениям

21б

Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений

22а

Строить дома по планам, делать разводку электричества соответственно с проектом

22б

Работать с финансовыми законами и кодексами

23а

Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений

23б

Анализировать молекулярный состав крови

24а

Проектировать новое производственное оборудование, дома

24б

Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест

25а

Оттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх

25б

Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование

26а

Организовывать праздники, выступать в роли тамады

26б

Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы

27а

Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа

27б

Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия

28а

Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные

28б

Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности

29а

Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов

29б

Писать компьютерные программы

30а

Консультировать людей в фитнес- зале, в бассейне, на спортивной площадке

30б

Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки

Найдите в этой таблице свои варианты ответов и выделите их. Каждое совпадение будем считать за один балл.

Природа

Техника

Другие люди

Знаковые системы

Художественные образы

Сам человек

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

27а

27б

28а

28б

29а

29б

30а

30б

Подсчитайте, сколько баллов получилось в каждом столбце: (слайд 17)

9-10 баллов: ярко выраженная склонность;

7-8 баллов: выраженная склонность;

4-6 баллов: склонность на среднем уровне;

2-3 балла: склонность не выражена;

0 баллов: работа с таким предметом труда активно отвергается – «что угодно, но только не это».

Выбор будущей профессии является важным и серьезным делом. От выбора профессии зависит, как будет происходить ваша жизнь после окончания учебного заведения и до самой пенсии. Именно поэтому к выбору профессии нужно подходить со всей ответственностью.

Отметим, что окончательный «диагноз» для выбора профессии сможет дать только психолог — специалист по профориентации. Не забывайте, что, кроме интересов, важны еще и способности, ваши физические и психологические качества.

Сегодня вы узнали о значении труда в жизни человека, о  путях получения профессионального образования. Сейчас вы учитесь в 9 классе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в 10 классе, кто-то пойдет учиться в училища, техникумы, но все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности, а также определить профиль обучения в 10 классе.

(слайд 18)

На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
    И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - Навстречу собственной судьбе

Классный час - Навстречу собственной судьбе...

Урок - проект "Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Настоящий урок - проект является результатом поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся. Каждое поколение отыскивает в давно известных произведениях нечто новое, своё, созвучное вре...

классный час " Навстречу собственной судьбе"

Классный час о правильном выборе профессионального пути...

Классный час "Навстречу собственной судьбе"

Классный час предназначен для учеников 10 класса. Профориентация - необходимая часть воспитательной системы в классе....

классный час "Навстречу собственной судьбе" 9 класс

расширять и систематизировать знания детей о профессиях,оказание помощи в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способно...

Методическая разработка открытого классного часа "Навстречу собственной судьбе"

Методическая разработка открытого классного часа "Навстречу собственной судьбе"...