Методическая разработка открытого классного часа "Навстречу собственной судьбе"
методическая разработка

Клименкова Татьяна Григорьевна

Методическая разработка открытого классного часа "Навстречу собственной судьбе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navstrechu-sobstvennoy-sudbe.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования

«Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НефтИн (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

«НАВСТРЕЧУ СОБСТВЕННОЙ СУДЬБЕ»

Нижневартовск 2022

Тема: «Навстречу собственной судьбе»

Дата проведения: 18.11.22г.

Группа: студенты 3 курса, гр.3РЭ04

Мероприятие: открытый классный час

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

Задачи:

  • Информировать о различных путях получения профессионального образования ;
  • воспитывать уважение к труду,
  • убедить в необходимости активной подготовки к профессиональному самоопределению;
  • расширить знания о мире профессий.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран

Ход мероприятия

Эпиграф (слайд 1): Всяк кузнец своего счастья

      (Русская народная пословица)

1. Анализ эпиграфа к уроку

Студентам задаются вопросы:

  • Как вы понимаете смысл данного высказывания?
  • Можете ли вы привести свои примеры на данную тему?

2.  Беседа о  необходимости каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание. 

Говорят, что “человек рождается два раза»,  считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по-голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”, что означает “work” - “работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.

Так, во все времена, труд – необходимая основа жизни и развития человека и общества.

- Давайте посмотрим на значение слова “призвание” (слайд 2)

 (Призвание – это степень наивысшего соответствия человека и его профессии).

-  Давайте посмотрим что же такое “труд”? (слайд 3)

  • Труд - деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; умственные и физические затраты, совершаемые людьми в этом процессе, результат деятельности.

-  Как вы думаете, каково значение труда для человека? (студентам задается вопрос)

Слайд 4

  • В труде формируются физические и психические качества человека: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.
  • Труд служит средством самовыражения и самоутверждения: результат труда приносит человеку ощущение удовлетворенности, уважение окружающих.

-  Каким может быть содержание труда? (студентам задается вопрос)

Слайд 5

  • Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;
  • Труд умственный, в том числе – учебный;
  • Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.

Есть притча, ярко показывающая три типа отношения к труду.

“На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:

- Что вы делаете?

Один ответил: “Камни ношу” (труд принудительный)

Второй сказал: “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)

Третий воскликнул: “Мы храм строим!” (труд – служение великой цели).

Далее следует обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.

3. Просмотр ролика с ответами студентов на вопрос: «Чего ждет человек от работы?»

  1. Видеть результаты своего труда.
  2. Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.
  3. Возможность не слишком утруждать себя.
  4. Возможность проявить умственные способности.
  5. Интересная работа.
  6. От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.
  7. Участие в перспективном деле.
  8. Хорошая оплата.
  9. Не требует тяжелой физической работы.
  10. Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.
  11. Признание хорошо исполненного дела.
  12. Общественно-полезная работа.
  13. Участие в решениях, касающихся производства.
  14. Хорошее пенсионное обеспечение.
  15. Не стать винтиком в огромном безличном механизме.

Обобщение: мы увидели собственное отношение к труду, определили свои ценности.

4. Беседа о профессиональном пути

 Что такое профессия, профессиональная трудовая деятельность? (выступление студента)

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.

Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:

- профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

- профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта? (вопрос студентам)

Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

Дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации.

Любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Любое ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.

В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? (вопрос студентам)

 работа на садовом участке – тоже род трудовой деятельности.

 Что необходимо для того, чтобы получить профессию? (вопрос студентам)

образование.

- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми).

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах,  в колледжах, лицеях, училищах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

 Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (вопрос студентам)

Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально

 Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (вопрос студентам)

Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности человека

Давайте посмотрим, что  такое “специальность”? (слайд 6) 

Специальность – это более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках одной профессии

Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, терапевт, окулист, хирург. Узкая специализация - нейрохирург

 Какие специальности вы знаете в профессии технолог бурения нефтяных и газовых скважин? (вопрос студентам)  

Бурильщик, слесарь по ремонту бурового оборудования, телеметрист, инженер по растворам, механик систем очистки, стропальщик, вышкомонтажник и т.д.

Таким образом, профессия – эта группа родственных специальностей.

 Что такое “должность”?  (слайд 7)

Должность – это служебная обязанность, функциональные обязанности работника на рабочем месте.

 Назовите свои примеры профессий, специальностей, должностей.

Должности в бурении – помощник бурильщика, мастер, менеджер по бурению, начальник цеха, региональный супервайзер и тд.

 Что такое квалификация? (слайд 8)

Квалификация – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии или специальности.

Приведите примеры.

4. Давайте рассмотрим пути получения профессии (слайд 9)

УНПО – учреждение начального профессионального образования (профессиональные лицеи, училища).
УСПО (ССУЗ) – учреждение среднего специального образования (колледж, техникум).
ВУЗ – высшее учебное заведение (университет, институт, академия).
Аспирантура – после окончания ВУЗа вы можете поступить в аспирантуру. Срок обучения в очной аспирантуре – 2-3 года, в течение которых вы сдаете экзамены и пишете кандидатскую диссертацию. В случае успешного окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации вам присваивается ученая степень кандидата наук.
Докторантура – после окончания аспирантуры вы можете поступить в докторантуру. В течение срока докторантуры пишите докторскую диссертацию. В случае успешного окончания докторантуры и защиты докторской диссертации вам присваивается ученая степень доктор наук.

Студенты заранее получают памятки следующего содержания:

Тип учебного заведения

Уровень образования

Особенности профессиональной деятельности

Профессионально-технические
учебные заведения (УНПО)

Профессионально-техническое

Профессии рабочих, высокие физические нагрузки - высокие требования к здоровью, нет возможности занимать даже самые низкие управленческие должности

Средние

специальные
учебные заведения (ССУЗ)

Среднее

специальное

Профессии среднего технического, обслуживающего, педагогического и медицинского персонала (технологи, бухгалтера, медсёстры, воспитатели детских садов и т.п.), физические нагрузки зависят от вида деятельности - требования к здоровью только специальные, есть возможность занимать должности среднего управленческого звена (мастер на буровой  и т.п.)

Высшие учебные заведения (ВУЗ)

Высшее

Профессии высококвалифицированных специалистов, особых требований к здоровью нет, ограничений по уровню занимаемых должностей нет


Вслух зачитывают их.

5. Вывод по занятию:

Сегодня вы узнали о значении труда в жизни человека, о  путях получения профессионального образования. Сейчас вы учитесь на 3 курсе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в институте, кто-то пойдет работать по специальности, которую получаете в техникуме,  все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности.

На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
    И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек
!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Методическая разработка открытого классного часа "День победы"

Во все времена русский народ защищал свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Наша Родина, Россия, - страна героическая....

Методическая разработка открытого классного часа "Слагаемые успеха"

Методическая разработка открытого классного часа "Слагаемые успеха"...

Методическая разработка открытого классного часа "Вся правда о наркотиках"

Открытый классный час предназначен для студентов 1 курса. Цель мероприятия: улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и личности в целом, содействие...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА В 6"Б"КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?»

Методическая разработка классного часа "Что значит быть настоящим другом"....

Методическая разработка открытого классного часа по теме: "Кубань - многонациональный край!"

Цель классного часа -  помочь осознать студентам ценности этнокультуры народов Кубани,  воспитывать чувства терпимости и толерантности...