Рабочая программа по математике в 5-6 классах
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа по математике в 5-6 классах. Внеучебная деятельность в форме кружка "Занимательная математика". Программа расчитана на 35 часов. Занятия проходят одновременно в 5 и 6 классах, т. к. школа сельская малокомплектная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа с.Никольское
Духовницкого района Саратовской области"
«Согласовано» Руководитель МО МОУ "Основная общеобразовательная школа с.Никольское Духовницкого района Саратовской области" ___________Тисленко Т. Н. Протокол № ___ от «____»____________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ "Основная общеобразовательная школа с.Никольское Духовницкого района Саратовской области" _____________ Черницова Е. Н. «____»____________2012 г. | «Утверждено» Директор МОУ "Основная общеобразовательная школа с.Никольское Духовницкого района Саратовской области" _____________Бурукина Н. Н. Приказ № ___ от «___»____2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бурукиной Натальи Николаевны,
первая квалификационная категория
по кружку «Занимательная математика»
5-6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «20_»августа 2012 г.
2012 - 2013 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Это говорит уже о месте математики среди наук. Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Наибольший интерес у обучающихся к математике проявляется в 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её. Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д. Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается. Проведение занятий рассчитано на 35 ч. ( 1 ч. В неделю).
Цель:
расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи:
-способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
-развивать логическое мышление;
-развивать у учащихся интерес к математике;
-развивать у детей смекалку;
-развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
-расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
-показать широту применения математики в жизни.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Занимательная математика»
5-6 класс (35 часов)
№№ | Тема | Часы | Сроки изучения |
1 | Ребусы. Числовые ребусы. | 1 ч. | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
| Танграм | 1ч | |
|
| 2ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 2ч | |
| Подготовка к математическому вечеру. | 2ч | |
| Математический вечер. | 2ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
| Магические квадраты | 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
| Одним росчерком. Задача Леонарда Эйлера. | 1ч | |
|
| 1ч | |
|
| 1ч | |
27 |
| 2ч | |
28 |
| 1ч | |
29 |
| 1ч | |
30 | Математика в природе | 1ч | |
Итого: | 35ч |
Содержание обучения.
Подготовка к олимпиаде по математике.
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Из истории математики.
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Занимательные задачи.
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Старинные задачи.
В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, проекты.
Прикладная математика.
Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы: развивающие игры, лекции, оригами.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Ученики должны:
1. Уметь решать логические задачи, задачи на взвешивание, переливания, задачи-шутки;
2. Уметь составлять кроссворды, ребусы, задачи-шутки, математические сказки;
3. Увидеть связь математики с природой.
Список литературы
- Белоусов В.М. Занимательная стандартизация. Очерки. С.-П.: Детская литература, 1998
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: Задачи логич. характера: Кн. для учащихся 5-11 кл. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы.1979.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000 г.
- Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя.- 2-е изд.. дораб. – М.: Просвещение. 1987. – 192 с.: ил.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – 5е изд. – М.: Просвещение, 1998 – 160 с.
- Предметные недели в школе. Математика 2002. Составитель Л. В. Гончарова. Издательство «Учитель», Волгоград.
- Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи по внеклассной работе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999.
- ШарыгинИ. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. Учреждений.- 2-е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 1996. – 80 с.: ил.
Рекомендуемые темы проектов.
- Математика в моей жизни.
- Математика в природе.
- Интересные задачи.
- «Арифметика» Л. Ф. Магницкого.
- Задачи Л. Н. Толстого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для учащихся 8 класса
Рабочая программа по математике составлена к учебникам Алгебра Ю.Н.Макарычев и Геометрия Л.С.Атаносян. Расчитана на изучение математики в 8 классе где выделено в учебном плане 5 ч, 175 ч в год. ...
Рабочая программа по математике в 10-11 классе
10-11 классы - 4 ч. в неделю...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по математике в 1-4 классах по программе "Перспектива"
Рабочая программа предназначена для учителей математики начальной школы, работающих по программе "Перспектива". В программе прописаны планируемые результаты освоения учебного предмета в соот...
Рабочая программа по математике для 5-6 классов по учебнику "Математика" С.М. Никольского
Данная рабочая программа может быть использована учителями математики, работающими по учебнику "Математика" С. М. Никольского....
Рабочая программа по математике в 9-ом классе для обучающихся по программе VIII вида
Поурочное планирование, включая пояснительную записку....