Классный час "Виртуальное путешествие по Зауралью и встреча с уральским математиком"
занимательные факты по алгебре (6 класс) по теме

Федосеева Людмила Евгеньевна

Классный час о математике Иване Михеевиче Первухине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedoseewa_2011_schenari.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Федосеева Л.Е.

Классный час

Виртуальное путешествие по Зауралью и встреча с уральским математиком.

Цели и задачи:

  1. Расширение знаний обучающихся о родном Зауралье и  людях, прославивших его.
  2. Развитие умений и навыков самостоятельной работы обучающихся - исследовательской работы, отбора фактов, их анализа.
  3. Развитие творческих способностей детей: подготовка фото- и видео- материалов.
  4. Развитие навыков работы учащихся в программе Power Point, создание самостоятельных презентаций.

Оборудование:

Интерактивная доска, проектор, компьютер.

Презентация в программе Power Point.

Особенности проведения:

Текст экскурсии сопровождается слайдами Презентации “Иван Михеевич Первушин”, подготовленной учащимися для данного мероприятия;  устными рассказами учащихся, инсценированием.

Рекомендуемая литература:

1. Л.П. Осинцев. Уральский математик. – Ю.-Уральское книжное издательство Челябинск, 1974.- 20 с.

2. Лахтин Л.К. По поводу одной теоремы теории чисел, найденной эмперически И.М. Первушиным. – «Математический сборник», т.16, 1893

3. Носилов к.Д. Священник – математик.- «Новое время», 1896

4. Раик А.Е. Уральский математик Иван Михеевич Первушин. – «Историко-математические исследования», 1953, вып. VI. Стр 535-572.

5. Тимофеев В.П. Педагогическая деятельность уральского математика И.М. Первушина. – Ученые записки ШГПИ. Вып. 5. Педагогика. Курган, 1961, стр. 197-219.

Ход мероприятия.

    Учитель:  Здравствуйте, ребята. Тема нашего классного часа «Зауральский математик – Иван Михеевич Первушин». (Слады1 и 2).

   Сегодня я и мои помощники приглашаем вас на виртуальную экскурсию по родному Зауралью.

    Для начала мы отправимся в посёлок Лысьвенского завода Пермской губернии (слайд 3). 9 января 1827 года в этом посёлке родился Иван Михеевич Первушин. Семья была большая: семнадцать братьев и сестёр. Трудно приходилось родителям. Но маленький Ванюша полюбился дедушке и был взят на воспитание в его состоятельную семью. Дед рано познакомил его с книгой.

   2 ведущий. Когда Иван овладел арифметическими действиями, и слава о его способностях перешагнула границы родного порога, то к дедушке обратилась сельская приказчица с просьбой поучить арифметике сына. И вот маленький Иван Первушин выступает в роли учителя. Курс прошли успешно, и Иван получил от благодарной матери подопечного в подарок шелковый галстук.

    К 10 годам Иван хорошо усвоил латынь, охотно занимался пением по нотам. Но домашнее образование закончилось, и его увезли в Пермь, в духовное училище. Дальнейшее знакомство с математикой привело юного ученика к первым математическим поискам.

Учитель: (Слайд 4). Много лет спустя Иван Михеевич вспоминал о своих первых математических поисках: «…Познакомился я числами и арифметикой в 1838-1840 годах, заняла мысль о «простых числах», не давала мне покою и периодически отнимала у меня много времени и труда письменного. Между числами 1,2,3,4,5,6,7,8…и т.д. за квадралионы (квинталионов, дециллионов я ещё не знал тогда) одни мне представлялись по справедливости произведениями других, как например 4=2*2, 6=2*3, 15=3*5, 16=2*2*2*2. (Слайд 5). Непроизводные постепенно уменьшались, сравнительно с производными; в первом десятке они равнялись друг другу, обоих по пяти; в первой сотне непроизводных было только 26, а производных почти втрое больше – 74, тяжкими трудами я добился и первой тысячи: в ней оказалось непроизводных 169,а производных 831, почти в пять раз более».

    В семинарии успехи Первушина в овладении предметом были несомненны, и он продолжал работу над непроизводными и производными числами. Правда утомительный труд приводил иногда его в отчаяние, и он со злостью уничтожал выкладки, бросал все в сторону. Но дни бежали, а интерес не угасал, и молодой математик снова садился за рабочий стол, чтобы скорее постичь истину. Его занимал вопрос: (Слайд 6). «Скоро ль прекратятся производные числа, а затем последуют производные только?».

1 ведущий. После успешного окончания Пермской духовной семинарии Иван Первушин был рекомендован в Казанскую духовную академию. Успехи в математике были блестящи. На экзамене по математике присутствовал молодой ещё Чебышев. Он обратил внимание на молодого Первушина.

    И вот Иван Михеевич снова в Перми. Он преподает математику в семинарии, служит в одной из городских церквей. Но жизнь и служба его не удовлетворяют. «Удушливая атмосфера губернского города» вынуждает уехать «под благодатное небо».

3 ведущий. (Слайд 7). В 1856 году Иван Михеевич приехал в село Замараево Шадринского уезда Пермской губернии и стал священником местной Знаменской церкви (слайд 8). Переезд благотворно сказался на всей последующей жизни математика. Он горячо полюбил Зауралье, его просторы, нескончаемые поля, приветливые берёзовые колки, голубые озёра и тихую сельскую жизнь (слайд 9). К нему снова приходят математические мечтания, и он выписывает из Петербурга книгу П.Л. Чебышева «Теория сравнений».

Учитель: Книга Чебышева рассеяла многие сомнения, и, досконально изучив её, Первушин вплотную принялся за исследование теории чисел.

   (Слайд 10). В 1878 году в Российскую Академию наук пришла его первая работа о делении числа 22¹² + 1 на простой делитель р = 7*2¹³*2+1 = 114689.

   (Слайд 11). 4 апреля академик В.Я. Буняковский на заседании физико - математического отделения доложил, что «священник Первушин в записке от 18 ноября 1877 года сообщил Академии о новом открытом им случае делимости чисел вида 22ⁿ +1, а именно 22¹² + 1-0 (мод 114689).

    В новой своей записке Первушин сообщал о другом случае делимости вышеприведённой формулы. Он нашёл, что число 22²³ +1, состоящее из 2525223 цифр, делится нацело на простой модуль 167772161 = 5*2²³*2² +1. академик Е.И. Золоторёв принял на себя утомительный по длинноте своей  труд, проверил и подтвердил этот интересный результат.

1 ведущий.  (Слайд 12). Как известно из истории математической науки, во время работы Первушина над теорией простых чисел в науке было известно самое большое простое число 2³¹-1 = 2147483647, открытое математиком Эйлером. И это число как высокий предел открытий в этом направлении держалось канонически уже около века. (Слайд 13). Но вот зауральский священник Иван Михеевич Первушин доказал, что число, большее открытого Эйлером, а именно 2305843009213693851 – тоже простое. Когда об открытии И.М. Первушина стало известно Академии наук, она не решилась проверить этот результат ввиду того, что проверка отняла бы много времени. И только когда математик Зеельгоф подтвердил доказательство Первушина, в академии наук было решено сообщить в печати об этом открытии.

2 ведущий. Это открытие вызвало сенсацию в математических кругах, и имя нашего земляка прочно вошло в историю математических открытий. Хотя в дальнейшем ученые математики открыли простые числа – большие первушинского, но открытое зауральцем число до сих пор известно как «число Первушина».

    Небезынтересно отметить такой случай. (Слайд 14).  Когда в Чикаго в 1893 году собрался международный конгресс математиков, из России на выставку, устроенную на этом конгрессе, не поступило ни одной математической работы, за исключением труда И.М. Первушина.

3 ведущий. В 1860 году Иван Михеевич открыл в селе Замараево школу для крестьянских детей. Много труда, терпения затратил он, прежде чем школа стала пользоваться авторитетом у местных жителей. Сторжил села Н.Я. Нестеров рассказывал: (дальше учащиеся показывают сценку из жизни И. М. Первушина):

Н.Я. Нестеров: Однажды И.М. Первушин посетил дом отца. Ребятишек в доме было много,

И.М. Первушин:  Учишь хоть одного?

Отец Нестерова:  Нет, не учатся, лопотины нет.

И.М.Первушин: Привези-ка в школу – потом оденем.

Н.Я. Нестеров: Отец отвёз меня и моего брата в школу. Вскоре зашёл в школу Первушин. Увидав нас, подошёл.

И.М. Первушин:  Учитесь?

Н.Я. Нестеров:  Учимся!

И.М. Первушин: Ну-ну, учитесь!

Н.Я. Нестеров: А через два дня нам дали по шароварам, по пимам и пиджаки.

1 ведущий. Скучать Ивану Михеевичу было некогда. Он – член правления Далматовского духовного училища, он – корреспондент Пермского статистического комитета, ведёт метеорологические наблюдения и т.д. В конце 1860 года Первушин задумал редкое для того времени дело – издание рукописного журнала. Журнал начал выходить в период подготовки реформы 1861 года. Первушин начал издавать рукописный журнал, потому, что не мог получить доступ в официальную прессу из-за прогрессивного образа мыслей и взглядов.

2 ведущий. Ещё одно интересное занятие для сердца, для души, для ума находил Иван Михеевич, живя в деревне. Это сбор драгоценных россыпей сокровищницы великого искусства – устного поэтического народного творчества. «Мы никогда не узнаем народа, - писал он, - его души, его стремлений, его нужд и горестей, его надежд и радостей, если не подслушаем его песен, сказок, пословиц, притчей, поговорок». К сбору произведений устного поэтического народного творчества И.М. Первушин обратился не случайно, к знакомству с фольклором его привело сочувствие народным массам.

3 ведущий. В 1883 году Иван Михеевич с семьёй переехал из села Замараево в Шадринск (Слайд 15). Перевода добилось физико-математическое отделение Российской академии наук. В городе были лучшие, чем в селе, условия для научной деятельности: работали книжные магазины, почтовая контора, да и интеллигенции было больше. Ивана Михеевича назначили вторым священником Шадринской Николаевской церкви (слайд 16), здание которой находилось на берегу светлоструйной Исети (слайд 17), на тихой, покрытой травяным ковром улице Преображенской. В нескольких десятках шагов от церкви стоял большой дом под железной крышей, в котором поселился Иван Михеевич (слайд 18).

     Но условия службы, вероятно, его не удовлетворили. Первушин был человеком подвижного, весёлого, общительного характера и за словом в карман не лез. Не любил льстить начальству, а часто в присутствии последнего острословил. Контакты с шадринскими церковниками скоро были прерваны, особенно после памфлета «Отрезвительное значение игральных карт», в котором философ математик сравнил бога с карточным тузом. Ему пришлось покинуть место службы. Иван Михеевич называл себя «безместным священником и запрещенным математиком».

     В конце 1887 года его перевели в село Мехонское Шадринского уезда (слайд 19,20), и там он прожил до самой смерти (слайд 21).

А сейчас проверим ваше домашнее задание. За неделю до классного часа вам было предложено найти интересные факты из жизни Ивана Михеевича.

Слово предоставляется желающим (ребята по желанию рассказывают понравившиеся факты):

- У Ивана Михеевича было три дочери: Вера, Александра и Софья. Отрадно отметить, что младшая дочь продолжила дело отца - одного из просветителей края. София Ивановна училась в Замараевском народном училище и десятилетней девочкой окончила его.  Обучение она продолжила в Екатеринбурге в частном пансионе. Завершила своё образование под руководством отца. Сдав экзамены и проведя пробные уроки по русскому языку и арифметике, Софья получила звание учительницы сельского приходского и начального народного училища.

- Однажды в селе Макаровсом Шадринского уезда Первушин подошел к группе ребят школьного возраста. Непринужденно разговаривая с ними, он предложил решить задачку. Сюжет её – из крестьянской жизни.

  «Собрался мужик на базар продавать огурцы. Решил продавать их по десятку. Сосчитал дома  и повез точное число десятков. Дорогой съел один огурец, а когда приехал на базар забыл об этом. Начал раскладывать огурцы по десятку, а одного не хватает. Тогда мужик стал раскладывать по девяти. Разложил, а опять не приходится поровну, в остатке восемь огурцов. Тогда он начал раскладывать по восьми, по семи, и, наконец, по два, а в последней куче все не хватает одного огурца.

     Спрашивается, сколько же мужик повез на базар огурцов?».

Учитель: Итак, ребята сегодня мы совершили виртуальное путешествие во времени и пространстве.

Вопрос 1. Давайте вспомним с какой губернии мы начали свой путь?

Ответ: с Пермской губернии.

Вопрос 2. Как называлась следующая остановка?

Ответ: село Замараево Шадринского уезда Пермской губернии?

Вопрос 3. Куда переехал жить Иван Михеевич из села Замараево?

Ответ: В Шадринск?

Вопрос 4.  В какое село перевели Первушина в конце 1887?

Ответ: В село Мехонское.

Молодцы!

Учитель: Спасибо, ребята за интересные рассказы! А для тех кому понравился наш рассказ, но хотелось бы узнать больше, мы рекомендуем

1. Прочитать книги (слайд 22):  

1. Л.П. Осинцев. Уральский математик. – Ю.-Уральское книжное издательство Челябинск, 1974.- 20 с.

2. Лахтин Л.К. По поводу одной теоремы теории чисел, найденной эмперически И.М. Первушиным. – «Математический сборник», т.16, 1893

3. Носилов к.Д. Священник – математик.- «Новое время», 1896

4. Раик А.Е. Уральский математик Иван Михеевич Первушин. – «Историко-математические исследования», 1953, вып. VI. Стр 535-572.

5. Тимофеев В.П. Педагогическая деятельность уральского математика И.М. Первушина. – Ученые записки ШГПИ. Вып. 5. Педагогика. Курган, 1961, стр. 197-219.

2. Прочитать статьи о Первушине на сайтах  (Слайд 23):

  1. http://al-dedov.narod.ru/january.htm 
  2. http://123diplom.ru/item/items7747497.html 
  3. http://3522.ru/forum/showthread.php?p=26781 
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Первушин,_Иван_Михеевич 
  5. http://www.referun.com/n/folklor-v-prosvetitelskoy-i-kraevedcheskoy-deyatelnosti-i-m-pervushina 
  6. http://museum.shadrinsk.net/1/mobile/articles.php?lng=ru&pg=24 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путешествие в прошлое.Великий математик-Пифагор Самосский"

Конспект классного часа для 5 класса коррекционной школы VIII вида"...

Классный час "Край родной - Зауралья частица"

Классный час "Край родной - Зауралья частица"...

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Защитника Отечества "ВСТРЕЧА ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ"

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству....

Открытый урок по теме: «Путешествие за новыми друзьями: встреча десятиклассников на заседании диско – клуба».

Материал к учебнику Кузовлева В.П. "Английский язык 10-11 класс". Форма проведения: "Ролевая игра". Работа ориетирована на совершенствование образовательного и воспитательного процесса, и предназ...

Классный час Тема: «Помним. Гордимся. Благодарим!» (Встреча с участником ВОВ)

Великая Отечественная война длилась почти четыре года: с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.Тяжкие испытания выпали на долю нашего народа. Война коснулась всех — и взрослых, и детей. И каждый ...

классный час 6-7 класс " На встречу к мечте!"

Данный классный час направлен на воспитание культуры познания собственного внутреннего мира – мыслей, переживаний, желаний, целей, жизненных перспектив.Классный час способствует развитию художес...