Ох,уж эти дроби!
методическая разработка (6 класс) на тему

Якушева Светлана Васильевна

Данное мероприятие обобщает материал по теме "Все действия с дробями" в 6классе. Дання разработка может использоваться как на заключительны х уроках,так и в рамках предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ох,уж эти дроби!180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике в 6 классе.

«Ох, уж эти дроби»

Цель:

  1. Расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся, повышение уровня их математической культуры.
  2. Выработка умения работать в команде.
  3. Развитие познавательной активности, творческих способностей,

  смекалки.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с названием команд.

Ход игры:

1.Ребята, сегодня мы проведём занятие в виде игры. Сегодня мы с вами будем решать задачки, головоломки, где вы сможете проверить свои знания на смекалку и познать много нового. О чем же пойдет речь? Давайте отгадаем загадку.

Первую в школе все изучают,

Ну а второй из двустволки стреляют.

Третью исполнят вам два барабана

Иль каблуки отобьют ее рьяно

Правильно, дробь. Наша игра называется «Ох, уж эти дроби»

Ох, эти дроби!

Жизнь как дробь: и точна, а мимо

В ней делитель упрям и злобен,

А делимое- неделимо

И.Снегова  «Математика-это трудно»

А теперь вспомним, какие бывают дроби, что означает числитель, знаменатель, правила сложения, умножения, деления  дробей.

Ребята у вас было домашнее задание. Вы готовили сообщения по темам «ИЗ истории дробей», «Что я знаю о дробях».

Из истории дробей (дополнение, если этого не было в  сообщениях).

Первой дробью, наверное, была дробь ½.

Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте:

Это дроби: 1/3, 2/3, 1/6

А теперь, вспомним какие бывают дроби, что означает числитель, знаменатель, правила сложения, умножения, деления  дробей.

А теперь давайте играть, у нас будут две команды: дроби правильные и неправильные дроби.

  1. Разминка.

Вопросы задаю поочерёдно каждой команде. За каждый правильный ответ 1 бал.

  1. Кто из русских математиков назвал дроби ломаными числами?                ( Леонтий Филиппович Магницкий, автор первого русского учебника по математике)
  2. Что означает поговорка «Попасть в дроби?»  (Такая поговорка сохранилась у немцев. Это означает попасть  в трудное положение.)

Послушайте об этом стихотворение:

Попасть в дробь.

Говорят, что немцы, чтоб

Не попасть в беду,

Поговорку сочинили

Много лет тому.

Если видят, что напьешься,

Метра не пройдешь,-

Палец к верху поднимают:

«В дроби попадешь!»

Если видят, что зарвался ,

Деньгам счета нет,

Старики глаза закроют,

Молвят как завет:

«стать богатым быстро хочешь?!

Оглянись, не то иначе-

В дроби попадешь!»

Ну и мы тебя научим:

«Трудно ?! Ну и что ж!

Потрудись. Иначе тоже-

В дроби попадешь»

И.Кушнир

Л.Финкельштейн

Ну, а мы продолжаем наш конкурс

 

  1. Найдите дробь, у которой числитель меньше знаменателя и которая не изменится, если её запись перевернуть «вверх ногами».  (6/9)
  2. Без чего не могут обойтись математик, охотник, барабанщик?                  (без дроби)
  3. Какая цифра в переводе с латинского означает «ничего»? (0)
  4. Старику 100 лет, но у него было 25  дней рождений. Как это могло быть? (Он родился 29 февраля)
  5. Может ли чётное число быть простым? (да, это 2)
  6.  В клетке было 4 кролика. Каждой из 4 девочек дали по 1 кролику и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться?

2). Конкурс «Внимание»

Задания 1 команде:

1.Шла старушка в Москву и навстречу её три старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старушка)

2.Что легче 2½  кг ваты или 2½  кг железа? (одинаково)

3.Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Одна)

4.К 5/20 прибавить  7/20 . Как правильно записать: «одиннадцать двадцатых » или  «одиннадцать двадцатых»?  (получится 12/20)

5.Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 ½  км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 ¾ км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (одинаково)

Задания 2 команде:

1.Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа)

2.Петух, стоя на одной ноге весит 5 ½ кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5½  кг)

3.Сколько блинов можно съесть на пустой желудок? (один)

4.Спутник земли делает оборот за 1ч 40 мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается? (1ч40 мин = 100мин)

5.Над рекой летели птицы –голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5)

Конкурс. Восстановите недостающие числа в примерах:

1-ой команде:

*/8 – 1/*  = 3/8  (5/8 – 1/4 =3/8)

2-ой команде:

1/2  + */4 = */4   ( ½  + ¼  =3/4 )

Конкурс болельщиков.

 А) Разгадать анаграмму. На доске слова: надо переставить буквы так, чтобы получилось слово, связанное с математикой. За верно решенные анаграммы вы получите 1 балл.

Рдобь- дробь

Исолч-число

Тоечсна – частное

Амтамеикат – математика

Ирцулкь – циркуль

Каравтд-квадрат

 Б) Ребусы, головоломки. За ограниченное количество времени ребятам предлагается расшифровать ребусы

1)                         2)

)            4) 

5)    6) 

7) 8) 

Ответы:  чиполлино, семья, осень, два, периметр, знаменатель, степень, пример

3)Конкурс: «Устрани ошибку».         

Для каждой команды приведены решения четырех примеров, но в них допущены ошибки. Найти эти ошибки и объяснить, почему они были допущены..

1 команда:

10-5/9=109/9 – 5/9 =104/9;

32/3+ 56/10 =88/13;

44/9 – 21/6 =23/3;

5 – 41/2 = 11/2.

2 команда:

62/3 + 41/3 =103/3;

211/13 - 9/13 =12/13;

44/9 – 41/3 = 03/6 =1/2;

1 – 4/9 = 6/9.

4) Логическая. Кто быстрее?

Что быть отличным математиком, совсем не обязательно быть гением. Для этого нужно лишь одно, свободно обращаться с числами и распознавать в них различные закономерности. Подумайте, как составлен каждый ряд дробей и один ряд чисел и продолжите его на 1 дробь, и на одно число.

1) 2/5,   4/8,   6/11,   8/14….      10/17

2)1/3,   2/7,   3/11,   4/15…..         5/19

3) 1; 1; 2;3 ;5 ;8; 13; 21……34

Каждое новое число в 3-ей последовательности является суммой 2-х предыдущих членов этой последовательности, с их таинственными свойствами они известны сейчас как числа Фибоначчи.

5) Конкурс «Лови задачу»

Д.Пойа: «Умение решать задачи- практическое искусство, подобно плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано: научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»

Прежде чем мы будем решать задачи, поиграем в игру «Третий лишний». Нужно выбрать лишнюю задачу и быстро ее решить. Побеждает тот, кто быстрее правильно решит задачу.

  1. Заяц с черепахой бежали кросс. Черепаха проползла 3 м, что составило 5% всей дистанции. Сколько метров осталось проползти до финиша?
  2. Семья ежей собрала 50 грибов. Самый маленький еж собрал 6% всех грибов. Сколько грибов собрали остальные ежи?
  3. В одном ящике 53/10 кг  винограда, что на  24/5 кг меньше, чем в другом. Сколько кг винограда в двух ящиках?

А теперь  будем решать задачи. Каждой команде предлагаются задачи.

Н.Носов «Приключение Незнайки».

1.Незнайка решил совершить за день 10 хороших поступков. Но, к сожалению, ему удалось сделать лишь 1/5 часть того, что он запланировал. Сколько хороших поступков совершил незнайка за день?

2. Знайка прочитал за день ¼ часть книги. Сколько дней потребуется Знайке на чтение всей интересной книги?

Сказка Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес».

1. Алиса упала в сказочный колодец  и за первую минуту пролетела 150 м. Какова глубина колодца, если за первую минуту Алиса пролетела 3/11 всего расстояния? (550 м)

Сказка о Золушке.

2.Мачеха перед баллом задала золушке много работы. Чтобы выполнить 3/5 этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу.

Задание командам .За время проведения конкурса капитанов, 1 команда составляет задачу в которой потребуется умножить 60 км. на ¾ ,а  второй команде разделить 60 км на ¾

6) Конкурс капитанов.

За 1 минуту как можно больше правильных ответов.

1.Если числитель больше знаменателя, то дробь является правильной?       (нет)

 2. Делить можно на любое число?                        (нет)

 3. Может ли при умножении получится нуль?      (да)

 4. Дробь 2/3=4/6          (да)   

 5.Какую часть часа составляют 15 минут    (  ¼ )

6. Что общего в русском языке и в десятичной дроби?          (,)

7.  Что есть у растений, в слове и в уравнении?   (корень) 

8. Назови фамилию автора учебника, по которому мы занимаемся. (Виленкин)

9.Деление числителя и знаменателя на одно и то же число –это….  (сокращение дробей)

10. Что больше ⅕ или ⅓ ?              (1/3)

11. Наименьшее натуральное число.   (1)

12. Результат сложения    (сумма)

13. На двух руках десять пальцев. А сколько пальцев на десяти руках?   (50)

14. В каждом из 4 углов сидит кошка, против каждой кошки еще по 3 кошки. Сколько всего кошек?  (4)

15.  Назови наибольшее двухзначное число?      99               

 2 капитан

1. Единица – самое маленькое натуральное число?              (да)

2. Любое натуральное число можно представить в виде дроби?           (да)

3.  Если числитель равен знаменателю, то дробь является неправильной?              (да)

4. Может ли при делении получиться нуль?          (да)

5. Какую часть часа составляют 45 минут?          (3/4 )

6.Какой знак нужно поставить между двумя двойками, чтобы получилось число больше 2, но меньше 3?      (,)

7. Дробная черта – это знак….    (деления)

8.Раздели единицу на половину.   (0,5)

9. Назови фамилию женщины математика   (Ковалевская)

10. Что меньше    ⅟₇ или ⅛ ?    (1/8 )

11.   Результат  произведения.                    (произведение)

12.    Число, выражающее  дюжину    (12)

13.  Наименьшее двухзначное число?         (10)

14.Отцу 30 лет, а его сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет старше сына на 27 лет?   (никогда)

15. Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько проскакала каждая лошадь?   ( 90км)  

И последний наш конкурс «Исключи лишнее»

1 команда: 1/3; 4/5; 16/13; 5/6; 8/9. (16/13).

2 команда: 1/8; 3/44; 243/242; 7/8; 8/9. (243/242)

Подведём итоги.   

 Домашнее задание. Написать рассказ (эссе) по высказыванию Л.Н.Толстого: «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»

Нам дроби всякие нужны,

Нам дроби разные важны усердно изучайте их,

И к вам придет удача.

Коль дроби будете вы знать,

И точный смысл их понимать,

То станет легкой

Даже трудная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Дробь, дробь, дробь, дробь, вот такое чудо!

Математика 5 класс. Правила в частушках. Действия с обыкновенными дробями. Можно использовать при изeчении темы, на итоговом уроке по теме "Обыкновенные дроби", внеурочном мероприятии. Дети ...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....