Доклад на заседании ШМО "Особенности экологического воспитания на уроках биологии в условиях коррекционной школы для детей с ОВЗ
учебно-методический материал по биологии на тему
В докладе говорится об особенностях экологического воспитания в условиях коррекционной школы для детей с нарушениями слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_osobennosti_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 79.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Особенности экологического воспитания учащихся в условиях коррекционной школы I,II вида»
Истринская коррекционная школа
Подготовила:
учитель биологии
Бессонова Светлана Михайловна
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир» В.А. Сухомлинский.
История человечества неразрывно связана с историей природы. Задумываясь о значении окружающего нас мира, мы приходим к выводу, что главное наше богатство – не последнее достижение технической мысли не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние – земля. Нужно помнить о необходимости постоянного контакта ребенка с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и букв, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Любовь и интерес детей к природе воспитатель использует для их всестороннего развития.
Задача воспитателя не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задачей. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять их. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направлять его деятельность
Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Особое внимание к проблемам экологического воспитания детей с отклонениями в развитии можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится наиболее актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношения с природой.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Так как эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, поэтому воспитание в условиях коррекционной школы должно быть направлено на то, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Особенно важно это для детей с отклонениями в развитии , которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей, комплексный труд педагогов коррекционной школы, родителей и просто неравнодушных людей при формировании экологических представлений у детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.
Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся.
Эффективность экологического воспитания учащихся целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность.
Для того, чтобы школьник с отклонением в развитии стал правильно оценивать и воспринимать окружающий мир, необходимо его научить наблюдать те удивительные события, которые происходят в этом мире, вычленять главное, устанавливать причинно – следственные связи. Так как у наших детей узкий круг общения и нет многих социальных навыков, то закрепление и расширение экологических знаний необходимо вести ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В каждый из режимных моментов воспитатель имеет возможность вводить элементы экологического воспитания.
При проведении занятий по экологическому воспитанию главный акцент делается на личностное отношение каждого учащегося к данному материалу, учитываются особенности высших психических функций воспитанников, их склонностей, поведения и характера.
В своей работе по экологическому воспитанию применяю такие формы педагогической работы:
- экскурсия (тематические экскурсии по городу, в музей, в парк в разные сезоны);
- целевые прогулки по территории школы и за её пределы ( по правилам поведения на улице, по ПДД, прогулки с целью наблюдения за природой);
- беседы с использованием природоведческой литературы, экологических сказок, музыкальных произведений;
- труд в школе, и на территории школы (субботники по уборке территории, участие по озеленению пришкольного участка):
- выполнение коллективных и индивидуальных работ из природного материала, ИЗО;
- тематические праздники и развлечения.
По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией. Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Исходя из своего опыта, могу сказать, что любое событие, произошедшее дома, в школе, может быть озвучено во время прогулки, детская непосредственность тоже дает возможность увидеть детей другими глазами.
Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями, в зимний период уборка снега. Такой вид работы призван сформировать у детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. Выполнение таких видов также дает возможность пронаблюдать личностное отношение к выполнению трудовых поручений, посильность их выполнения.
Среди разнообразных форм воспитания любви и бережного отношения к природе наиболее эффективным являются природоведческие экскурсии. Основная задача заключается в том, чтобы, показывая объекты природы, расширить знания об окружающей природе, воспитывать бережное отношение к природным богатствам, обогатить знаниями о природных явлениях, животном и растительном мире.
К.Д.Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка. А эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ланшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога». Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе. Организация экскурсий требует предварительной подготовки, продумывание объекта наблюдения, так как двигательная активность в силу психофизических особенностей детей снижена, поэтому эффективность проведения во многом будет зависеть от личностных качеств и чувств педагога.
В начальной школе ведущий вид деятельности детей с речевой патологией – переходный от игровой к учебно – игровой.. Игра – альтернатива, которая в действительности обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все, же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка, благодаря четкости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школой самоорганизации и самодисциплины.
В среднем звене можно использовать КТ - тема « Мир и природа» - задания направлены на развитие внимательного отношения учащихся ко всему, что их окружает. В компьютере может быть заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале.
В свободное время свободное время ученикам можно предложить настольно-печатные, словесные игры. Очень важно чтобы, воспитатели как можно больше использовали элементы сюжетно — ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие – либо игрушки. Через эти игры подводят к тому, что природа – это не только лес, животные, но и солнце, ветер, небо, камни, земля, вода и т.д. Необходимо, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь не только свою любимую игрушку, но и все, что их окружает – в природе все красивое и интересное.
Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие воспитанников, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе, конечно, занимает нахождение детей на природе. Возможность для этого появилась при выезде детей в туристичекий лагерь «Батыр», выезды детей на отдых в летний период.
Одной из наиболее крупных форм работы является проведение тематических праздников, внеклассных мероприятий экологической направленности.
Как писал Сталь Шмаков «Праздник для детей, не тусовка, не бомонд, а премьера важного события. Со- бытие – совместное бытие. Дети любят праздник за новизну человеческих отношений «праздник – не праздность. А большое важное дело, всегда коллективное, всегда творческое». Праздники привлекательны тем, что участвуя в совместной деятельности, снимается конфликтность. Рождается чувство общности, желание получить удовлетворение. И это чувство помогает увидеть эмоциональное состояние детей, а также испытать удовольствие от проведенного праздника.
Эффективность экологического воспитания детей с отклонениями в развитии целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и их внедрение.
Программа
экологического воспитания детей
«Зеленая планета»
Содержание программы.
- Пояснительная записка.
- Цель программы.
- Содержание программы.
- Экологическое воспитание.
- Связь экологического воспитания с духовно - нравственным воспитанием.
- Связь экологического воспитания с физическим воспитанием.
- Связь экологического воспитания с эстетическим воспитанием.
- Связь экологического воспитания с трудовым воспитанием.
- Формы и методы реализации программы.
- Прогнозируемый результат.
I. Пояснительная записка
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.
История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.
В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране, будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.
Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
II. Цель программы:
Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.
Задачи программы.
Обучающие:
- дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научить применять на практике полученные знания;
- помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны.
Воспитывающие:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
- эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
- воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
III. Содержание программы.
- Экологическое воспитание
Цель: Воспитание личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой, готовности к активной природоохранной деятельности.
Возраст | Задачи | Проводимая работа |
Младший школьник 2-4 классы | Обогащать представления об окружающем мире. Научить правилам обращения с растительным и животным миром. Обучение азам экологической безопасности. Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Воспитывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Воспитывать потребность в общении с природой. Пробудить у детей чувство любви к природе. |
Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы; первоначальное понимание взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, как часть природы.
Наблюдения за братьями меньшими. Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: травоядных и хищниках, насекомых, о водяных обитателях . Чтение книг о природе, использование детских энциклопедий. Экскурсии в лес и « фотоохота » помогают узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес. 3. "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц в природе, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. У ребенка формируется психологический контакт с птицами, существами привлекательными и подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”. 4."О чем шепчет зелёная планета!” Наблюдения за изменениями, происходящими с растительным миром планеты: деревьями, кустами, цветами; их разнообразие , различные дидактические игры, викторины. 5. "Оранжерея на окне” Комнатные растения успешно развиваются только там, где мир и добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в классе, букеты цветов в горшочках – говорит о хорошей атмосфере в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. 6. "Охрана природы” В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира. 7. "Досуговые мероприятия” Праздники, просмотр мультфильмов и обсуждение их позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей. 8. Поведение в природе Элементарные знания по поведению детей в природе |
Подросток 5-7 классы | Формировать представления о месте человека в природе и единстве всего живого. Учить детей быть ответственными за свои поступки. Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение). Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. | 1. "Секреты неживой природы” Много интересного происходит с явлениями неживой природы. Расширение знаний о различных природных явлениях: заволакивающий туман, круглые бисеринки росы, снег и лед, тяжелые, слоистые облака, небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди, куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в этом разделе. 2. « Секреты живой природы» Повадки и интересные факты из жизни животного мира Земли. Своеобразие растительного мира планеты. Связи между животными и растениями. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе. 3. Взаимосвязи живой и неживой природы Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Знание экологических связей помогает объяснить явление детям. Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Живые организмы тоже оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения растительности и животного мира окружающей местности, выявления их особенностей. 4. « Красная книга России» Дети знакомятся с редкими видами растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу своей страны, о заповедниках и природоохранных территориях. Связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. Школьники осознают необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе. 6. Поведение в природе. 7. Экологические проблемы. Знание экологических проблем в стране, в своём населённом пункте. Пути их решения. Возможности человечества и каждого гражданина России в отдельности. |
Старшеклассник 8-9 классы | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. оценке состояния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; |
Природа как среда обитания всего живого на земле. Человек - природное существо и член общества. Взаимоотношения между Человеком и Природой . Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.
Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, неповторимости и уникальности мира природы. Расширение знаний о животном и растительном мире. 3. Охранять природу - значит охранять Родину. Связь понятий: Родина и природа. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы. Чувство ответственности за свою страну, за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину. Сохранение и приумножение природных богатств. ( Участие в практической деятельности). Закономерности развития Природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил Природы в интересах человечества. Соединить отдельные мероприятия по природоохранной деятельности в цепочку непрекращающихся действий по охране Природы. 4.Законы природы. Выполнение законов природы необходимо для здоровья человека и для здоровья природы. Стихии природы в жизни человека и всего окружающего мира. Представления об экологических катастрофах. Безответственное отношение людей к природе, приводят к катастрофическим последствиям. 5. Экологические проблемы современности. Понятие «Экологические проблемы» и пути возможного их разрешения. |
Экологическое воспитание личности неизбежно соприкасается с духовно- нравственным, физическим, трудовым и эстетическим воспитанием. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой . Особое значение приобретают сегодня идеи рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. В процессе организованного взаимодействия детей с природой педагог решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим. В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом соприкасается».
2.Связь экологического воспитания с духовно - нравственным воспитанием.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Основные ценности содержания духовно - нравственного воспитания.
Ценность мира 1) как общего дома для всех жителей Земли; 2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями; 3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремление к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребёнка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира — как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложим мы в душу ребенка , будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. Нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание и способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность выполняет роль “компаса” поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.
3. Связь экологического воспитания с физическим воспитанием.
Физическое воспитание призвано решать следующие задачи: Оздоровительные: содействие укреплению здоровья учащихся; развитие двигательной и костно-мышечной системы; формирование двигательных навыков; разностороннее развитие физических способностей; повышение физической и умственной работоспособности, повышение жизнедеятельности организма, его закаливание; формирование привычки заботиться о собственном здоровье и нормальном самочувствии. знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Образовательные: овладение школьниками основами знаний в области физической культуры и способами их применения с целью физического самосовершенствования; формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых в процессе жизнедеятельности, а также связанных с самозащитой в экстремальных ситуациях. Формирование представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; приобретение представлений об оздоровительном влиянии природы на человека. Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Развивающие: развитие стремления к здоровому образу жизни и формирование негативного отношения к пагубным привычкам (алкоголь, курение и т.д.); развитие навыков физического самовоспитания и соответствующих личностных качеств - целеустремленности, выносливости, силы воли, решительности, ответственности и др. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.
При реализации этих задач необходимо опираться на основные средства физического воспитания, которые способствуют решению оздоровительных и развивающих задач процесса воспитания:
• Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) • Режим питания, труда и отдыха • Утренняя гимнастика, • Подвижные игры и экскурсии • Спортивные праздники , соревнования по различным видам спорта, спортивные игры и эстафеты, спортивные секции. • физические упражнения или физическая тренировка;
4. Связь экологического воспитания с эстетическим воспитанием.
Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: 1 - комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; 2 - эстетическое воспитание в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Воспитание эстетического отношения к природе - это формирование у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, восприимчивость к красоте и выразительности природных явлений, понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами. Необходимо глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, об особенностях становления личной духовно -содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.
Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, как предмет и орудие жизнедеятельности человека.
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах, ценности красоты в различных её проявлениях, ценности труда и творчества, умение видеть прекрасное в поведении и труде людей, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах), обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного.
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (во время художественного творчества и созидательного труда).
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека.
Участие в художественном оформлении помещений ( класса, школы ), цветников во дворе школы.
Самореализация в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, участие в смотрах – конкурсах художественной самодеятельности, показах театрализованных представлений.
Экскурсии на природу , фотографирование ландшафта и природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление рассказов по итогам экскурсии.
Приобретение опыта эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; умения видеть красоту в окружающем мире.
Игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);
Посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»
Беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;
Занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве
Участие в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, изготовление новогодних композиций, выставки работ.
Продуктивная и хорошо организованная экологическая деятельность будит в детях творческое начало. Воспитание эстетического отношения к природе формирует у детей эстетическое восприятие, оценку и суждение, вкус и идеал, что подразумевает развитие восприимчивости к красоте и выразительности природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах воспитывает чувство прекрасного, формирует художественный вкус, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Использование в этих целях возможности эстетики, изобразительного искусства, литературы, музыки и пения. Необходимо воспитывать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Необходимости рассматривать природу как объект высоко социальной, нравственно – эстетической, духовной и материальной ценности.
5. Связь экологического воспитания с трудовым воспитанием.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель трудового воспитания - это воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Изменяется самооценка личности под влиянием успехов в трудовой деятельности, что меняет авторитет школьника в классе. В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки школьников, формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. У учащихся возникает желание жить и трудиться в коллективе, творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты. Они понимают роль труда в современной жизни, дают отрицательную оценку лени и небрежности. Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. У школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, стремление и умение делать что-то полезное своими руками; выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям
деятельности, проявление настойчивости в работе, доведение начатого дела до конца, соблюдение порядка на рабочем месте.
IV. Формы и методы реализации программы
1. Беседы на экологические темы. 2. Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей. 3. Практикумы. 4. Игры на экологические темы. 5. Интегрированные занятия. 6. Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением. 7. Экологические экскурсии в природу, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление рассказов по итогам экскурсии). 8. Викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);
9.Турниры, устные журналы. 10. Развивающие игры. 11.Тестирование. 12. Просвещение. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы.
13. Общественно полезная природосберегающая и здоровьесохраняющая деятельность обучающихся. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
14. Знакомство с традициями нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормами экологической этики.
15. Литературно-музыкальные композиции и тематические беседы («Мир природы – мир красоты», «Природа в произведениях художников и поэтов» и др.);
16. Экологические праздники, КВН.
17. Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории, цветника. 18. Кружки: спортивный, « Умелые ручки»
19. Декоративно – прикладное творчество ( рисование, аппликация, пластилиновая мозаика, квилинг и т. д. ) 20. Просмотр мультфильмов и кинофильмов о природе и с участием животных.
21. Знакомство с картинами знаменитых художников: Шишкина, Васнецова, Саврасова и т.д.
22. Участие в инсценировках, театрализованных представлениях, кукольных спектаклях.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
- сентябрь (День знаний);
- октябрь (День учителя. Праздник « Осень золотая» Конкурс букетов, поделок. Выставка детского творчества. Рисунки.);
- ноябрь (День матери. Рисунки. День инвалида);
- декабрь (Мастерская Деда Мороза. Новогодний праздник. Рисунки);
- февраль (День защитников отечества. Рисунки.);
- март (Женский день 8 Марта. Рисунки. Книжкина неделя. Рисунки.);
- апрель (Рисование « Поклон тебе, солдат России!);
- май (День Победы, Последний звонок.)
Формы работы с классом | Экскурсии в музеи, на природу. Просмотр кинофильмов и мультфильмов, их обсуждение. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, поделок, букетов, рисунков, стенгазет. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия. Украшение класса. Работа на пришкольном участке, в цветнике. Акция по уборке пришкольной территории. Уход за комнатными растениями и животными живого уголка. | ||||
Классные часы, беседы. | |||||
Младший школьник 2-4 класс | Подросток 5-7 класс | Старшеклассник 8-9 класс | |||
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Свет родных берёз», « Поговорим о птицах», « Соседи по планете», «Мои увлечения», «Планета Земля–наш дом»,«Жить – добро творить», «Слово о родном крае», «Правила поведения в природе», «Красная книга», « Здравствуй, лес!», « птицы и животные на городских улицах» и т. д. | «Люблю тебя, мой край родной», «Красота родной природы», «Учимся доброте», «Жизнь замечательных людей», «Красота мысли, красота слов, красота поступков», «Я гражданин России!», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», «День земли», «Внутренний мир человека», « Ты в ответе за тех, кого приручил», Вода и жизнь». «Красная книга», « «Экологические связи в живой природе», «Экология и здоровье человека» и т.д. | «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в природе, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «Подвиг сердца», « Нам этот мир завещано беречь», « Любовь к земле родится в сердце», « Героические страницы истории», « Человек родится для труда», « Природа родного края», «Экологические катастрофы», « Чем я могу помочь своей земле», «Заповедные места», «Последствия деятельности человека», «Экология и здоровье» и т.д. | |||
Спортивно-оздоровительные мероприятия:
- Дни здоровья — (1 раз в четверть);
- «Веселые старты» — (ежемесячно эстафеты);
- Соревнования по футболу, шашкам, пионерболу, армрестлингу (по плану);
- Зарница (май – два этапа)
- Ежедневная утренняя зарядка
- Прогулки на воздухе ( ежедневно)
- Экскурсии в парк, в берёзовую рощу, в лес ( по плану)
Экологические акции “Чистая Земля”, “Чистая Вода”, “День птиц”.
«Чистая территория»; «Помоги зеленому другу»; «Цветы на клумбах»; «Птицы наши друзья»
трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории.
V. Прогнозируемый результат.
Сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, развивать особенности его характера, воли, нравственного облика.
Экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Под экологическим воспитанием мы понимаем прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Дети должны научиться правильно вести себя в природе и среди людей, уметь сделать хотя бы один шаг к приближению гармонии всего живого на Земле, уметь делать что-то полезное своими руками. Дети – будущее нашей планеты. От того, какими они вырастут, зависит выживание человечества.Осознание учеником необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»); препятствовать (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия; уметь избегать насилие, препятствовать его проявлениям. Сформировать у воспитанников знания об общечеловеческих идеалах ( истина, правда, красота, свобода), и ценностях (здоровье, семья ), сформировать объективную оценку цели и смысла жизни, путей их достижения в соответствие с представлениями о нравственности и морали, осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира, чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
Модель выпускника
Выпускник школы — это человек: Добрый, не причиняющий зла живому; Честный и справедливый; Любящий и заботливый; Трудолюбивый и настойчивый; Творящий и оберегающий красоту мира; Смелый и решительный; Свободолюбивый и ответственный; Самостоятельный и законопослушный; Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой; Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам; Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России); Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Планируемый результат реализации Программы – свободная личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность.
Все обозначенные аспекты данной работы нацелены на воспитание нового человека, достойного строителя и патриота своей земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках биологии
Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...
«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное ...
Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)
Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....
Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ
Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования ...
Доклад "Эстетическое воспитание во внеклассной работе в условиях коррекционной школы"
Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетическ...
Экологическое воспитание на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека.Цели развития эколог...