Устный журнал "Язык цветов"
методическая разработка (5 класс) по теме

Данный материал представляет сосбой разработку праздничного мероприятия, проводимого в рамках занятий кружка "Юный эколог" (для учащихся 5-6 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ “Каргапольская школа- интернат YIII вида”

 

     

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Устный журнал

“Язык цветов”

                                         

                                                            Исполнитель Бахарева Н.Г

                                           

               

                                         2012 год

Цель: Формирование экологического мировоззрения, экологического сознания.

Задачи:

  1. Закрепление знаний учащихся об окружающей природной среде.
  2. Воспитание нравственного отношения к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.
  3. Развитие мыслительной деятельности. Развитие зрительного и слухового воспитания.

Наглядность и оборудование:

Название «Язык цветов», названия страниц, выставка рисунков «Любимые цветы», картинки с цветами, «Красная книга» иллюстрации с лекарственными цветами. Книжная выставка «Цветы России», ТСО, аудиозапись о цветах.

Характеристика

     В данном мероприятии принимали участие дети 4-5 классов. Возраст 11-12 лет, количество учащихся 23 человека.

    Дети семьи «Дружных» с желанием готовятся и участвуют во всех воспитательных мероприятиях.

     Познавательный интерес и творческую активность проявили: Татьяна О, Вероника Е, Елена Х, Олег С, Максим В, Георгий Б, Дмитрий К.

     Менее активны: Николай К, Дмитрий А. Эти дети стеснительные, не уверены в своих возможностях, поэтому их надо постоянно активизировать. Пассивных участников не было.

    Все в основном показали хорошие знания. Мероприятие прошло в доброжелательной обстановке.

    Для проведения занятия по экологии с учащимися была проведена подготовительная работа: познакомили учащихся с тематикой занятия, обсудили форму и время проведения, назначили детей, которые будут отвечать за оформление наглядности, учащимся дали задание прочитать дополнительную литературу о растениях, выучить стихи о цветах.

Место данного мероприятия в системе

 воспитательного процесса.

     Занятие предусмотрено программой кружка «Юный эколог». Проводится в рамках месячника по экологии. При целенаправленном воспитании у детей формируется нравственное сознание, навыки и умения бережного отношения к родной природе, необходимости охраны окружающей среды. Развивается мотивация к познавательному интересу и творческой активности.

     Мероприятие так же несет на себе и коммуникативные функции.

Описание и содержание мероприятия, используемые формы, методы, средства.

Мероприятие проводилось в семье «Дружных» в групповой комнате. Использовались словесные, наглядные и практические методы, направленные на развитие аналитических процессов. Разнообразие методов и приемов позволило сделать мероприятие интересным, увлекательным, содержательным.

Акцентирование внимания на нравственную направленность воспитательного процесса.

Основная цель мероприятия довести до сознания детей, что в природе все гармонично и взаимосвязано, развитие личного отношения школьников к родной природе. Особая роль отводится формированию устойчивого нравственного поведения, которое выражается в бережном отношении к окружающей среде. В разумном использовании даров природы на благо людей. На основе этого формируются нравственные убеждения и чувства. Детям прививаются навыки общения и поведения.

Что было использовано для развития инициативы, самостоятельности учащихся.

Для развития инициативы и самостоятельности учащихся использовалась наглядность, выставка книг. Дети ходили в библиотеку, подбирали материал на данную тему. Учащиеся самостоятельно рисовали рисунки, оформили группу для проведения мероприятия.

Данные о расходе времени на подготовку и проведения мероприятия.

На подготовку и проведение мероприятия затрачена одна неделя. Мероприятие длилось 1 час, в том числе: орг.момент – 5 минут, подведение итогов – 5 минут.

I. Орг.момент.  

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Красивые наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Они нам продлевают радость встреч.

Откладывают время расставанья.

Мы душу и цветы должны беречь

От хищных рук. От зла и прозябанья.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельется в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы,

Посредники живого пониманья!

II. Ход занятия.  

      Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о цветах. Цветы нас окружают везде: в поле – полевые, возле дома – садовые, и конечно же комнатные.

     Ребята, как вы думаете, умеют ли цветы говорить? И сегодня на нашем устном журнале «Язык цветов» мы постараемся узнать есть ли язык у цветов.

А сейчас поговорим о языке цветов.

      Язык цветов зародился на Востоке в глубокой древности. В Японии к праздникам делают композиции из растений, несущих определенную символику. Например, в новогоднюю композицию обязательно должна входить веточка сосны – символ долголетия; весной на «Праздник девочек»  составляют композиции из цветущих веток персика – символа нежности и красоты, а на «праздник мальчиков» - букет из цветов ириса и веток дуба, символизирующих мужество и стойкость.

      В России девушки объяснялись в своих чувствах с помощью цветов, каждый из которых имел тайный смысл: ландыш – вернувшееся счастье, лаванда – недоверие, нарцисс – эгоизм, мак – утешение, георгин – новость, ирис – счастье, роза – ярко красная – здоровье, белая роза – невинность, желтая роза – кокетство, тюльпан – объяснение в чувствах, ромашка – мир, белая сирень – одиночество, василек – нежность.

А теперь подумайте, какие цветы вы любите. А я расскажу, какими чертами вы обладаете, выбрав тот или иной цветок.

Розы и пионы. Эти цветы любят жизнерадостные люди. И наоборот, их не любят те, кто в жизни видит только серые будни.

Гвоздики. Их предпочитают люди свободолюбивые, решительные, преданные долгу, те, кто стараются идти в ногу со временем.

Тюльпаны и гиацинты. Это любимые цветы тех, кто страдает от неразделенного чувства, от разочарованиях в людях.

Сирень. Обычно ей отдают предпочтение люди, которые не задумываются о смысле жизни.

Фиалки. Эти цветы предпочитают те, кто хочет продлить молодость и сохранить лиричность души, кто способен носильные чувства в любом возрасте.

Кто возводит города? – строитель.

Кто добывает уголь? – шахтер.

Кто выращивает хлеб? – хлебороб.

А, кто украшает землю цветами? – цветовод.

     Цветовод – это такая профессия, и обучаться ей нужно, так же, как и всем другим профессиям. Ведь столько разных цветов на свете, и чтобы уметь о них позаботиться, нужно многое знать. А люди этой профессии могут не только выращивать цветы – им под силу создавать их новые сорта. Всем нам нравятся, например – тюльпаны, а знаете, сколько этих сортов (русский богатырь, синяя птица, парад, и другие сорта)

     Приятно, когда на тебя смотрят цветы, которые посадил своими руками, смотрят, и как будь-то, говорят: «спасибо тебе цветовод»

     Цветы украшают нашу жизнь, дают человеку много радостных минут, побуждают ему стремиться к красоте, делают человека добрее, сердечнее и лучше. И мы с вами любим дарить цветы и принимать в подарок. Но как это правильно делать мы узнаем из следующей страницы.

«Цветочный этикет»

- нечетное число в букете для подарка должно соблюдаться только при условии, если  цветков меньше 10.

- перед вручением, следует снять бумагу с цветов, но можно оставить букет в целлофане – это допустимо.

По традиции цветы дарят в основном женщинам, а вручают ли их мужчинам? Да, вручают, мужчине рекомендуется дарить цветы с крепкими, прямыми цветоносами: розы, гвоздики, гладиолусы.

Но, цветы нужно уметь не только дарить, но и правильно ухаживать:

  1. прежде чем поставить цветы в воду, надо обработать их стебли: удалить всю зелень, сделать под водой срез.
  2. Дольше не вянут цветы, которые стоят в воде комнатной температуры.
  3. Менять воду рекомендуется через 2-3 дня.

Цветы – земли огромной дети,

И их прекрасней не найти на свете

Они все разные: цвет, аромат и формы!

Цветы живут, они царят во всей вселенной

И дарят красотой своей нам нежность и уют.

     

И наша следующая страница:

«Парад цветов»      (под музыку входит Фея с корзиной цветов)

Фея: Народная мудрость говорит: Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям. А мы с вами приносим друг другу радость стихами и песнями о цветах.

     А вы можете назвать, какие есть песни о цветах: (дети называют)

Молодцы!

В зал заходят девочки с картинками цветов, загадывают загадки о цветах.

Фея дарит за правильный ответ – цветок.

А сейчас я предлагаю, открыть следующую страницу нашего журнала, которая называется:

«Сказочная викторина»

Очень много сказок, рассказов написано о цветах, о роли цветов. У вас было домашнее задание прочитать сказки, и сейчас мы узнаем, кто у вас читает, тот много знает.

  1. За какими цветами в лес отправились добрая девочка среди зимы? (подснежник, из рассказа С.Я Маршака «12 месяцев»)
  2. Какие цветы усыпили героев известной сказки, которые шли по дороге из желтого кирпича? (маки,  «Волшебник изумрудного города! В. Волков)
  3. В чашечке какого цветка «на зеленом стульчике сидела крошечная девочка»? (тюльпан, «Дюймовочка» Х.К. Андерсен)
  4. Ради какого цветка Данила-мастер ушел в горы? (каменного, «Каменный цветок» Бажов)
  5. В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков? (в цветочном городе, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н. Носов)
  6. Лепесток какого цвета помог больному мальчику стать здоровым? («Цветик-семицветик» Катаев)

Молодцы! Очень приятно, что вы читаете книги….

Один писатель сказал «Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки»

Однако многие считают иначе: если  попал на глаза цветок, его непременно надо сорвать.

И сколько полян, лесных опушек лишились своей красоты  из-за варварского желания  обязательно утащить к себе домой как можно больше природной красоты!

Мы собираем цветы, срывая, разумеется, самые лучшие, самые красивые, поэтому всё реже встречаем в лесу белую ветреницу, золотистые головки купальниц,   медуницу, ландыши, колокольчики и  многих других. Исчезают красиво цветущие и редкие травы. И все эти редкие растения  записаны в красную книгу.

И наша следующая страница так и называется “Красная книга”.

Эта книга особенная. В ней перечислены растения которые могут исчезнуть. Цвет переплёта книги красной, он как красный сигнал светофора предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда!” И это действительно так. И если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу они погибнут. Вы можете подумать “Ну исчезнут какие-то  виды- и пусть исчезают. Обойдёмся без них.” Нет не обойдёмся. Мы же знаем, что всё взаимно связано.

Вспомните, что такое “экологи”. Экология- это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились  друг к другу и окружающей природе. А цветы- самая нежная самая хрупкая часть. Мир цветов таинствен и чудесен. Любуйтесь им, изучайте и защищайте его!

Закрепление знаний.

Наше  мероприятие но я хочу чтоб мы с вами ещё рас повторили  страницы нашего журнала  (немного вспомнили о каждой странице)

Подведение  итога.

Пусть больше будет цветов, пусть они украшают нашу землю, жизнь и радуют нас своей красотой, чистотой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Язык мой - друг мой".

Сценарий устного журнала для использования во внеклассной работе (6-7 классы)....

Устный журнал «Язык. Речь. Проблемы сквернословия»

Материал будет полезен учителям, преподающим курс стилистики и культуры речи, русской словесности. В работе поднимаются вопросы, связанные с проблемой сквернословия, негативной речи, разработаны...

Устный журнал "Язык - к знаниям ключ"

Устный журнал проведен  в рамках предметной недели...

Устный журнал: "Цветы в легендах, поэзии, музыке и жизни"

Это меропритие предназначено для расширения кругозора детей и знаний о цветах....

Устный журнал «Язык и речь»

Познавательный материал по русскому языку....

Методическая разработка устного журнала "Цветы России на наших плечах"

Разработка внеклассного материала знакомит с историей народного искусства, формирует интерес учащихся к творчеству своего народа. Показывает на примере использования одного национального элемента одеж...