Устный журнал "Язык - к знаниям ключ"
методическая разработка по теме
Устный журнал проведен в рамках предметной недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal._yazyk_-_k_znaniyu_klyuch.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал.
Язык - к знанию ключ.
1 – я страница. Как прекрасен и велик русский, близкий нам язык!
Ведущий.
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт их. Затем начинает повторять за ними слова, и постепенно малыш овладевает речью. К семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
Уч – ся.
Мы с вами говорим на русском языке. Это родной наш язык! На этом языке общаются все народности, живущие в нашей огромной стране, которая зовётся РОССИЕЙ! Наш язык велик и богат. Самый выразительный и точный. На нём можно говорить и с другом, и с врагом. Он выражает и любовь, и ненависть. Научиться правильно пользоваться им – наша задача.
Ведущий.
Послушайте, что говорили о русском языке выдающиеся люди.
Дети читают наизусть высказывания.
- « Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». А. П. Сумароков.
- «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…». Н. В. Гоголь.
- « С русским языком можно творить чудеса». К. Г. Паустовский.
- « Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…». А. И. Куприн.
- « Я ко всем наукам ключ имею, я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». С.Данилов, якутский поэт.
- «… Забыв родной язык – я онемею. Утратив русский – стану я глухой». Т. Зумакулова. Балкария.
- « Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник. Если штурмуешь познания кручи – выучи русский язык». С. Абдулла, узбекский поэт.
Ведущий.
- А вот что пишет поэт Э. Иодковский. « Могли ли хоть представить наши предки ту светлую минуту торжества, когда начнёт весь мир с упорством редким российские заучивать слова».
Ребята, а вы знаете, сколько слов в русском языке?
Мы открываем 2 – ю страницу. Обратимся к словарям.
В однотомном словаре С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В 4 – х томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч… В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля более 200 тысяч слов. Он работал над ним 47 лет! В 17 – томном словаре современного русского литературного языка 120480 слов. ( Словари показать).
- А какие бывают слова?
Уч –ся.
- Слова бывают разные. Весёлые и грустные, маленькие и большие, вежливые и грубые.
Но есть самое важное слово, самое дорогое. - Какое это слово? - РОДИНА!
Уч – ся.
- А. Н. Толстой говорил « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.
Уч – ся. На фоне репродукций - Берёзы, уборка урожая, русская деревня, горы и др. читает стихотворение З. Александровой.
- « Если скажут слово «родина», сразу в памяти встаёт старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот. …… Или степь от маков красная, золотая целина… Родина бывает разная, но у всех она одна».
Уч – ся.
- Наша Родина – Россия. Страна, где мы живём, учимся. Каждому человеку дорога Россия. Народ давно отметил свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.
(Дети вспоминают некоторые). – Человек без Родины – соловей без песни. – Жить – Родине служить. – Нет в мире краше Родины нашей и т. д.
Уч – ся. – Народ очень часто сравнивает Родину с матерью. Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Может быть строгой, но справедливой. Об этом говорят пословицы.
Ребята читают их.
- Родину – мать умей защищать. – Родная сторона – мать, чужая – мачеха и т.д.
Ведущий.
- Для всех российских людей дорогим и близким является слово МОСКВА. – Почему? (Ребята отвечают. Можно показать несколько картин).
Уч – ся.
- Ребята, давайте послушаем, о чём говорят « Волшебные слова» из сказки П.Гамарра.
(В сокращении)
Ребята надевают шапочки со словами.
Стыдливость. – Ох, эти дети. Как они плохо обращаются с нами.
Солдат. – А я уж, кажется, никого и ничего не боюсь, но я прямо дрожу, когда они меня склоняют и говорят: «Много солдатов».
Яблоко. – Что уж мне говорить? Они часто говорят: «Много яблоков»! Ведь это неправильно. Мне так обидно, так обидно! А ведь защищаться я не могу. Меня любая девочка может съесть.
Доброта.- Они – дети! Не следует на них обижаться. Они дети.
Брат. – Ладно, ладно. Мы не затем собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том,.как помочь нашим детям хорошо учиться. Прежде всего, давайте изберём председателя.
Железо. – Меня изберите! Меня! У меня большая сила. Кто за меня?
Золото. – Минуточку! Минуточку! Взгляните, как я сверкаю! Как я сияю! Я самое любимое слово!
Земной Шар. – Друзья! Я назову вам слова, которые мне нравятся больше всего. Например – «ДРУЖБА». У этого слова добрые и крепкие руки. Или «СОГЛАСИЕ» Оно всегда старается сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились.
Мама. – Дорогие, послушайте! Я знаю, кого нам следует избрать председателем. Есть одно слово, которое все любят. Ребята, что это за слово? ( дети говорят)…….МИР.
Уч – ся читает стихотворение М. Родиной «Слово очень нужное».
- Есть на свете слово – нужное и важное, Словно солнце, греет это слово каждого.
Написать без кляксы очень хочет Света это слово важное, тёплое, как лето.
МИР для всех народов, МИР на всей планете! Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.
Ведущий.
Наша страна всегда стремилась и стремится к миру со всеми народами. Сохраняя мир на земле, наш народ трудится так, чтобы Родина наша стала богаче, сильнее. Мы крепим силу нашей армии, чтобы в любой момент она могла защитить нашу Родину, защитить мир на Земле. Мы должны помогать своей стране – хорошо учиться. Это большой и важный труд.
- Открываем 3 – ю страницу. Сейчас мы поговорим о словах – близнецах, а называют их омонимами. Прослушайте диалог друзей из рассказа И.Туричина «Есть!»
Серёжа. – Вова, неси ведёрко песку. Вова. – Сейчас.
Света. – Надо ответить : «Есть!» Вова. – Чего есть? Песок?
Серёжа. – Да не песок есть, а «Есть принести песок!» Вова. – Принести принесу, а есть не буду. Света. – Не во рте, а во рту. Я раз ел. Он во рте хрустит.
Боря. – Чудак, когда отвечаешь «есть», зто не значит есть. Это значит «есть!». Понял?
Вова. – Понял. Можно есть, а можно не есть. ( ребята смеются.)
Боря. – Вот смотри. Матросы ,полный вперёд!
Серёжа, Света. – Есть полный вперёд!
Боря. – Прочистить трубы. – Света и Серёжа. –Есть прочистить трубу!
Боря. – Понял теперь? Вова. –Понял.
Боря. – Тогда неси песок. Вова. - Сейчас.
Боря. –Да ты ответь по правилам, как надо.
Вова. – Есть нести песок! Только я его всё равно есть не буду…
Ведущий. – Почему Вова не понял ребят? (Слово «есть» обозначает «готов», не знал этого).- Так как называются такие слова? ( омонимы). Сейчас мы закрепим то, что узнали. Я буду называть омонимы, а вы их значение: ключ, овсянка, норка, коса, лук, лисичка ит.д.)
- Ответьте на вопросы: - Каким ключом нельзя отвернуть гайку? -Какую ноту кладут в суп? - Какой лук не кладут в суп? - Из каких ноготков нельзя собрать букет? - В каких лесах нельзя заблудиться? - Из какого крана нельзя брать воду? - Какими шашками не играют?
Уч –ся. - Ребята, а в русском языке есть ещё слова – друзья (синонимы). В диалоге мы услышали слово « есть» . Давайте подберём к нему синонимы. ( кушать, лопать, жрать,трескать, рубать, уплетать. Уминать, заправляться, шамать, вкушать(книжное устар.) и т. д.
Ведущий. –Подберите синонимы к словам: ( огонь – пламя, стужа – холод, мороз, солдат – воин, боец, гнутся – сгибаются, склоняются и т. д.)
Журнал заканчиваем стихотворением С. Бранских. «Могучий язык». Участники читают по куплету.
- Великий, могучий Русский язык. Туркмен его учит, узбек и таджик.
- Русское слово звучит на Кавказе, в штате Айова, в Китае и Африке.
- По – русски народы от края до края «Мир и свобода» сейчас повторяют.
- Дружат сегодня с русскою речью любые народы, любые наречья.
- И марсиане, раскрыв буквари, научатся с нами по ним говорить.
- В горах Ала –Тау, в предгорьях Памира – повсюду в Отчизне вовеки веков
- Пусть расцветает прекраснейший в мире русский язык – язык языков!
Сценарий составила Эрмик Л.А., учитель школы – интерната ст. Медвёдовской.
Использованная литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Тесты контроля знаний учащихся 8 класса по ОБЖ. (с ключами)
Тесты для контроля знаний учащихся 8 класса по ОБЖ. Тесты с ключами. Возможность быстро проверить материал урока.1.Тест№ 1 по теме " Производственные аварии и катастрофы" (6 вопросов)2. Тес...
Творческий вечер посвященный празднованию 150-летия г. Горячий Ключ "Легенды Горячего Ключа"
В материале прослеживается вся история города, его основание, выдающиеся люди, военные годы, современное развитие города...
Устный счёт (проверка знаний)
Материал предназначен для проведения индивидуального устного опроса обучающихся...
Урок "Знания ключ"
Знания – ключ к успеху...
Внеурочная деятельность: ключ к освоению правовых знаний и гражданско-патриотического воспитания
В статье подчеркивается важность внеурочной деятельности в освоении правовых знаний для учащихся. Автор утверждает, что такая деятельность позволяет учащимся понимать основные принципы права, правовые...
Комментарии
спасибо!
спасибо!