Устный журнал «Язык и речь»
план-конспект по русскому языку на тему
Познавательный материал по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Устный журнал «Язык и речь» | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «История русского алфавита»
Структура занятия: 6 страничек – разделов
- Язык мой – друг мой
- Язык людей – язык животных
- Ты и твоё имя
- Письмо, типы письма
- Славянская азбука
- Игры со словами (кроссворды, загадки, шарады)
1 страница « Язык мой – друг мой»
Язык
- У колокола язык. Колокол без языка нем.
- Солдаты были в разведке. Они привели языка.
- Вот ботинок, У ботинка – язык
Почему язык можно назвать и другом, и врагом?
Что вы думаете о человеке, который пишет гадости на заборах?
Нужны ли в нашей речи бранные слова?
Какие слова должны быть в нашей речи?
Послушайте стихотворение О.Дриза «Кто я?»
Мать говорит: «На кого он похож?
Волосы дыбом, не мальчик, а ёж!»
Стоило локтем сестренку задеть,
Крикнул отец: «Неуклюжий медведь!»
Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:
«Да замолчишь ты, горластый петух!»
Спать я сегодня не сразу пошёл,
Дед рассердился: «Упрямый козёл!»
К стене отвернулся и дуюсь молчком –
Того и гляди обзовут индюком!
Всех птиц и зверей принялся вспоминать –
Кем буду я завтра, хотелось бы знать!
Вы догадались, почему обиделся мальчик?
Вывод: - будем внимательны к тому, что мы говорим;
постараемся не обижать никого грубым словом.
2 страница «Язык людей, язык животных»
Вспомнить сюжет книги Р. Киплинга «Маугли»
Вопросы: - могут ли говорить животные?
- есть ли у них свой язык?
- можно ли научить животных человеческому языку?
- может ли человек, попавший с младенчества к животным, самостоятельно
научиться человеческой речи?
- как нас понимают животные?
Выводы: - животные могут подавать понятные им сигналы, но настоящего языка у них
нет;
- животные не могут произносить слова, и этого же не может сделать
воспитанный вне человеческого общества ребенок.
3 страница «Ты и твоё имя»
Попробуйте хоть один день не употреблять в своей речи имён друзей и знакомых.
Вы увидите, что это невозможно. А почему?
Запись на доске:
Волк Тихомир Вера
Зубр Добрыня Надежда
Белка Светлана Любовь
Некрас Владимир
Нехорошко Людмила
Крив Владислав
Первуша Любомир
Вторак
В первом столбике самые древние имена. Как вы думаете, почему родители так странно называли своих детей? Очевидно, люди надеялись, что Зубр или Волк. Будет сильным и выносливым, а Белка и Заяц – быстрым и ловким.
А как могли появиться другие имена из этого столбика? (Нехорошко – чтобы не сглазили).
Можете догадаться, как возникли имена из второго столбика? А в треьем?
Многие имена пришли из языков соседних народов:
Игорь – Ингвар, Олег – Хельг, Ольга – Хельга (светлая)
Где мы можем узнать, что обозначает ваше имя, откуда оно пришло в наш язык?
Правильно существуют специальные словари личных имен и даже фамилий.
Например:
Адам – древнееврейское: человек из глины
Александр – греческое: защитник людей
Алексей: - греческое: защитник
Анатолий – греческое: восточный
Андрей – греческое: мужественный
Антон – греческое: противник
Виктор – латинское: победитель
Виктория – латинское: победа
Ирина – греческое: мир и покой
Мария – древнееврейское: любимая
Наталия – латинское: природная
В языкознании (науке о языке) есть специальный раздел – ономастика (изучение личных имён).
А как пишутся имена собственные? (с большой буквы).
Попробуйте отгадать ребусы: Я ша
---- ------
НА та
Какие слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному и почему? --- На виду честного люда трусит с горки ехать Люда.
- А у Сани, а у Сани с горки сани едут сами.
- Собирала Маргаритка маргаритки на горе.
Попробуйте сами составить предложения с парами слов:
Роза – роза Роман – роман Серёжка – серёжка
Вывод:
- имена собственные пришли в нашу речь из древнерусского языка и заимствованы из .иностранных языков.
4 страница «Письмо и типы письма»
Рассмотрим на иллюстрациях типы письма: клинопись, египетские и китайские иероглифы, арабская вязь.
Корни письменности уходят в глубокую древность. Родина иероглифов – Древний Восток: Египет, Китай, Малая Азия. До наших дней дошла сохранилась только китайская система иероглифического письма.
Буквенное письмо – это совершенно особый вид письма. В нём звукам соответствуют буквы или их сочетание. Из букв мы складываем слоги, из слогов образуется слово.
Но даже и при этом виде письма народы пишут по-разному: справа налево (арабское письмо) или слева направо (как мы с вами).
5 страница «Славянская азбука»
Вы уже знаете, как у нас появилась своя азбука.
Почему совокупность русских букв называется азбукой?
Кто изобрёл её?
Как называется язык, которым были написаны первые церковные книги для славян?
Давайте прочитаем названия древних русских букв ( карточки).
Каких букв нет в современном русском языке?
Какой праздник мы отмечаем 24 мая? (День славянской письменности).
Где в Смоленске находится улица, названная в честь Кирилла и Мефодия?
6 страница «Иры со словами»
А сейчас мы отдохнём и поиграем словами.
Существует много таких игр: шарады, ребусы, кроссворды.
Сегодня мы с вами узнаем историю создания кроссворда.
Кроссворд – от слов кросс (длительный) и ворд (слово).Это игра – задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.
Составителем первого кроссворда, опубликованного в газете Нью-Йорка 21 декабря 1913 года был английский журналист, эмигрировавший в Америку.
А один из первых кроссвордов был составлен в тюрьме жителем Кейптауна (ЮАР), который угодил на три года за решётку, став виновником авиакатастрофы. От скуки он придумывал слова и вписывал их в половую плитку , а затем переписал их на бумагу и послал в местную газету.
Такова история создания кроссворда. Теперь они постоянно появляются в газетах и журналах и даже выходят отдельными сборниками.
Попробуем с вами разгадать предложенный кроссворд.
Дома попробуйте составить с родителями свой кроссворд на тему «Школа».
Итог занятия
- Назвать страницы устного журнала
- Фронтальный опрос по каждой странице
- Отметить активных участников
- Обобщить полученные знания
- Почему мы изучаем наш родной язык?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Язык цветов"
Данный материал представляет сосбой разработку праздничного мероприятия, проводимого в рамках занятий кружка "Юный эколог" (для учащихся 5-6 классов)...
Устный журнал "Язык мой - друг мой".
Сценарий устного журнала для использования во внеклассной работе (6-7 классы)....
Устный журнал «Язык. Речь. Проблемы сквернословия»
Материал будет полезен учителям, преподающим курс стилистики и культуры речи, русской словесности. В работе поднимаются вопросы, связанные с проблемой сквернословия, негативной речи, разработаны...
Устный журнал "Язык - к знаниям ключ"
Устный журнал проведен в рамках предметной недели...
Устный журнал по русскому языку "Уважайте родную речь"
На 10 страницах устного журнала дети учатся правильно ставить ударения, вежливо общаться между собой в повседневной жизни, им в игровой форме прививается любовь и уважение к русскому языку....
Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."
Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...
Презентация Устного журнала по культуре речи "Учимся говорить по-русски"
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Маленьких детей учат говорить: правильно произносить первые звуки, слова, строить предложения.Становясь в...