Интеллектуальная игра "М.В. Ломоносов"
методическая разработка по теме
Гениальный русский ученый М. Ломоносов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_m.v.lomonosov.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра " М.В. Ломоносов"
Цель игры:
Погружение в эпоху XVIII века. Осмысление гениальности великого русского ученого.
Задачи:
- Развивать интеллектуальные способности учащихся,
- Понять и осознать значение деятельности М. В. Ломоносова, его в клада в историю России, отечественную науку,
- Патриотическое воспитание современной молодежи.
Оборудование:
портрет М.В. Ломоносова, книги о М.В. Ломоносове, тематическая выставка , мультимедийный проектор, бумага для записей.
Возраст участников – 7-9 классы.
Этапы проведения:
Подготовительный. За месяц учащимся объявляют о проведении игры, знакомят с условиями и правилами игры, составляются команды, готовят презентации ("Мой Ломоносов "), подбирают и знакомятся с литературой.
Проведение игры:
Ведущий представляет жюри, в которое входят учителя литературы, истории.
Объясняются условия игры. На полу нарисованы линейки. Учащиеся отвечают на вопросы конкурсов. Если ответ верный, то ученик переходит на другую линию, получая по 1 баллу. Если ответа нет или он неверный, то передается болельщикам. За правильный ответ они получают жетоны.
В игре есть два творческих конкурса - конкурс на лучшую презентацию и написание эссе «Мой Ломоносов» , которые оцениваются по 10 баллов максимально.
Подведение итогов.
Итоги подводятся жюри и определяется класс - победитель, а также активные учащиеся, которые награждаются грамотами и подарками.
После игры библиотекарь делает анализ, отмечает, что вызвало затруднения, недочеты игре, благодарит учащихся за хорошие знания.
Используемая литература:
1. Ломоносов М.В. "Избранная проза", "Советская Россия",1980г,
3. Карпеев Э.П. "М. В. Ломоносов - великий русский ученый – энциклопедист", Ленинград, 1986.
5. Черняховский И.М. "Михайло Ломоносов", Просвещение,1961.
6. Фруменков Г.Г. "Слово о Ломоносове", "Северо-Западное", Архангельск,1986.
Андреева М.А., Короткова М.П, Косова А.Л. «Он сам был первым нашим университетом»: Викторина, посвящённая жизни, творчеству и научному наследию М.В. Ломоносова / А.Л. Косова // Читаем, учимся, играем. – 2006. – Вып. № 9. – С. 11-14.
Родионова И.Н. Подвижник просвещения: Сценарий мероприятия, рассказывающего о разносторонней деятельности М.В. Ломоносова, для учащихся 7-11 классов / И.Н. Родионова // Читаем, учимся, играем. – Вып. № 8. - С. 12-17.
Разработала: заведующая библиотекой МОУ Мальчевская СОШ Яцук Т.А.
Конкурс 1. "М.В. Ломоносов"
(по принципу Блеф клуба)
1. М.В. Ломоносов родился в 1711г. (Да)
2. М.В. Ломоносов – сын зажиточного крестьянина (Да)
3.М.В.Ломоносов был несколько дней солдатом русской армии. (Нет, Прусской)
4. Стипендия Ломоносова была 90 копеек. (Да)
5. Для МГУ было построено специальное здание (Нет).
6. В 19 лет Миша начал помогать отцу (Нет, в 10 лет).
7. М.В. ломоносов поступил учиться в академию в 10 лет (нет в 19)
8. М.В. Ломоносов учился 5 лет (Нет 10 лет)
9. М.В. Ломоносов плохо относился к второгодникам (нет. Хорошо)
"Ломоносов и просвещение"
1. Перечислить учебные заведения, в которых учился Ломоносов? (Славяно – греко - латинская академия, Петербургская академия, Маргбург, Фрейберг).
2. Сколько языков знал Ломоносов? (31, на 11 - отлично, на 20 - читал без словаря и мог разговаривать на французском, английском, ирландском, польском, венгерском, латинском, еврейском, русском, словенском, эллинском).
3. Назовите любимое детище Ломоносова? (МГУ).
4. Какого предмета не было в университете? (Богословия).
5. Продолжите слова Ломоносова "всего труднее для учащихся" (леность, нерадивость).
6. Назовите отрасли наук, в которых творил Ломоносов? (поэзия, физика, химия, астрономия, история, география, минералогия, геология, художества, филология, педагогика и др.).
7. Какие книги Ломоносов считал "вратами своей учености"? (Псалтырь С. Полоцкого, арифметика Магницкого, грамматика Смотрицкого).
8. Какие науки преподавал Ломоносов в университете? (химию, физику, физическую географию, натуралистическую минералогическую историю).
9. Что означало во времена Ломоносова слово "ревность" (усердие).
Конкурс 2. «Продолжить строки из труда Ломоносова»:
1. "Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но …. (стеклу "Письмо о пользе стекла").
2. Продолжите Ломоносова: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без …… " (грамматики).
3. Продолжите Ломоносова:
"Науки юношей питают,
Отраду старшим подают,
В счастливой жизни украшают
В несчастный случай ……"? (берегут)
4. продолжите Ломоносова:
«Да на его пример и на дела велики
Смотря весь смертных род, смотря земны владыки,
Познают, что монарх и что отец прямой,
Строитель, плаватель, в полях, в морях ….»(герой)
5. Продолжите Ломоносова:
«Но где ж, натура, твой закон?
С полнощных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой …? (трон)
6. продолжите Ломоносова:
«Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг кругом ….(жаркого)
7. Продолжите Ломоносова:
«Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче…. (меди)
8. продолжите Ломоносова:
«Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне …..(дна)
9. Продолжите Ломоносова:
«Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале …….(звезд)
Конкурс 3.
(домашнее задание: кто больше найдет высказываний о Ломоносове)
Русские поэты и писатели о Ломоносове
ОТРОК
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.
А.С. Пушкин
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя Правды и Науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье -
Он, верный Русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему,-
Как тот борец ветхозаветный,
Который с Силой неземной
Боролся до звезды рассветной
И устоял в борьбе ночной.
Ф.И.Тютчев
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Г.Державин
"Поэтический венок" М. В. Ломоносову
В соседстве двух морей, на родине
метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он
рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сиянья озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой,
далёко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный
звук.
(С. И. Стромилов.)
О дивный муж!.. С челом открытым,
С орлиным взглядом, как глядел
На оном море Ледовитом
На чудеса господних дел,-
Наукой осиян и рвеньем
К величью родины горя,
Явился ты – осуществленьем
Мечты великого царя!
Твоею ревностью согретый.
Очнулся русский дух с тобой:
Ты лучших дел Елизаветы
Был животворною душой,
Ты дал певца Екатерине,
Всецело жил в ея орлах,
И отблеск твой горит и ныне
На лучших русских именах! (А.Н. Майков. Ломоносов)
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
(Н.И. Рыленков. Ломоносов)
Жизнь человека – вечное горенье.
И первый русский университет,
Его надежда и творенье…
И - что уж там!- он создан,
он стоит,
Наш первый,
наш российский,
наш московский!
Теперь и в землю не обидно лечь.
Свершён на свете подвиг человека.
И минуло два с лишним века -
Россией Ломоносов не забыт!
( М.И.Алигер. из поэмы "Ломоносов")
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя правды и науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему… (Ф.И. Тютчев. Ломоносов)
Конкурс 4
(домашнее задание: кто больше найдет высказываний Ломоносова о науке и языке)
Команды читают высказывания по очереди, победит та, которая прочитает больше .
М.В. ЛОМОНОСОВ О НАУКЕ И ЯЗЫКЕ
1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.
2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов.
3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: «Бог так сотворил», и сие дав в ответ вместо всех причин.
4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.
5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.
6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.
7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.
8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.
9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советоваться с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницательную оптику.
10. Велико есть дело, смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел добрую славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей, изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостью разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.
11. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
12. Науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может.
13. Все, что находится в природе, математически точно и определенно; и если иногда мы сомневаемся в этой точности, то наше невежество ничего не отнимает от этой достоверности; если бы весь мир сомневался в том, что дважды два – четыре, то все-таки у всех сомневающихся дважды два дадут четыре.
14. Так химия сильнейшим оружием умалила человеческую пагубу и грозою смерти многих от смерти избавила! Веселитесь, места ненаселенные, красуйтесь, пустыни непроходимые: приближается благополучие ваше. Умножаются, очевидно, племена и народы и поспешнее прежнего распространяются; скоро украсят вас великие города и обильные села; вместо вояния зверей диких наполнится пространство ваше глазом веселящегося человека и вместо терния пшеницею покроется. Но тогда великой участнице в населении вашем, химии, возблагодарить не забудьте, которая ничего иного от вас не пожелает, как прилежного в ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению.
15. Велико есть дело достигнуть во глубину земную разумом, куда руками и оку досягнуть возбраняет натура; странствовать размышлением в преисподней, проникнуть рассуждением сквозь тесные расселины и вечной ночью, помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность.
16. Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течение слова, в великолепии и силе оного.
Конкурс 5
(творческий конкурс презентаций)
Конкурс 6
(творческий конкурс – эссе)
Подведение итогов конкурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов
Цели математического мероприятия: 1. Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...
Интеллектуальная игра "Наш Великий помор Ломоносов"
Интеллектуальная игра "Наш Великий помор Ломоносов" проводится как заключительное мероприятие недели "Великий новатор России", посвящённой жизни, творчеству, деятельности М.В.Ломон...
Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"
Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...