Воспитательная система класса
методическая разработка (11 класс) по теме
В настоящее время Россия переживает одно из непростых периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Воспитательная система класса – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она притягивает к себе подростков яркой интересной познавательной жизнью, где они могут реализоваться как личность, независимо от пола, нации, религии, социального положения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa_0.doc | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования Муйского района
МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
"Утверждаю" | "Согласовано" |
директор МОУ ТСОШ №3 | зам. директора по ВР |
___________________ | _____________________ |
"_____"_______200_ г. | "_____"_______200_ г. |
Модель
воспитательной системы 11 «б» класса
«Познай себя»
Классный руководитель: Козлова Татьяна Евгеньевна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Никакое дело нельзя хорошо сделать,
Если не известно, чего хотят достигнуть.
(А.С.Макаренко)
В настоящее время Россия переживает одно из непростых периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Воспитательная система класса – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она притягивает к себе подростков яркой интересной познавательной жизнью, где они могут реализоваться как личность, независимо от пола, нации, религии, социального положения.
Как никогда ранее важна в современной жизни толерантность. Она необходима в отношениях, как между людьми, так и на уровне детского коллектива, так как видна огрубелость чувств, безразличие друг к другу, жестокость, нетерпимость. Все эти и другие проблемы освещены в воспитательной системе.
Воспитательная система «Познай себя» предназначена для учащихся 11 класса. Система построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей данного возраста.
Сегодняшние дети – это взрослые XXI века. А что должны знать и уметь взрослые в новом веке, веке деловых людей? Без чего не обойтись сегодня будущему выпускнику школы.
Во-первых, без знаний. Детям интересно узнавать что-то новое, неизвестное. Готовить классные часы на различные темы, вечера, познавательные игры, конкурсы, которые подготовят ребята из клуба «Интеллект».
Во-вторых, без культуры поведения, правил этикета, умения общаться. В этом им поможет клуб «Общение».
В-третьих, без умения отдыхать, организовать свой досуг. Приглашаем в клуб «Досуг».
В-четвертых, без здоровья. Воспитать правильное отношение к здоровому образу жизни смогут ребята из клуба «Здоровье».
На основе своего опыта работы с учащимися старшего звена, я пришла к выводу, что план воспитательной работы, ежегодно составляемый, целесообразно заменить несколько расширенным аналогом, охватывая сразу два года обучения.
Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.
Первые и последние школьные годы – самые ответственные и запоминающиеся. Меняется образ мыслей, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность – прекраснейшую пору жизни человека. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным (особенно духовно) вступит подросток в эту пору жизни, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя, в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом.
Цель воспитательной системы: воспитание нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации.
Задачи:
- Развивать познавательную активность учащихся как условие интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения.
- Формировать интеллектуальный, нравственный, физический потенциал личности ребенка, готовой к успешной социализации.
- Содействовать развитию творческих способностей, коммуникативных умений.
- Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.
- Создать содружество детей, педагогов и родителей.
Ожидаемый результат.
Учащиеся, окончившие школу должны
- иметь активную жизненную позицию;
- уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;
- видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей;
- уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;
- владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта;
- быть готовой к профессиональному самоопределению в непрерывно меняющихся условиях;
- стремиться к достижению жизненного успеха;
- иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность в своих силах при возникновении трудностей в достижении поставленной цели.
- Администрация школы;
- Творческая мастерская классных руководителей;
- Родительский комитет класса;
- Классный руководитель;
- Психолог;
- Социальный педагог;
Принципы, положенные в основу воспитательной системы:
- Гуманизм
- Актуальность
- Толерантность
- Доступность
- Добровольность
Через разнообразные формы работы я определяю для себя содержание воспитательной работы в классе, с учетом индивидуальных и психологических особенностей своих ребят и коллектива в целом.
Формы работы | Направления воспитательной работы |
Экскурсии в помощь учебным программам, предметные недели, Библиотечные часы, конкурсы «Копилка пятерок», «Самый, самый…» | Познавательная деятельность |
Организация дежурства (по классу, школе), трудовые десанты, субботники, работа бригады хозяйственников | Трудовая деятельность |
Час общения «Спорт - ты жизнь…», соревнование по баскетболу, волейболу, Осенний кросс | Спортивная деятельность |
Уроки мужества, проведение правовых бесед, беседы по ПДД и ОБЖ, часы общения «Устав школы – это закон нашей жизни», «Что такое порядочность?», «Моя семья», музыкальные вечера | Ценностно-ориентированная деятельность |
Классные вечера: «Знаем ли мы друг друга», «Женские истории…», «А если это любовь?», «С днем рождения!» Традиционные общешкольные вечера; Самоуправление в классе Классные часы, беседы, встречи в рамках программы «Дороги, которые мы выбираем» | Свободное общение Профориентационная деятельность |
Развитие личности происходит в тесном взаимодействии:
Воспитывающая деятельность на учебные годы.
- Участие класса в общешкольных мероприятиях:
Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса во всех общешкольных мероприятиях согласно плану работы школы.
В воспитательной системе школы выделилась системообразующая деятельность – это совместная коллективная деятельность. Формирование и развитие общественной активности детей происходит через участие в школьном самоуправлении. Учащиеся старшего звена являются членами Совета а старшеклассников и организаторами внутришкольных дел.
Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе и способствует:
- повышению уровня общительности каждого в отдельности;
- развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом;
- рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и весёлой семьи, название которой – школа;
- формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
- Связь с правоохранительными и досуговыми центрами села:
Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с правоохранительными и досуговыми центрами села (ДДТ, РДК, БИБЛИОТЕКА), активно откликаться на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более что возможность выхода коллектива за рамки школы, представляя свои достижения и делясь опытом, повышает уровень значимости каждого учащегося для коллектива, способствует формированию чувства собственного достоинства.
- Планируемые внутриклассные мероприятия:
- систематическая еженедельная работа внутриклассных структур (учебный сектор, организаторы-затейники, цветоводы, художники и др.) – как звеньев слаженно работающего механизма по организации жизни класса;
- проведение ежедневных пятиминуток – планерок «Планы – итоги»;
- проведение правовых бесед; беседы по ОБЖ и ПДД – через взаимодействие с РОВД, библиотекой;
- проведение тематических классных часов – Час Общения – темы выбираются самими учащимися или диктуются ситуацией в школе, стране, мире, а также могут быть предложены классным руководителем;
- проведение музыкальных, литературных и других вечеров, способствующих эстетическому развитию личности;
- большое внимание уделяю работе по созданию традиций класса.
Традиция – это раз и навсегда найденная форма поведения, которая несёт в себе огромный потенциал.
Традиция – это ещё и лицо формирующегося коллектива. Традиции, если они добрые, обеспечивают уверенность и защищенность каждому ребенку. Рождается имидж класса и каждого ребенка теперь воспринимают через призму данного имиджа.
Традиционны классные огоньки «Поздравляем с днем рождения!», «Знаем ли мы друг друга?», «День Святого Валентина», «День мамы», организация самоуправления, совместная работа с учащимися и родителями и др.
При работе с детьми ориентируюсь на принцип живого общения: «Делай как я! Давай делать вместе! Делай сам, но если надо я помогу!».
- Примерная тематика классных часов:
- «Устав школы – закон нашей жизни»;
- «Давайте познакомимся!» или «Знаем ли мы друг друга?»;
- «Последние годы детства… Что впереди?» (профессиональная и личностная ориентация подростков);
- «Что такое порядочность?»;
- «Защищать Отечество – твоя святая обязанность или вынужденная необходимость»;
- «Женские истории…»;
- «Спорт – ты жизнь!» (актуальным ли остается вопрос о ведении здорового образа жизни);
- «Моя семья» и др.
- Работа с родителями учащихся:
Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи. Это действительно так – основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческие годы.
Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.
С этой целью планируется провести следующие мероприятия:
- традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах;
- родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, обсуждению хозяйственных вопросов;
- заседания родительского комитета;
- тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например:
- «Какие мы родители?»
- «Знаем ли мы друг друга?»
- «Кто они – взрослые или дети?»
- «Давайте дружить…»
- «Даете крылья или обрезаете?»
- Индивидуальная работа:
Роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми и с их родителями. В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно оценить создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.
- Работа с педагогами:
- систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
- осведомление учителей предметников о состоянии здоровья учащихся;
- знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
- индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
- выяснение у учителей- предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место;
- тесное сотрудничество с психологом школы.
Считаю, что данная система способствует решению поставленной задачи.
Зерна, посеянные в такой комплексной системе, дают свои всходы: формируется личность, готовая к самоутверждению, сплоченный коллектив.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы. Считаю, что необходимо знать ответы на вопросы:
- Как работает моя система на практике?
- Какова суть произошедших изменений?
- В чем заключаются возможные недочеты?
Пытаясь найти ответы на поставленные вопросы, я пришла к выводу: необходимо проводить диагностику качества воспитательной работы в классном коллективе.
Виды диагностик | Сроки |
1. Анкета для учащихся по определению уровня воспитанности. | сентябрь, апрель |
2. Анкета для учащихся по определению склонностей и интересов. | сентябрь |
3. Анкета для учащихся «Отношения в классном коллективе». | сентябрь, апрель |
4. Методика для изучения социализированности личности учащегося. Анкета для учащихся. | сентябрь |
5. Анкета для учителей-предметников по определению уровня воспитанности. | октябрь |
6. Методика «Критерий оценки социальных качеств учащихся» для учителей-предметников. | ноябрь |
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии гармоничной личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: «Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!».
Философской основой, объединяющей участников образовательного процесса, стала формирующаяся система ценностей и идей коллектива, которая развивает в личности социально значимые качества. Все эти качества я объединяю в понятие «социальная компетентность». Социальная компетентность, на мой взгляд, включает в себя следующие аспекты:
- умение принимать решение, делать ответственный выбор;
- готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение анализировать ситуацию;
- умение понимать себя, свои потребности и устремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;
- способность быть успешным в выбранном виде деятельности;
- умение быть независимым, смело отстаивать свою позицию конструктивными, корректными способами;
- осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.
Все эти качества свойственны людям, имеющим чувство собственного достоинства и объединенным идеей личностного роста. Именно такими я и вижу в будущем своих воспитанников: умеющими отстаивать свои права, раскрывать свои способности, ориентироваться в мире жизненных ценностей и развивать общечеловеческие достижения во всех сферах жизни.
При оценке качества своей деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на определенные критерии:
- Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;
- Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом;
- Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива;
- Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе;
- Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
- Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;
- Степень вовлечения родителей в дела класса;
- Осознанный выбор учащимися приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражени
Эффективность работы системы с данным классом подтверждается следующими результатами:
- Большинство обучающихся ся занимаются в кружках, спортивных секциях;
- нет детей, состоящих на учете в школе и ПДН;
- класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах;
- ребята являются участниками и организаторами общешкольных дел; в классе есть хороший актив;
- ученики этого класса стали победителями различных конкурсов на муниципальном уровне.
- найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.
Основные направления воспитательной
системы класса
Модель
воспитательной системы класса
Клуб «Интеллект» Цели: создать условия для
раскрытия
интеллектуальных, умственных
способностей. Оказать влияние
на формирование трудолюбия,
чувства ответственности, обеспе
чить развитие познавательной
активности учащихся
Задачи:
- Создание ситуации успеха.
- Научить самостоятельно получать знания.
- Способствовать сохранению стабильного уровня успеваемости
4.Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
5.Формирование внутренней потребности готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
Формы:
- Классные часы на темы: «Самостоятельность, самообразование, самоуправление»
- Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах, дошкольных образовательных учреждениях.
- Организация познавательных вечеров, экскурсий.
- Психологические тренинги, игры, мониторинги успеха.
- Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конкурсов, научно-практических конференциях.
Клуб «Общение»
Цель: развитие творческого потенциал
личности, привить навыки культурного
общения.
Задачи:
- Создать условия для раскрытия
собственной индивидуальности.
- Сохранение народных традиций и
Обычаев.
- Создание творческого коллектива
« К и Компания»
- Формирование толерантности.
Формы:
- Участие в различных конкурсах: классных, школьных, районных.
- Знакомство с художественными и историческими ценностями России и Бурятии.
- Проведение вечеров, классных часов.
- Посещение занятий детских объединений: «Речевой этикет», «Люди и куклы», «Краеведение»
Клуб «Здоровье»
Цель: привитие навыка выживания
в непростых условиях
современной жизни, сохраняя
психическое и физическое здоровье;
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа;
2. Профилактика асоциального
поведения учащихся;
3. Составление индивидуальных карт
здоровья;
Формы:
- Проведение походов;
- Посещение бассейна;
- Посещение спортивных секций, участие в соревнованиях;
- Участие в работе туристического клуба;
- Проведение Дня здоровья;
- Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь»
- Беседы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;
- Участие в школьном конкурсе « Экстремальные ситуации»;
Клуб «Досуг»
Цель: развитие творческих и
организаторских способностей
учащихся, привитие интереса
к организации и проведения досуга.
Задачи:
1.Создание условий для раскрытия
организаторских способностей;
2. Проведение внеклассных
мероприятий, игр, конкурсов;
3. Посещение детских объединений;
Формы:
- Конкурсы;
- Смотры художественной самодеятельности;
- Дискотеки;
Занятость учащихся вне учебных занятий
Схема самоуправления
Работа с проблемными детьми:
- Беседа с учащимися о поведении, внешнем виде, посещаемости (в течение года).
- Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости (в течение года).
- Привлечение учителей-предметников для бесед с учащимися по итогам успеваемости (в конце учебной четверти, полугодия, в конце учебного года).
- Индивидуальные задания учащимся при подготовке к общешкольным мероприятиям (новогоднее оформление кабинета, поздравительные открытки ветеранам, учителям к Дню учителя).
- Профилактика правонарушений, ЗОЖ (в течение года).
- Работа с учащимися, требующими повышенного внимания (в течение года).
- Индивидуальные консультации с привлечением социально-психологической службы школы (по мере необходимости).
- Личные беседы с учащимися (по мере необходимости).
Семья
(работа с родителями)
ЦЕЛЬ:
Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.
ЗАДАЧИ:
- Информирование родителей о результатах учебы ребят.
- Психолого-педагогический всеобуч родителей. (ПВР).
- Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.
- Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка.
ФОРМЫ:
- Тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников.
- Организация работы родительского комитета.
- Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
- Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
- «Родители для родителей». Индивидуальные и групповые консультации, советы, рекомендации (в течение года).
- Родительский консилиум по успеваемости учащихся, предварительным итогам (в конце полугодия, года).
- Участие родителей в ремонте классной комнаты; привлечение родителей к помощи в классе, школе (в течение года, май, июнь).
- Посещение семей учащихся имеющих проблемы в обучении и поведении (в течение года).
Тематика родительских собраний:
- «ЕГЭ: как пережить стресс».
- «Реализация прав ребенка жить и воспитываться в семье».
- «Как научить ребенка быть успешным». Итоги 1 полугодия.
- «Мы выбираем».
- «Дороги, которые мы выбираем». Заключительное родительское собрание (семья, ребенок, школа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...