Умники и умницы
методическая разработка по теме

Перфильева Светлана Викторовна

Итоговая игра по предметам гуманитарного цикла: русскому языку, литературе, истории, английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_igra_umniki_i_umnicy_avtosohranennyy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая игра «Умники и умницы»

по предметам гуманитарного цикла

Цель: пробуждение интереса к изучению гуманитарных предметов

Задачи: 

- развивать логическое мышление, эрудицию обучающихся;

- создать положительную мотивацию к изучению предметов гуманитарного цикла (русскому языку, литературе, английскому языку, истории, живописи, музыке)

  1. Правила игры:

В игре принимают участие обучающиеся 5, 6, 7 классов, каждый из которых может стать участником итоговой игры. Для этого во время отборочного тура необходимо ответить на предложенные вопросы по заданным дисциплинам. За каждый правильный ответ участники получают жетон. Первые 3 участника, получившие 3 жетона, становятся игроками. Остальные, кто имеет 1 -2 жетона, получат памятные призы.

  1. Представление членов жюри:

Помогать в оценке ответов ребят будет высокий АРЕОПАГ (жюри):

……………………………………………………………………………

Вопросы отборочного тура:

  1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (ТОТ, ОНО) 
  2. Из какого произведения эти строки: «Там русский дух, там Русью пахнет…» (А.С. Пушин «Руслан и Людмила»)
  3. Перед вами фотография одной из самых известных достопримечательностей Лондона (Биг Бен)
  4. Отгадайте старинную русскую загадку «Маленький Данилка в петельке удавился» (Пуговица)
  5. Исправьте ошибку во фразе: «Таня всегда ложит книги на место» (Таня всегда кладет книги на место)
  6. В годы ВОВ литературный герой поэмы А.Т. Твардовского стал самым популярным среди солдат. Назовите имя этого героя.                                                                    (Василий Теркин)
  7. В домонгольский период одной из единиц денежной системы

    на Руси была шкура одного распространённого пушистого

    зверька. Назовите этого милого зверька.              (Белка)

  1. Кант считал это «низшим видом искусства». Лейбниц называл

     это «радостью бессознательных вычислений». Лев Толстой

     называл это «стенографией чувств». А Шаляпин считал, что

     это «голос души мира». О каком виде искусств идёт речь?

                                                                                        (Музыка)

  1. Какой корабль и животное имеют одинаковое название?  

                                                                                    (Броненосец)

    10. Почему главная площадь Москвы – Красная площадь, долгое

          время называлась Пожар?

                                                       (в 1493 г. она выгорела дотла)

11. Какого цвета бывает тоска? (Зеленого)

12. Британцы очень много говорят об этом. Возможно потому,

      что в Великобритании это очень часто меняется.

                                                                                 (Погода, weather)

      13. Замените заимствованное слово АНТРАКТ русским

           аналогом  (Перерыв)

      14. Расположите синонимы в порядке возрастания: хвалить,

            прославлять, одобрять (одобрять, хвалить, прославлять)

        15. По пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич» был снят всем

           известный комедийный фильм. Назовите его.

                                        ( «Иван Васильевич меняет профессию»)

      16. Что это за слово? Корень его находится в слове

            ПРЕПОДНОСИТЬ, приставка – в слове ВЫПИСАТЬ,

            суффикс и окончание  - в слове ТЕРПЕЛИВЫЙ?

                                                                                       (Выносливый)

Дополнительные вопросы

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).
  2. В какой стране были самые длинные стены? (Китай).
  3. Назовите “жемчужину Индии” (Тадж-Махал).
  4.  Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться?

                      («Мойдодыр».)

  1.  Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?

   (Баба-Яга.)

  1. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника.

                                                          (Свист.)

  1. Как звали сказочного кота-гипнотизёра?

                                 (Баюн.)

  1.  Как назывался горшок, который сделали своим жильём звери?

                                                                                       (Теремок.)

  1.  Назовите жаркое место рождения Колобка.

                                      (Печь.)

  1. Какая зверюга жаловалась Айболиту, что её укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство?

                                                                                   (Лиса.)

  1.  Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано?

(Лиса Патрикеевна. Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами в XIV веке.)

  1.  Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.

                              (Жучка.)

  1.  Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?

                                                                                   (Василиса Премудрая.)

  1.  Назовите имя сказочного царя-долгожителя.

(Кащей Бессмертный.)

  1.  Какие сказочные персонажи А.С. Пушкина прожили вместе «тридцать лет и три года»?

(Старик и старуха.)

  1.  Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом...»?

(Золотой рыбке.)

  1.  Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара? (Князь Гвидон.)
  2.  Кем князю Гвидону приходился царь Салтан в пушкинской сказке?

                                                                                                 (Отцом.)

Правила и ход игры «Умники и умницы»

В игре принимают участие победители отборочного тура. Их мы будем называть АГОНИСТЫ.  По красной, желтой и зеленой дорожке они идут к победе. Самый короткий путь к победе – красная дорожка – достаточно ответить на два вопроса. Но агонисту, выбравшему этот путь, нельзя допускать ошибки в ответах. На желтой дорожке необходимо ответить на 3 вопроса и можно ошибиться 1 раз. Самый длинный путь – зеленая дорожка, 4 вопроса, но можно ошибиться 2 раза.

  1. Розыгрыш дорожек.

Задание игрокам:

Состоит из двух частей:

1. Орфоэпическая

   Расставьте ударения, произнеси слово правильно.

   АГЕНТ            ДИСПАНСЕР          БАЛОВАТЬ                   КАМБАЛА

   ЛОМОТЬ         ХАОС                       РАКУШКА                   ЦЕМЕНТ

   ЩАВЕЛЬ        ТЕФТЕЛИ                ДОГОВОР                     ПАРТЕР

2. Поэтическая

Выразительное чтение отрывка из любого художественного произведения (стихотворения или прозы)

Оценивается знание текста, выразительность.

  1. Слово высокому АРЕОПАГУ (называют победителя: 1 место, 2 место, 3 место)

Победителю предоставляется право первому выбрать дорожку, по которой он будет идти к победе.

Вторым дорожку выбирает игрок, занявший 2 место.

Третьему достается оставшаяся дорожка.

На табло представлены темы, за которыми прячутся вопросы по предметам гуманитарного цикла : русскому языку и литературе, английскому языку, истории, музыке и живописи.

Выбор темы начинает агонист  на зеленой дорожке. Труднее всего придется игроку на красной дорожке, т.к. у него останется самый маленький выбор. В то же время – это игра, и ему может крупно повезти – достанется несложный вопрос.




1-й АГОН:

Праздник Thanksgiving Day 

В 1620 г. корабль с более чем сотней людей пересёк Атлантический океан и пристал к берегам Нового Света (теперь штат Массачусетс). Первая зимовка в новых условиях была очень трудной; половина колонистов погибла. Местные индейцы научили колонистов выращивать кукурузу, охотиться и ловить рыбу. Осенью 1621 г. колонисты собрали богатый урожай. Чтобы отблагодарить своих спасителей, колонисты устроили в их честь праздник. И в последующие годы колонисты устраивали праздник урожая. Он существует в Америке до сих пор. Отмечают его в ноябре. Назовите его.

День благодарения, Thanksgiving Day

Имена и герои

. И в истории России, и в художественной литературе часто

  встречаются герои с именем ВЛАДИМИР. Назовите хотя бы 3 : Что означает это имя? (Владеющий миром)

Владимир Мономах, князь Владимир, Владимир Путин, Владимир

Дубровский и др.                                                                              

Глас народный

 Какие прозвища дал народ этим историческим деятелям и государям?

  1. Иван – Грозный
  2. Ярослав – Мудрый
  3.  Петр – Великий
  4. Людовик 16 – Король- Солнце

Эти глаза напротив

Узнай и назови, кто изображен на портрете

  1. Л.Н. Толстой
  2.  Королева Елизавета
  3. С. Есенин
  4. М. Ломоносов


2-й АГОН:

Бюро находок.

Перед вами предметы, которые могли принадлежать какому-либо литературному герою. Назовите его:

- зеркало – Царица из сказки Пушкина или «Белоснежки и семь гномов»

- азбука – Буратино

- туфелька – Золушка

- Собака – Герасим, Каштанка

- Пантера – Маугли

- Тигр  - Шерхан из «Маугли»

- аптечка «Доктор Айболит

Перчатка

Покажите, как с помощью перчатки в 19 веке вызывали на дуэль?

Полиглоты

Благодаря нашему «гостеприимному» русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами. Эта оригинальная викторина – тому доказательство. 

 

Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна?

(Немо.)

Вы приехали в Италию, но не знаете языка страны. Какой овощ вы можете купить, вспомнив известную итальянскую сказку? Произнесите его название на русском и итальянском языке.

(Лук – чипполо. «Приключения Чиполлино» Джанни Родари.)

Скажите по-английски «лисий шаг», если для нас это американский бальный танец.

(Фокстрот.)

Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица.

(Фламинго.)

 Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки.

 (Шланг.)

Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии.

(Глобус.)

Инициалы

Н-р:

 Инициалы какой всем известной российской детской поэтессы (начиная с фамилии) складываются в название большого танцевального вечера?

(Барто Агнии Львовны – БАЛ.)

 Инициалы какого русского поэта, автора и исполнителя песен, складываются в аббревиатуру одного из видов Вооружённых сил?

(Высоцкого Владимира Семёновича – ВВС.)

 Инициалы какого знаменитого русского поэта (начиная с фамилии) складываются в спортивный и карточный термин?

(Пушкина Александра Сергеевича – ПАС.)

_________________________________________________________________

3-й АГОН:

«А у нас?» 

 Во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинелла, а в России - это ... Кто?

(Петрушка.)

 Мировая историография говорит «Битва под Можайском», а что говорим мы?

(«Бородино». В 1812 году близ Можайска произошло Бородинское сражение. На территории Можайского района - военно-исторический музей-заповедник «Бородино».)

 Во Франции - Пьер, в Германии - Питер, в Бразилии - Педро, а в России - ...

(Пётр.)

 Англичане говорят: «Везти уголь в Ньюкасл», а что говорят в этом случае русские?

(«Ехать в Тулу со своим самоваром».)

 Озадаченный англичанин скажет: я бью мозги палкой. А что скажет русский?  

(Ломаю голову.)

Шарады и загадки

 

Составитель словарей

Для больших и для детей.

(В. Даль)

Мой первый слог растёт в дубраве,

Второй - глубокая канава,

Добавьте букву иль предлог.

Затем найдите третий слог:

Его отлично знает,

Кто в бильярд играет.

А в целом - повесть это

Великого поэта.

(Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».)

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ  АНАГРАММЫ

 

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

 ФЕОД  Д _ _ _  (Английский писатель.)

(Дефо Даниель.)

 ТОРБА  Б _ _ _ _  (Русская детская поэтесса.)

(Барто А.Л.)

 КОРТ  К _ _ _  (Нелюбимый жених

                                   Дюймовочки.)

(Крот.)

 УКОС  С _ _ _  (Героиня сказки «Три

                                     толстяка».)

(Суок.)

“Крылатое выражение”.

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его.

Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “____________”

(“Что с возу упало, то пропало”).

Цветы

Изображение Алой и белой розы.

1.Какое историческое событие связано с этими цветами?

Феодальные войны в Англии между династиями Йорков, в гербе которых была белая роза, и Ланкастеров, в гербе которых была алая роза. Война длилась 30 лет и закончилась ослаблением обеих династий. На престол вступил Генрих VII Тюдор. (“Война Алой и Белой розы”)

2.В каких литературных произведениях встречаются эти цветы?

Сказки: «Беляночка и Розочка», «Снежная королева»

Подведение итогов игры.

Награждение победителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...