Занимательная математика
занимательные факты по теме
Предварительный просмотр:
Дорогие ребята! Давайте попробуем сосчитать, сколько будет 4+3. Нет, нет не спешите, ведь в этом примере каждый знак, каждая цифра говорящие!
Цифра «4», например, сообщает, что взрослые очень самостоятельные, и главное правило у них – четыре «сами»: сами придумывают, сами решают, сами делают, сами ставят себе оценку за работу. И мы все делать будем сами: сами думать, решать, делать, оценку ставить.
Цифра «3» отсчитывает шаги на тропинке, которая ведет к мастерству.
А шаги такие делай, как старший, - делай лучше его – делай сам и вместе с друзьями. Знаки тоже разговаривают. Вот, что они говорят: «Если ты пришел к нам, мы все будем делать вместе младшие + старшие + взрослые.
А что неизвестно в нашем примере?
Конечно же ответ 4+3=7.
Этому замечательному числу 7 мы посвящаем сегодняшнюю встречу. А пойдем мы сегодня по 7 тропинкам:
Тропинка 1 «Вот мой дом родной!»
Тропинка 2 «Хочу стать взрослым!»
Тропинка 3 «Сами с усами!»
Тропинка 4 «Не опоздай!»
Тропинка 5 «Приходите к нам!»
Тропинка 6 «Девчонок не берем!»
Тропинка 7 «Марья-искусница»
Ребята! Не забывайте, что каждая из этих тропинок ведет к мастерству, а девиз «Я сам!»
Успехов вам!!!
Тропинка 1. «Вот мой дом родной».
Любовь к Родине начинается с любви к родителям, к своей семье, родному дому, к старой бабушкиной сказке.
Мы знаем много древних держав: Индию, Египет, Вавилон, Грецию. Мы знаем, когда приблизительно каждая из них возникла. А вот когда возникла Математическая держава, этого не знает никто. Но о том, что она очень древняя, можно судить из того, что и в Вавилоне, и в Египте, и в Греции, и на Руси, и во всех других древних державах вспоминается и Математическая. Значит, она самая древняя. Может быть и существовали древние люди, издавшие специальный указ?
Нет, этого не могло быть! Указов древние люди не писали, потому что не могли. Они вообще писать не умели, да и держав в то время никаких не было.
Были у древнего человека жена и двое детей. Пришел он однажды на охоту и убил древнейшего кабана. Принес домой и разделил на 4 части: жене, сыну, дочери и себе. Так появилось действие деление. Вот так древний человек заложил первый камень Математической державы.
А потом пошло! Сложение, вычетание, умножение. Много воды утекло пока появились современные цифры.
- Давайте попробуем зобразить цифры с помощью пальцев ваших рук
1, 3, 5, 7, 8
- Вам на той тропинке предстоит разгадать несколько ребусов
семья восемь штрих
- Задача Мальчик собрал в коробку жуков и пауков – всего 7 штук. Если посчитать число всех ног, то получается 50. Сколько в коробке жуков и сколько пауков? (Жук имеет 6 ног, а паук – 8).
1 жук и 6 пауков 6 + 8 х 6 = 54 -
2 жука и 5 пауков 6 х 2 + 8 х 5 = 52 –
3 жука и 4 паука 6 х 3 + 8 х 4 = 50
Ответ: В коробке было 3 жука и 4 паука.
Тропинка 2. «Хочу стать взрослым»
Ребята, сегодня вы - дети, а пройдут годы и вы станете взрослыми. Вам придется в жизни общаться с разными народами. Поэтому вы должны знать математический язык различных народов. Давайте заполним несколько из них.
В Египте и Китае «священная резьба»
III
ІІІ ІІІ ІІІІ ІІІІ ІІІ
I II III IIII II III III IIII III
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В Древнем Вавилоне клинопис:
1 5 8
2 6 10
3 7 9
4
У римлян:
I II III IV V VI VII VIII IX X
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У народов майя:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
. .. … …. _ . .. … …. _
_ _ __ __ _
1 А теперь задание:
Записать все цифры почтового индекса
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 Расшифруйте и вычислите:
IIII
. VII - 7 + __..__ = /7 х 7 – 7 + 7 = 49 /
III
Тропинка 3 «Сами с усами!»
А что мы можем сами? Давайте откроем математический кооператив «100 узелков на память». И вспомним сегодня поговорки и пословицы со словами «семь».
1 «Семеро одного не ждут»
2 «Семь раз отмерь – один раз отрежь»
3 «Один с сошкой – семеро с ложкой»
4 «Семь бед – один ответ»
5 «Лук от семи недуг»
А знаете ли вы, что:
У французов распространена клятва «Крепко, как 7», « 7 футов воды под килем» - пожелание доброй дороги морякам, «Побывать на седьмом небе» - высшее счастье.
Давайте запишем.
А теперь давайте нарисуем радугу, а помощниками вам будут два предложения.
«Каждый или «Как однажды Жук –звонарь
охотник головой сломал фонарь»
желает
знать,
где
сидит
фазан»
Первые буквы слов те же, что и названия цветов.
А теперь давайте посчитаем сколько цветов в радуге (Ответ).
Да, ребята, выбор именно семи цветов – дань древнему обычаю придавать этому числу особое значение.
Тропинка 4. «Не опоздай!»
В мультфильме «Паровозик из Ромашково» маленький паровозик не соблюдал расписание движения, опаздывал –то ему надо понюхать ландыши, то посмотреть, как восходит солнце…
Сколько простого и удивительного вокруг? «Если мы не увидим, как цветут ландыши, мы опоздаем на всю весну, если не посмотрим, как восходит солнце, опоздаем на всю жизнь», - говорит Паровозик волнующимся пассажирам.
Важно быть внимательным, видеть и замечать удивительное в природе и не опоздать сделать в жизни свое доброе дело.
Предлагаю вам заучить формулу самовнушения для улучшения внимательности.
«Я всегда очень внимательно работаю. Все знают меня как очень внимательного человека. Прилагаю большие волевые усилия, чтобы всегда работать очень внимательно. Твердо помню, что я очень внимателен. С большой настойчивостью стараюсь внимательно работать».
Тренируйте свою внимательность.
Знаете ли вы, ребята, что человек имеет «скрытые резервы»?
Например. На одном из вечеров в Московском планетарии выступал заслуженный артист Юрий Горный.
Попытайтесь запомнить 10 двузначных чисел, поглядев на них всего 1-2 секунды. Или в уме за 2-3 секунды перемножить 2 трехзначных числа. Вы скажите, что подобное невозможно. Юрий Горный демонстрирует обратное.
А вот еще более сложный номер: артист вступает в соревнование с микрокалькулятором. И раз за разом опережает его, производя сложные математические действия в уме.
Юрий Горный решает одновременно несколько непростых задач. Перемножает в уме большие числа. Читает вслух стихи. А иногда в дополнение к этому, одной рукой еще играет на рояле, а другой – пишет какой-либо текст. Каким образом все это достигается?
В детстве Горный был обыкновенным мальчишкой, вовсе не вундеркиндом – гонял в футбол, занимался спортом, но особенно увлекался фокусами.
А увлечение фокусами приводит человека к размышлениям о скрытых пружинах происходящего. Настойчивая работа над собой сделала Юрия Горного великим.
Тропинка 5. «Приходите к нам!»
Дорогие ребята! Перед вами выставка книг занимательной математики. Эти книги есть в библиотеках. А хозяйки библиотек говорят вам: «Приходите к нам!» Много тайн откроют вам книги. А сегодня у нас в гостях старшеклассники, они расскажут вам о том, что интересного узнали из книг о числе 7.
То, что 7 – особое число, люди считали давно. Ведь еще древние охотники, а потом и древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы – изображение 7 звезд часто встречается на древнейших изделиях. И может быть, один из первых результатов арифметики «3 на 4 дает 7» люди получили, заметив, что ковш Большой Медведицы складывается из 3-х звезд ручки и 4-х остальных звезд.
*
*
*
* *
* *
Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только 5 светил: Венера, Меркурий, Марс, Юпитер и Сатурн перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя «планеты» и стали считаться богами.
Венера - считалась у римлян богиней красоты,
Меркурий – богом торговым,
Марс – богом громовержцем,
Сатурн – богом посева.
И, конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось 7 связанных с небом богов.
Особенно чтили число 7 на Древнем Востоке. Несколько тысячелетий назад между Тигром и Евфратом жил народ шумеры. Они обозначали число 7 тем же знаком, что и всю вселенную. Почему они так делали? Некоторые ученые думают, что они выражали этим числом 6 главных направлений (вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо) да еще то место, от которого идет этот отсчет. У шумеров, а потом у вавилонян и ассирийцев в храмах было 7 ступеней, освещались храмы семисвечниками, они знали 7 металлов. По их сказаниям в подземном царстве было 7 ворот, через которые проходили в него души умерших.
От шумеров и вавилонян почитание семерки перешло к другим народам. Древние греки насчитывали 7 чудес света. А сейчас мы пользуемся семидневной неделей. В честь своих богов назвали дни недели и римляне. Например, четверг они назвали в честь бога – громовержца Юпитера, а вторник – в честь бога войны Марса. Сейчас французы называют вторник «марди» (день Марса), а немцы четверг называют «доннерстаг», по имени бога грозы Донара. Воскресенье же у очень многих народов называют «день Солнца».
Тропинка 6 . «Девчонок не берем!»
Я думаю, каждый мальчишка мечтает в будущем строить модели самолетов, водить корабли, стрелять из лука по цели, печь картошку, защищать девочек … Поэтому мы решили мальчикам дать сегодня чисто мужское задание.
Давайте поиграем в игру «Путешествие в Страну Знаний».
№1 Мы в аэропорту «Не собьюсь с дороги». Считайте до 70, но вместо чисел, которые делятся на 7, говорите «Не собьюсь с дороги».
№2 Наш самолет приземлился на аэродроме «Смекалка». Здесь нам предлагают решить задачу: Книга стоит 20 грн. да еще половину своей цены. Сколько стоит книга?» Решайте быстро, остановка самолета 2 минуты (40 грн.)
№3 А теперь нас просят помочь метеорологи, которым нужно уточнить график работы самолетов. Нас спрашивают.
«Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли надеяться, что через 36 часов будет солнечная погода?» (Нет, ночь).
№4 Мы снова в дороге – спешим, чтобы не опоздать в Страну Знаний. Но нас не выпустят из самолета просто так. Пропуском в Страну Знаний есть ответ на вопрос: «Когда мы смотрим на цифру 7, а говорим 35»? (35 мин)
Тропинка 7. «Марья – искусница».
Дорогие ребята! Какой праздник будет скоро? Конечно же Новый год. А какой же Новый год без елки, снежинок, подарков. Наши девочки – мастерицы давно уже начали готовить подарки, елочные игрушки, придумывать новогодние поздравления и пожелания. Давайте мы украсим нашу елочку гирляндами, снежинками. А помогут нам установить елку мальчики. За дело!
Дорогие ребята! Тайны окружают нас буквально со всех сторон. Некоторые из них, вероятно, найдут свое объяснение в рамках уже существующих научных теорий. Другие потребуют новых дерзких шагов в неизвестное. Но каждая раскрытая тайна сделает понятней мир, в котором мы живем и частью которого являемся, расширит возможности развития человека.
Позвольте вам подарить напутствие к познанию мира, которое вмещается всего в 7 строчках:
«Все пройдет… Но сломив у невзгод острие –
Утвердись в этой жизни достойно
И поверь в назначенье свое.
И вперед. И движенье. Движенье.
И по трудным пройдя адресам,
Не проси у судьбы снисхожденья
Сам судьбу свою вылепи. Сам».
7
7я
шЗх
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс
Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы
Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...
Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"
Урок занимательной математики. (6класс) ( для учащихся с тяжел...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"
В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"
Оптические иллюзии, числовые узоры, цифровые стихи, магический квадрат...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...