Классные часы для 5-7 классов
классный час по теме
Здесь собраны классные часы на темы:
Всегда ли дружба важнее всего?
Как строить отношения с теми, кто не похож на нас? (Я не такой как все. Как мне добиться успеха?)
Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
Любовь и дружба – что это?
Отношения с родителями
Как признаться в серьезной проблеме или ошибке
Компьютер – враг, друг, помощник?
Легко любить всё человечество. Соседа любить сумей.
Как я могу повлиять на поступки своих сверстников?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnye_chasy.docx | 118.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Всегда ли дружба важнее всего?
Цель:
- раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
- формировать умение различать дружбу и товарищества;
- воспитывать культуру чувств.
Оборудование: 2 ватмана, ладошки, иллюстрация, запись на доске, спокойная музыка, половинки сердец.
Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы,
но делают друг для друга все, что могут.
В. Г. Белинский
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.
М. Джалил.
Приветствие: “Добрый день, друзья!”
- Поставьте свои стульчики в круг так, чтобы не помешать другим.
- Как можно это сделать?
(под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг)
Этюд.
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Придумайте название к этой иллюстрации.
(“Друзья”)
Экспликация.
- А почему вы решили, что эти ребята друзья?
- А кого можно назвать другом?
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
-Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный.
-«Дружба», «друг» казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
-У всех у вас есть друзья. Так давайте разберемся, что же такое дружба, кто такой друг и всегда ли дружба важнее всего.
-Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?
Родители Кати сочли, что Юля, с которой подружилась их дочь, ей “ не пара”, хотя в нашем обществе нет сословных различий. Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юля, по просьбе родителей Кати перестала с ней дружить. Сначала Катя звонила, писала записки Юле. Вскоре и это кончилась. И вот через месяц Катя познакомилась с другой девочкой и подружилась, а в письме, адресованном в редакции газеты она спрашивает: говорить ли о своем новой подруге родителям.
-Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом).
-Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?
Итог учителя: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а друга, который не готов к испытаниям верным. Может быть, родители Кати хотели испытать их дружбу. Иногда мы называем другом тех, с кем ходим в кино, проводим свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями.
-Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Мальчик опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! А ещё друг! – и отвернулась к окну”.
-Можно ли этих ребят назвать друзьями?
- Можно ли обижаться в данном случае на Костю?
-Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
-Как должен был поступить Костя?
- Всегда ли дружба важнее всего?
Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
-Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу. “Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо”.
- А умеете ли вы дружить? Предлагаю ситуацию: вот два друга. Один из них даёт оплеуху младшему школьнику, второй должен соответственно отреагировать. (Разыгрывается ситуация).
– А как вы поступите, если друг попросит солгать, пропустить уроки, совершить недостойный поступок?
- Всегда ли надо говорить правду друг другу, если это ему неприятно?
Игра «Продолжи предложение»
Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я …
Вывод. У каждого из вас на столе лежит ладошка и половинка сердца, напишите на ладошке всего 1 слово, ответив на вопрос: Что помогает дружбе?, а на половинке сердца: Что мешает дружбе?
Проект: выработать законы дружбы
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2. Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Практикум.
1. С древних времён принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало, что в руках у меня нет оружия, я пришёл к тебе с миром.
Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. Учтём, что старшие первыми протягивают руку младшим, дамы первыми подают руку.
-А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.
(М. Джалил.)
Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
(Я не такой как все. Как мне добиться успеха?)
Цель: развивать навык общения друг с другом, учить терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открывать для себя непохожесть людей друг на друга.
Оборудование: иллюстрации(человек, непохожий на других, обычный человек), карточки с аргументами, белые вороны, скотч.
-Ребята, посмотрите на картинку, что вы можете сказать об этом человеке?
-А что вы скажете об этом?
-На кого вы бы в первую очередь обратили бы внимание? Почему?
Вспомните случай, когда ваш внешний вид не соответствовал общепринятому, или вы высказывали точку зрения, отличную от других. А позже от взглядов окружающих, осуждающего шепота вы чувствовали дискомфорт и слышали загадочное слово “ворона”. Почему?
Подберите ассоциативный ряд к слову ворона.
– черная;
– глупая;
– белая;
– любит все блестящее;
– птица;
– гамбургская;
– нестандартная;
– особенная.
– Какая из ассоциаций подходит для темы нашего разговора?
– Кого называют “белой вороной”?
– Почему именно “белой”?
– Согласитесь ли вы с высказыванием, что быть белой вороной легко?
–В зависимости от выбранного ответа на последний вопрос участники часа общения объединяются в четыре группы:
- 1 группа – “да”.
- 2 группа – “нет”.
- 3 группа – “может быть”.
- 4 группа – “не определился”.
В течение пяти минут уч-ся в группах выбирают аргументы в пользу своей точки зрения. А затем по правилам ведения спора–диалога (о них напоминает учитель) представители групп доказывают свою точку зрения.
Вот некоторые аргументы групп:
1 группа:
- “белая ворона” является сама собой;
- привыкаешь быть “не таким”;
- есть особенное мнение;
- тебя выслушают;
- ты с рождения такой;
- общество не влияет на “белых ворон”.
2 группа:
- “белых ворон” не понимают;
- зачастую “непохожих” людей презирают, обижают, смеются над ними;
- окружающие люди часто пытаются подавить индивидуальность “белых ворон”;
- “белые вороны” либо одиноки, либо находят друзей среди себе подобных;
- к “белым воронам” не прислушиваются, их мнение ничего не значит для большинства.
3 группа:
- окружающие не воспринимают “белых ворон”, но им это не мешает, так как они любят одиночество;
- “белые вороны” эпатируют окружающих своим внешним видом и вызывающим поведением, за которым скрывается ранимая душа, интеллигентность и неуверенность в себе;
- есть свое мнение, и мнение окружающих не играет никакой роли;
- быть другим – особенность “белых ворон” и их нельзя измерить привычными мерками и загнать в какие-то общепринятые рамки;
- возможно, “непохожесть белых ворон” помогает им добиться многого в жизни.
4 группа (неопределившиеся):
- фиксирует ответы групп, выбирает самые веские аргументы и по окончании спора-диалога отвечает на вопросы:
- Каково было ваше мнение до нашего диалога?
- Изменилось ли оно по окончании спора?
- К какой точке зрения вы склоняетесь теперь и почему?
- Как вы думаете, успешны ли в жизни “белые вороны”? Добиваются ли они признания в обществе?
Ситуация: В одном из 6 классов была девочка, все её считали «белой вороной», внешностью она была неприметной, спокойная, вежливая, училась не на отлично, но без троек, ни в какие ссоры не влазила, кружки и секции не посещала, артистичностью не отличалась, поэтому и в делах класса старалась не участвовать, с ней не хотели дружить, потому что она казалась неинтересной. Но однажды в школе проходила ярмарка талантов: кто-то участвовал в концерте: пел или танцевал; кто-то принял участие в выставке «Умелые ручки». Всех поразила коллекция фигурок из бисера, о ней очень много говорили, и всем хотелось узнать – кто же смог сделать такую красоту. И вот на линейке стали награждать самых талантливых. Называют фамилию этой девочки, и все одноклассники были удивлены. После линейки они стали подходить к ней поздравлять, интересоваться её работами. У девочки загорелись глаза, она с таким интересом стала рассказывать о своём увлечении, что ребята отметили, какой она интересный собеседник. С тех пор эту девочку перестали называть «белой вороной».
- Ребята, давайте подумаем, каким способом девочка смогла добиться успеха? (Нужно не бояться показывать свои таланты)
-Среди нас тоже есть “белые вороны”, и мы можем ненароком их обидеть. Чтобы этого не совершить, какой совет вы можете себе дать?
Участники часа общения пишут советы на своих листках и афишируют их на общем листе в виде белой вороны.
Появляются следующие советы:
- чтобы не обидеть “белую ворону”, нужно самому встать на ее место
- я сама “белая ворона”, и уже ни на кого не обижаюсь и белых ворон не обижаю
- не делать вид, что вы “выше других”
- прислушиваться к мнению человека быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями
- найти доброе начало в “вороне”
- воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами
- не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир
- не надо дразнить “белую ворону” и делать вид, что ты отличаешься от нее
-Посмотрите, у нас появилась стая белых ворон, а когда целая стая одинаковых, кто-нибудь выделяется?
-Так давайте жить дружно! – как говорил Кот Леопольд.
Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?
Цель: способствовать формированию и развитию у обучающихся таких духовно-нравственных ценностей как сочувствие, сострадание, желание понять и принять другого человека.
Задачи:
- развивать умение к анализу и осмыслению получаемой информации, развивать рефлексию;
- способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя самого и другого;
- воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов;
- помочь обучающимся понять необходимость прощения, почувствовать радость от данного поступка.
Используемые методы в ходе проведения мероприятия:
- направленная беседа,
- групповая дискуссия,
- ролевая игра,
- элементы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия).
Оборудование:
- репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
- Библия
- 4 стола, стулья стоят полукругом, таблички с надписями: «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи».
- Сердечки
- «Токката и фуга ре минор» И. Баха
- На доске размещен эпиграф
Любить – это значит прощать,
прощать – это значит понять,
понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Н.К. Рерих.
-Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (Умеем ли мы прощать)
- А является ли эта тема актуальной?
- Нам очень часто приходится терпеть от кого-то обиды. А что же такое обида? (Ответы ребят.)
Педагог:Обида – несправедливо нанесенное оскорбление, огорчение, а также чувство, вызванное этим огорчением.
-Коли есть обида, значит, есть обидчик. Кто такой обидчик? (Ответы ребят)
Педагог:Обидчик – это тот, кто обижает кого-то.
-Раз есть обидчик, есть и обиженный. Кого можно назвать обиженным человеком?
Педагог: Обиженный тот, кто выражает чувство обиды.
-Ребята, а есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руку. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся. (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– А есть ли среди нас тот, кто сам никого не обижал? Наверное, каждому человеку случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то.
-Какие чувства испытывает человек, обидевший кого-либо. (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– Как же быть человеку, когда после конфликта, остается обида, злость, у него возникает желание отомстить, во что бы то ни стало? А если ему предстоит учиться с этим человеком в одной группе?
– Что делать обиженному человеку, если его обидели близкие люди: мама, папа, брат или сестра? (Обучающиеся отвечают по желанию)
-Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев –«мамихпапинатапа» Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый сделает первым то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой»
– Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из своей жизни и ответьте: «Чего хотят оба?»
(Обучающиеся отвечают по желанию)
– Всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
-Неумение прощать часто приводит к печальным последствиям.
На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга.
Нечаянно девочка толкнула двух стоявших мальчиков. Один умел прощать, а другой не умел. Один сразу простил толкнувшую девочку, а
другой обиделся на нее и разозлился. Придумайте, что будет дальше, чем может все это кончиться для мальчика, который не умел прощать? (Сильно ударил, плач, скандал, больница, родители девочки, милиция)
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. (Поступай с другими так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой).
В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.
В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Та кое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.
Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцари- лось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.
– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)
– Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого
– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?
– Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).
– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать? (Только самим себе).
– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).
-Нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несет успокоение самому человеку, он отпускает от себя обиды и червячок более не точит. А если червяк сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном итоге, даст болезнь.
Вывод: жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело.
-Чтобы не было тяжело, надо научиться просить прощение.
Как вы просите прощение? Покажите.
- Мирись! Мирись! Больше не дерись!
-Прости меня, я больше так не буду!
Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.
Почему при прощении люди подают друг другу руку?
История рукопожатия
Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.
-Давайте выработаем правило «Как просить прощение».
Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова. А главное их надо говорить искренне, т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.
-Легко ли просить прощение? (нелегко, трудно)
-Что делать, чтобы не пришлось просить прощение? (Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который будет стыдно потом. Для того чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно прежде всего не обижать самому).
-Всё ли можно простить?
Простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить.
Жаль, что самым близким людям любви достаётся меньше всего. Ведь именно они всегда простят, защитят и помогут.
Рефлексия:
Я хочу предложить вам написать синквейн – это стихотворение , состоящее из 5-ти строк. В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания:
- Ключевое слово – ребёнок
- 2 прилагательных, характеризующих данное понятие – хороший, добрый.
- 3 глагола, показывающих действие понятия – играет, гуляет, растёт.
- Короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение – маленький человек.
- 1 слово (сущ.), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием – радость.
Прощение.
Мудрое, нужное.
Облегчает, успокаивает, побеждает.
Без него нельзя.
Необходимость.
Финальное рукопожатие по кругу. С передачей добра. Собственного тепла. И осознанием, что «прощай» означает «прости».
«Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, друга потеряешь».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберешь ты – это зависит только от тебя?
ТРУДНОЕ СЛОВО
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то что понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
-Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Ее то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс Ван Рейн Рембрандт.
Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне» Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.
4. Работа с притчей и с репродукцией картины
(Педагог читает притчу)
Педагог: Как вы думаете, какой момент в этой притче самый волнующий, самый драматичный? (Ответы обучающихся)
– Именно этот фрагмент стал основой для сюжета картины.
Репродукция картины Р.Рембранта представлена на экране.
Педагог: Внимательно рассмотрите картину. И ответьте на мои вопросы:
– Чьи фигуры изображены в центре картины?
– Видно ли лицо сына?
– Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?
– Что говорит о его раскаянии?
– Каким чувством проникнут отец?
– Что выражают руки и лицо старика?
– Что выражают лица стоящих рядом?
– Говорят ли люди? Пытаются ли вмешаться?
– В чем заключается идея картины?
5. Эмоциональное погружение в сюжетную линию картины
Педагог расставляет на четырех столах таблички с надписями: «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи».
Педагог: Предлагаю вам пересесть за любой стол, по вашему желанию. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц, изображенных на картине.
На фоне «Токкаты и фуги ре минор» И. Баха педагог читает рассказ
Педагог: А теперь я попрошу вас подумать о том, какова позиция художника в этой картине – вы можете согласиться или поспорить с ним. Предлагаю вам стать участниками игры, в которой я – корреспондент, а вы персонажи картины, которым я буду задать вопросы.
«Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушел из дому, взяв полагающееся ему наследство?
– Что вы ощутили, увидев возвращающегося домой сына?
– Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
«Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встретившего вас с радостью?
– О чем вы подумали, когда пришли в себя?
– Как, впоследствии, изменится ваше поведение?
«Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
– Каково ваше отношение к брату?
«Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
– Что вы думаете о реакции отца на возвращение сына?
– Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Педагог: Спасибо. А теперь вопросы ко всей группе. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына? (Отвечают обучающиеся)
Педагог: Да, отец умел любить, поэтому простил ошибку сына и забыл об оскорблении. Взгляните на эпиграфы и найдите цитату из Библии о концепции христианской любви. (Зачитывается один из эпиграфов)
– Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «… был как бы мертв и ожил?»
– Кто, по вашему мнению, в притче не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
– Притча – это, как известно небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учит эта притча и картина Рембрандта? (Отвечают обучающиеся)
Педагог: Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть ее. Может быть, пристать к тому или другому берегу помогут вам
Педагог: Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье? (Отвечают обучающиеся)
– Ваши мамы и папы сказали, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и на картине художника, но и в жизни рядом в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери: «Ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
– Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.
Звучит песня Е. Крылатова «Прекрасное далеко».
Педагог: Песня, которая сейчас прозвучала, – мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь прекрасной или жестокой – зависит от вас!
6. Подведение итогов
Педагог: Попрошу всех взяться встать в круг, взяться за руки и почувствовать тепло, исходящее от каждого.
– Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить сердечко как символ любви. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова
|
Любовь и дружба – что это?
Оборудование: иллюстрации (дружба, любовь), карточки зелёного и красного цветов, сердечки.
Дети сидят полукругом.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Пожмите друг другу руки.
Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Этюд.
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Придумайте название к этой иллюстрации.
(“Друзья”)
Экспликация.
- А почему вы решили, что эти ребята друзья?
- А кого можно назвать другом?
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
-Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войдём в этот тонкий и сложный мир.
-«Дружба», «друг», казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.
-У всех у вас есть друзья. Так давайте разберемся, что же такое дружба и кто такой друг.
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег(лучше называть вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись места ми, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?
(Обсуждение 1-и ситуации.)
. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упа ковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет ко робком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпа лось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной
моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
(Обсуждение 2-й ситуации.)
- Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
Игра «Какой мой друг»
(Тренинг по определению положительных качеств)
- А сейчас обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов.
- Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.
- А вы будете подымать сигнальные карточки.
- Карточка зеленого цвета - это положительный ответ, т.е. мой друг
- Карточка красного цвета - это отрицательный ответ, т.е. не друг
· Добрый
· Отзывчивый
· Враждебный
· Искренний
· Рассудительный
· Лживый
· Любознательный
· Общительный
· Тактичный
· Чуткий
· Обидчивый.
· Завистливый.
· Жадный.
· Ласковый
- Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны и сами учиться овладевать всеми этими качествами.
- Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».
-Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
- С кем можно дружить?
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,
друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний,
друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
-Давайте вспомним русскую пословицу о дружбе:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друзья познаются в беде.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
- А вот ещё одна иллюстрация. Как вы думаете, какие чувства здесь мы видим? Почему?
-Между кем и кем может быть любовь?
Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон этих людей, а с четвёртой- была степь. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма.
Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых – и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом всё громче и громче… Уже хотели идти к врагу, но тут явился Данко и спас всех один…
-Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец! Идёмте!
И повёл их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они обрушились на Данко, и стали они упрекать его в неумении управлять ими. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Но Данко любил людей и думал, что без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям.
-Идём! – крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
-Можно ли назвать поступок Данко любовью?
-Что такое любовь?
Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокое самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
-Можно ли сказать, что дружба и любовь это родственные понятия? Почему?
-Попрошу всех взяться встать в круг, взяться за руки и почувствовать тепло, исходящее от каждого.
– Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить сердечко как символ любви. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова «Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба».(Ларошфуко) А от себя я хочу добавить и любовь тоже.
Отношения с родителями
Цель: формирование отношения к семье как к ценности.
Задачи:
- Формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.
- Формирование практических навыков построения взаимоотношений
- Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Оборудование: Наглядный материал, карточки с ситуациями, маркеры, карточки с буквами С, Е, Мь, Я.
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л.Толстой
1.Эмоциональный настрой.
Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
2. Мотивационный блок.
А) Работа с темой.
Определить тему урока, прослушав стихотворение:
Семья - это то, что мы делим на всех | Семья – это то, что с тобою всегда. |
У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
Б) Упражнение “Ассоциации”.
-С чем у вас ассоциируется слово “семья”? (запись на доске)
Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют.
Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.
Педагог зачитывает стихотворение:
Я над семьей
Дышу благоговейно
Скажу Вам правду,
Не кривя душой,
Что для меня
Слова: очаг семейный –
Несут понятие – святой.
Н.Белоусов.
3. Основной блок.
Упражнение “Семейное счастье”.
Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
Время на подготовку – 7мин.
Варианты ответов – уважение, доверие, искренность, понимание, сочувствие, готовность разделить с тобой беду и удачу, поддержка, доброжелательная атмосфера в семье.
Что может быть дороже сознания: ты нужен, необходим другим людям.
Вывод. Есть такая пословица: “Счастье не птица – само не прилетит”.
Г) Упражнение “Конфликты”.
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.
Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.
Группам предлагается решить конфликтные ситуации. С позиции родителей и с позиции детей.
Группа1. 1. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?
2.Дочь в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся ее разговор с дочерью. . Как найти выход?
Группа 2. 1.Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ему, что сделать это сейчас нет возможности. Как решить эту проблему?
2.Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9.00 был дома!” Как решить эту проблему?
Поговорка “родителей не выбирают” все-таки верна. Нравится вам это или нет, но достаточно большую часть жизни вы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы время это прошло с пользой и комфортом. Для этого усвойте следующее:
- во-первых, попробуйте не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. К тому же, слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, скорее будут восприняты и осмысленны противоположной стороной.
- во-вторых, помните: какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счету они желают вам добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайтесь понять их. Чаще говорите друг с другом.
Легенда.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая, друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (Терпение.)
Упражнение “Какая будет ваша семья?”
Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?
Какая будет у вас семья? Назовите слова, чтобы они начинались на первые буквы слова «семья» (Работа на ватмане)
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,сообразительная, спортивная и т.д.
Е – единственная, единая
Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная
Я – яркая, ясная
4.Рефлексия.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в “стариках” и “предках”.( Э.Асадов)
-Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
-Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
-Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!
ПЕСНЯ «Мы желаем счастья вам» или «Дорогие мои старики»
"Как признаться в серьезной проблеме или ошибке"
Ход классного часа:
Оборудование: спокойная музыка, карточки двух цветов для разделения по группам, 2 ватмана, цветные маркеры (чёрный, красный или жёлтый), карточки с ситуациями, лучики солнца, презентации «Звёздочка», «Проблемы. Чувства».
Дети садятся по группам за 2 стола. (Группы выбираются при помощи карточек двух цветов)
1. Терапевтическая сказка-метафора «Звёздочка» Екатерины Лаврентьевой
(желательно с музыкальным сопровождением).
Сказка.
На самом краю Галактики, вдали от главных космических дорог, жила маленькая звёздочка. И было ей очень-очень одиноко и грустно. Из своего далека она могла наблюдать жизнь других звёзд, вокруг которых кружились весёлые планеты, но её не замечал никто. Рядом была только одна маленькая планета, которая когда-то тоже была звездой, но она давно уже погасла, то ли от грусти и одиночества, то ли от старости. Этого маленькая звёздочка не знала. Она появилась в этом уголке Вселенной гораздо позже. «Вот и я так же когда-нибудь погасну! – думала маленькая звёздочка. – И никто не узнает, какое тепло могут дарить мои лучи, какой яркий свет они излучают».
Однажды в этот далёкий уголок Вселенной залетела красавица комета и рассказала звёздочке, что на планетах, которые кружатся вокруг больших звёзд, есть жизнь. Там растут удивительные растения, текут реки, бродят животные, живут люди. Только звёздочка хотела спросить, кто такие люди, как комета махнула хвостом и умчалась по своим делам.
А маленькая звёздочка задумалась…
– Поделитесь впечатлениями о прочитанном? Что затронуло вас? Взволновало?
– Почему так тяжело было маленькой звёздочке?
– Какие чувства вы испытали по отношению к маленькой звёздочке? Почему?
– Какая сложная ситуация возникла у маленькой звёздочки? (с ней не хотели дружить)
– Как можно сформулировать по-другому? (проблема)
– Что такое проблема?
– Правильно ли я вас поняла, что проблема это сложная ситуация в жизни, требующая решения?
– Сталкивались ли вы в своей жизни с проблемами? Или совершали ли вы серьёзную ошибку?
2. Перенос ситуации на себя. Анализ чувств в проблемной ситуации.
– Какие чувства, эмоции вы испытывали при этом? (на чёрном фоне вывешиваются слова, каждая эмоция – один сегмент)
Почему выбран чёрный фон? (камень на душе, грусть, слова чёрные, тяжёлые, чёрная дыра, пропасть)
3. Анализ черт характера, позволяющих признаться в проблеме или ошибке.
– Как избавиться от этой черноты?
– Что нужно предпринять? (признаться, найти пути решения)
– Легко ли это сделать?
– Английский учёный Джон Бернал говорил, что «гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, для второго только умение». Для чего же тогда нужно признаваться? (чтобы решить проблему)
– Правильно ли я вас поняла, что вы не можете решить проблему, пока не признаетесь в ней?
– Американский бизнесмен Харви Маккей считает, что вы не сможете решить проблему, пока не признаетесь в ней».
– Какие черты характера нам позволят признаться в серьёзной проблеме или ошибке ? (слова выкладываются в виде лучиков солнца) Смелость, желание, устремлённость, понимание, уверенность, желание, силу.
– Что значит силу? Нужно накачать мышцы?
Действительно, нужно быть очень сильным духом, чтобы признаться.
– Как расположены слова? Что они напоминают? (лучик)
– Как вы думаете, почему? Может вы предложите по-другому? (признаваясь в ошибках, разрешив проблему, нам становится легче, облегчаем душу и на чёрную дыру светит солнышко…).
– Правильно, это солнышко , состоящее из ваших лучших черт характера, освещает ошибку или проблему и помогают решить её, т.е. признаться в ней. Признаваясь в ошибке, вы никогда не перейдёте к крупным порокам – так говорил философ Сен Мартен.
– О чьих проблемах и ошибках легче говорить? (о чужих)
– Почему? ( не затрагивают, сказал и забыл)
4. Работа в группах по отрывкам из литературных произведениям
– Я вам предлагаю разбиться на две группы и поработать с чужими ошибками и попробовать найти пути решения данных проблем.
Н.Н. Носов «Огурцы».
- «Котька пришёл домой радостный:
– Мама, я тебе огурцов принёс.
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках по два огурца.
– Где ты их взял?
– На огороде.
– На каком огороде?
– Там, у реки, на колхозном.
– Кто ж тебе позволил?
– Никто я сам нарвал.
– Значит украл».
– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Котьки?
Л.Н. Толстой «Косточка».
- «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё их нюхал. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё хотел съесть…Когда за столом никого не было Ваня не удержался и съел одну сливу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу?»
– Какой путь решения вы предлагаете? Почему? Как бы вы поступили на месте Вани?
– Что привело мальчиков к совершению данных ошибок?
– Две ошибки, два исправления. Я хочу напомнить вам , как же заканчивались эти произведения:
- Н. Носов «Огурцы».
«– Иди, неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне больше не сын! – сказала мама.
Уже было совсем темно. Котька шёл по улице и плакал. Ему было страшно. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь?
– Дедушка я принёс огурцы обратно.
– А вы всё-таки огурцы стащили. Нехорошо. Давай огурцы и иди домой.
– Спасибо дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно».
- Л. Толстой «Косточка».
«Тогда отец за столом сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас сливу, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал».
– В обоих произведениях дети признались, но у первого было радостно на душе, а второй заплакал. Почему такие разные эмоции? (Котька признался сам – чистосердечно, а Ваню заставили признаться обманом, т. е. его признание не было от чистого сердца).
– Когда нам легче признаться?
– У меня есть подруга. Совершая какую-то ошибку, она скрывала это до последнего. Как вы думаете, почему?
– Она говорила «Что признаваться, меня всё равно накажут». Стоило ли ей признаваться? Для чего?
– Повторю вопрос, когда же нам легче признаться?
– В фильме «Доживём до понедельника», главный герой в своём сочинении написал «Счастье – это когда тебя понимают». Как вы относитесь к этой фразе?
5. Перенос ситуации на себя. Анализ чувств при разрешении проблемной ситуации.
– Что происходит с нашей душой, когда мы признаёмся в проблеме или ошибке? Какие чувства вы испытываете? (облегчение, радость, удовлетворение, спокойствие)
Появляется светлая планета на месте чёрной дыры. (каждый сегмент, чувство, наполняющее душу при решении проблемы или ошибки).
– Во что превратилась наша чёрная дыра?
– Почему? (сняли камень с души, стало легко).
– Посмотрите на нашу картину. Какой путь надо было пройти, чтобы признаться в проблеме? (увидеть проблему, найти мужество признаться и, признавшись снять камень с души).
– Легко ли было признаться?
– Стоило ли это делать? Почему?
– Мы создали из чёрной дыры разноцветную планету добра, которую мы избавили от проблем и ошибок, которую освещает яркое солнце.
6. Возвращение к сказке.
– Вернёмся к сказке.
– Как могла закончиться история маленькой звёздочки?
– Давайте посмотрим, чем же она закончилась. (Продолжение).
Продолжение сказки.
А звёздочка задумалась: «Может быть, когда-то эти планеты тоже были звёздами. Потом они погасли, но жизнь их не прекратилась. А вдруг и на соседке-планете может появиться что-нибудь прекрасное? Надо просто ей помочь». И звёздочка стала светить ярче, стараясь хотя бы кончиками своих лучей дотянуться до маленькой планеты и согреть её землю.
Когда первый луч коснулся планеты, навстречу ему из земли потянулся первый зелёный росток. Маленькая звёздочка не могла видеть этого, но она почувствовала лёгкое движение навстречу своим лучам. Обрадовавшись, она стала светить всё ярче и ярче, свет и тепло её лучей несли маленькой планете жизнь. Вскоре маленькая звёздочка стала замечать, как меняется её соседка. Из серой скучной планеты она становилась весёлой красавицей, играющей яркими красками.
И они стали такой красивой парой: маленькая яркая звёздочка-солнышко и её жизнерадостная подружка-планета, что другие погасшие звёзды стали приближаться к новому солнышку, надеясь обрести вторую жизнь.
А маленькая звёздочка забыла про своё одиночество и былую грусть, радовалась новым друзьям и была абсолютно счастлива.
– Чему учит нас эта история? (чтобы решить проблему, надо её понять и суметь в ней признаться).
– У меня в руках маленькая планета, та планета, которую мы смогли создать признавшись в проблеме или ошибке. Эта планета – планета добра. Но послушайте, что это внутри гремит? внутри которой спрятаны наши ошибки и проблемы. В виде чего представлены эти ошибки?
– Наши ошибки и проблемы я представила в виде горошин. Каждый из вас сейчас возьмёт по одной горошине. Расскажите ей свою проблему или ошибку, и она обязательно поможет вам решить эту проблему. Пусть, признавшись горошине, вам станет чуточку легче. Мы очистили планету от ошибок и проблем.
– Вы уже стали сильнее, признавшись маленькой горошине, а вот что делать дальше, вы должны решить сами. Вы можете сохранит горошину, как талисман, пусть она помогает вам и в дальнейшем. Можете выкинуть её, выкинув свою проблему, ошибку. Но всё тайное, становится явным и избавившись от проблемы сейчас, нет гарантии, что она больше не появится. А можете посадить эту горошину и пусть её росток и будет теми чертами, которые вам помогут в дальнейшей жизни.
– Закончить нашу беседу я хочу тем, чтобы вы встали все в круг. Я вам сейчас передам клубок ниток, вы, передавая его другому, должны продолжить фраз: "Сегодня я ::." при этом фразы, которые вы услышали, повторять нельзя!
Посмотрите, как бы мы не передавали клубок, он всё равно где-нибудь запутается, А это значит, что без проблем жить не интересно, и невозможно. Желаю вам всего доброго!
Компьютер – враг, друг, помощник?
Задачи:
- Информировать детей о вреде и пользе компьютера.
- Развивать осознанное отношение к вредным привычкам.
- Мотивировать к здоровому образу жизни
Оборудование: фрагмент из кинофильма «Троя», текст сценки (5 экземпляров), надписи: МОЗГ, ПОЗВОНОЧНИК, СЕРДЦЕ, ЛЁГКИЕ.
Посмотрим на себя со стороны?
На себя и на других таких же как и мы
Нам компьютер друг,
И никто не может тут
Без него и дня прожить и даже двух минут.
Мы с компьютером сдружились.
Многому мы научились.
Ты помощник наш на все года.
Ведь компьютер — это сила,
Ум, наука, перспектива,
Помогает думать нам всегда
Учитель: Вы, наверное, уже догадались, что речь сегодня пойдет о компьютере. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Мы все живем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для вас, детей, – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности. Вот именно поэтому, ваши родители, приобретая компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - должны понимать, что на них ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт вам компьютер. Вот это мы сегодня и будем с вами выяснять: какая же от компьютера польза и какой вред здоровью он может принести. И темой нашего классного часа будет «Компьютер – враг, друг, помощник?».
Просмотр фрагмента кинофильма «Троя».
- С тех пор Троянский конь стал символом несчастий и разрушений. Сейчас «Троянским конем» называют один из самых коварных компьютерных вирусов. А можно ли назвать «Троянским конем» компьютер?
Правильно ребята. Компьютер дает нам много информации для составления разнообразных документов (заявлений, рефератов, докладов, письменных обращений и т.д.); помогает нам узнать о новейших технологиях в различных областях нашей жизни: в науке, культуре, образовании и т.д. Занятия на компьютере развивают память, мышление. Ну, допустим, вы играете. В компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. В процессе игры развивается моторная координации ребенка и мелкая мускулатура руки: ведь в любых играх вам необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью. А значит, совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: я подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе. Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он развивает его творческие способности, открывает перед ним огромный, интересный мир. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, есть хорошие развивающие компьютерные игры для детей – а это отличный способ чему-то научиться, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения, и кроме того вы научитесь искать и отбирать нужную вам информацию.
Может быть и такое, что кто-то увлечется техникой, овладеет компьютером в совершенстве, сможет починить компьютер, если он сломается и в дальнейшем станет специалистом в ремонте компьютеров! А может быть, кто-то так увлечётся компьютерными программами или чатами, форумами, что захочет освоить программирование и написать сам программу! И выучится! И напишет! И станет высокооплачиваемым программистом!
Как мы видим, ребята, компьютер – вещь очень полезная и интересная. Но это одна сторона, которую мы знаем. Но есть еще и другая.
-А разве компьютер не отнимает массу времени? Сядешь играть – и пиши пропало. Игра затягивает, как наркотик.
Выводы: да, игра может затянуть так, что и успеваемость, и здоровье будут на нуле; в этом случае компьютер ничем не лучше «Троянского коня». Что делать?
Сценка
Ученик сидит за компьютером, имитирует работу на нем.
Автор: Как окаменевший сидит Витя опять перед компьютером. Во время своего любимого занятия он едва замечает, как пролетает время – час за часом, час за часом. И тут случилось кое-что. Вдруг он слышит слабые голоса, которые становятся все сильнее.
Сердце: Откуда должно я брать силу, если ты висишь на мне грузом?
Легкие: Нам нужен свежий воздух!
Мозг: Я устал от твоей информации.
Витя: Этого не может быть! Что вы хотите?
Сердце: Движения!
Позвоночник: Занимайся спортом!
Витя: О, нет! Только не спорт! Бег, пот, всегда эта отвратительная боль в мышцах.
Только не со мной! Ни за что!
Позвоночник: Долгое сидение на одном месте искривляет спину. Крепкие хорошо тренированные мускулы поддерживают меня.
Мозг: На уроках физкультуры или в уличном движении у менее подвижных детей чаще бывают несчастные случаи.
Сердце: Движение делает меня сильным. Я накачиваю кровь через твои артерии. Питательные вещества и кислород с кровью проникают во все части твоего тела.
Мозг: Я тоже нуждаюсь в свежем кислороде, чтобы я мог работать.
Витя: Что это со мной происходит? Кажется, мне пора отдохнуть. Пойду, погуляю.
Обсуждение проблемы: какой вред может нанести компьютер детскому организму?
(Ответы детей)
Учитель: Итак, ребята, как мы видим компьютер приносит не только пользу, но и может навредить здоровью. И давайте сейчас выработаем правила соблюдения работы за компьютером.
Упражнения для глаз.
- Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд
- Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.
- Сделайте несколько круговых движений глазами.
Для профилактики искривлений позвоночника следует:
- Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.
- Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.
- По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д.
- Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице.
Ответ: никаких излишеств, только грамотное обращение с компьютером избавит это полезное современное изобретение от превращения в гибельную игрушку. Тут к месту вспомнили старое крылатое выражение – делу время, а потехе час.
Легко любить всё человечество. Соседа любить сумей.
Оборудование: фото незнакомого человека, ватман с надписью «Принципы взаимоотношений в семье».
Дети сидят полукругом.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Пожмите друг другу руки.
Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
-Все из вас, наверное, видели рекламу про кофе Нэскафэ классик
- А кого мы называем соседом?
- А всегда ли мы интересуемся настроением своего соседа? Его самочувствием? Да, вообще, как он живёт?
Ситуация: жили две семьи рядом, не мешали друг другу, не ругались. Утром, встречаясь, здоровались, вечером тоже.
-Можно ли эти семьи назвать хорошими соседями? Почему?
-Часто бывает так, что мы готовы помочь людям, которые далеко от нас, но не замечаем тех, кто рядом, совсем их не знаем.
Показ фотографии.
- А теперь я попрошу вас высказаться об этом человеке. (Качества записываются на доске)
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
-Каждый думает, что он знает другого также хорошо, как и себя. Помните, что привычно отрицательное отношение к людям – большое несчастье как для самого человека, так и для окружающих. Ведь, в конце концов, и люди начнут к вам относиться так же, как и вы к ним. Давайте, помня об этом, попытаемся познакомиться друг с другом по-новому.
Игра «Узнай одноклассника»
Одному из группы предлагается выйти из класса. В это время ведущий вместе с остальными уч-ся составляют словесную характеристику, в которой указываются как + , так и – черты характера, интересы и увлечения одного из присутствующих. Затем приглашается участник, ему предлагается по описанию узнать своего одноклассника. Тот, кого нашли, уходит за дверь.
-Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое наше желание отражается на окружающих людях. Проверяйте свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Давайте все вместе сформулируем принципы взаимоотношений в семье:
• Терпение.
• Внимание.
• Взаимопомощь и вежливость.
• Всегда и во всем поступай по совести.
• Уважай мнение другого человека, даже если ты с ним не согласен.
• Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
• Заботься обо всех живых: и о людях, и о животных, только тогда сможешь быть добрым.
• Старайся не нарушать библейские заповеди.
• Не обижай никого ни словом, ни делом.
• Все отношения строить только на доверии.
• Делай добро, и оно вернется к тебе.
Игра "Ручеёк"
В наше совсем не простое время люди не хотят видеть проблемы возле себя, стараются замечать только хорошее, чтобы не создавать себе проблем. Мы сейчас с вами побываем в ручейке доброты.
Необходимо положить руку на плечо, того, кто будет в ручейке, и сказать: Ты самый…
Чужой бедою жить не все умеют,
Голодных сытые не разумеют.
Тобою, жизнь, балован я и пытан,
И впредь со мною делай, что угодно,
Корми, как хочешь, но не делай сытым,
Глухим, не понимающим голодных.
Как я могу повлиять на поступки своих сверстников?
Оборудование: лепестки ромашки, фломастеры, серединка ромашки, карточки с ситуациями.
Класс делится на 2 группы при помощи цветных карточек.
«Не рой другому яму, сам в нее попадешь»
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Пожмите друг другу руки.
Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
-Как вы понимаете пословицу, записанную на доске? (Не делай другому плохо, тебе это вернётся)
- А если мы совершаем какое-то преднамеренное действие, как это называется? (ПОСТУПОК).
- Поступки бывают разные: хорошие, плохие – это неважно, важно то, что мы сегодня с вами будем говорить о том, Как мы можем повлиять на поступки своих сверстников?
-С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Вл. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.
-Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной.
- У вас сейчас такой возраст, когда вы начинаете смотреть друг на друга, подражать друг другу, совершаете те или иные поступки.
Совершая тот или иной поступок, мы руководствуемся нравственностью и моралью поведения.
- Какие поступки бывают? (+,-) Приведите примеры этих поступков.
-А можем ли мы влиять на поступки человека? (Посмотреть в глаза, взять за руку)
Злободневные ситуации, встречающиеся в школьной жизни."Как бы я повлиял?" (инсценировать)
I ситуация. Вы с другом пришли в магазин, пока продавщица отвлеклась на другого покупателя, ваш друг предложил вам взять с прилавка вещь и не заплатить за неё. Как вы повлияете на поступок?
-Какое качество вам понадобилось?(Порядочность, честность). Я предлагаю вам написать эти качества на лепестках.
II ситуация. Идя домой, вы и ваш друг встречаете маленького котёнка на дороге, который жалобно мяукает. Ваш друг проходит мимо, не замечая это маленькое существо. Как вы повлияете на поступок?
-Какое качество вам понадобилось?(Доброта, отзывчивость) Я предлагаю вам написать эти качества на лепестках.
- Какими ещё качествами должен обладать человек, чтобы влиять на поступки другого? Каждая группа на лепестке пишет по одному качеству( Составляется ромашка из человеческих качеств, серединка пустая.)
=сила воли
=отзывчивость
=понимание
=уважение
=доброта
=толерантность
=верность
=порядочность
=тактичность
=честность
=пунктуальность
=испытывающий чувство долга
- А как можно назвать такого человека? ( Личность – серединка)
-Вспомните строчку из некогда популярной песни – «ничто на земле не проходит бесследно». Для понимания этой простой мысли нам иногда не хватает всей жизни! Плохой поступок не может вызвать ничего хорошего, его отрицательные последствия неизбежны! Прошел ли бесследно хоть один плохой поступок, совершенный вами? Конечно же, нет! Значит, плохой поступок обязательно вызовет плохие последствия, и другого не дано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классные часы в 6-7 классах
Интересные материалы для классных часов в 6-7 классах....
"Как учиться на пятерки" методическая разработка классного часа для учащихся 5 классов
Классный час в 5 классе...
Сценарий классного часа для выпускников 9 класса «Последний звонок»
Данный материал подходит для проведения последнего классного часа в 9классе 25 мая...
презентация для классного часа в 10-11 классах о наркомании и СПИДе
презентация для классного часа в старших классах по теме "Наркомания и СПИД", предварительно необходимо провести анкетирование обучающихся для корреции диаграмм в слайдах....
Тематика классных часов в 10-11 классах
Тема и содержание занятия (10 и 11 классы)...
Презентация для классного часа в 10 биологохимическом классе "О химии, о химиках и не только"
Данный классный час относится к развивающим классным часам, используется для профориентационной работы в профильном классе. сообщения готовят сами ребята, презентацию готовит учитель....
Нравственный классный час в 7 классе Методическая разработка конспекта классного часа для 7 Г класса на тему « Мои жизненные ценности».Подготовила Степанова Алина Александровна
Нравственный классный час в 7 классеМетодическая разработка конспекта классного часа для 7 классса...