Литературно-драматический вечер по творчеству А.П.Чехова
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Литературно-драматический вечер по творчеству А.П.Чехова.
Перо: Удивительно, чего только не выходит из этой чернильницы! А что выйдет из неё на этот
раз?.. Да, поистине удивительно!
Чернильница: (Перу) Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! Замечательно, чего
только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что
выйдет, когда человек опять начнёт черпать из меня! Одной моей капли достаточно,
чтобы исписать полстраницы, и чего только не уместится на ней! Да, я нечто
замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые
люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, давние описания
природы! Я и сама не возьму в толк – я ведь совсем не знаю природы,- как всё это
вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные,
грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там ещё?
Уверяю вас, всё это получается совершенно бессознательно!
Перо: Правильно! Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с
жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в
себе. Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а я полагаю, что большинство людей
понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!
Чернильница: Вы слишком неопытны! Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем
износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня
перебывало – и гусиных, и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными
перьями, и со стальными! И много вас ещё перебывает у меня в услужении, пока человек
будет продолжать записывать то, что почерпнёт из меня!
Перо: Чернильная бочка! Чернильная душа!
Ведущий 1: И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это всегда приятно; с таким сознанием
можно спать спокойно. Но он не спал; мысли волновались в нём, как звуки скрипки,
катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного
сердца, ощущал дыхание Великого Мастера…
Все: Чехов! Ему одному честь и хвала!
Ведущий 1: «Я Чехова страницу приоткрою
И, затаив дыханье, я начну
Читать о мире простоты деревни,
О мире красоты и доброты.
Ведущий 2: Я встречусь с Душечкой и с Анною Сергеевной,
Они расскажут о любви своей…
Я знаю, после этого рассказа
Ничто не тронет так струны души моей…»
Ведущий 1: Да, скромный, с застенчивой улыбкой и ласковым прищуром глаз – чаще всего приходит
нам на память этот человек. А между тем, от десятилетия к десятилетию наше
представление о нём непрерывно обогащается.
Ведущий 2: Нет, он не отливается в бронзу и не застывает в ней. Он остаётся живым, родным и близким
нам. Только всё отчётливее вырисовываются истинные масштабы его дарования, весомость
его вклада в мировую культуру.
Ведущий 1: Как многогранен этот творец: нам известен Чехов – мастер короткого рассказа;
Ведущий 2: Чехов – юморист;
Ведущий 1: Чехов, повествующий о простой и нелёгкой жизни деревни.
Ведущий 2: Но в тени осталась ещё одна немаловажная грань его таланта: искусство Чехова в
раскрытии женских образов.
Ведущий 1: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то
грустное… Я думал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это
подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество,
бедность, теснота, вырождение, лицемерие, враньё… Счастливый чувствует себя хорошо
только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было
бы невозможно. Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно бы напоминал бы стуком, что есть несчастье, что, как бы он ни
был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти…»
Ведущий 2: Эти слова были написаны 150 лет назад, но звучат, словно они родились только что и
относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов! Антон Павлович и был тем
самым «человеком с молоточком», который напоминал в своё время, да и теперь
напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть
всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Ведущий 1: Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который
он выдвинул в своём творчестве. Что же это был за человек? Искренний, смелый взгляд,
бесстрашно устремлённый на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях,
обо всём, что видел вокруг.
Ведущий 2: Посмотрим инсценировку по рассказу Чехова «Хамелеон».
Ведущий 2: Толстой восхищался Чеховым! Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это
был не просто художник. Это человек, который открыл для себя и без всякого догматизма
предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек,
который сделал себя сам.
Ведущий 1: Духовным завещанием мудрого человека являются многие мысли Чехова, мечты его героев.
За годы жизни в Таганроге у будущего писателя накопилось множество разнообразных
впечатлений. Здесь он увидел колоритные фигуры чиновников, купцов, мещан и других
обывателей, ставших потом героями многих рассказов писателя.
Ведущий 2: Рассказы Чехова почти всегда очень короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах»,-
как-то сказал о себе Чехов. Читая «Дочь Альбиона» почтеннейшая публика смеётся и едва
ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого барина над человеком
одиноким, всему и всем чуждым.
ИНСЦЕНИРОВКА рассказа «Дочь Альбиона».
Ведущий 2: Сколько не перечитываешь рассказы Чехова, всегда смешно и немного грустно. Он
высмеивал всё дурное, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и
заискивание слабых, грубость, трусость, равнодушие.
Ведущий 1: Всех изумляли свобода и лёгкость, с которой могучая энергия творчества воплощались в
несметное множество разнообразных рассказов. Через столько мировых катастроф, войны,
революции прошла юмористикаЧехова, да и только ли юмористика? В грусти он был так же
могуч, как и в смехе. Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живёт себе, как
прочная конструкция, и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами,
как и своих современников.
Ведущий 2: Что же сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная
влюблённость в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художественному взгляду
неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно всё: природа, лица, манеры говорить,
двигаться.
Ведущий 1:Гордимся мы, что так сегодня властно
В наш быт желанье Чехова вошло –
И люди наши подлинно прекрасны –
Лицом, одеждой, мыслями, душой.
Ведущий 2:ИНСЦЕНИРОВКА рассказа «Глупый француз».
Ведущий 1: Вчитываясь в рассказы Антона Павловича Чехова, мы видим, что за лёгкой шуткой кроется
серьёзное содержание. За незначительными, на первый взгляд, деталями раскрываются
черты российской действительности.
Ведущий 2: А сейчас мы перенесёмся в зал суда, где судят мужика, борющегося с беспорядками. С
помощью двух-трёх штрихов Чехов создаёт образ простого мужика, никак не осознающего
свою вину. Посмотрим, чем же закончится суд?
ИНСЦЕНИРОВКА по рассказу «Унтер Пришибеев».
Ведущий 1: Театр и Чехов – два неделимые понятия. Театр наполнял Чехова: он был и зрителем, и
ценителем, и актёром и режиссёром, и драматургом. Театр приподнимал его, давал ему веру
в себя, звал его к чему-то. к чему? В ту пору он, вероятно, ещё этого не знал.
Ведущий 2: С годами театр всё больше и больше занимал душу Чехова. В начале студенческой жизни,
на втором курсе университета, Чехов сочинил мелодраму и отнёс её Марии Ивановне
Ермоловой, великая актриса готовилась к бенефису. Что ему сказала Ермолова – Чехов не
поделился ни с кем. Вернувшись от неё домой, порвал драму на мелкие кусочки.
Ведущий 1: Нередко потом Чехов зарекался писать для театра, но этот волшебный мир искусства вновь
и вновь увлекал писателя. Он часто повторял: «Искусство и тем особенно и хорошо, что в
нём нельзя лгать…Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей и
самого господа бога – были и такие случаи, - но в искусстве обмануть нельзя…»
Ведущий 2: Театр для Чехова был первой и последней любовью. Любовью горькой и радостной, так как
история взаимоотношений Чехова с театром исполнена, как и его произведения, истинного
драматизма. Чехов писал: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем
просто, как и в жизни».
Ведущий 1: В театрах мира, в прессе, на экране
Сегодня Чехов заново открыт:
Идёт в Нью-Йорке пьеса «Дядя Ваня».
Брюссель и Лондон ставят «Три Сестры»
Ант Верпен, Прага «Чайке» рукоплещут
Зовёт София на «Вишнёвый сад»…
Ведущий 2: Но здесь – истоки каждой этой вещи
Но здесь родился и расцвёл талант
Поток людей со всех концов планеты
Тропа в наш южный город привела
Чтобы хоть раз взглянуть на землю эту
Что миру Чехова дала.
Ведущий 1: Чехов жил и работал и для своего времени и для будущего, для нас с вами. И сегодня
вашему вниманию мы предлагаем постановку пьесе А.П.Чехова «Медведь», шутка в одном
действии.
СПЕКТАКЛЬ по пьесе А.П. Чехова «Медведь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрый вечер выпуск. Сценарий выпускного вечера в 11 классе.
***сценарий выпускного вечера . Торжественная часть с чествованием первого учителя, родителей, учителей предметников, а также классного руководителя....
Материал для подготовки выпускного вечера, линейки на 25 мая, вечера "Последний звонок"
Данный материал поможет подготовить вечер "Последнего звонка" для 11 класса, линейку "Последний звонок" и выпускной вечер....
сценарии внеклассных мероприятий: выпускного вечера, последнего звонка, вечера встречи с выпускниками.
Внеклассные меропрития проводятся в школе.Последний звонок- праздник для выпускников 9, 11 классов. В празднике участвуют: гости, родители выпускников, учащиеся школы, учителя. Выпускной ве...
сценарии внеклассных мероприятий: выпускного вечера, последнего звонка, вечера встречи с выпускниками.
Внеклассные меропрития проводятся в школе.Последний звонок- праздник для выпускников 9, 11 классов. В празднике участвуют: гости, родители выпускников, учащиеся школы, учителя. Выпускной ве...
Биологический вечер "Вечер в кафе "Флора""
Содержит материал о происхождении названий цветов из мифов, загадки . стихи о цветах. рассказывает об искусстве икебаны. Знакомит с рестениями - краснокнижниками. Очень много игр....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК «ВДОХНОВЕНИЕ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Развивать творческие возможности детей2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художестве...
Литературно-драматическая композиция "Зажгите свечи"
Литературно-драматическая композиция "Зажгите свечи" была показана в День Победы для старшеклассников. В представлении участвовали артичты старшей группы театральной студии "...