сценарий работы гимназической секции для 5-ых классов научно-практической конференции "В науку шаг за шагом"
занимательные факты (5 класс) по теме

ежегодно традиционным в нашей гимназии является проведение научно-практической конференции. вашему вниманию представляю сценарий работы моей секции  "Лингвистическая галактика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_shag_v_nauku.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ГИМНАЗИЯ №20»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ШАГ В НАУКУ»

ПОДГОТОВИЛИ  : МОИСЕЕНКО О.В.

                                   ХРАМЕЕВА С.А.

                                  УЧАЩИЕСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ.

2009 год.

Работа секции

«Лингвистическая галактика»

(музыка, слайд 1.)

Экз. Когда мне было 6 лет, я очень любил рисовать. Но взрослые советовали мне побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают   сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать. Итак, мне пришлось выбирать другую профессию и я выучился на летчика.  Облетел я чуть ли не весь свет. И вот шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то  сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, лишь пассажирка, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Надо было исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило на неделю. Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне,  где на тысячу миль вокруг не было никакого жилья. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок.

(слайд 2, 3.)

М.П. Пожалуйста, спой мне песенку.

Экз. А?

М.П. Спой мне песню.

Экз. но… что ты здесь делаешь?

М.П. пожалуйста, спой мне песню!

Экз. но Яне умею петь.

М.П. все равно. Спой песню.

Экз. хорошо, я попробую! У меня есть девочка, которая прекрасно поет. Послушай ее.

(слайд 4., песня «Звездная страна»)

Экз. так я познакомился с маленьким принцем. Он жил на планете, которая была  чуть побольше его самого и ему очень не хватало друга.  Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете. О том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку. Ближе всего к планете маленького принца были астероиды 325, 326… вот он и решил для начала посетить их.

М.П. первая планета была  очень занятная. Она оказалась меньше всех. И даже жители ее  были очень маленькими.  Добрый день.

Гном. Добрый вечер.

М.П. не понимаю!

Гном. Что же здесь непонятного: наша планета делает полный оборот за одну минуту и у нас нет ни  секунды передышки

М.П.вот забавно! Значит день длится всего одну минуту?

Гном.  Ничего тут нет забавного. Мы с тобой разговариваем тут уже целый месяц.

М.П. целый месяц?

Гном. Ну да.  30 минут – 30 дней.

М.П.  а чем занимаются жители вашей планеты?

Гном.  У нас нет ни секунды передышки. Каждую минуту мы учимся и приглашаем вас на занятия в школу  Л.Н.Толстого

(слайд 5.)

Кому из учеников,  даже самых прилежных, не хотелось бы учиться в школе, где нет расписания уроков, где уроков на дом не задают и вообще не вызывают к доске! А учитель, войдя в класс, может застать кучу-малу, которая тут же разбежится, едва  учитель  достанет книжки и начнет рассказ. Более того, ученики, не дождавшись конца занятий, могут похватать  шапки и разбежаться по домам. Учитель не сердится, он считает, что дети иногда имеют право сбежать с урока, а потом снова вернуться.

(слайд 6)

Вы наверное скажете, что такой школы быть не может, а если она и есть, то в ней невозможно ничему научиться? Но такая удивительная школа существовала, причем еще в 19 веке.  И не где-нибудь, а у нас в России.  И была она создана великим русским писателем, имя которого  известно каждому из нас, - Львом Николаевичем Толстым. В его родовом имении Ясная поляна. Первые попытки  начать обучение крестьянских детей он предпринял еще тогда, когда ему было только 20 лет. И только через 10 лет возникла школа без каких-либо научных методик.

Давайте представим  себе как встретились молодой писатель-учитель и его ученики – крестьянские ребятишки, которых привели родители учиться в школу к «граху» так они называли Толстого (слайд 7)

Семка слыхали, граф учить нас собирается?

Ольга  махина не махонька. – учить бесплатно.

Игнатка Да как же! Будет он снами чумазыми, возиться! Батяня говорит – ерунда все это.  Обучит он нас и отдаст царю в солдаты. В самый раз под турку попадем.

Федька. Ну и сиди себе дома. А мы пойдем, граф добрый. Давеча встретил его в деревне, он со мной ласково так поздоровался, улыбался все время.

Семка точно, завтра вторник – день легкий, вот и пойдем на занятия. Что было, то видели, что будет, то увидим.

Игнатка а ты, Васек, чего молчишь? Хочешь в школу?

Васька. Да я пошел бы. Да примут ли?  Маленький я еще. Да и лаптей с кафтаном у меня нет.

Ольга  не горюй, братец! Я тебе свой дам

На следующий день и Оля, и Семка, и Федька и Игнатка – все надели белые чистые рубахи, новые лапти, смазав головы маслом, отправились в школу. И даже Васек, смочив волосы квасом, так как масла у него не было, тоже пошел с ребятами.

Васька.  А хорошо-то тут как. Глядите тут окна какие большие, как наши ворота!

Ольга  и деревья кругом. И клумбы, и у крыльца песочек. Чудно!

Семка  а вон, смотри, комнат какая-то!

Игнатка да, как молотильный сарай в нашей деревне.

Федька. Чисто-то как, даже ступить боязно.

Толстой. Ступайте, ступайте, не бойтесь! Ну, здравствуйте,  давно пришли?

Дети; Давно уже.

Толстой.  Ну вот, я очень рад. Давайте знакомиться. Как звать-то вас. Говорите по-очереди

Дети:  Федька. Игнатка Ольга Семка 

Толстой. А тебя как звать-то?

Васька. Васька.

Толстой. А фамилию знаешь свою?

Васька. Знаю.

Толстой. Скажи

Васька. Морозов.

Толстой. Ну, я тебя буду помнить, Морозов  Васька –кот.

Васька. А вас в детстве как называли?

Толстой.  Левка- пузырь

(слайд 8)

Вот какая это была встреча! Учитель и ученики сразу стали друзьями и в школу дети потянулись не только за знаниями, а еще и потому, что там им было интересно и легко, свободно и весело.  Ребенку в школе должно быть хорошо – это стало для Толстого смыслом педагогической деятельности. Поскольку это был его первый опыт. в качестве   учителя. То в начале он не знал ответов на многие вопросы: как организовать учебный день, чему учить, следует ли наказывать учащихся? Учителем он был очень внимательным: все свои действия и действия учеников подвергал тщательному анализу, чтобы найти правильное решение. Например, первоначально в школе не соблюдалось расписание уроков. Урок строился по принципу: куда выведет беседа. Поэтому  разговор мог начаться с ботаники продолжиться историей, а завершиться арифметикой. В последствии Лев Толстой пришел к мысли о необходимости четкого соблюдения расписания.

Давайте заглянем в комнаты школы. Как не похожи они на привычные для нас классы, где несколько рядов парт и учительский стол. Ребята сидят, кто парами, кто по трое, кто по 5 человек. (слайд 9)

Под школу было отведено специальное помещение. Но уроки проходили вовсе не обязательно здесь. то нас можно было вместе с учителем увидеть под пологом разросшихся яблонь. то раз в неделю класс ботаники и мы отправлялись по одной из многочисленных тропинок, отходящих от усадьбы в лес за цветами, ягодами и грибами.

Семка с восторгом слушали мы своего учителя. Примостившись кто на лавке, кто на столе, кто на подоконнике. Кто на полу, а кто и на учительском кресле, из-за которого счастью спорили между собой.

Игнатка а еще у нас  был класс «гуляющих» им свободно разрешалось ходить по школе, потому что они в чем-то обогнали своих сверстников, но не подумайте, что «гуляющие» слонялись по школе просто так без дела. Вот они увидели младшего, который никак не может  осилить  математику. Надо ему помочь, а вот старшие спорят о законах электричества. Почему возникает гроза. Это ново. Надо подойти, послушать, понять и разобраться. (слайд 10)

Федька. В одной из классных комнат на полках разложены камни, травы, цветы,  бабочки, скелеты, разные физические приборы и инструменты. Здесь по воскресениям учитель – немец Густав Келлер проводит химические и физические опыты.

Васька. Вечерние занятия – особенные. За окном уже сумерки. А в школе зажигают свечи. Мы рассаживаемся вокруг учителя и начинаются коллективные чтения. Иногда читает сам учитель, иногда старшие ребята устраиваются на полу вокруг книги. Потом начинают пересказывать прочитанное, спорят, фантазируют. Иногда сюжет не нравится и мы придумываем свой.

Ольга нет, не так!

Семка Он будет просто солдатом!

Игнатка пусть лучше он украдет их! 

Васька. А они успеют убежать?

Федька. И тут должна войти злая баба.

Ольга точно! Вот здорово получилось, побежали, скорее учителю расскажем!

Особенным талантом к сочинительству выделялись  Семка  и Федька. Толстому казалось, когда он писал под их диктовку, что пьет  из источника, в котором бьет истина. Это было увлеченное сотрудничество  но не подумайте, что учиться в этой школе совсем легко. Занятия проходили по четкому расписанию и учителя были не только добры, но и строги. Дети и учителя работали  напряженно весь день занятия шли с 8 часов утра до 12, а потом с 3 до 6 вечера. Дети часто задерживали учителя до 2 ч. дня. Вот вам и домашние уроки и внеклассная работа. на вопрос «Чему учить» с самого начала Толстой не знал четкого ответа, например, обучая истории он понял, что дети с трудом усваивают исторические понятия чтобы заинтересовать учеников историей страны  рассказал им о войне 1812 года, о том, как русские солдаты храбро сражались с врагами, как заманивали крестьяне французов. Мальчишек охватил патриотический пыл. (слайд 11)

- небось Александр Наполеону задаст!

- правильно Кутузов Москву сжег!

- жаль, что Наполеон из России удрал, собака.

(слайд 12)

но особенно огорчал детей рассказ о крымской войне.

- погоди же ты, дай я вырасту, я им задам! (слайд 13, 14)

- Точно попался бы нам шевардинский редут или Малахов Курган, мы бы его отбили.

 В школе дети обучались еще многим наукам, ученики делали опыты, считая, что образование должно быть связано с конкретным опытом, Толстой вводит урок землемерства, мальчишек приглашали мужики для настоящей работы (слайд 15) 

Любимым занятием учеников были творческие сочинения, которые они писали вместе с учителем при проверке доставалось и учителю его рассказы обсуждались на равнее с детскими. Лучшие работы печатались в журнале «Ясная поляна» лучшего ученика Толстой сажал на шкаф, приводя его в пример остальным

Толстой считал, что главным должен быть интерес детей. Интересно им учиться, светятся глаза – хорошая школа. Тусклые глаза – дурная школа. Обучение должно быть построено так, чтобы ребята с нетерпением ожидали новых  уроков, требовали  их продолжения. (слайд 16. )

Слава о яснополянской школе распространилась не только по Тульской губернии  о ней знали в Москве, Петербурге и даже за границей. Три года отдал Толстой школе, построил их 21. и считал эти годы лучшими в своей жизни. Но и тогда он оставался писателем

Слайд 17

Экз. вторая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

М.П.  добрый день!

Д.ч. три да два – пять. Пять да семь  - двенадцать. Двенадцать да три – пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь – двадцать два.  Уф! Итого, стало быть,  пятьсот  один миллион двадцать две тысячи семьсот тридцать один.

М.П. пятьсот миллионов чего?

Д.ч.  пятьсот миллионов звезд.

М.П. а можно мне  на них посмотреть?

Д.ч. делай что хочешь! А мне не до болтовни.  Я человек серьезный, у меня много работы. Два да пять – семь… мы считаем, сколько языков останется на земле в ближайшем будущем . 

 (сообщение Бондаренко)

Экз. на следующей планете  жили музыканты. Как и все творческие люди они были очень тщеславны и воображали, что все ими восхищаются.

Слайд 18.

Музыкант:  о! вот и почитатель  явился!

М.П.  добрый день!  Какие у вас забавные штучки!

Музыкант:

 это не штучки, а ребусы. Попробуйте отгадать слова над которыми мы бьемся миллионы лет.

М.П. конечно. Попробуем, а помогут нам в этом ребята, ведь смекалка всегда нужна!

( разгадывание ребусов)

Экз. эта планета была в 10 раз больше предыдущей. На ней жил философ, который писал толстенные книги.

Слайд 19, 20

Философ . смотрите-ка1 вот прибыл путешественник.

М.П.  что это за огромная книга? Что вы здесь  делаете?

Философ . я – философ. Хочешь я приглашу сюда мальчика, который готов прочитать себе свое последнее произведение.

( сочинение «Дни недели рассказывают о себе» Кисляков Иван)

М.П. ваша планета очень красивая, но мне хотелось бы попасть на такую планету, где живут самые счастливые  дети и найти  среди них друга. Куда вы посоветуете мне отправиться?

Философ . посети планету Детства. У нее неплохая репутация.

Экз. и маленький принц пустился в путь.

Итак, эта планета, которую он посетил была Детство.  Детство – планета не простая! На ней насчитывается  111 королей, 7000 философов, 900000 дельцов, 7,5 миллионов танцоров, 311 миллионов певцов – итого около двух миллиардов взрослых и детей.

(слайд21, 22)

М.П. Здравствуйте, певцы-молодцы!

Ф. Здравствуй, маленький принц!

М.П.  я хоть и маленький, но очень любознательный. А вы откуда  будете?

Ф. мы – мастера из Дымково.

М.П. из Дымково? Это планета такая?

Ф. Нет, не угадал! Это, как бы тебе объяснить? Слобода таккя. Ну что-то вроде деревушки возле Вятки.

М.П.  И много у вас здесь таких деревушек?

Ф. много! Очень много! Как звезд на небе!

М.П. А чем знаменито Дымково?

Ф. Игрушкою своей.

В ней нету света дымного, что серости серей

В ней что-то есть от радуги, от капелек Росы

В ней что-то есть от радости ликующей красы.

В ней молодость, изюминка, в ней удаль и размах.

От злости и от хмурости в ней нету и следа.

А сейчас послушайте, чем славится Тульская область

(слайд  23, 24)(Сообщение о ремесленниках Тульского края)

М.П. ой! Какие вы молодцы! И самоварничаете, и играете, и оружие изобретаете.

Ф. Воспеваем мы алые зори,

Пенье птиц и журчанье волны.

Наши песни о вольном просторе,

Свете солнечном и любви.

мы поем о кормилице нашей,

что дарит нам луга и поля.

Это милая наша планета

Это Матушка наша – Земля!

(слайд 25)

путешествуя по планете Детства Маленький принц  встретил крохотный, но очень симпатичный цветок.

(слайд 26)

Цветок ах, насилу  проснулась прошу извинить, я еще совсем растрепанная, а что ты здесь делаешь?

М.п. я ищу друга. А у тебя есть друг?

Цветок да, это Кот.

М.П. А ты не боишься его острых коготков.. Впрочем, кошки не едят траву.

Цветок Я не трава.

М.П. Простите меня, простите! А это случайно не он?

(слайд 27)

Как замечательно учатся, поют и танцуют  жители вашей планеты. А мне так хотелось бы научиться петь и танцевать.

(слайд 28)

Кот В этом тебе  могу помочь я. Для этого надо учиться в гимназии.

М.П. по-моему это самое  красивое место на свете.

(слайд 29)

Экз. Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место. Если вам случится когда-нибудь тут  побывать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой. И если к вам подойдет мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы уж, конечно, догадаетесь, кто он такой. И вы увидите – все станет по-другому….

(слайд 30)

(гимн гимназии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическая ученическая конференция "На вешенской земле"

Конференция региональной направленности  знакомсит с историей малой Родины, природой ее окружающей, с картинами художников, которые изображали красоту родного края. В материале представлен сценар...

научно-практическая ученическая конференция "И отблеск твой горит и ныне...", посвященная М.В. Ломоносову

Сценарий конференции расчитан на 8-11 классы. мероприятие было подготовлено к 300-летию Ломоносова...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Участие в научно-практических семинарах, конференциях.

Учителю необходимо постоянно пополнять свои знания и обновлять свой опыт. Участие в разного рода конференциях, "круглых столах", семинарах даёт возможность почерпнуть новое, поделиться своим...

Тезисы к исследовательской работе экологического объединения «Киясовка» на открытую экологическую научно-практическую конференцию учащихся «Край, в котором мы живем»

Секция: «Проблемы биоразнообразия» (исследование флоры и фауны) - возрастная категория  13-16 летМы, ученики 8 класса Шугаровской школы, – Курило Георгий, Ноздрин Алексей,...