Познавательное мероприятие "Символы на фоне истории"
методическая разработка (7 класс) по теме
Мероприятие посвящено изучению государственных символов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_na_fone_istoriii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИМВОЛЫ НА ФОНЕ ИСТОРИИ
(познавательное мероприятие – путешествие)
цели:
-Расширить знания о науке геральдике, о символах нашей страны.
-Повысить интерес к русской истории.
-Укрепить верность высоким культурным идеалам, традициям.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ГЕРОЛЬД, КОРОЛЕВА ГЕРАЛЬДИКА, МАРКИЗ ДЕ ФЛАГ, ЧТЕЦ, ГИМНОС.
ГЕРОЛЬД: Здравствуйте, мои дорогие путешественники. Сегодня мы отправимся с вами в удивительную страну Гардарику — страну городов. С легкой руки скандинавских путешественников так называли раньше нашу Родину. Мы начинаем свой путь, вступив на борт расписной ладьи. В старину такой способ передвижения считался самым быстрым. Итак, устраивайтесь поудобнее, мы отплываем.
Первая пристань, к которой нам предстоит причалить, называется
Геральдика.
-А кто из вас, ребята, знает, что означает это слово?
(Ответы ребят.)
КОРОЛЕВА ГЕРАЛЬДИКА: Это я, наука о составлении, истолковании и изучения гербов.
-А кто знает, что такое герб? (Ответы ребят.)
Герб в переводе означает наследство. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Изображается герб на знаменах, печатях монетах. Есть даже стихотворение о гербе:
Дети мои, поминаете — герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб наше имя и честь защитит.
Что-нибудь слышали вы о гербах?
Герб — это ваш великанский размах.
Львиные пасти и очи орла.
Рода история, знак ремесла.
Чтобы отечества память цвела!
Перья над конскою кордой литой...
Герб — это эхо судьбы родовой!
ГЕРОЛЬД: Труба-зачинщица надменный вызов шлет.
И рыцаря труба в ответ поет.
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки.
И к панцирям прикреплены древки.
Вот кони понесли, и, наконец,
С бойцом вплотную съехался боец.
Выходят два рыцаря в одинаковых доспехах, но с разными щитами.
ГЕРОЛЬД: Чем отличаются эти два рыцаря друг от друга? С виду они одинаковы, но присмотритесь к их щитам. Они разные. И как бы рыцарь не был скрыт под кольчугой и забралом — по знаку можно было всегда узнать имя сражающегося. Такой знак стал передаваться по наследству — от отца к сыну, потом — от внука к правнуку. Это уже был знак целого рода. Он стал называться гербом.
Уже давно исчезли рыцари, а гербы остались, их количество только увеличивалось.
Но зачем же нужны гербы, если не стало рыцарей, скрывавших свое лицо под маской или забралом? А вот для чего. Герб уже имел другое значение: он указывал на то, что его владелец — не крестьянин и не ремесленник. Гербы говорили, что их владелец — знатный человек: граф, барон или князь. Эти знаки стали украшать ворота замков, дверцы карет, рукоятки шпаг. Их вырезали на печатях. Появились особые правила, в которых указывалось, кто может иметь герб. А иметь его могли только богатые люди, владевшие замками или имениями, землями и деньгами.
КОРОЛЕВА ГЕРАЛЬДИКА: С давних времен на лицевой стороне монеты принято было помещать герб как символ принадлежности к определенному государству. Посмотрите на российские монеты. На них тоже имеется герб — двуглавый орел.
Гербы является принадлежностью государств. Фигуры и предметы на гербе в условной форме выражают исторические традиции государства. Известны сотни и сотни государственных гербов. Что только на них не
изображено: грозные львы, рычащие леопарды, пантеры, змеи, орлы, мечи и секиры, топоры и копья, ружья и пушки. И ещё знаки власти и религиозных
верований: короны, скипетры, кресты, полумесяцы. И в гербе царской
России, перешедшем к ней от древней Византийской империи, был изображен двуглавый орел со знаками власти в когтистых лапах.
ГЕРОЛЬД: Гербы являются принадлежностью не только государств, но и отдельных городов. Они символизировали богатства города, его независимость. Гербы помещали на городских воротах, на главных зданиях.
Городские гербы чаще всего отражали экономическую жизнь, занятия жителей или героические страницы истории города. Вы, наверное, видели на некоторых автомобилях изображения животных. Но вряд ли задумывались, почему на мощных грузовиках — серебряные фигурки медведей или зубров. А вот почему.
Эти машины сделаны в Минске и Ярославле, вокруг которых когда-то были дремучие леса. Там бродили медведи, жили зубры. Изображения этих животных стали частью гербов городов: медведь — Ярославля, зубр — Минска.
КОРОЛЕВА ГЕРАЛЬДИКА: Герб нашего государства — двуглавый орел (показывает).
Он появился еще в XV веке. Великий князь Иван Ш, женившись на византийской царевне Софье Палеолог, стая считать себя наследником Византии м заимствовал ее государственную эмблему — двуглавого орла. Он очень быстро и прочно прижился еще и потому, что облик его оказался удивительно созвучен некоторым наиболее распространенным мотивам и образам русских национальных орнаментов. Полотенца, рушники, головные уборы часто украшались вышивками, в которых главным элементом была диковинная двуглавая птица, раскинувшая "лучистые крылья".
Итак, двуглавый орел стал официальной эмблемой, затем гербом
сначала Московского государства, а позднее всей Российской империи.
ГЕРОЛЬД: А теперь попрошу всех подняться на борт нашей ладьи. Мы продолжим наше путешествие по стране Гардарике. Попрощаемся с
Королевой Геральдикой, так как у нее иного важных дел в своем городке. Теперь мы плывем в гости к Маркизу де Флагу.
МАРКИЗ ДЕ ФЛАГ: Здравствуйте, гости дорогие. Рад видеть вас в своем скромном и уютном городке. А начну я свой рассказ с истории, главным героем которой является флаг. Один гениальный изобретатель, не признанный у себя на родине — во Франции, продал разработанное им оружие страшной разрушительной силы шайке пиратов, обосновавшейся на далеком острове и вознамерившейся завоевать весь мир. Но в тот момент, кода к острову подошла эскадра военных кораблей, изобретатель увидел на них флаги своей страны и не смог направить оружие против соотечественников. Эту историю мне поведал мой давний друг Жюль Верн. Я надеюсь, вы все знаете этого знаменитого писателя? Так вот, это его произведение называется «Флаг Родины». Советую вам, ребятки, его прочитать. Так вот, если бы корабли вовремя не подняли свои флаги, они наверняка были бы уничтожены этим мощнейшим оружием.
ГЕРОЛЬД: Расскажите ребятам, с каких же пор пошел обычай поднимать флаг и чтить его?
МАРКИЗ ДЕ ФЛАГ: У легионов древних римлян были специальные знаки — изображения орлов на высоких древках. Под ними крепились таблички с названиями воинских подразделений.
У древних кочевых племен — скифов впервые появились знамена. Только совершенно не похожие на привычные нам, а... надувные. Это был длинный мешок, формой напоминающий дракона — с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.
Как вы видите, друзья мои, происхождение флага военное. В Средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. На полотнищах изображались личные гербы, цвета у знамен были самые разные. С флагами связано немало любопытных историй. Вот одна из них.
На знамени арагонских королей (Арагон — область на севере Испании) было пять красных полос на темном фоне. Согласно легенде, первый властитель этой земли после трудной битвы с арабами, вложив меч в ножны, вытер окровавленную руку о свой позолоченный щит, и на нем остались пять полос красного цвета. Этот эпизод и отражен в расцветке флага. Позже та же символика стала основой государственного флага Испании. Правда, полос на нем осталось только две.
В других странах личные флаги нередко становились государственными. Так, французские армии сражались под белым знаменем Бурбонов, а в Англии был принят флаг Святого Георгия, но этот обычай был нарушен, когда получили независимость Соединенные Штаты Америки. Молодой стране пришлось изобретать флаг на "пустом месте". Как он выглядит, вы все наверняка знаете. Белые и красные полосы взяты из фамильного герба первого президента государства Джорджа Вашингтона, число звезд означает количество штатов. А вслед за Америкой и другие государства стали вводить новые флаги, отказываясь от прежних, королевских.
ГЕРОЛЬД: Маркиз де Флаг, не будете ли вы столь любезны рассказать нашим юным читателям поподробнее о российском флаге?
МАРКИЗ ДЕ ФЛАГ: С удовольствием!
Российский трехцветный флаг, как считают ученые; появился в эпоху
Петра I . Днём рождения российского флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя. Петр I никогда не менял порядок полос: верхняя всегда оставалась белой, нижняя красной. По русским обиходным понятиям красный цвет символизировал отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм и великодушие. Синий — небо, верность, духовность, веру. Белый — мир, чистоту, благородство.
Под бело-сине-красным флагом молодой Петр ходил на судах по Белому морю. В 1693 г. он пожаловал архангельскому епископу Афанасию такой флат, сохранившийся до наших дней.
Под российским триколором совершали во славу Отчизны свои
подвиги русские офицеры, солдаты, матросы под командованием Ф. Ушакова, Д. Сенявина, П. Нахимова, С. Макарова и др.
Затем цвет нашего флага стал красным, на нем появились звезда, серп и молот. Красный флаг был символом трудового народа, вставшего на борьбу против буржуазии, за равноправие людей. (Показ флага.)
Под красным знаменем советский народ сражался с фашистами во время великой Отечественной войны. Это знамя люди выносили из огня, спасали его от вражеских рук. Оно для всех людей было символом Победы.
ЧТЕЦ:
Шуми, святое наше знамя, шуми, как в старину.
Тебе знакомы кровь и пламя уж не одну войну.
Шуми же, знамя. Слава веет с тебя на усачей,
А Русь давно встречать умеет и провожать «гостей»!
ГЕРОЛЬД: Но ныне над Россией вновь развевается исконно бело-
сине-красный флаг, именуемый триколором.
ЧТЕЦ:
Ступайте смело в бой с ордой врага несметной,
Победы близок клич! Час близится конца!
Теперь над вами реет флаг трехцветный.
Внутри вас бьются русские сердца.
ГЕРОЛЬД: Спасибо, Маркиз де Флаг, за чудесный рассказ. Надеюсь, наши путешественники не устали? А то у нас впереди еще один небольшой городок.
Ну что, поплыли дальше?
Внимание, внимание! Мы причаливаем к последней в нашем путешествии пристани. Нашим гидом будет основатель городка Гимнос.
ГИМНОС: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гимнос, что в переводе значит восхваление, торжественная песнь, или гимн.
Есть гимны государственные, военные, религиозные, посвященные выдающимся событиям или героям. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов.
Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей Родине.
Долгое время гимном России служила мелодия полонеза "Гром победы, раздавайся!" (Звучит запись.) В 20-е г. XIX в. композитор, князь А. Ф. Львов и поэт В. А. Жуковский написали новый гимн — "Боже, царя храни". Он исполнялся в России до 1917 г. После революции в России государственным гимном стал "Интернационал"— слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера. (3вучит запись).
"Интернационал" был государственным гимном до 1 января 1944 г. В этом же году был утвержден новый гимн СССР.
Слова государственного гимна несколько раз менялись, но музыка осталась той же.
Государственным гимном России является гимн, созданный композитором Александром Владимировичем Александровым и поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым. А когда, в каких случаях исполняется гимн? (Ответы детей.) Молодцы! Конечно, гимн исполняется при поднятии государственного флага, при вручении государственных наград и так далее. При исполнении гимна люди встают.
ГЕРОЛЬД: Вот, оказывается, какие у нашей страны символы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"
Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...
Борис Ельцин на фоне истории своей страны
Данная презентация была подготовлена к юбилею первого президента России....
Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны
Одна из актуальных проблем воспитания сегодня – активизация познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны. Как решить эту проблему?У детей велико стремление к познан...
Решение познавательных задач на уроках истории
Актуальность этой темы заключается в том, что сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризация образования. Школа должна способство...
Познавательная активность на уроках истории.
Данная тема опыта конечно не нова, но может быть кто-то возмёт что-нибудь на вооружение....
Развитие учебно-познавательных компетенций на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ. Презентация к статье.
Презентация к статье (часть1 и часть 2)....
Урок -дискусия "Борис Ельцин на фоне истории России"
Урок -дичкучия по теме "Борис Ельцин на фоне истории России"...