Решение познавательных задач на уроках истории
материал по истории по теме
Актуальность этой темы заключается в том, что сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризация образования. Школа должна способствовать социализации личности, её адаптации в современном мире.
В процессе обучения учащихся истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать умения учащихся осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию. В выполнении этих задач я, как и многие педагоги сталкиваемся с трудностью, что знания детей недостаточно действенны, т.е. они не умеют применять их в жизни, слабо развиты навыки и умения самостоятельно их приобретать. Все эти недостатки объясняются следующим:
1. значительную часть, не только фактического материала, но и выводов, оценок, теорий школьники получают в готовом виде;
2. т.е. традиционно учебная деятельность носит репродуктивный характер – ориентирование на воспроизведение прочитанного в учебнике и сказанного учителем.
Гуманистическая парадигма наоборот предполагает, что учитель не должен давать ученикам готовые оценки и идеалы – необходимо умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению. За учеником необходимо признавать право на собственное мнение, оценку исторических событий, право отстаивать свою точку зрения. Тема самообразования : Проблемное обучение на уроках истории. Именно активное внедрение в обучение системы разнообразных познавательных учебных задач для меня стало одной из важных в моей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_poznavatelnyh_zadach_na_urokah_istorii.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение познавательных задач на уроках истории
Актуальность этой темы заключается в том, что сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризация образования. Школа должна способствовать социализации личности, её адаптации в современном мире.
В процессе обучения учащихся истории учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать умения учащихся осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию.
В выполнении этих задач я, как и многие педагоги сталкиваемся с трудностью, что знания детей недостаточно действенны, т.е. они не умеют применять их в жизни, слабо развиты навыки и умения самостоятельно их приобретать. Все эти недостатки объясняются следующим:
1. значительную часть, не только фактического материала, но и выводов, оценок, теорий школьники получают в готовом виде;
2. Т.е. традиционно учебная деятельность носит репродуктивный характер – ориентирование на воспроизведение прочитанного в учебнике и сказанного учителем.
Гуманистическая парадигма наоборот предполагает, что учитель не должен давать ученикам готовые оценки и идеалы – необходимо умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению. За учеником необходимо признавать право на собственное мнение, оценку исторических событий, право отстаивать свою точку зрения.
Тема самообразования : Проблемное обучение на уроках истории.
Именно активное внедрение в обучение системы разнообразных познавательных учебных задач для меня стало одной из важных в моей педагогической деятельности.
Для повышения своей профессиональной компетенции я достаточно полно изучила теорию учебных задач, познакомилась с типологией учебных задач, их функцией, ролью в учебном процессе. ( работы Лернера И.Я. – автор прикладных работ – сборников задач по истории Отечества, пед. идеи В.В.Давыдова, методические разработки С.Г.Смирнова, который явл. автором нескольких задачников по истории древнего мира и средних веков., а также Г.Щукина, Ц.Л.Рупина , Н.А.Менчинскаяи др.).
Познавательные задачи, применяемые в обучении истории, выполняют несколько целей:
- выявление знаний и умений;
- проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний;
- организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений;
- самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Познавательные задачи можно разделить на две группы:
1. проверочно–тренировочные (сначала решаемые с помощью учителя, а потом видоизмененные для самостоятельной работы учащихся);
2. поисковые (самостоятельно решаемые учениками и предусматривающие приобретение новых знаний).
Особые подходы к конструированию поисковых задач выражаются в моделировании комплекса задач следующих видов:
- на определение содержания этого понятия в условии задачи «(Какие формы управления государством вы знаете?»);
- на выявление или объяснение причин, вызвавших изменение содержания этого события, понятия («Почему в Новгороде сложилась особая система управления?»);
- на раскрытие особенностей влияния каких – либо обстоятельств на это событие («Какую роль в становлении республики в Новгороде имели особенности развития экономики?»);
- на раскрытие особенностей влияния этого события на различные стороны общественной практики («Чем отличается Новгородская республика от Владимиро– Суздальского княжества в области системы управления?»);
- на вынесение оценки изучаемого события на основе критерия нравственности («За какие качества людей в Новгороде делили на «лучших» и «меньших»?);
- на конкретизацию понятия фактами, примерами из различных источников исторических знаний («Республика в Новгороде, Пскове на территории Древней Руси, Республика в Древнем Риме, Древней Греции»);
- на самостоятельное применение знаний («При демократической форме правления в Новгороде кто был подлинными хозяевами в Новгороде?»).
В системе средств обучения в качестве отдельного вида выделяются проблемные вопросы, для которых характерна ориентация на противоречивую ситуацию, побуждение к поиску неизвестного, нового знания.
Проблемные вопросы могут быть и провокационными для вовлечения учащихся в эту противоречивую ситуацию.
Проблемные задачи на практических занятиях способствуют самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитию умения практического использования полученных знаний, оценочных суждений.
Проблемные задачи
Проблемные задачи не содержат вопросов типа «сколько?», «где?», «когда?». Они требуют от учащихся глубокого объяснения «почему?», «как же так?», «но ведь должно быть по-другому?», «не могли же они не понимать этого?», «получается, что знали, а делали наоборот?».
Обратимся к примеру. Учебники истории требуют от учащихся запомнить такой факт: монголо-татары, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, повернули на юг. Ну, дети запомнили. И что с того? Задача же, в отличие от учебника, требует от учащихся не просто заучить это положение, но и объяснить: «Почему богатый Новгород, об этом прекрасно были осведомлены завоеватели, не был подвергнут захвату и разграблению, ведь до города-то рукой подать, каких-нибудь 200 км? Что для них эти 200 км, если могучее войско преодолело с победами не одну тысячу? И потом, город монголо-татары не взяли, а дань Новгород Орде платил?! Как же так, ведь везде, где проходили ордынцы, они захватывали города и земли, облагали их данью, и тогда же в установленные сроки отправляли её в Сарай или Каракорум. Здесь же покорения не было, а дань платили. Да не при каком-нибудь худосочном князишке, а при самом Александре Невском!». Это и есть историческая задача первого вида.
Второй вид задач - биографические. Они требуют от учащихся выяснения «кто есть кто». Что такие задачи включают?
Учащемуся даётся объём информации о конкретной личности, не называя её: когда родился, как учился, чем занимался, что делал, чем прославился. Учащийся, проанализировав эту информацию, приходит к определённому решению - кто эта личность. Часть задач этого вида направлена на углубленное изучение достаточно известных, хотя, как правило, лишь по фамилиям личностей. Другая часть задач предполагает ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими значительную роль в истории России соотечественниками. Так что в задачах стоят рядом императоры и ученые, полководцы и просветители, государственные деятели и скульпторы, великие князья и самозванцы. Вот пример подобной задачи: воевал с Иваном Болотниковым и Лжедмитрием II, освобождал Москву от поляков, в войне с Польшей был в звании второго воеводы, был также воеводой в Новгороде и Переяславле - Рязанском, Разбойным, Приказных дел, Московским судным (Д. М. Пожарский).
Третий вид задач - хрестоматийно-литературные. Они носят смешанный характер. В одном случае надо по отрывку из хрестоматии определить событие, в нём отраженное, в другом по стихам исторического содержания узнать автора и время, в котором он жил, в третьем по фрагменту из художественной книги выяснить о ком или о чём идёт речь, в четвертом по меню обеда попытаться узнать, в каком веке можно было так отобедать и т. п.
Оперировать знаниями, применять их для объяснения и истолкования других знаний дают возможность логические задачи.
Содержанием всякой задачи является проблема, в основе которой лежит противоречие между искомым и известным, которая решается с помощью умственных суждений и практических операций.
В случае, когда способ выполнения задания учащимся не известен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче («Почему князь Святослав, оставив Киев, хочет жить в Переяславце на Дунае? Чем его не устраивает Киев?»). Для обучения решению проблемных задач учитель дает следующую памятку.
Памятка
для учащихся, решающих познавательные задачи по истории
1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии текста познавательной задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что их этих знаний может помочь решению.
4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?
7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?
8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?
Итак, из всех видов задач особую сложность для учителей, вызовут событийно-проблемные задачи.
Методических приёмов их использования в изучении истории несколько.
Первый. Задачи ставятся в ходе урока. Решаются они либо тут же, через диалог, либо учащимся предлагается подумать над ними во время самостоятельной работы.
Второй. Задачи выносятся непосредственно на семинарские занятия. Разрешаются они, как правило, в ходе урока.
Третий. Задачи определяются на часы самостоятельной работы во внеурочное время. Это делается, как правило, в конце лекции.
Для решения задач второго и третьего видов - биографических и хрестоматийно-литературных -- рациональнее всего использовать самостоятельную подготовку учащихся к классным занятиям.
При этом им обязательно рекомендуется соответствующая литература. Хорошо также предлагать данные виды задач на олимпиадах, конкурсах и викторинах. Можно использовать такие задачи при закреплении изученной темы, раздела и на уроках.
Отработка исторических задач помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, глубже усвоить исторические знания и в чем-то научить жить на основе богатейшего исторического опыта, используется на олимпиадах, конкурсах и викторинах.
В подтверждение выше сказанного могу привести следующие факты:
Позитивная динамика результатов олимпиад по истории: так за 4 года количество победителей и призеров постоянно увеличивается.
Участие детей в различных конкурсах, в т.ч. всероссийского уровня: Всероссийский Молодежный исторический чемпионат
Национальная образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России» Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»
Победители и призёры городской и областной конференции «Человек. Природа. Общество»
Межрегиональный историко - просветительский конкурс творческих работ школьников «Служение Отечеству: события и имена».
Лауреаты областной конференции участников туристско - краеведческого движения «Отечество»
Проблемные, творческие, познавательные задачи помогают учащимся усвоению знаний, развитию необходимых интеллектуальных структур (переносу знаний, видению проблем, альтернативному мышлению и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности и самостоятельности через решение учебной задачи на уроках истории
Материалы освещают проблему активизации познавательной деятельности учеников с позиции задачного подхода, что особенно значимо для образовательной практики в условиях перехода на ФГОС....
Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания
Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием - познавательные задачи, которые открывают ученикам дополнительный учебный материал, способствуют его...
Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"
Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"...
Решение познавательных задач на уроках истории с помощью презентационного материала
В статье читатели найдут размышления по поводу использования учебных презентаций, а также советы по усилению педагогического эффекта от их применения...
Работа с текстами и решение познавательных задач на уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ.
Знакомство с основными документами ЕГЭ по обществознанию1.Кодификатор элементов содержания ЕГЭ2.Спецификация заданий ЕГЭ3.Демонстрационный вариант ЕГЭ....
Решение проблемно-творческих задач на уроках истории.
Среди основных задач школьного исторического образования сегодня выделяют следующие:развитие исторического мышления;развитие способностей осмысливать события и явления действительности на основе истор...
Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе.
Практическое использование познавательных задач при изучении истории Великой Отечественной войны в школе Со времени окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной вой...