статья "Внеклассная работа по математике и информатике"
статья по теме
Внеклассная работа по математике и информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Внеклассная работа по математике и информатике" | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондратенко Ольга Александровна учитель математики, образование высшее, МБОУ «СОШ №1»
Россия, Кемеровская область, Яшкинский район, пгт. Яшкино.
СТАТЬЯ по теме: «Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса учащихся».
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. Поэтому уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивает программный материал по математике, на тех, кто добивается при математике лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.
Под внеклассной работой по математике понимают необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.
Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. [1]
Педагог- психолог Дышинский Е.А. выделяет три основные задачи внеклассной работы по математике [2]:
повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она отличается от классной работы тем, что строится на принципе добровольности. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок. Для внеклассной работы учитель подбирает материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса математики, но с учётом преемственности с классной работой. Здесь могут широко использоваться упражнения в занимательной форме.
Внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и "умений" по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.
Несмотря на свою необязательность для школы, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет, так как часы на основной курс математики сокращаются.
Учитель может на внеклассных занятиях по математике в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой [3].
Выделяют следующие виды внеклассной работы по математике:
работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала;
работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности;
работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики;
В связи с указанными выше видами внеклассной работы по математике выделяют следующие цели:
своевременная ликвидация имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно - исследовательского характера;
воспитание высокой культуры математического мышления;
развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.
Внеклассная работа создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативности, воли, смекалки).
Курс внеклассных мероприятий по математике для среднего звена «Занимательная математика» реализует принцип занимательности с учетом возраста школьников с использованием различных форм проведения мероприятий, а также учитывая главную закономерность обучения, сформулированную дидактами: “Чем разностороннее деятельность учащихся, тем выше качество усвоения знаний”.
Разработанные внеклассные мероприятия по математике предоставят возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся и приобрести новые знания, приобщить школьников к научным исследованиям и определиться с профориентацией и все это в необычной занимательной форме.
Внеклассная работа способствует развитию и углублению интереса учащихся к предмету, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня. Внеклассная работа, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться в преподавании математики как можно чаще.
Библиографический список
Гельфанд, М.Б. Внеклассная работа по математике М.Б. Гельфанд. – М: Просвещение, 1962. – 208с.
Дышинский, Е.А. Внеклассная работа. – 1972.-142с.
Калинин, Д. Новые игровые технологии в преподавании внеклассных мероприятий по математике. Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2001. - №28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассная работа по математике и информатике
здесь размещаются презентации к проведению внеклассных мероприятий по математике и информатике....
ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ
На уроках математики проектная деятельность учащихся заключается в следующем:1) Несколько решений одной задачи.Ученики из различных источников отбирают материал по данной тематике: это и неизвес...
Анализ методической работы учителей математики, физики, информатики, технологии
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значит...
Разноуровневые самостоятельные работы по математике и информатике.
Сборник работ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИДЕИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Статья для учителей, интересующихся современными педагогическими технологиями....
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШМО МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ МБОУ «СШ № 24» НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
В данном плане указаны цели,задачи,план работы,расписаны заседания ШМО учителей математики и информатики на 2018-2019 учебный год...
Выступление на заседании РМО учителей математики и информатики по теме: "Особенности работы с одаренными детьми на уроках математики".
Д анная разработка раскрывает систему выявленияодарённых детей, особенности характера и работы с детьми, проявляющими склонность к изучению предмета,...