Воспитательная система класса
методическая разработка (8 класс) на тему
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МС (К) ОУ школа VIII вида №107
Воспитательная система 8 а класса
Составила: Еремеева Е.С., учитель первой квалификационной категории
Нижний Новгород
2012 – 2013 учебный год
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.
Цель воспитательной системы:
Воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.
Задачи:
Создать оптимальные условия, способствующие развитию личности учащихся и повышению на основе этого уровня их воспитанности;
Воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям;
Создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка;
формирование здорового образа жизни учащихся;
создание и развитие дружного классного коллектива.
В основу системы были положены следующие принципы и подходы:
--принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
--принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
--принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
--принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
--деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
--личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске ), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Формы работы:
беседа;
классный час;
игровые программы;
познавательные программы;
конкурсы;
соревнования;
экскурсии;
коллективные походы в библиотеку;
предметные недели;
устный журнал;
викторина;
акции;
турниры;
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Гражданско-правовой потенциал
Цель: формирование у воспитанников патриотических чувств в процессе знакомства с городом, страной, в которой они живут, с их историей, традициями, обычаями, культурой.
Задачи:
-формирование у школьников гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации
в обществе».
-воспитывать чувство гордости за свою Родину, готовность ее защищать;
Духовно- нравственный потенциал
Цель: формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Задачи:
-определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе
и в коллективе вообще;
- развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе;
-развивать способность анализировать поступки других и свои, опираясь на духовный эталон, воспитывать этические нормы поведения, нравственные качества личности;
-воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям;
- воспитывать нравственные ценности, уважение девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым;
Экологический потенциал
Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической культуры; формирование ценностных ориентаций учащихся, знаний учащихся о природе.
Задачи:
-воспитание любви к родному краю, бережное отношение к природе;
-формирование у детей ответственного отношения к природе, умение и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду;
-формировать чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту;
- приобщать к участию в посильных действиях по сохранению и улучшению состояния окружающей среды;
Здоровьесберегающий потенциал
Цель: формирование у школьников стремления к укреплению своего здоровья и развитие своих физических способностей.
Задачи:
- Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
- Учить детей рациональному правильному питанию.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Эстетический потенциал
Цель: расширение познавательного интереса, включение ребёнка в современную социокультурную жизнь, приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего, формирование умения адекватно принимать и воспринимать произведения искусства.
Задачи:
-Научить воспринимать красоту,
-Формировать эстетические чувства и потребности.
-Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства посредством ознакомления их с художественными произведениями.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Направления работы с родителями:
Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
полное взаимопонимание и согласованность действий;
постоянный контакт с родителями;
опора на положительные черты в каждом ребенке.
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Родительские собрания (по плану) | В течение года | Кл. рук. |
2. | Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку) | Сентябрь, май | Кл. рук. |
3. | Анкетирование родителей (по плану) | Сентябрь - май | Кл. рук. |
4. | Проведение индивидуальных консультаций родителей | еженедельно | Кл. рук. |
5. | Участие родителей в совместных делах класса: Проведение экскурсионно-туристической работы; Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях; Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях; | Сентябрь - май | Кл. рук. |
6. | Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета. | В течение года | Кл. рук. |
Используемая литература
Спутник классного руководителя. Гуткин. Л. Д. и др.- Москва, 2001г.
Справочник классного руководителя. Н. И. Дерекаева - Москва, 2005г, «ВАКО»
Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5 2005г.
Научно – методический журнал «Школьный вестник» 2/11 2003г, Тверь
Методические разработки «Калейдоскоп родительских собраний» Выпуск 1, Е. Н. Степанов – Москва, ТЦ «Сфера», 2002г.
Поговорим о воспитанности. Б. В. Бушелева – Москва, «Просвещение» 1980г.
Классные часы в 3-4 классах. Н. Ф. Дик, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.
Внеклассная работа в школе. Классные часы. 1 -4 классы. И. В. Персидская - г.Волгоград, «Учитель», 2006г.
Лучшие внеклассные мероприятия: «Праздник – ожидаемое чудо!»
Москва, «ВАКО», 2006г.
Популярное пособие для родителей и педагогов. « И учеба, и игра»
Т. И. Тарабарина, Ярославль, «Академия развития» 1997г.
Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией Е.Н.Степанова. Творческий Центр, Москва 2005г.
Классному руководителю о самоуправлении в классе.
М.А. Александрова, Е.И. Баранова Творческий Центр, Москва 2006г.
Тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Дата проведения |
1 | Праздник знаний. Торжественная линейка. | 01.09 |
2 | Урок гражданина: «Россия – Родина моя» | 03.09 |
3 | «Как растения показывают погоду и время». Беседа с презентацией . | 04.09 |
4 | «Здоровье – бесценное богатство». анкетирование | 05.09 |
5 | «Музыка и мы» беседа. | 06.09 |
6 | «Государственные символы России" Презентация. | 07.09 |
7 | Я – восьмиклассник. Беседа. | 10.09 |
8 | «Природа нашего края». беседа | 11.09 |
9 | «Быть здоровым – жить в радости». Беседа. | 12.09 |
10 | Культура чаепития. ролевая игра. | 13.09 |
11 | Экскурсия в кремль | 14.09 |
12 | Я+Я+Я=МЫ. Практическое занятие | 17.09 |
13 | «Мир вокруг нас». Конкурс рисунков. | 18.09 |
14 | «Мутагены. Их влияние на природу и человека». Беседа с презентацией . | 19.09 |
15 | «Голубые цветы Гжели» Устный журнал с презентацией. | 20.09 |
16 | «Мой родной город». Викторина | 21.09 |
17 | Диспут «Если твоя ложь несет благо…» | 24.09 |
18 | Экскурсия в парк. Наблюдения за изменениями в природе. | 25.09 |
19 | «Коктейль здоровья». Викторина. | 26.09 |
20 | «Птица счастья». Диспут. | 27.09 |
21 | Мои права. Беседа. | 28.09 |
22 | Презентация «Здравствуй, малая родина!» | 01.10 |
23 | Внимание: бытовые отходы. Просмотр телефильма. | 02.10 |
24 | Разучивание комплекса УГГ | 03.10 |
25 | «Сервировка праздничного стола» ролевая игра | 04.10 |
26 | Мои обязанности. Диспут. | 05.10 |
27 | Практикум «Лукошко добрых дел» | 08.10 |
28 | «Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии | 09.10 |
29 | Стресс в нашей жизни. Тренинг. | 10.10 |
30 | «Что такое духовное богатство человека» дискуссия. | 11.10 |
31 | «Обычаи и традиции моей страны». Беседа | 12.10 |
32 | «Милосердие в наши дни». Беседа. | 15.10 |
33 | «Этот пестрый, волшебный, загадочный мир» Игра. | 16.10 |
34 | «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». Практическое занятие. | 17.10 |
35 | «Этикет и мы» брейн-ринг. | 18.10 |
36 | Кто такой патриот? Диспут. | 22.10 |
37 | Мои интересы, мои увлечения. Беседа | 23.10 |
38 | Цивилизация - начало борьбы с природой. Беседа | 24.10 |
39 | «Дорожные приключения». Игра. | 25.10 |
40 | «Язык, мимика, жесты как средства общения» беседа. | 26.10 |
41 | Административный кодекс. Презентация | 29.10 |
42 | Презентация «Наш мир» | 30.10 |
43 | Составление осеннего букета. Практическое занятие. | 07.11 |
44 | «Быть здоровым – жить в радости». Беседа | 08.11 |
45 | «Музыка и мы» дискуссия | 09.11 |
46 | Что значит быть законопослушным гражданином. Беседа | 12.11 |
47 | Диспут «Сеющий неправду пожнет беду» | 13.11 |
48 | Подготовка к празднику Осени. | 14.11 |
49 | «Наследственные болезни». Беседа. | 15.11 |
50 | «Как стать интересным собеседником» Беседа. | 16.11 |
51 | «Азбука права» Викторина с компьютерной презентацией. | 19.11 |
52 | Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!» | 20.11 |
53 | «Берегите эти земли, эти воды». Беседа | 21.11 |
54 | «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). Практическое занятие. | 22.11 |
55 | «Золотая хохлома» Беседа с презентацией | 23.11 |
56 | Историческая игра «Снайпер» | 26.11 |
57 | Конкурсно - игровая программа «Дело в шляпе, или Еще раз о дружбе» | 27.11 |
58 | Изготовление кормушек для птиц | 28.11 |
59 | «Биологические добавки». беседа с презентацией | 29.11 |
60 | «Наш друг – кино» устный журнал | 30.11 |
61 | Наша страна многонациональная | 03.12 |
62 | Беседа «Кому легче жить_ культурному или некультурному человеку?» | 04.12 |
63 | «Нет дерева сердцу милее» беседа с презентацией | 05.12 |
64 | «Путешествие в Египет» спортивное мероприятие | 06.12 |
65 | «Красота и труд вместе идут». Беседа | 07.12 |
66 | Уголовный кодекс | 10.12 |
67 | Практикум «Вежливые слова» | 11.12 |
68 | Экскурсия в парк. Наблюдение за природой | 12.12 |
69 | «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад . | 13.12 |
70 | Человек и творчество. Великие творения человечества. Беседа с презентацией . | 14.12 |
71 | Малая Родина. Беседа | 17.12 |
72 | Практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду» | 18.12 |
73 | «Колобок на новый лад» игровая экологическая программа | 19.12 |
74 | Что такое Олимпийское движение? Беседа | 20.12 |
75 | «Умею ли я слушать». Беседа | 21.12 |
76 | «Люди, достойные подражания». Презентация | 24.12 |
77 | «Страна, в которой мне хотелось бы жить» Диспут. | 25.12 |
78 | «И я – природа» беседа | 26.12 |
79 | Зимние забавы. Подвижные игры на свежем воздухе. | 27.12 |
80 | Украшение классной комнаты к Новому году. | 28.12 |
81 | Что такое толерантность. Диспут. | 14.01 |
83 | Практикум «Не позволяй душе лениться!» | 15.01 |
84 | История возникновения и развития экологии. Беседа | 16.01 |
85 | Влияние кофе, чая, лимонада, газированной воды на организм человека». Беседа с презентацией . | 17.01 |
86 | Новогодний праздник. | 18.01 |
87 | Правовая игра «Мой взгляд» | 21.01 |
88 | «Как повысить культуру речи?» Свободный разговор | 22.01 |
89 | Работа в Живом уголке. | 23.01 |
90 | «Что такое биологические добавки». Беседа. | 24.01 |
91 | Русские традиции. Рождество. классный час с презентацией. | 25.01 |
92 | «Сердцу милая Родина» Конкурс рисунков | 28.01 |
93 | Практикум «Портрет моего современника» | 29.01 |
94 | «Берегите землю, берегите» беседа с презентацией | 30.01 |
95 | «Берегите жизнь». Практикум | 31.01 |
96 | «ультура поведения в школе и школьный этикет». Беседа. | 01.02 |
97 | «Моя страна» Викторина. | 04.02 |
98 | Беседа «Если твоя правота несет зло…» | 05.02 |
99 | «Моё место в природе». Беседа | 06.02 |
100 | «Как уберечься от гриппа?» Беседа с приглашением медработника. | 07.02 |
101 | «Гость в доме – хозяину радость» ролевая игра | 08.02 |
102 | Моя семья. Беседа | 11.02 |
103 | Турнир «Знатоки этикета» | 12.02 |
104 | «Планета заболела». конкурс плакатов | 13.02 |
105 | День борьбы со СПИДом. Просмотр телефильма. | 14.02 |
106 | «Лотерея вежливости» Ролевая игра. | 15.02 |
107 | Составление генеалогического дерева | 18.02 |
108 | Ролевые игры с использованием нравственных ситуаций | 19.02 |
110 | «Экологическая тропа». заочное путешествие по заповедникам | 20.02 |
110 | «В здоровом теле…». Викторина. | 21.02 |
111 | Русские традиции. Масленица. Устный журнал с презентацией. | 22.02 |
112 | Конкурсная программа “А ну-ка, парни!”, | 25.02 |
113 | Этическая беседа «Что такое вежливость?» | 26.02 |
114 | «В мире животных». Путешествие с презентацией | 27.02 |
115 | «Самый…самый…самый!» Турнир для мальчиков. | 28.02 |
116 | День защитника Отечества. Праздничная программа. | 01.03 |
117 | «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать». Презентация. | 04.03 |
118 | Развлекательная программа «Веселый девичник» | 05.03 |
119 | «Глобальный экологический кризис». беседа с презентацией | 06.03 |
120 | «Мы ищем Золушку». конкурсная программа | 07.03 |
121 | «Широкая масленица» праздник | 08.03 |
122 | Игра-путешествие «Россия – Родина моя» | 11.03 |
123 | Диспут «Надо ли любить всех?» | 12.03 |
124 | Изготовление скворечников. | 13.03 |
125 | «Формула здоровья». Дискуссия | 14.03 |
126 | «Правила дорожные знать каждому положено». Практическое занятие. | 15.03 |
127 | Мы учимся выбирать. Ролевая игра | 18.03 |
128 | Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадают» | 19.03 |
129 | Берегите природу. Конкурс рисунков | 20.03 |
130 | Турнир по шашкам. | 21.03 |
131 | «Секреты Золушки». конференция идей | 22.03 |
132 | Беседа «Зачем нужно учиться в школе» | 01.04 |
133 | Практикум «Что такое «красивый поступок»?» | 02.04 |
134 | Уход за растениями. |
135 | «Суд над сигаретой» Ролевая игра. | 03.04 |
136 | Путешествие в страну "Чистых слов". Практикум. | 04.04 |
137 | День Космонавтики. Презентация. Викторина. | 05.04 |
138 | Музыкально- игровой вечер «Русским чаем угощаем» | 08.04 |
139 | «Птичьи разговоры». КВН | 09.04 |
140 | Оказание первой помощи. Практикум. | 10.04 |
141 | «Жостовский букет» беседа с презентацией. | 11.04 |
142 | Игра «По каким правилам мы живем» | 12.04 |
143 | Диспут «Можно ли стать красивым?» | 15.04 |
144 | «Чернобыльская катастрофа». урок памяти | 16.04 |
145 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 17.04 |
146 | «Русские посиделки». Праздник. | 18.04 |
147 | Весна в моем дворе. Конкурс рисунков. | 19.04 |
148 | Дискуссионные качели «Я гражданин?» | 22.04 |
149 | «В защиту матери-земли». Беседа. | 23.04 |
150 | «Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную». театрализованное представление. | 24.04 |
151 | «О красоте и мужестве» беседа . | 25.04 |
152 | «России верные сыны» Презентация | 26.04 |
153 | Устный журнал «Память, за собою позови!» | 29.04 |
154 | «Береги лес от пожаров». Беседа. | 30.04 |
155 | Самомассаж. Практическое занятие. | 02.05 |
156 | «Для чего нужна улыбка?» Диспут. | 03.05 |
157 | «Этих дней не смолкнет слава». Беседа | 06.05 |
158 | Операция «Салют ветеранам» | 07.05 |
159 | Конкурс знатоков природы. игровая программа | 08.05 |
160 | Разучивание комплекса гимнастики для глаз. | 10.05 |
161 | Мир кино. Беседа. | 13.05 |
162 | Встреча с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских войн | 14.05 |
163 | Беседа «Протянем руку помощи». | 15.05 |
164 | Посещение театра. | 16.05 |
165 | Как сохранить красивую осанку. Практическое занятие. | 17.05 |
166 | Мир прекрасного. Викторина. | 20.05 |
167 | Экскурсия в НИАМЗ | 21.05 |
168 | Огонек «Искусство моего края» | 22.05 |
169 | Как делают мультфильмы. Просмотр видеофильма. | 23.05 |
170 | Что такое гигиена. Беседа. | 24.05 |
171 | «Лето, ах, лето!» праздничная программа | 25.05 |
172 | Моя ответственность. Беседа | 28.05 |
173 | Вежливость. Викторина. | 29.05 |
174 | Подведение итогов года. Экскурсия. | 30.05 |
Экологи
ческий потенциал.
Здоровье
сбере
гающий потенциал
Духовно-нравственный потенциал
Эстетичес кий потенциал
Гражданско-правовой
потенциал
личность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...