Воспитательная система класса
методическая разработка (8 класс) на тему

Еремеева Елена Сергеевна

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Созданная модель помогает целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.  Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

МС (К) ОУ школа VIII вида №107

Воспитательная система 8 а класса

Составила: Еремеева Е.С., учитель первой квалификационной категории

        

Нижний Новгород

2012 – 2013  учебный год

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Созданная модель помогает целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.

Цель воспитательной системы:

Воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.

Задачи:

Создать оптимальные условия, способствующие развитию личности учащихся и повышению на основе этого уровня их воспитанности;

Воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям;

Создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка;

формирование здорового образа жизни учащихся;

создание  и развитие дружного классного коллектива.

В основу системы были положены следующие принципы и подходы:

--принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;

--принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную  и внеурочную деятельность;

--принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

--принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.

--деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;

--личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске ), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

                                                        Формы работы:

беседа;

классный час;

игровые программы;

познавательные программы;

конкурсы;

соревнования;

экскурсии;

коллективные походы в библиотеку;

предметные недели;

устный журнал;

викторина;

акции;

турниры;

СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

                                       

Гражданско-правовой потенциал

Цель: формирование у воспитанников патриотических чувств в процессе знакомства с городом, страной, в которой они живут, с их историей, традициями, обычаями, культурой.

Задачи: 

-формирование у школьников гражданской ответственности и правового

самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации

в обществе».

 -воспитывать чувство гордости за свою Родину, готовность ее защищать;

Духовно- нравственный потенциал

Цель: формирование человека, способного к принятию  ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Задачи:

-определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе

                        и в коллективе вообще;

- развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе;

-развивать способность анализировать поступки других и свои, опираясь на духовный эталон, воспитывать этические нормы поведения, нравственные качества личности;

-воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям;

- воспитывать нравственные ценности, уважение девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым;

                                         Экологический потенциал

Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической культуры; формирование ценностных ориентаций учащихся, знаний учащихся о природе.

Задачи: 

-воспитание любви к родному краю, бережное отношение к природе;

-формирование у детей ответственного отношения к природе, умение и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду;

-формировать чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту;

- приобщать к участию в посильных действиях по сохранению и улучшению состояния окружающей среды;

       

Здоровьесберегающий потенциал

Цель: формирование у школьников стремления к укреплению своего здоровья и развитие своих физических способностей.

Задачи: 

- Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

- Учить детей рациональному правильному питанию.

- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

Эстетический потенциал

Цель: расширение познавательного интереса, включение ребёнка в современную социокультурную жизнь, приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего, формирование умения адекватно принимать и воспринимать произведения искусства.

Задачи: 

-Научить воспринимать красоту,

-Формировать эстетические чувства и потребности.

-Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства посредством ознакомления их с художественными произведениями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Направления работы  с родителями:

Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

Привлечение родителей к организации работы  с классом.

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

полное взаимопонимание и согласованность действий;

постоянный контакт с родителями;

опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Родительские собрания  (по плану)

В течение года

Кл. рук.

2.

Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку)

Сентябрь, май

Кл. рук.

3.

Анкетирование родителей (по плану)

Сентябрь

- май

Кл. рук.

4.

Проведение индивидуальных консультаций родителей

еженедельно

Кл. рук.

5.

Участие родителей в совместных делах класса:

Проведение экскурсионно-туристической работы;

Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях;

Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях;

Сентябрь

- май

Кл. рук.

6.

Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета.

В течение года

Кл. рук.

   

Используемая литература

Спутник классного руководителя. Гуткин. Л. Д. и др.- Москва, 2001г.

Справочник классного руководителя. Н. И. Дерекаева -  Москва, 2005г, «ВАКО»

Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5 2005г.

Научно – методический журнал «Школьный вестник» 2/11 2003г, Тверь

Методические разработки «Калейдоскоп родительских собраний» Выпуск 1, Е. Н. Степанов – Москва, ТЦ «Сфера», 2002г.

Поговорим о воспитанности. Б. В. Бушелева – Москва, «Просвещение» 1980г.

Классные часы в 3-4 классах. Н. Ф. Дик, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.

Внеклассная работа в школе. Классные часы. 1 -4 классы. И. В. Персидская -  г.Волгоград,  «Учитель», 2006г.

Лучшие внеклассные мероприятия:  «Праздник – ожидаемое чудо!»

 Москва, «ВАКО»,  2006г.

Популярное пособие для родителей и педагогов. « И учеба, и игра»

Т. И. Тарабарина, Ярославль, «Академия развития» 1997г.

Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией Е.Н.Степанова. Творческий Центр, Москва 2005г.

Классному руководителю о самоуправлении в классе.

М.А. Александрова, Е.И. Баранова Творческий Центр, Москва 2006г.

Тематическое планирование.

№ п\п

Тема

Дата проведения

1

Праздник знаний. Торжественная линейка.

01.09

2

Урок гражданина: «Россия – Родина моя»

03.09

3

«Как растения показывают погоду и время». Беседа с презентацией .

04.09

4

«Здоровье – бесценное богатство». анкетирование

05.09

5

«Музыка и мы» беседа.

06.09

6

«Государственные символы России" Презентация.

07.09

7

Я – восьмиклассник. Беседа.

10.09

8

«Природа нашего края». беседа

11.09

9

«Быть здоровым – жить в радости». Беседа.

12.09

10

Культура чаепития. ролевая игра.

13.09

11

Экскурсия в кремль

14.09

12

Я+Я+Я=МЫ. Практическое занятие

17.09

13

«Мир вокруг нас». Конкурс рисунков.

18.09

14

«Мутагены. Их влияние на природу и человека». Беседа  с презентацией .

19.09

15

«Голубые цветы Гжели» Устный журнал с  презентацией.

20.09

16

«Мой родной город». Викторина

21.09

17

Диспут «Если твоя ложь несет благо…»

24.09

18

Экскурсия в парк. Наблюдения за изменениями в природе.

25.09

19

«Коктейль здоровья». Викторина.

26.09

20

«Птица счастья». Диспут.

27.09

21

Мои права. Беседа.

28.09

22

Презентация «Здравствуй, малая родина!»

01.10

23

Внимание: бытовые отходы.  Просмотр телефильма.

02.10

24

Разучивание комплекса УГГ

03.10

25

«Сервировка праздничного стола»  ролевая игра

04.10

26

Мои обязанности. Диспут.

05.10

27

Практикум «Лукошко добрых дел»

08.10

28

«Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии

09.10

29

Стресс в нашей жизни. Тренинг.

10.10

30

«Что такое духовное богатство человека» дискуссия.

11.10

31

«Обычаи и традиции моей страны». Беседа

12.10

32

«Милосердие в наши дни». Беседа.

15.10

33

«Этот пестрый, волшебный, загадочный мир» Игра.

16.10

34

«Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». Практическое занятие.

17.10

35

«Этикет и мы» брейн-ринг.

18.10

36

Кто такой патриот? Диспут.

22.10

37

Мои интересы, мои увлечения. Беседа

23.10

38

Цивилизация - начало борьбы с природой. Беседа

24.10

39

«Дорожные приключения». Игра.

25.10

40

«Язык, мимика, жесты как средства общения» беседа.

26.10

41

Административный кодекс. Презентация

29.10

42

Презентация «Наш мир»

30.10

43

Составление осеннего букета. Практическое занятие.

07.11

44

«Быть здоровым – жить в радости». Беседа

08.11

45

«Музыка и мы» дискуссия

09.11

46

Что значит быть законопослушным гражданином. Беседа

12.11

47

Диспут «Сеющий неправду пожнет беду»

13.11

48

Подготовка к празднику Осени.

14.11

49

«Наследственные болезни». Беседа.

15.11

50

«Как стать интересным собеседником» Беседа.

16.11

51

«Азбука права»  Викторина с компьютерной презентацией.

19.11

52

Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!»

20.11

53

«Берегите эти земли, эти воды». Беседа

21.11

54

«Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). Практическое занятие.

22.11

55

«Золотая хохлома» Беседа с презентацией

23.11

56

Историческая игра «Снайпер»

26.11

57

Конкурсно - игровая программа «Дело в шляпе, или Еще раз о дружбе»

27.11

58

Изготовление кормушек для птиц

28.11

59

«Биологические добавки». беседа с презентацией

29.11

60

«Наш друг – кино» устный журнал

30.11

61

Наша страна многонациональная

03.12

62

Беседа «Кому легче жить_ культурному или некультурному человеку?»

04.12

63

«Нет дерева сердцу милее» беседа с презентацией

05.12

64

«Путешествие в Египет» спортивное мероприятие

06.12

65

«Красота и труд вместе идут». Беседа

07.12

66

Уголовный кодекс

10.12

67

Практикум «Вежливые слова»

11.12

68

Экскурсия в парк. Наблюдение за природой

12.12

69

«Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад .

13.12

70

Человек и творчество. Великие творения человечества. Беседа с презентацией .

14.12

71

Малая Родина. Беседа

17.12

72

Практикум «Как  помочь товарищу, если он попал в беду»

18.12

73

«Колобок на новый лад» игровая экологическая программа

19.12

74

Что такое Олимпийское движение? Беседа

20.12

75

«Умею ли я слушать». Беседа

21.12

76

«Люди, достойные подражания». Презентация

24.12

77

«Страна, в которой мне хотелось бы жить» Диспут.

25.12

78

«И я – природа» беседа

26.12

79

Зимние забавы. Подвижные игры на свежем воздухе.

27.12

80

Украшение классной комнаты к Новому году.

28.12

81

Что такое толерантность. Диспут.

14.01

83

Практикум «Не позволяй душе лениться!»

15.01

84

История возникновения и развития экологии. Беседа

16.01

85

Влияние кофе, чая, лимонада, газированной воды на организм человека». Беседа с презентацией .

17.01

86

Новогодний праздник.

18.01

87

Правовая игра «Мой взгляд»

21.01

88

«Как повысить культуру речи?» Свободный разговор

22.01

89

Работа в Живом уголке.

23.01

90

«Что такое биологические добавки». Беседа.

24.01

91

Русские традиции. Рождество. классный час с презентацией.

25.01

92

«Сердцу милая Родина» Конкурс рисунков

28.01

93

Практикум «Портрет моего современника»

29.01

94

«Берегите землю, берегите» беседа с презентацией

30.01

95

«Берегите жизнь». Практикум

31.01

96

«ультура поведения в школе и школьный этикет». Беседа.

01.02

97

«Моя страна» Викторина.

04.02

98

Беседа «Если твоя правота несет зло…»

05.02

99

«Моё место в природе». Беседа

06.02

100

«Как уберечься от гриппа?» Беседа с приглашением медработника.

07.02

101

«Гость в доме – хозяину радость» ролевая игра

08.02

102

Моя семья. Беседа

11.02

103

Турнир «Знатоки этикета»

12.02

104

«Планета заболела». конкурс плакатов

13.02

105

День борьбы со СПИДом. Просмотр телефильма.

14.02

106

«Лотерея вежливости» Ролевая игра.

15.02

107

Составление генеалогического дерева

18.02

108

Ролевые игры с использованием нравственных  ситуаций

19.02

110

«Экологическая тропа». заочное путешествие по заповедникам

20.02

110

«В здоровом теле…». Викторина.

21.02

111

Русские традиции. Масленица. Устный журнал  с презентацией.

22.02

112

Конкурсная программа   “А ну-ка, парни!”,

25.02

113

Этическая беседа «Что такое вежливость?»

26.02

114

«В мире животных». Путешествие с презентацией

27.02

115

«Самый…самый…самый!» Турнир для мальчиков.

28.02

116

День защитника Отечества. Праздничная программа.

01.03

117

«Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать».  Презентация.

04.03

118

Развлекательная программа «Веселый девичник»

05.03

119

«Глобальный экологический кризис». беседа с презентацией

06.03

120

«Мы ищем Золушку». конкурсная программа

07.03

121

«Широкая масленица» праздник

08.03

122

Игра-путешествие «Россия – Родина моя»

11.03

123

Диспут «Надо ли любить всех?»

12.03

124

Изготовление скворечников.

13.03

125

«Формула здоровья». Дискуссия

14.03

126

«Правила дорожные знать каждому положено». Практическое занятие.

15.03

127

Мы учимся выбирать. Ролевая игра

18.03

128

Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадают»

19.03

129

Берегите природу. Конкурс рисунков

20.03

130

Турнир по шашкам.

21.03

131

«Секреты Золушки». конференция идей

22.03

132

Беседа «Зачем нужно учиться в школе»

01.04

133

Практикум «Что такое «красивый поступок»?»

02.04

134

Уход за растениями.

135

«Суд над сигаретой» Ролевая игра.

03.04

136

Путешествие в страну "Чистых слов".  Практикум.

04.04

137

День Космонавтики. Презентация. Викторина.

05.04

138

Музыкально- игровой вечер «Русским чаем угощаем»

08.04

139

«Птичьи разговоры». КВН

09.04

140

Оказание первой помощи. Практикум.

10.04

141

«Жостовский букет» беседа с презентацией.

11.04

142

Игра «По каким правилам мы живем»

12.04

143

Диспут «Можно ли стать красивым?»

15.04

144

«Чернобыльская катастрофа». урок памяти

16.04

145

Подвижные игры на свежем воздухе.

17.04

146

«Русские посиделки». Праздник.

18.04

147

Весна в моем дворе. Конкурс рисунков.

19.04

148

Дискуссионные качели «Я гражданин?»

22.04

149

«В защиту матери-земли». Беседа.

23.04

150

«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную». театрализованное представление.

24.04

151

«О красоте и мужестве» беседа .

25.04

152

«России верные сыны» Презентация

26.04

153

Устный журнал «Память, за собою позови!»

29.04

154

«Береги лес от пожаров». Беседа.

30.04

155

Самомассаж. Практическое занятие.

02.05

156

«Для чего нужна улыбка?»  Диспут.

03.05

157

«Этих дней не смолкнет слава». Беседа

06.05

158

Операция «Салют ветеранам»

07.05

159

Конкурс знатоков природы. игровая программа

08.05

160

Разучивание комплекса гимнастики для глаз.

10.05

161

Мир кино. Беседа.

13.05

162

Встреча с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских войн

14.05

163

Беседа «Протянем руку помощи».

15.05

164

Посещение театра.

16.05

165

Как сохранить красивую осанку. Практическое занятие.

17.05

166

Мир прекрасного. Викторина.

20.05

167

Экскурсия в НИАМЗ

21.05

168

Огонек «Искусство моего края»

22.05

169

Как делают мультфильмы.  Просмотр видеофильма.

23.05

170

Что такое гигиена. Беседа.

24.05

171

«Лето, ах, лето!» праздничная программа

25.05

172

Моя ответственность. Беседа

28.05

173

Вежливость. Викторина.

29.05

174

Подведение итогов года. Экскурсия.

30.05

 

 

Экологи

ческий потенциал.

Здоровье

сбере

гающий потенциал

Духовно-нравственный потенциал

Эстетичес кий потенциал

Гражданско-правовой

потенциал

личность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...