Выбор профессии - дело серьёзное
методическая разработка
Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств воспитанников в выборе профессии с помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_professionalnogo_samoopredeleniya_v_5.docx | 141.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КГОКУ «Детский дом г. Дальнереченска»,
Провела: воспитатель Боброницкая Ольга Владимировна
Занятие профессионального самоопределения в 5-9 классе на тему:
«Выбор профессии – дело серьёзное».
Апрель 2013 год
Рекомендации к занятию на тему "Выбор профессии - дело серьезное».
Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств воспитанников в выборе профессии с помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.
Работая по данному курсу несколько лет, выяснила, что воспитанникам интересен данный предмет для самопознания, раскрытия способностей. Поэтому применяю разные формы проведения занятий с использованием тестов, анкет, психологических тренингов. В ходе изучения курса также проводятся интегрированные занятия в ИЗО-студии, домоводство профессионального самоопределения. На первом занятии воспитанники писали письмо-размышление об их целях и смысле жизни, а на последнем они подводят итог и сравнивают своё мнение с первоначальным и рассуждают о выборе профессии.
Цели занятия :
- формирование знаний о профессиях
- активизация процесса профессионального самоопределения учащихся,
- оказание действенной практической помощи в осознанном выборе
профессионального пути.
Задачи занятия :
1. Образовательные:
- формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;
- формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению
2. Развивающие: - развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,- предоставить девятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» ,с учётом полученных знаний
3. Воспитательные:
- воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в
мире профессий.
Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедийный
проектор, экран, музыкальный центр, выставка творческих работ учащихся, кулинарный уголок, карточки с
перечисленными факторами, влияющими на выбор профессии.
Надписи на доске:
Эпиграф урока: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.
Тема урока "Выбор профессии - дело серьезное».
"Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне". Виктор Гюго.
План-конспект урока.
Звенит звонок. Инсценированный выход воспитателя в форме бухгалтера (очки, пуховый платок на плечах, деревянные счеты в руке, уставший вид).Садится за стол, загроможденный папками с документами и нервно считает на счётах. Резко все бросает и с репликой: «Не моё все это…» сбрасывает платок, очки, отходит в учебную зону урока и с улыбкой на лице начинает вести занятие .
1.Организационный момент
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей...
Здравствуйте!!!
2.Мотивация. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Учитель: - Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии.(слайд 1) Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как Васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться. Но этот рыцарь один-одинёшенек, и некому ему дать совет.
Мы же все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то
предложить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать своё
мнение.
Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный урок. Мы ещё раз отправимся в удивительный мир профессий, и вы попробуете сделать первый шаг в своем профессиональном самоопределении в виде выбора учебной практики. Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека. Древнеримский философ.
- Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самому сложному выбору. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать. Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов
преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. И не зря тема нашего урока "Выбор профессии - дело серьезное".
- Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии .
( Учащиеся называют факторы, карточки появляются на магнитной доске).
*Знания о профессиях, рынке труда
*Мнение сверстников
*Склонности, интересы
*Способности
*Здоровье
*Мнение родителей, семьи
*Позиция учителей, психологов, врачей
*Самооценка
Воспитатель : - В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в девятом классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение уже по выбранной специальности в техникуме или колледже. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит.
Виктор Гюго писал:
"Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".
- Как вы относитесь к данным словам? Докажите свою точку зрения.(высказывания учащихся)
3. Практическая работа.
Учитель: - Ни для кого не секрет, что значительную, а возможно, и
большую часть жизни мы проводим на работе. Поэтому важно, чтобы она не
стала тяжёлой повинностью, а была бы нужным и интересным делом. Начнём
нашу работу с небольшой разминки.
а) Назовите профессию, которую вы знаете очень хорошо (учитель)
Он даёт нам знания
Отметки выставляет ,
От нас в ответ признания
Всё время получает
Наставник предводитель,
Любимый наш …….
Учитель: - Представьте себе, что я свалилась с Луны и ничего не знаю о земных профессиях, попробуйте мне объяснить, что это за профессия такая? Какими качествами обладает учитель или должен обладать
1.Учитель.
1.Терпеливый и деликатный.
2.Знающий, умеющий, целеустремлённый.
3.Счастье находит в детях.
4.Свет.
г) Суждения учащихся о способах ориентации в профессиях.
- На предыдущих уроках мы с вами говорили о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий, которые помогут вам в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности. Поняв, как важно строго, не завышая и не занижая своих возможностей, оценить их, вы уменьшите вероятность ошибок в выборе своей будущей профессии.
Выбирая профессию, о чем мы думаем, прежде всего? (Рассуждения учащихся).- Мы думаем о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа, интересна ли она нам, т.е. определяем наши желания, интересы и способности.
Сделать правильный выбор профессии – это, значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда.
4. Защита проектов и профессиональная проба.
Воспитатель : - Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер –пожнешь судьбу”. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу сверстников, содержит в себе элементы той или иной профессиональной деятельности. Испытание сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Эта информация позволит вам в дальнейшем глубже обдумать свой выбор.
1) Создание проблемной ситуации, обыгрывание. (Звенит телефон. Учитель поднимает трубку, извиняется и выходит. Урок продолжает вести воспитанник А.).
Воспитанник А.: - Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называется профессиональной пробой. В процессе профессиональной пробы человек получает опыт работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его склонностям, способностям и умениям. Зная свои возможности, человек не может определить, нравиться ли ему данная профессия, до тех пор, пока реально не попробует себя в ней.
А теперь, ребята расскажите какая профессия вам нравиться и вы себя хотите в ней себя попробовать
А) Защита проекта «Парикмахер»- Т.С
То, что я спрошу сейчас,
Отгадать не сложно.
Кто в одном лице у нас
Скульптор и художник?
Люди шапки перед кем
С радостью снимают?
У кого в одной руке
Два ножа сверкают –
Над чужою головой
Вьются словно птахи?
Все вы знаете его
Это… (слайд 2),(слайд3) (представляет причёски сделанные из кос) (воспитатель заходит в класс и тихо садится, воспитанник А. продолжает вести занятие)
Б) Защита проекта «Повар-кондитер» Ю.С
А сейчас на сцену к нам
Выйдет гость особый,
Со всего, что сделал, сам
Он снимает пробы.
Каждый ремеслом его
Хоть чуть-чуть владеет,
Только так, как может он,
Вряд ли кто умеет.
Без лосьонов и духов
Пахнет вкусно очень.
Руки чистые готов
Мыть с утра до ночи!
Он умеет отличать
Третье от второго.
Кто он просто угадать,
Это, дети, …
(При защите данного проекта ученица А.Ю. представляет домашний торт и его рецепт, . (слайд 4) (слайд5)
В) Защита проекта «Автомеханик»- З.Б.
Говорят мне часто,
Что со мной одно несчастье –
У меня во всех карманах
Инструменты и запчасти:
Два винта, четыре гайки,
Три струны от балалайки,
Колесо от самоката,
То, что выпросил у брата,
Батарейка, шестеренка,
Чья-то старая маслёнка,
Чьи-то сломанные клещи
И ещё другие вещи.
Потому что я мужчина –Мне без техники нельзя!
Для мужчины все машины
Настоящие друзья!
- Кто поделится своими умениями автослесаря?(слайд 6) (слайд7)
Рассказ о профессии.
Ученик А.: - Молодцы ребята. Много интересного вы нам показали. А сейчас…
Вот какой загадкой я
Всех вас озадачу:
Он не меньше, чем семья
Для детишек значит.
Им расскажет обо всем,
Что его ни спросят,
Для него особый дом
Открывает осень.
Скоростей и шума там
Он ограничитель.
Угадать не сложно нам,
Кто же я? (Учитель) (рассказ о профессии учитель) (слайд 8) (слайд 9)
(Далее урок продолжает вести воспитатель)
Воспитатель : - Сейчас вы попробовали себя в некоторых профессиях, но мир профессий очень разнообразен. Может ваш выбор изменится. Но очень хочется, чтобы вы заранее узнали свою профессию в лицо.
Часто от вас приходится слышать слова: «Я еще не нашел себя».: «… Найти себя
невозможно - себя можно только создать». Создавайте же себя сами для будущей профессии. Ищите себя и свою профессию.
Ученица поёт песню.
Сл. Ю.Энтин
Муз. М. Минков «Дорога добра»
З) Защита профессии «Почтальон»- М.Н.
(Стук в дверь. Заходит почтальон).
«Кто стучится в дверь ко мне?»
Знают строки эти
Безусловно, люди все -
Взрослые и дети.
Это добрый почтальон,
Что несет посылку,
Также письма носит он,
И журнал « Мурзилка ».
Много радостных вестей,
И открытку маме,
Телеграмму про гостей,
И телепрограмму…
Почтальон любим людьми, -
Нам сумел помочь ты, -
Скажем громко мы-
Нам не жить без почты.
Рассказ о профессии почтальона – С.А
- Да я вам письмо заказное принес, распишитесь, пожалуйста.
Воспитатель : - Спасибо, проходите.
Долго шло к нам это письмо, целых восемь месяцев, отправленно сентябрь . А здесь не одно, а 7 писем!
- Вспомните, о чем в них шла речь?
Давайте посмотрим, что же в них написано (воспитанники просматривают свои письма).
- Изменилась ли ваша мечта с того времени?
- Что повлияло на ваш изменившийся выбор?
5. Итог урока.
1. Ответы на вопросы.
- Какие типы профессий были представлены ?
- Что означает выражение «правильный выбор профессии»?
2) Коллективная оценка проектов.
(воспитатель и воспитанники оценивают защиту проектов ребят ).
6. Рефлексия.- Наше занятие подошло к концу. Думается, что все получили удовольствие и пользу от полученной информации, проделанной к занятию работы.
На ваших столах лежат маски двух видов: с веселым лицом и грустным. Оцените урок, насколько он вам полезен и заинтересовал вас, примерив соответствующую маску.
- Итак, каждый человек в своей жизни делает два самых главных
выбора, от которых в дальнейшем зависит его жизнь. Это выбор профессии и
выбор спутника жизни. Желаю вам делать только правильный выбор в
жизни, чтобы стать счастливыми людьми.
Счастливый человек... (звучит тихо музыка, просмотр слайдов «Наша жизнь»)
Кто и какой счастливый человек?
Я лично так бы на вопрос ответил:
Счастливец тот, кто получил на век
Две песни - две любви на белом свете.
Не надо шуток и «уймите страсти»!
Не двоеженство! Не об этом речь!
Да, две любви. И каждую сберечь
Как раз и будет настоящим счастьем!
Нет, далеко не все и не всегда
Могли б сказать: «Люблю свою работу,
Готов трудиться до седьмого пота
И счастлив от любимого труда!»
Э. Асадов.
- занятие окончено, всем спасибо
Терпеливый
Деликатный
Знающий
Умеющий
Целеустремлённый.
Счастье находит в детях.
Свет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии - дело серьёзное"
Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....
Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»
Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повыси...
классный час "Выбор профессии дело серьёзное"
Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....
Классный час: Выбор профессии - дело серьёзное
Расширить знания обучающихся о мире профессионального труда...
Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".
Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....
Выбор профессии-дело серьёзное
Деловая игра.Цель: Ознакомить обучающихся с миром профессий, оказать помощь в правильном выборе....
Родительское собрание "Выбор профессии - дело серьёзное!"
Материалы для родительского собрания...
- Мне нравится (1)