Выбор профессии - дело серьёзное
методическая разработка

Боброницкая Ольга Владимировна

            Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств воспитанников в выборе профессии с помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_professionalnogo_samoopredeleniya_v_5.docx141.99 КБ

Предварительный просмотр:

КГОКУ «Детский дом г. Дальнереченска»,

Провела: воспитатель    Боброницкая Ольга  Владимировна        

Занятие  профессионального самоопределения в  5-9 классе на тему:

                             «Выбор профессии – дело серьёзное».

                                                    Апрель 2013 год

Рекомендации к занятию на тему "Выбор профессии - дело серьезное».

            Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств воспитанников в выборе профессии с помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.

Работая по данному курсу несколько лет, выяснила, что воспитанникам   интересен данный предмет для самопознания, раскрытия способностей. Поэтому применяю разные формы проведения занятий с использованием тестов, анкет, психологических тренингов.  В ходе изучения курса также проводятся интегрированные занятия в ИЗО-студии, домоводство  профессионального самоопределения. На первом занятии воспитанники писали письмо-размышление об их целях и смысле жизни, а на последнем они подводят итог и сравнивают своё  мнение с первоначальным и рассуждают о выборе профессии.

Цели занятия :

- формирование знаний о профессиях

- активизация процесса профессионального самоопределения учащихся,

- оказание действенной практической помощи в осознанном выборе

профессионального пути.

Задачи занятия :

1. Образовательные:

- формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;

- формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению

2. Развивающие: - развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,- предоставить девятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» ,с учётом полученных знаний

3. Воспитательные:

- воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в

мире профессий.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедийный

проектор, экран, музыкальный центр, выставка творческих работ учащихся,  кулинарный уголок, карточки с

перечисленными факторами, влияющими на выбор профессии.

Надписи на доске:

 Эпиграф урока: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

 Тема урока "Выбор профессии - дело серьезное».

 "Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне". Виктор Гюго.

                                            План-конспект урока.

Звенит звонок. Инсценированный выход воспитателя в форме бухгалтера (очки, пуховый платок на плечах, деревянные счеты в руке, уставший вид).Садится за стол, загроможденный папками с документами и нервно считает на счётах. Резко все бросает и с репликой: «Не моё все это…» сбрасывает платок, очки, отходит в учебную зону урока и с улыбкой на лице начинает  вести занятие .  

  1.Организационный момент

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей...

Здравствуйте!!!

2.Мотивация. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Учитель: - Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии.(слайд 1) Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как Васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться. Но этот рыцарь один-одинёшенек, и некому ему дать совет.

Мы же все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то

предложить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать своё

мнение.

Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный урок. Мы ещё раз отправимся в удивительный мир профессий, и вы попробуете сделать первый шаг в своем  профессиональном самоопределении в виде выбора учебной практики. Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека. Древнеримский философ.

- Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самому сложному выбору. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать. Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов

преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. И не зря тема нашего урока "Выбор профессии - дело серьезное".

- Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии .

( Учащиеся называют факторы, карточки появляются на магнитной доске).

*Знания о профессиях, рынке труда

*Мнение сверстников

*Склонности, интересы

*Способности

*Здоровье

*Мнение родителей, семьи

*Позиция учителей, психологов, врачей

*Самооценка

Воспитатель : - В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в девятом классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение уже по выбранной специальности в техникуме или колледже. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит.

Виктор Гюго писал:

"Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

- Как вы относитесь к данным словам? Докажите свою точку зрения.(высказывания учащихся)

3. Практическая работа.

Учитель: - Ни для кого не секрет, что значительную, а возможно, и

большую часть жизни мы проводим на работе. Поэтому важно, чтобы она не

стала тяжёлой повинностью, а была бы нужным и интересным делом. Начнём

нашу работу с небольшой разминки.

а) Назовите профессию, которую вы знаете очень хорошо (учитель)

Он даёт нам знания

Отметки выставляет ,

От нас в ответ признания

Всё время получает

Наставник предводитель,

Любимый наш …….

Учитель: - Представьте себе, что я свалилась с Луны и ничего не знаю о земных профессиях, попробуйте мне объяснить, что это за профессия  такая? Какими качествами обладает учитель или должен обладать

1.Учитель.

1.Терпеливый и деликатный.

2.Знающий, умеющий, целеустремлённый.

3.Счастье находит в детях.

4.Свет.

г) Суждения учащихся о способах ориентации в профессиях.

- На предыдущих уроках мы с вами говорили о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий, которые помогут вам в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности. Поняв, как важно строго, не завышая и не занижая своих возможностей, оценить их, вы уменьшите вероятность ошибок в выборе своей будущей профессии.

Выбирая профессию, о чем мы думаем, прежде всего? (Рассуждения учащихся).- Мы думаем о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа, интересна ли она нам, т.е. определяем наши желания, интересы и способности.

Сделать правильный выбор профессии – это, значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда.

4. Защита проектов и профессиональная проба.

Воспитатель : - Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер –пожнешь судьбу”. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу сверстников, содержит в себе элементы той или иной профессиональной деятельности. Испытание сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Эта информация позволит вам в дальнейшем глубже обдумать свой выбор.

1) Создание проблемной ситуации, обыгрывание. (Звенит телефон. Учитель поднимает трубку, извиняется и выходит. Урок продолжает вести воспитанник А.).

Воспитанник А.: - Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называется профессиональной пробой. В процессе профессиональной пробы человек получает опыт работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его склонностям, способностям и умениям. Зная свои возможности, человек не может определить, нравиться ли ему данная профессия, до тех пор, пока реально не попробует себя в ней.

А теперь, ребята расскажите  какая профессия вам нравиться и вы себя хотите в ней  себя попробовать

А) Защита проекта «Парикмахер»- Т.С

То, что я спрошу сейчас,

Отгадать не сложно.

Кто в одном лице у нас

Скульптор и художник?

Люди шапки перед кем

С радостью снимают?

У кого в одной руке

Два ножа сверкают –

Над чужою головой

Вьются словно птахи?

Все вы знаете его

Это…                     (слайд 2),(слайд3) (представляет причёски сделанные из кос) (воспитатель заходит в класс и тихо садится, воспитанник А. продолжает вести занятие)

Б) Защита проекта «Повар-кондитер» Ю.С

А сейчас на сцену к нам

Выйдет гость особый,

Со всего, что сделал, сам

Он снимает пробы.

 Каждый ремеслом его

Хоть чуть-чуть владеет,

Только так, как может он,

Вряд ли кто умеет.

Без лосьонов и духов

Пахнет вкусно очень.

Руки чистые готов

Мыть с утра до ночи!

Он умеет отличать

Третье от второго.

Кто он просто угадать,

Это, дети, …

(При защите данного проекта ученица А.Ю. представляет домашний торт и его рецепт, . (слайд 4) (слайд5)

В) Защита проекта «Автомеханик»- З.Б.

Говорят мне часто,

Что со мной одно несчастье –

У меня во всех карманах

Инструменты и запчасти:

Два винта, четыре гайки,

Три струны от балалайки,

Колесо от самоката,

То, что выпросил у брата,

Батарейка, шестеренка,

Чья-то старая маслёнка,

Чьи-то сломанные клещи

И ещё другие вещи.

Потому что я мужчина –Мне без техники нельзя!

Для мужчины все машины

Настоящие друзья!

- Кто поделится своими умениями автослесаря?(слайд 6) (слайд7)

 Рассказ о профессии.

Ученик А.: - Молодцы ребята. Много интересного вы нам показали. А сейчас…

Вот какой загадкой я

 Всех вас озадачу:

Он не меньше, чем семья

Для детишек значит.

Им расскажет обо всем,

Что его ни спросят,

Для него особый дом

Открывает осень.

Скоростей и шума там

Он ограничитель.

Угадать не сложно нам,

Кто же я? (Учитель) (рассказ  о профессии учитель) (слайд 8) (слайд 9)

(Далее урок продолжает вести воспитатель)

Воспитатель : - Сейчас вы попробовали себя в некоторых профессиях, но мир профессий очень разнообразен. Может ваш выбор изменится. Но очень хочется, чтобы вы заранее узнали свою профессию в лицо.

Часто от вас приходится слышать слова: «Я еще не нашел себя».: «… Найти себя

невозможно - себя можно только создать». Создавайте же себя сами для будущей профессии. Ищите себя и свою профессию.

 Ученица поёт песню.

Сл. Ю.Энтин

Муз. М. Минков «Дорога добра»

З) Защита профессии «Почтальон»- М.Н.

(Стук в дверь. Заходит почтальон).

«Кто стучится в дверь ко мне?»

Знают строки эти

Безусловно, люди все -

Взрослые и дети.

Это добрый почтальон,

Что несет посылку,

Также письма носит он,

И журнал « Мурзилка ».

Много радостных вестей,                                                    

И открытку маме,                                                                    

Телеграмму про гостей,        

И телепрограмму…        

Почтальон любим людьми, -        

Нам сумел помочь ты, -

Скажем громко мы-

Нам не жить без почты.

Рассказ о профессии почтальона – С.А

- Да я вам письмо заказное принес, распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель : - Спасибо, проходите.

Долго шло к нам это письмо, целых восемь месяцев, отправленно   сентябрь . А здесь не одно, а 7 писем!

- Вспомните, о чем в них шла речь?

Давайте посмотрим, что же в них написано (воспитанники просматривают свои письма).

- Изменилась ли ваша мечта с того времени?

- Что повлияло на ваш изменившийся выбор?

5. Итог урока.

1. Ответы на вопросы.

- Какие типы профессий были представлены ?

- Что означает выражение «правильный выбор профессии»?

2) Коллективная оценка проектов.

(воспитатель и воспитанники оценивают защиту проектов ребят ).

6. Рефлексия.- Наше занятие подошло к концу. Думается, что все получили удовольствие и пользу от полученной информации, проделанной к занятию работы.

На ваших столах лежат маски двух видов: с веселым лицом и грустным. Оцените урок, насколько он вам полезен и заинтересовал вас, примерив соответствующую маску.

- Итак, каждый человек в своей жизни делает два самых главных

выбора, от которых в дальнейшем зависит его жизнь. Это выбор профессии и

выбор спутника жизни. Желаю вам делать только правильный выбор в

жизни, чтобы стать счастливыми людьми.

Счастливый человек...         (звучит тихо музыка, просмотр слайдов «Наша жизнь»)

Кто и какой счастливый человек?

Я лично так бы на вопрос ответил:

Счастливец тот, кто получил на век

Две песни - две любви на белом свете.

Не надо шуток и «уймите страсти»!

Не двоеженство! Не об этом речь!

Да, две любви. И каждую сберечь

Как раз и будет настоящим счастьем!

Нет, далеко не все и не всегда

Могли б сказать: «Люблю свою работу,

Готов трудиться до седьмого пота

И счастлив от любимого труда!»

Э. Асадов.

- занятие окончено, всем спасибо        

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/23/265/23265885_Smaylik2.jpghttp://s002.radikal.ru/i199/1002/05/77ab8a4d5622.jpg

        

Терпеливый

 Деликатный

Знающий

Умеющий

Целеустремлённый.

Счастье находит в детях.

Свет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессии - дело серьёзное"

Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....

Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»

Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире  профессионального труда, создать положительную мотивацию  выбора учебной практики, повыси...

классный час "Выбор профессии дело серьёзное"

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....

Классный час: Выбор профессии - дело серьёзное

Расширить знания обучающихся о мире профессионального труда...

Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".

Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....

Выбор профессии-дело серьёзное

Деловая игра.Цель: Ознакомить  обучающихся    с миром  профессий, оказать помощь в правильном выборе....

Родительское собрание "Выбор профессии - дело серьёзное!"

Материалы для родительского собрания...