Классный час: Выбор профессии - дело серьёзное
классный час на тему
Расширить знания обучающихся о мире профессионального труда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_vybor_professii.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
9 класс
Тема: Выбор профессии - дело серьёзное Цель: создание условий для осознанного выбора профессии Задачи:
- воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии. Ход классного часа 1. Организация начала занятия - Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный классный час. На классном часе мы ещё раз отправимся с вами в удивительный мир профессий, и вы попробуете сделать шаг в своем профессиональном самоопределении в виде выбора учебной практики. (Слова читает учитель) Древнеримский философ. - Ребята, как вы понимаете слова древнего философа? (Рассуждение детей) 2. Основная часть - Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать. - Тема нашего классного часа звучит так "Выбор профессии - дело серьезное" Выбор профессии - дело серьёзное. Широкий мир профессий. - Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. - Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии. 1.Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Один из возможных способов обзорного ознакомления - изучение их профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются. Другой путь-беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов. - Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией. 2. Склонности (интересы, мотивы труда). - Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер). 3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. 4. Уровень притязаний и самооценка. Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры. 5. Мнение родителей, семьи. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. Именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения. 6. Позиция учителей, профессионалов. Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. 7. Личный профессиональный план (ЛПП). За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и НУЖНО ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей. Вывод (обобщение). Факторы появляются на дске: * *Знания о профессиях, рынке труда Игра “Угадай профессию” (О каких профессиях идет речь?)
- Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. - А вы хотели бы узнать. К каким профессиям вы склонны? - Существует много разных профессий и специальностей, и " найти для себя работу по душе довольно сложно. Сейчас мы постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессия Проведение опросника - Итак, вы смогли определить, к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать. - Также можно выявить непригодность к выбранной профессии. Например, отклонения в здоровье, несовместимые с данной профессией ( человек, имеющий аллергию на пыльцу растений, вряд ли должен становиться цветоводом), особенности темперамента ( меланхолик не должен выбирать профессию, когда нужно быстро ориентироваться в изменяющихся условиях; флегматик вряд ли будет успешно работать там, где требуется мгновенная реакция). 3. Заключительная часть - Работа не только дает человеку средства существования, она делает его жизнь полнее и интереснее, дает возможность раскрыться его способностям. Но это, конечно, в том случае, если работа нравится, если её выполняют с охотой. Поэтому, выбирая свою будущую профессию, учитывайте свои интересы, склонности, возможности. |
Вопросы по опроснику:
1а. Ухаживать за животными. | 16. Обслуживать машины, приборы, составлять программы для ЭВМ. |
2а.Помогать больным людям. | 26. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин. |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов. | 36. Следить за состоянием, развитием растений. |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл). | 46. Рекламировать, продавать товары. |
5а. Обсуждать научно-популярные статьи. | 56. Осуждать пьесы, концерты. |
6а. Выращивать животных. | 6б. Помогать товарищам в работе, спорте. |
7а. Настраивать музыкальные инструменты. | 76. Управлять трактором, тепловозом и т.д. |
8а. Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии) | 86. Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов. |
9а. Ремонтировать вещи, изделия. | 96. Искать и исправлять ошибки в текстах, в рисунках. |
10а. Лечить животных. | 106. Выполнять вычисления, расчеты. |
11а. Выводить новые сорта растений. | 116. Конструировать машины, проектировать дома. |
12а. Разбирать споры между людьми убеждать, разъяснять | 126. Разбираться в чертежах, схемах. |
13а. Наблюдать за работой художественной самодеятельности. | 136. Изучать жизнь микробов. |
14а. Налаживать медицинские приборы. | 146. Оказывать людям медицинскую помощь. |
15а. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях. | 156. Художественно описывать события. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. | 166. Осматривать больных, назначать лечение. |
17а. Красить стены, расписывать изделия. | 176. Монтировать здания, собирать машины. |
18а. Организовывать культпоходы, экскурсии | 186. Участвовать в концертах, спектаклях. |
19а. Изготовлять детали, строить здания. | 196. Чертить, копировать карты |
20а. Бороться с болезнями растений. | 206. Работать на пишущей машинке. |
Обработка результатов. Теперь надо посчитать в каждом столбце таблицы количество плюсов и минусов. Выберите столбик, в котором больше всего плюсов и меньше минусов. Наибольшая сумма плюсов укажет на предпочитаемую Вами группу интересов, и возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий.
П | Т | Ч | ЗС | ХО |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 7б | 6б | 9б | 7а |
10а | 9а | 8а | 10б | 8б |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 17б | 16б | 19б | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 18б |
Подведем итоги тестирования.
- К какому типу профессий по вашим интересам вы относитесь? (Слайд 14).
“Человек – природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством ( агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.)
“Человек – техника” – все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей).
Человек – “Знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты и др.)
Человек – “Художественный образ” Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессии - дело серьёзное"
Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....
Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»
Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повыси...
Выбор профессии - дело серьёзное
Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к професси...
классный час "Выбор профессии дело серьёзное"
Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....
Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".
Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....
Выбор профессии-дело серьёзное
Деловая игра.Цель: Ознакомить обучающихся с миром профессий, оказать помощь в правильном выборе....
КЛАССНЫЙ ЧАС на тему: «ВЫБОР ПРОФЕССИИ - ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ»
Цель: расширение знаний о профессиях и подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессииЗадачи:дать представление о разных профессиях;развивать самостоятельность и коммуникативные способности...