интегрированное занятие по основам культуры речи и поведения
методическая разработка (5 класс) по теме

Божко Нина Владимировна

Данный урок является логическим продолжением серии уроков развития речи и классных часов, объединенных общей темой  -  «Культура поведения». Занятие разработано с использованием элементов технологии развивающего обучения  по системе  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, так как  именно данная технология позволяет наиболее полно раскрыться потенциалу учащихся и дает возможность для самореализации. Одним из важнейших компонентов занятия является использование  информационно-коммуникационных технологий, что дает возможность значительно ускорить темп урока, расширяет кругозор учащихся, представление о возможности использования  ЦОР. Занятие является интегрированным, так как  в равной степени направлено одновременно на решение обучающих и воспитательных задач.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тип урока: интегрированное занятие по развитию речи и основам культуры поведения

Тема: Уроки вежливости

Продолжительность: 45 минут

Класс: 5

Технологии: 

В основе разработки лежат элементы технологии развивающего обучения по системе  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, а так же использованы информационно-коммуникационные технологии.  Занятие составлено с учетом требований образовательных стандартов второго поколения.

Аннотация:

 Данный урок является логическим продолжением серии уроков развития речи и классных часов, объединенных общей темой  -  «Культура поведения». Занятие разработано с использованием элементов технологии развивающего обучения  по системе  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, так как  именно данная технология позволяет наиболее полно раскрыться потенциалу учащихся и дает возможность для самореализации. Одним из важнейших компонентов занятия является использование  информационно-коммуникационных технологий, что дает возможность значительно ускорить темп урока, расширяет кругозор учащихся, представление о возможности использования  ЦОР. Занятие является интегрированным, так как  в равной степени направлено одновременно на решение обучающих и воспитательных задач.

Цель урока: 

Разработать совместно с учащимися правила поведения в гимназии с последующим  их применением на практике.

Задачи:

Научить детей работать с  разными видами информации.

Познакомить с основами анализа  информации.

Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе воспитательного процесса.

Сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст.

Учитель:  Божко Нина Владимировна, Красноярский край, г. Красноярск, Ленинский район,  МБОУ Гимназия № 7

Уроки вежливости

Ход урока:

1 этап  - Постановка цели

 Если вы, не спросив разрешенья войти,

В середине урока врываетесь в класс,

Не забудьте учителю строго сказать,

Что сегодня опять недовольны вы им,

Пусть родителям он престарелым своим

Передаст, чтобы завтра же в школу пришли.

Будет с ними серьезный у вас разговор,

Потому что уже невозможно прощать

Безобразные выходки эти его.

Почему он без вас начинает урок?

Неужели не может хоть раз подождать?

Г. Остер (Вредные советы)

Итак, ребята, вы уже догадались о чем сегодня пойдет речь?

Варианты ответов: о поведении, о дисциплине, об опозданиях, о том, что нельзя спорить с учителем.

Сегодня мы с вами будем говорить о поведении. Как вы считаете, что означает понятие «хорошее поведение»?

Варианты ответов:  не ругаться, не драться, не обзываться, помогать старшим , соблюдать дисциплину.

Посмотрите, ребята, мы с вами составили целый список, что можно делать, а что нельзя. Как можно назвать этот список одним словом.

Варианты ответов: правила , запреты, условия.

Это правила. Правила поведения. На ваш взгляд, мы все отметили? Вы знаете, что в школе случаются разные ситуации, В зависимости от ситуации, от нас требуется знание определенных правил. Того , что мы отметили, явно недостаточно. Поэтому, как вы считаете, какова будет цель  нашего урока?

Варианты ответа: составить правила поведения в школе, составить список  советов, как вести себя в школе

Итак, цель сегодняшнего занятия -  разработать правила поведения в гимназии

Слайд №1 Цель урока (визуализация цели)

2 этап - Работа с понятиями

Работа в группах

Ребята, как вы считаете, такие понятия как «вежливость», «воспитанность», «дисциплина»  являются составляющими хорошего поведения? А кто знает, что обозначают эти слова?

Слайд №2 Работа с понятиями (заполняется по ходу работы,  результат сравнивается с данными словаря по ссылке на Википедию)

А теперь давайте посмотрим, что  говорится по этому поводу в энциклопедии ( по одному ребенку из каждой группы читают определения). Скажите, правильно ли мы дали определения?

Физкультминутка  игра «Цепочка»

Ребята , вы знаете, что речь, является показателем воспитанности человека. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Цепочка». Правила игры: все учащиеся встают. Первый ученик говорит любое вежливое слово и передает другому мячик.  Другой учащийся говорит следующее слово и берет мяч, если он не может назвать слово, то садится на место, право взять мяч переходит к следующему ученику. Игра на выбывание с контролем времени.

3 этап – работа над сводом правил

Молодцы, ребята, вы  знаете достаточно вежливых слов, а теперь давайте поработаем над правилами поведения.  Распределите высказывания по группам « Что значит быть вежливым», «Что значит быть воспитанным», «Что значит быть дисциплинированным».

Слайд №3 Подсказки для работы

Подсказки

Быть аккуратно причесанным

Иметь сменную обувь

Одеваться в деловом стиле

Приветствовать учеников и взрослых

Обращаться друг к другу по имени.

Не бросать мусор

Беречь школьное имущество

Не опаздывать на уроки

Не прогуливать

Плееры и сотовые телефоны использовать на переменах

Не трогать чужие вещи          

Соблюдать правила посещения столовой

Хорошо вести себя во время линеек и мероприятий

Соблюдать  правила безопасности

Заботиться о младших и слабых

Не перебивать собеседника

Решать спорные вопросы без применения физической силы

Не курить

Не срывать уроки

Выполнять требования учителя

Хорошо вести себя на переменах

Не употреблять непристойных выражений

Быть доброжелательным

Слайд №4 Правила поведения в гимназии (заполняется учащимися)

Вы неплохо поработали, ваши правила мы распечатаем и повесим в нашем классном уголке, а теперь давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций и попробуем найти правильные ответы.

Слайд № 5 Работа с ресурсами ЦОР

4 этап -  практическая часть. Оценка собственных поступков. (Рефлексия)

Слайд № 6 с видеофрагментами

Молодцы ребята, вы хорошо знаете теорию, а теперь давайте посмотрим, как вы  применяете эти правила на практике. Сейчас вы увидите небольшие фрагменты, главными действующими лицами которых являетесь вы. Посмотрите и скажите, какие правила вы нарушили, и можно ли ваше поведение назвать хорошим? А как следовало повести себя в данной ситуации?

Итак, скажите, пожалуйста, достаточно ли просто знать правила поведения, чтобы  о вас могли говорить как о воспитанных людях?

 Слайд №7 Вывод: Нужно не только знать, как вести себя, но и уметь применять эти знания на практике.

Домашнее задание: Используя информацию, полученную на уроке, напишите небольшое рассуждение на тему: Что значит быть вежливым?  Выдержки из лучших работ мы распечатаем и разместим в классном уголке.

Методическая часть

Элемент  ИКТ

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №2(использование ресурсов  Internеt)

Слайд №3

Слайд  №4

Слайд №5(исп. ЦОР)

Слайд №6(мультимедиа файл)

Слайд№6

Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке

Визуализация  цели урока

Фиксация результата групповй работы

Проведение сравнительного анализа полученного результата и словарной статьи

Информационная поддержка групповой работы

Презентация итогов групповой работы

Проверка  теоретических знаний

Практическая работа на примере собственных поступков (рефлексия)

Визуализация результата работы

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей. Могли ли они быть достигнуты без его применения

Визуализация цели позволяет сконцентрировать внимание учащихся на решении конкретных задач, требующихся для достижения цели, а так же дает возможность в ходе урока неоднократно возвращаться к напоминанию цели всей работы

Дает возможность одновременно увидеть результат работы всех групп, что существенно сокращает временные затраты

Сокращает время работы со справочными материалами

Информация представлена в компактном, читаемом, доступном для понимания ребенка виде

Дает возможность одновременно увидеть результат работы всех групп, что существенно сокращает временные затраты, а так же увидеть общий результат работы.

Данный элемент позволяет привлечь интерес учащихся, а так же дает возможность своевременной корректировки ответов

Дает возможность учащимся увидеть себя со стороны, дать оценку собственным поступкам.

Концентрация внимания на выводах о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Основы культуры речи

Программа специального курса "Основы культуры речи", разработанного для учащихся 7 класса....

"Культура речи и поведения" (программа кружковой работы)

на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно; продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций;совершенствовать умения и навыки в облас...

Интегрированное занятие для классных руководителей "Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся"

Данное занятие предназначено для классных руководителей с целью создания условий для повышения эффективности профилактической работы педагогов с обучающимися отклоняющегося поведения.Основные задачи:1...

Интегрированный урок литературы и культуры речи в 9 классе "Урок письма"

Урок внеклассного чтения в 9 классе "Урок письма"...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...