Классный час "Ваш правовой статус"
классный час по теме

Правовой статус - это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответствен­ность. По мере взросления вы получаете новые возможности, наби­раетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность - меняется ваш статус. Ниже приведены некоторые права, обязанности, ответственность в зависимости от возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_klas.chas_.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

Классный час

НА ТЕМУ:

 

«ВАШ ПРАВОВОЙ СТАТУС»

Подготовили:

Могилина Е.Л.

социальный педагог

г. Алексеевка, 2011 год.

ВАШ ПРАВОВОЙ СТАТУС:

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ

Цели: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.

Правовой статус - это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность - меняется ваш статус. Ниже приведены некоторые права, обязанности, ответственность в зависимости от возраста.

С рождения ребенок имеет Права:

- на имя;

- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

- знать родителей и жить с ними (если это не противоречит интересам ребенка);

-  на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса,

затрагивающего его интересы;

- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

- на гражданство;

-  иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

- на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав.

Обязанности:

-  слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

-  соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

- перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями;

- перед своей совестью.

С 6 лет добавляются:

Права:

- совершать мелкие бытовые сделки;

- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального заверения или государственной регистрации, совершать сделки по распоряжению средствами,

предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения.

Обязанности:

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.

Ответственность:

- перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

- за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, пьянство.

С 8 лет добавляются:

Права:

- на участия в детском общественном объединении.

Обязанности:

- соблюдать устав, правила детского общественного объединения. Ответственность:

-  перед детским общественным объединением и его участниками.

С 10 лет добавляются:

Права:

- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

- быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства;

-  давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью.

С 11 лет добавляются:

Ответственность:

-  помещение в специальное учебное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются:

Права:

- получить паспорт гражданина РФ;

- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

- требовать отмены усыновления;

- давать согласие на изменение своего гражданства;

- требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;

-  работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день;

- заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией;

-   самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

-  управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;

-участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанности:

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;

- соблюдать устав молодежного общественного объединения.

Ответственность:

- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

-  самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

- возмещение причиненного вреда;

- ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

- уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и другие).

С 15 лет добавляются:

Права:

- работать, с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

С 16 лет добавляются

Права:

-  вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа самоуправления (в некоторых субъектах федерации законом может быть установлен порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);

-  работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;

- управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

-  быть признанным полностью дееспособным (получать все права 18-ти летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей).

Ответственность:

- ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством;

- ответственность за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляются:

Обязанность:

-  встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

С 18 лет человек становиться совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей: стать депутатом Государственной Думы можно с 21 года, судьей федерального районного суда - с 25 лет. Президентом РФ - с 35 лет. Действуют также разные «возрастные» правила, связанные с трудом и социальным обеспечением: запрещено использовать труд человека до 21 года на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а в 60 лет мужчины и в 55 лет женщины по общему трудовому правилу получают право на пенсию, но для ряда профессий этот возраст снижен.

     Приведенный перечень прав, обязанностей, ответственности неполный и периодически меняется. Постарайтесь сами внести дополнения и изменения с учетом тех правил, которые вам известны.

Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужым правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием невыполнения обязанностей - наказанием, и сами получите право требовать привлечения правонарушителей к ответственности.

     Сегодня наш классный час мы посвятим  также теме «Права ребенка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребенка.

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира Осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война -самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По- прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (На доске вывешиваются плакаты с надписями прав ребенка.)

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

(У учащихся на партах текст Декларации.)

В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как они понимают каждое названное право.

Игра «Герои книг имеют право»

В игре участвуют 3-4 команды. Каждая команда получает комплект книг. Ведущий зачитывают статью Декларации, участники игры показывают книгу, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье.

Комплект  книг:

1. Андерсен, Х.-К. «Дюймовочка».

2. Гаршин, В. М. «Лягушка-путешественница».

3. Крылов, И. А. «Мартышка и очки».

4. Мамин-Сибиряк, Д. Н. «Серая шейка».

5. Маршак, С. Я. «Багаж».

6. Михалков, С. В. «Три поросенка».

7. Носов, Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей».

8. Перро, Ш. «Красная Шапочка».

9. Пушкин, А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке».

10.  Распэ, Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена».

11. Русская народная сказка. «Репка».

12. Твен, М. «Приключения Тома Сойера».

13. Толстой, А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

14. Чуковский, К. «Айболит».

15. Перро, Ш. «Золушка».

Викторина «Права литературных героев»

1.  В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2.  Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

3.  Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С. «Руслан и Людмила», Марья Моревна - персонаж: русских народных сказок.)

4.  Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

5.  В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

6.  В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

7.  Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Белоснежка и семь гномов».)

8. Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)

9.  В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».)

10.  У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

Конкурс «Песня о правах»

Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1.   «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний).

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3.  «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

4.  «До чего дошел прогресс» из кинофильма «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно-технического прогресса).

Ролевая игра:  «Преступление и наказание, или цена скейтборда».

І      Тур.

Вопросы:

Анализ предложенной ситуации. Вспомните подобные случаи, которые вам встречались.

Задумались ли вы, почему эти скейтборды стоят дёшево? Ваши аргументы: за и против покупки.

Есть ли моменты в ситуации, которые заставляют вас насторожиться, и к которым вы относитесь негативно?

І  І    Тур.

Вопросы:

Какие опасности могут ожидать мальчиков в случае согласия работать с их знакомыми?

Какова вероятность того, что ребята будут вынуждены быть втянутыми в преступление?

І  І  І  Тур.

Вопросы:

Какие чувства  испытал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?

Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?

Что привело Алексея к тому, что он вынужден преступить закон, т. Е. пойти на преступление?

Если он вдруг откажется от этого, что его ожидает?

Должен ли Алексей заявить на своих знакомых в милицию или сообщить кому-либо из взрослых?

Будет ли это расценено как предательство со стороны других ребят,  например во дворе, на улице?

Итог: Наш классный час подошел к концу.

- С каким важным документом вы познакомились?

- Какой организацией он был принят?

- Когда отмечается «Всемирный день прав ребенка»?

- Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовой статус родителей в системе образования

Закон « Об образовании» Р.ФСтатья 52. Права и обязанности родителейРодители ( законные представители ) несовершеннолетних детей до получения последними общего среднего образования имеют право вы...

«Правовой статус ребенка с рождения до совершеннолетия»

Необходимость получения правовых знаний и навыков их применения для реализации  прав и ответственности в зависимости от возраста ребенка....

Правовой статус родителей в системе образования

Закон « Об образовании» Р.ФСтатья 52. Права и обязанности родителей1.      Родители ( законные представители ) несовершеннолетних детей до получения последними общего ср...

Конспект урока по обществознанию (по методике В.Д.Шадрикова) по теме «Правовой статус несовершеннолетнего»

План-конспект урока обществознанияпо теме:"Правовой статус несовершеннолетнего" Цели урока:Обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и ...

Правовой статус человека и гражданина.

Разработка занятия образовательного комплекса "Правознайка".  Форма проведения: тренинг. Блок "Правознайка-знай свои права!": права, обязанности и ответственность человека и гражданина. Може...

Учебный проект "Правовой статус ребенка"

Методическая разработка учебного проекта "Правовой статус ребенка" включает в себя:Презентацию учителя "Конвенция о правах ребенка"Методический паспорт проектаПриложения...

Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»

Цели урокаобеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних,  понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет. прод...