Для недели математики
методическая разработка (5 класс) на тему
Игра «Весёлые соревнования» предназначена для учащихся 5-х классов. Её можно проводить в рамках предметной недели по математике. Я практикую такие уроки в конце каждой четверти, что позволяет мне повышать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра «Весёлые соревнования» | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Для недели математики.
5 классы
ИГРА «Весёлые соревнования»
Разминка.
Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву?
Что легче: пуд ваты или пуд железа?
Сколько горошин может войти в пустой стакан?
К 7 прибавить 5. как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»?
Спутник Земли делает один оборот за 1ч40мин, в второй оборот за 100 минут. Как это получается?
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70км/ч. какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?
В одной семье у каждого из трёх братьев есть сестра. Сколько детей в семье (4)?
Петух, стоя на одной ноге, вести 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (5кг)
Шоколадка стоит 10р, и ещё половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20р)
Есть две сковородки. На каждой помещается один блин. Надо пожарить три блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 мин. За какое наименьшее время можно это сделать?
Игра «Таблица умножения».
Вызывают 10 человек, каждому дают одну цифру из 10. Задают пример: 3 умножить на 7. Ученики с цифрами 2 и 1 должны выбежать из строя и образовать число 21 и т.д.
Фокус «Кубики»
Заранее из плотной бумаги изготавливают 6 кубиков одинакового размера, на гранях каждого кубика написаны числа от 1 до 6, причём таким образом, чтобы сумма чисел, лежащих на противоположных гранях кубика, равнялась 7:
1 |
4 | 2 | 3 | 5 |
6 |
Ведущий предлагает положить кубики на стол один на другой, а сам обещает отгадать сумму всех чисел, находящихся между кубиками, т.е. скрытых от всех играющих. При этом он может для возбуждения интереса сказать, что обладает необыкновенным зрением и видит числа через плотную бумагу, из которой сделаны кубики.
Как он это делает? Так как сумма чисел, находящихся на противоположных гранях шести кубиков, равна 7. то сумма всех чисел, находящихся на горизонтальных гранях шести кубиков, равна 7*6 =42. Ведущий выполняет только одно действие: от 42 отнимает то число, которое он видит на горизонтальной грани сверху на самом верхнем кубике. (Количество кубиков можно изменять).
Игра «Сто».
Играют два человека, один из которых называет любое целое число от 1 до 10 (включительно), затем другой прибавляет к этому числу любое целое число, не больше 10, и называет полученный результат и т.д. Выигрывает тот, кто первым назовёт число 100. Например, первый говорит 6, второй в уме прибавляет 8, а вслух говорит результат, т.е. 14, затем первый прибавляет 3, а вслух говорит 17 и т.д.
В начале игры или в конце можно рассказать учащимся о счёте у первобытных людей.
Считать научились ещё в незапамятные времена. Сначала люди различали просто один предмет или много. Прошло очень много времени, прежде чем появилось число два. Счёт парами очень удобен. И не случайно у некоторых племен Австралии и Полинезии до самого последнего времени были только два числительных: один и два. А все числа, большие двух, получали называния в виде сочетаний этих двух числительных: например: три- один, четыре- два, пять-два, два, один и т.д.
Наиболее древней и простой «счётной машиной» издавна являются пальцы рук и ног. И даже в наше время ещё пользуются этим древним счётным прибором, который всегда при нас. Семилетние дети, начиная учиться, часто пользуются при счёте своими пальцами. На пальцах можно решать примеры не только в пределах десяти. В древние времена люди ходили босиком, поэтому они могли пользоваться для счёта пальцами как рук, так и ног. Таким образом они могли, казалось бы, считать до двадцати. Но с помощью этой «босоногой» машины люди могли считать до значительно больших числе. Так как они фактически пользовались пятеричной системой счисления, т.е. каждые пять единиц (5 пальцев) составляли единицу следующего разряда (сустава) и т.д.
Запомнить большие числа трудно, и поэтому к счётной машине рук и ног добавляли механические приспособления. Например, перуанцы употребляли для этого разноцветные шнуры с завязанными на них узлами. Веревочные счёты с узелками употреблялись в России, а также во многих странах Европы. Остатками этого способа является практикуемое ещё до сих пор завязывание узелков на носовых платках «на память».
В деревнях употреблялись счёты в виде зарубок на палка. Такие засечки на палках употреблялись в торговых сделках. Эти палочки после окончания расчётов раскалывали вдоль на две половинки, из которых одну брал плательщик, а другую – должник. Одна из половинок выполняла роль квитанции.
Очень рано у людей появилась необходимость сообщать друг другу о количестве различных предметов. И даже те народы, у которых имелось только два числительных, умели «считать» довольно большое число предметов. Счёт всегда производился в строго определенном порядке, чаще всего начинался с мизинца левой руки. После всех её пальцев переходил к запястью, локтю, плечу, затем к правой руке и т.д. Если частей тела одного человека не хватало (для счёта предметов), то приглашали второго человека.
Известный советский писатель Т.З. Семушкин рассказывает: «Проезжая однажды мимо стойбища чукчей, я заметил на склоне стадо оленей. Я насчитал 128 оленей. Когда я спросил хозяина, сколько у него оленей, он ответил:
- Мы не считали. Но если хоть один пропадёт из стада, глаза мои узнают сразу.
- А можешь посчитать?
- Если нужно, посчитаю. Долго буду считать. Поезжай пока в ярангу, а потом я принесу счёт.
В яранге мы успели попить чаю, закусить, переговорить с хозяином обо всем. И часа через два пришел наш «подсчетчик». Он назвал число 128. Старик хозяин удивился такому множеству оленей.
- Наверное, ты ошибся. Так много оленей у нас никогда не было.
Старик решил проверить… Для этого он разулся и через три часа сообщил, что подсчёт произведен правильно (он помнил каждого оленя). Для подсчёта не хватило своей семьи из пяти человек, и пришлось пригласить двух человек из соседней яранги…»
Уже при более высокой стадии развития люди при счёте стали применять различные предметы. Так, одни пользовались для запоминания числа камешками, зернами, веревкой с узелками, другие – палочками с зарубками (бирками). Это были первые счётные приборы, которые в конце концов привели к образованию различных систем счисления и к созданию современных ЭВМ.
Литература :
1. Г.И. Зубелевич Занятия математического кружка в 4 классе. Пособие для учителей.
2. Предметные недели в школе. Математика. Составитель Л.В. Гончарова (Волгоград, 2001г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика.План недели математики
Предлагаю вашему вниманию план недели математики...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Ее зовут Королевой"
Сценарий математического вечера – «Ее зовут Королевой» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, дружеские шаржи, сценки, фокусы, которые соединяют «Веселые минутки» (пе...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике (в рамках Недели математики) "Бросайка"
Сценарий математического соревнования – «Бросайка» - это сценарий праздника Математики в школе. Это конкурсы, соревнования, которые соединяют «Веселые минутки» ( танцы, сценки), игры с болельщиками. В...
Внеклассные мероприятия по математике к неделе математики
В папке представлены разработки внеклассных мероприятий по математике для 6-9 классов, которые можно провести в рамках предметных недель в школе. Мероприятия очень интересны и познавательны, и актуаль...
Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.
Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...
Неделя математики Открытие недели
Неделя математики Открытие недели...