Классный час "Добро и зло"
методическая разработка (8 класс) по теме
Воспитание у обучающихся доброго отношения к окружающим, работа с философскими понятиями "добро и зло".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка тематического классного часа «Добро и зло»
Учитель Парамонова И.К.
Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия; выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах; формировать понятие общечеловеческих ценностей; соблюдать принципы нравственности и морали, любить и уважать свой и чужой труд; воспитывать уважительное отношение учащихся к друг другу.
Оформление кабинета: эпиграф на доске, капельки со словами (добро и зло), весы, кроссворд, чистый лист ватмана, заготовки для картины (деревья, облака, птицы, звери, люди, дом, солнце)
Эпилог: «Добрый человек - не тот,
кто умеет делать добро,
а тот, кто не умеет
делать зло».
Ход классного часа.
Организационный момент.
Цели: Ребята, сегодня мы постараемся разобраться в понятиях добра и зла.
Приведем примеры добрых и недобрых поступков. Посмотрим добро и зло – эти
качества внутри человека, или это вокруг человека.
Посмотрим на себя – какие мы, чего в нас больше добра или зла.
Мы живем в мире, где эти понятия, уж так получается, идут бок о бок с человеком, но как бы ни было коварно зло, доброта во сто крат сильнее.
Добро – исцеляющая сила,
Зло – уничтожающая сила.
Чтение стихотворения:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
Тянусь я сердцем к доброте
И доброту я шлю от сердца
На доброту мою в беде
Товарищ может опереться.
- О чем говорит это стихотворение?
1. (Что доброта идет по свету, живет с нами)
2. (Что доброта в беде поможет)
- А почему без доброты – ты сирота?
3. (Доброта – это качество характера человека, которое делает его красивее, к нему тянутся люди, от доброго человека, как бы расходятся лучи доброты. Такой человек не может быть серым камнем)
4. ( Добрый человек, как магнит притягивает к себе людей, у доброго человека много друзей)
(А сирота – это человек одинокий, поэтому без доброты ты одинок)
- Ребята, а добрый человек может быть злым?
5. (Не может, потому что добро и зло – это противоположные понятия).
- Доброта издавна ценилась на Руси. (Русский народ немало сложил пословиц о доброте).
Ребята, а какие вы пословицы знаете о доброте?
Вся семья вместе и душа на месте.
Называться человеком легко, быть им трудно.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Доброе слово, лучше мягкого пирога.
Чтобы делать добро, надо им обладать.
Злой не верить, что есть добрый.
Доброго чтят, а злого жалуют.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают, да дела их живут.
А теперь поиграем в игру «Собери пословицу»
(Дано начало пословицы, надо найти продолжение).
Доброе слово лечит,
добром и платят,
Добрая слава летит,
злое – калечит.
Доброта нигде не теряет,
пустота.
Доброта без разума
За доброго человека
Кто любит добрые дела,
За добрые дела
а худая бежит.
тому и жизнь мила.
сто рук.
(не теряет) своего достоинств.
Послушайте историю.
Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
- Как вы относитесь к этому человеку?
- Как бы вы ответили на месте мудреца?
- А вот как было дальше:
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»
И тогда мудрец, который был, очень умным человеком сказал: «Всё в твоих руках»
- Как вы понимаете слова мудреца «всё в твоих руках»?
(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).
- Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.
- Ребята назовите качества доброго, хорошего, положительного человека.
(Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добропорядочный, достойный).
- Качества, которые вы назвали, не врожденные, их надо воспитывать. Мы можем называть много положительных качеств человека, но на первое место мы ставим доброту.
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни от человека.»
М.Пришвин.
- А что же вы сделали хорошего? Доброго в своей жизни? (ответы ребят)
- А почему надо делать добро?
Послушайте стихотворение и ответьте мне на вопрос (читает ученик)
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живем на земле.
Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого надо иметь? (добрую душу, доброе сердце).
ИГРА «СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ – ДОБРЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ»
- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой.
Если добрый – хлопаете в ладоши, а если злой – у-у-у …
(Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Водяной, Баба-Яга, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (ответы ребят)
- Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнышко – это солнышко доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает как солнце.
Добро и зло на чаше весов.
- Как выдумаете, ребята, чего на Земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать это весы? (в этом убедимся на весах)
- На одну чашу мы будем класть «зло»: зависть, грубость, хамство, наглость, жадность, лицемерие, безразличие.
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром».
Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас и по капельки положим их на чашу весов с «добром»: благородство, дружелюбие, радость, душевность, доброжелательность, счастье, отзывчивость, чуткость, забота, дружба, понимание, внимание, милосердие, доверие, любовь.
(Дети выходят по одному к весам со своей капелькой.)
- Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки – в море добра.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана ребята наклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, солнце, облака, деревья, фигурки детей, птиц и т.д. (получается красивая картина.)
- Как мы назовем эту картину?
(«Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло».)
- Какое чувство вы испытали и испытываете делая добро?
(Делать добро приятно и радостно)
- А кто самый добрый и заботливый человек в вашей семье? (Мама)
- Почему говорят: «Около солнце тепло, а около матери – добро»?
(Около солнце никогда не бывает холодно и от матери никогда не жди зла).
- А как вы заботитесь о своей маме? Как вы помогаете ей в домашних делах?
(ответы ребят).
- Какая радость отразится в глазах матери, отца, если вы ребята своевременно и по собственной инициативе возьметесь выполнять часть общих домашних дел.
- Я думаю, вы согласитесь со мной, что родители хотят – чтобы у вас было сердце, каким? (ХОРОМ) ДОБРЫМ
- Мальчики, скажите у девочек доброе сердце? (Надеяться можно?)
- Девочки, а у мальчиков доброе сердце?
- Можно сказать, что у вас у всех добрые сердца!
- Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым, сверстникам и младшим, а также быть добрым по отношению к животным.
А сейчас мы поиграем.
Игра называется «Собери пословицы и поговорки»
Жизнь дана на (что?) добрые дела.
Злой не верит, что есть (кто?) добрый.
Доброму слову (какой ответ) добрый ответ.
Доброму везде (что?) добро.
А сейчас на мои вопросы вы отвечаете «да» или «нет» - хором.
1. Можно ли человека заставить быть добрым? Нет.
2. Можно ли стать добрым на время? Нет.
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? Да.
4. Легко ли быть добрым? Да.
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? Да.
- У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо.
Доброта всегда приносит, что?
РАДОСТЬ ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ.
- МОЛОДЦЫ!
- Скажите можно человека научить добру?
(да; нет – а стараться это делать надо?)
- Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да).
- Значит, можно сказать добро – это вечная ценность? (Да).
Добро – это вечная ценность!
Давайте поклоняться добру!
Давайте с думой жить о добре:
Давайте воевать за доброту!
Давайте беречь добро!
- Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром. А это зависит только от нас!
Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле.
- А сейчас хочется узнать, хорошо ли вы запомнили слова, которые помогают нам жить в мире и согласии. Без ссор и конфликтов. Я предлагаю разгадать кроссворд, в основе которого лежит слово «добро».
Дружба
отзывчивОсть
люБовь
довеРие
кОнфликт
теплоТа
внимАние
Вопросы:
Она может быть настоящая и мнимая (дружба)
Готовность помочь, отозваться на чужие беды (отзывчивость)
Это чувство необходимо каждому человеку (любовь)
Между друзьями должно быть взаимопонимание и … (доверие0
Столкновение противоположных интересов (конфликт0
Доброе, отзывчивое отношение к человеку (теплота)
Заботливое отношение к людям (внимание)
Не обижай людей – придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море из благих желаний,
Построй корабль и по волнам плыви.
- Чтобы мы не забывали о доброте друг к другу, мы с вами поиграем в игру, которая называется «добрый гном»
Для этого вы напишите на листочке своё имя и сложите так, чтобы не развернулся. Я эти листочки перемешаю и вам раздам. Для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Одно условие – нельзя рассказывать, кто кому достался. Что же означает «добрый гном»? Это означает, что вы в течение недели должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрый гном» и какие добрые дела сделали, мы узнаем на следующем классном часе. Одно из главных условий игры – на все добрые дела не должны быть потрачены деньги.
И в заключение я хочу сказать слова М.Горького
.
«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне …»
Подведение итогов»:
- Что вы узнали о доброте?
- Что же такое доброта?
Спасибо вам за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...