Классный час "Добро и зло"
методическая разработка (8 класс) по теме

Парамонова Ирина Константиновна

 Воспитание у обучающихся доброго отношения к окружающим,  работа с философскими понятиями "добро и зло".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка тематического  классного часа «Добро и зло»

 Учитель Парамонова И.К.

Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия; выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах; формировать понятие общечеловеческих ценностей; соблюдать принципы нравственности и морали, любить и уважать свой и чужой труд; воспитывать уважительное отношение учащихся к друг другу.

Оформление кабинета: эпиграф на доске, капельки со словами (добро и зло), весы, кроссворд, чистый лист ватмана, заготовки для картины (деревья, облака, птицы, звери, люди, дом, солнце)

Эпилог: «Добрый человек - не тот,

                 кто умеет делать добро,

                 а тот, кто не умеет

                 делать зло».

Ход классного часа.

Организационный момент.

Цели: Ребята, сегодня мы постараемся разобраться в понятиях добра и зла.

           Приведем примеры добрых и недобрых поступков. Посмотрим добро и зло – эти

           качества внутри человека, или это вокруг человека.

           Посмотрим на себя – какие мы, чего в нас больше добра или зла.

Мы живем в мире, где эти понятия, уж так получается, идут бок о бок с человеком, но как бы ни было коварно зло, доброта во сто крат сильнее.

Добро – исцеляющая сила,

Зло – уничтожающая сила.

Чтение стихотворения:

Как хорошо, что доброта

Живет на свете вместе с нами

Без доброты – ты сирота,

Без доброты – ты серый камень.

Тянусь я сердцем к доброте

И доброту я шлю от сердца

На доброту мою в беде

Товарищ может опереться.

- О чем говорит это стихотворение?

1. (Что доброта идет по свету, живет с нами)

2. (Что доброта в беде поможет)

- А почему без доброты – ты сирота?

3. (Доброта – это качество характера человека, которое делает его красивее, к нему тянутся люди, от доброго человека, как бы расходятся лучи доброты. Такой человек не может быть серым камнем)

4. ( Добрый человек, как магнит притягивает к себе людей, у доброго человека много друзей)

(А сирота – это человек одинокий, поэтому без доброты ты одинок)

- Ребята, а добрый человек может быть злым?

5. (Не может, потому что добро и зло – это противоположные понятия).

- Доброта издавна ценилась на Руси. (Русский народ немало сложил пословиц о доброте).

Ребята, а какие вы пословицы знаете о доброте?

Вся семья вместе и душа на месте.

Называться человеком легко, быть им трудно.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Доброе слово, лучше мягкого пирога.

Чтобы делать добро, надо им обладать.

Злой не верить, что есть добрый.

Доброго чтят, а злого жалуют.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живет век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают, да дела их живут.

А теперь поиграем в игру «Собери пословицу»

(Дано начало пословицы, надо найти продолжение).

Доброе слово лечит,

добром и платят,

Добрая слава летит,

злое – калечит.

Доброта нигде не теряет,

пустота.

Доброта без разума

За доброго человека

Кто любит добрые дела,

За добрые дела

а худая бежит.

тому и жизнь мила.

сто рук.

(не теряет) своего достоинств.

Послушайте историю.

Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

- Как вы относитесь к этому человеку?

- Как бы вы ответили на месте мудреца?

- А вот как было дальше:

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»

И тогда мудрец, который был, очень умным человеком сказал: «Всё в твоих руках»

- Как вы понимаете слова мудреца «всё в твоих руках»?

(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).

- Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.

- Ребята назовите качества доброго, хорошего, положительного человека.

(Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добропорядочный, достойный).

- Качества, которые вы назвали, не врожденные, их надо воспитывать. Мы можем называть много положительных качеств человека, но на первое место мы ставим доброту.

«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни от человека.»

М.Пришвин.

- А что же вы сделали хорошего? Доброго в своей жизни? (ответы ребят)

- А почему надо делать добро?

Послушайте стихотворение и ответьте мне на вопрос (читает ученик)

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело,

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело-

Тем живем на земле.

Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

- Что для этого надо иметь? (добрую душу, доброе сердце).

ИГРА «СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ – ДОБРЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ»

- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой.

Если добрый – хлопаете в ладоши, а если злой – у-у-у …

(Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Водяной, Баба-Яга, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (ответы ребят)

- Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнышко – это солнышко доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает как солнце.

Добро и зло на чаше весов.

- Как выдумаете, ребята, чего на Земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать это весы? (в этом убедимся на весах)

- На одну чашу мы будем класть «зло»: зависть, грубость, хамство, наглость, жадность, лицемерие, безразличие.

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром».

Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас и по капельки положим их на чашу весов с «добром»: благородство, дружелюбие, радость, душевность, доброжелательность, счастье, отзывчивость, чуткость, забота, дружба, понимание, внимание, милосердие, доверие, любовь.

(Дети выходят по одному к весам со своей капелькой.)

- Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки – в море добра.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана ребята наклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, солнце, облака, деревья, фигурки детей, птиц и т.д. (получается красивая картина.)

- Как мы назовем эту картину?

(«Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло».)

- Какое чувство вы испытали и испытываете делая добро?

(Делать добро приятно и радостно)

- А кто самый добрый и заботливый человек в вашей семье? (Мама)

- Почему говорят: «Около солнце тепло, а около матери – добро»?

(Около солнце никогда не бывает холодно и от матери никогда не жди зла).

- А как вы заботитесь о своей маме? Как вы помогаете ей в домашних делах?

 (ответы ребят).

- Какая радость отразится в глазах матери, отца, если вы ребята своевременно и по собственной инициативе возьметесь выполнять часть общих домашних дел.

- Я думаю, вы согласитесь со мной, что родители хотят – чтобы у вас было сердце, каким? (ХОРОМ) ДОБРЫМ

- Мальчики, скажите у девочек доброе сердце? (Надеяться можно?)

- Девочки, а у мальчиков доброе сердце?

- Можно сказать, что у вас у всех добрые сердца!

- Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым, сверстникам и младшим, а также быть добрым по отношению к животным.

А сейчас мы поиграем.

Игра называется «Собери пословицы и поговорки»

Жизнь дана на (что?) добрые дела.

Злой не верит, что есть (кто?) добрый.

Доброму слову (какой ответ) добрый ответ.

Доброму везде (что?) добро.

А сейчас на мои вопросы вы отвечаете «да» или «нет» - хором.

1. Можно ли человека заставить быть добрым? Нет.

2. Можно ли стать добрым на время? Нет.

3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? Да.

4. Легко ли быть добрым? Да.

5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? Да.

- У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо.

Доброта всегда приносит, что?

РАДОСТЬ ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ.

- МОЛОДЦЫ!

- Скажите можно человека научить добру?

(да; нет – а стараться это делать надо?)

- Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да).

- Значит, можно сказать добро – это вечная ценность? (Да).

 Добро – это вечная ценность!

Давайте поклоняться добру!

Давайте с думой жить о добре:

Давайте воевать за доброту!

Давайте беречь добро!

- Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром. А это зависит только от нас!

Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле.

- А сейчас хочется узнать, хорошо ли вы запомнили слова, которые помогают нам жить в мире и согласии. Без ссор и конфликтов. Я предлагаю разгадать кроссворд, в основе которого лежит слово «добро».

                Дружба

отзывчивОсть

           люБовь

        довеРие

              кОнфликт

      теплоТа

      внимАние

Вопросы:

Она может быть настоящая и мнимая (дружба)

Готовность помочь, отозваться на чужие беды (отзывчивость)

Это чувство необходимо каждому человеку (любовь)

Между друзьями должно быть взаимопонимание и … (доверие0

Столкновение противоположных интересов (конфликт0

Доброе, отзывчивое отношение к человеку (теплота)

Заботливое отношение к людям (внимание)

Не обижай людей – придет расплата.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

Ты будешь ближними любим

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим того,

Чего себе не пожелаешь.

Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь – это море из благих желаний,

Построй корабль и по волнам плыви.

- Чтобы мы не забывали о доброте друг к другу, мы с вами поиграем в игру, которая называется «добрый гном»

Для этого вы напишите на листочке своё имя и сложите так, чтобы не развернулся. Я эти листочки перемешаю и вам раздам. Для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Одно условие – нельзя рассказывать, кто кому достался. Что же означает «добрый гном»? Это означает, что вы в течение недели должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрый гном» и какие добрые дела сделали, мы узнаем на следующем классном часе. Одно из главных условий игры – на все добрые дела не должны быть потрачены деньги.

И в заключение я хочу сказать слова М.Горького

.

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне …»

Подведение итогов»:

- Что вы узнали о доброте?

- Что же такое доброта?

Спасибо вам за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...