"Семья в моей жизни".
методическая разработка (9 класс) по теме
воспитание ценностного отношения к семье; уважение к родителям, формирование позитивного опыта в семейных отношениях;
развитие интереса к семейным традициям, раскрытие основных жизненно важных принципов существования и сохранения «идеальных семейных взаимоотношений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_v_moey_zhizni.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья в моей жизни.
Цель: воспитание ценностного отношения к семье; уважение к родителям, формирование позитивного опыта в семейных отношениях;
развитие интереса к семейным традициям, раскрытие основных жизненно важных принципов существования и сохранения «идеальных семейных взаимоотношений».
Задачи: воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
развитие у учащихся творческого восприятия семейных ценностей.
Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии, письма, вещи, кирпичики.
Содержание классного часа.
Благослови, Господь семью - творения венец.
На головеночках детей покоится земля.
Святая Троица Земли
Ребенок. Мать. Отец.
И человечество само
Не что-нибудь – Семья.
/Е. Евтушенко/
Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости, родители, все присутствующие! Сегодня час общения о том, что объединяет всех нас – все о семье. О ваших предках, о традициях, о взаимоотношениях ,которые создаются в семьях. Нашу встречу хочется начать с притчи:
« В одной веселой, радостной роще жили дятлы. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появлялись маленькие дятлы, и родители учили их находить жучков под корой деревьев. Жил в роще один беззаботный дятел. У него не было ни гнезда, ни дятлихи. Летал он себе летом, песни пел, жучков искал, а на зиму перелетал в другую рощу. Все дятлы удивлялись и спрашивали:
- Откуда ты прилетел, дятел? Где твоя роща? Где твоя дятлиха? Где твои детки?
Беззаботный дятел в ответ стучал клювом по дубу и пел.
- Я певун, я летун, беззаботный говорун. Где хочу-бываю, куда хочу-летаю. Нет у меня дятлихи, нет у меня дятлят, лучше жить без забот, вот так!
Дятлам стало ясно. Они сказали:
- Если у тебя нет ни дятлихи, ни дятлят, значит, нет у тебя своей рощи. Ты безродный дятел! У тебя нет семьи.
Семья – это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование.
Проблемный вопрос: Что такое семья для вас? (Результат анкетирования)
1. Семья помогает мне глубже понять мир и разобраться в любой ситуации.
2.Семья учит меня добру, мудрости.
3.Учит уважать пожилых людей и преклоняться перед теми ,кто воевал.
4.Семья готовит меня к самостоятельной жизни.
5.Как много для меня значат близкие люди: это и радость, и любовь, и переживания.
6.
Музыка песни « Родительский дом»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»- утверждал Л. Толстой. О доме - родном,
Родимом, отцовском сложено и слагается много стихов, песен. Дом этот всегда отличается от других домов. Разница заключается в самой атмосфере семьи, семейных привычках традициях - культуре семьи
1. Издавна одной из традиций в русский семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто. Но вот беда: оно всегда рядом. Исследования показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие ( говорим, что все передаётся по наследству) При исследовании генов, выяснилось, что каждое поколение вносит свой вклад в это дело. Сильнее всего влияет 5 поколение—это деды и бабки прабабок. К сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сыновей или выдавать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена…
Но во многих семьях познания о собственном происхождении восстановили.
С проектом о родословной выступит ( Бауков Александр, Баукова Е Ю.)Кукаева Ю.
Пусть этот проект сохранится для ваших потомков. И будет хорошей традицией в ваших семьях.
И пока живы пожилые родственники попробуйте восстановить эту цепочку поколений. Ведь это пригодится вашим детям.
2. (Музыка Загляните в семейный альбом )
С 1829 года, когда французский художник Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о семейной жизни.
В старых деревенских домах висели фотографии всех членов семьи- это близкие и дальние родственники. А в центре на видном месте, увеличенные портреты. Традиция это очень важная , не даром во время войны, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только ценные вещи и фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить какими мы были, загляните в семейный альбом». На выставке представлены фотографии из семейных альбомов ( ).
Одной из самых распространенных реликвий являются военные фотографии.
Вот глядят на тебя
С деревянной стены
Лица русских солдат,
Не пришедших с войны
Перед ними всегда
В неоплатном долгу
И от снимков свой взгляд
Оторвать не могу.
3.У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, а вещи принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережем. Это тоже наши традиции. Эти вещи интересны как предметы старины, культуры, быта, но они дороги, как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это замечательная традиция многих семей. ( Презентация учеников )
4. В семейных архивах хранятся старые письма, документы . Раньше письма- треугольники с фронта хранили долго , они дошли и до нас.( Презентация)Слайды № ------------------
Мы с вами поговорили о семейных традициях, о родословной семей, где вы живете. Каждый из вас осознаёт роль семьи в вашей жизни. Я надеюсь мы продолжим эту работу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А сейчас нам хочется, вместе с вами, узнать из чего будет слагаться ваше семейное счастье.
Рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Провели анкетирование на тему: « Моё отношение к семейной жизни»
При интерпретации результатов выяснилось, что Вы не готовы к семейной жизни. Но какой будет Ваша семья: счастливой и не очень, участливой или безучастной, сохраните семейные привычки, традиции - покажет время.
Сегодня мы построим «Дом счастья» - дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом,
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым. Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, это твой дом.
Е. Куменко.
1. Фундамент нашего дома начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».
Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, но имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции передаются от дедов и прадедов.
2. Я положу кирпичик для строительства нашего «Дома счастья» под названием «Сотрудничество».
Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.
3. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме – кирпичик «Дружба».
Она воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее и , конечно же, воспитывает бескорыстие.
4. Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим следующий кирпичик. Я расскажу китайскую сказку, и мы вместе узнаем название этого кирпичика.
Китайская сказка.
Жил на свете один кузнец – трудолюбивее не сыщешь. И был у него сын, высокий, статный, до еды охочий, а в работе ленивый. Вот однажды кузнец и говорит сыну:
- Весь век я трудился, сынок, что есть в доме все моими руками нажито. А ты работать не хочешь, только ешь да пьешь, ни одного юаня не заработал. Что же дальше-то будет?
Пропустил сын отцовские слова мимо ушей и говорит:
-Эка важность юань заработать, да тут никакого таланта не надо!
Отвечает отец:
- Ладно, коли заработаешь юань, я тебе целый сундук добра отдам.
Не терпится сыну сундук с добром получить, да нет у него юаня. Работать неохота. Ходит он взад-вперед перед воротами, не знает, как быть. Поглядела на него мать, пожалела сына: как бы не извелся он от дум, как бы не высох! Подошла к сыну и говорит:
- Дам я тебе юань, поскорей отцу отнеси.
Взял лентяй юань, узелок с едой прихватил, улегся в холодке под деревом и уплетает за обе щеки. До самого вечера провалялся, воротился домой, как ни в чем не бывало, отцу юань отдал:
- Вот тебе юань, давай сюда сундук с добром.
Взял кузнец монету, поглядел, в руках повертел, в горн швырнул и говорит:
- Не заработал ты этот юань.
Понял лентяй, что не видать ему сундука с добром, растревожился. Спать лег, никак не уснет. Узнала про это мать и на другой день опять денежку ему дала.
А лентяй взял денежку и опять целый день пробездельничал, только на это раз притвориться решил – бегом пробежал всего ничего, а весь вспотел. Влетел в дом, отдал юань отцу и говорит:
- Ну и намаялся я, пока этот юань заработал, прямо ноги не держат! Теперь неси сундук с добром!
Взял кузнец денежку, долго на нее глядел, потом в реку бросил:
- И этот юань ты не заработал!
Видит лентяй, что никак ему не заполучить сундук с добром, взяла его досада, хоть помирай!
Смекнула тут мать, в чем дело, поняла, что не добро - зло сыну делала. Кликнула она его на другой день и говорит:
- Отец добра желает тебе, сынок. Коли хочешь сундук получить, потрудись честно.
Послушался юноша мать, в тот же день подрядился бревна таскать. До ночи таскал, а как старшему за еду заплатил, одна монетка только и осталась. Никогда парень не работал и так намаялся, что с ног свалился. Подняли его, опять стал бревна таскать. Десять дней трудился, ни монетки не потратил, юань накопил. Радостный, домой воротился и отцу деньги отдал. Взял отец монетки, пересчитал, опять в горн бросил. Не стерпел сын, деньги из огня выхватил и говорит отцу обиженно:
- Десять дней я работал, пока этот юань заработал!
Обрадовался отец:
- Верно говоришь, сынок! Теперь я вижу, что эти деньги ты сам заработал! Небось не жалко было, когда я чужие в огонь кидал!
Сказал так кузнец, вынес сундучок и говорит:
- Не злато-серебро, не редкие сокровища в этом сундучке, а мой рабочий инструмент. Возьми его и помни, что дороже он злата-серебра, дороже всех богатств! Трудись! Век горя знать не будешь! И как Вы уже догадались это кирпичик « Труд».
5.Следующий кирпичик нашего дома « Здоровье». Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.
6. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться молодой семье. Помня об этом, мы с вами должны заложить строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота».
7. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота».
8. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание». Я вам напомню одну старинную легенду. В давние времена была семья – 100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и тоже слово «Понимание».
9.Не мало важную роль в строительства нашего дома играет кирпичик «Уважение». В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших – друг к другу и к младшим, а младших – к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.
10. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». И ещё одно отступление в нашем разговоре о любви. Однажды В.А. Сухомлинский услышал от своей бабки Марии одну сказку и адресовал её потом дочери в «Письмах о любви». Вот она.
«… Когда бог создал мир, он научил все живые существа продолжать свой род. Послал бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине - горсть зерна. «Живите и продолжайте род свой, - сказал бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год и посмотрю, как тут у вас».
Приходит через год бог к человеку в сопровождении архангела Гавриила. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревают хлеба на ниве, а в колыбели ребёнок спит. А мужчина и женщина смотрят то на алое небо, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли пшеничного поля – прекраснее всего, что слепил и смастерил бог. Бог подошёл к мужчине, прикоснулся к его плечу старческой рукой и стал просить: «Научи меня любить, человек».
Мужчина даже не заметил прикосновения божьей десницы. Он смотрел в глаза женщине. «Ах так!» Значит, ты не хочешь научить меня любить, человек: будешь же ты помнить меня! С этого мгновенья старей! Каждый час в жизни пусть уносит по крупинке твою молодость и силу. Превращайтесь в развалину, а я приду через пятьдесят лет и посмотрю, сто останется в твоих глазах, человек».
Пришел бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Видит, вместо шалаша стоит изба рубленая, на пустыре сад вырос, на нивах пшеница созревает, дочери пшеницу жнут, а внуки на лугу играют. У избы сидят старик и старушка, смотрят то на алую зарю утреннюю, то друг другу в глаза. И увидел в глазах мужчины и женщины красоту, ещё более могучую и величественную. Увидел не только Любовь, но и Верность. « Мало тебе старости, человек? Так умирай же, умирай в муках и угоди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратится твоя любовь».
Пришел бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком, глаза у него грустные, но в них ещё более могучая, непостижимая и страшная богу человеческая красота. Уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел бог. « Дай мне, человек, эту красоту!». « Не могу, - ответил человек. – Она достаётся слишком дорого. Её цена – смерть, а ты, говорят, бессмертен». « Получай бессмертие, получай молодость, только отдай мне любовь». « Ничего мне не надо. Ни вечная молодость, ни бессмертие не могу сравниться с любовью», - ответил человек».
11. Строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша называется «Хорошее настроение». Улыбка, сочувствие, утешение, уверенность, теплота создадут семейный очаг, в таком доме всегда царит хорошее настроение. Счастье человека в семье – наибольшее нравственная ценность. Каждый из вас я уверена обязательно построит такой же «Дом счастья» для свое будущей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья в моей жизни.
Открытое мероприятие....
Классный час "Семья в моей жизни"
Классный час в 8 классе: "Семья в моей жизни" "Семья вся вместе-душа на месте"...
Классный час "Семья в моей жизни"
Классный час в 8 классе: "Семья в моей жизни" "Семья вся вместе-душа на месте"...
Семья в моей жизни.
Вашему вниманию предлагается сценарий классного часа: "Семья в моей жизни". Это мероприятие поможет учителю поближе познакомиться с семьями ребят и уточнить роль семьи в их жизни....
Семья в моей жизни
Роль семьи в жизни человека...
Классный час "Семья в моей жизни"
Тема: Семья в моей жизни.Эпиграф: « Семья все вместе – душа на месте»(Классный час 11 класс)...
Классный час "Семья в моей жизни"
Презентация к классному часу на тему: "Семья в моей жизни"...