" Лес и человек"
методическая разработка (9 класс) по теме
Мы живём на одной большой планете – земля, наш общий дом. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух – это всё природа. А человек – одна её часть. И нам надо научиться беречь её, жить в мире и согласии. Мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей от боли, и призывающей нас о помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sebya_les_i_chelovek.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему:
«Лес и человек»
Выполнила:
Воспитатель ГКОУ школы – интерната с. Камышлаим. Акчурина А.З.
Шайхулисламова А. З.
2011 - 2012 уч. год
Занятие: «Лес и человек»
Цель: Формирование у детей экологической культуры и краеведение.
- Здравствуйте! Мы живём на одной большой планете – земля, наш общий дом. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух – это всё природа. А человек – одна её часть. И нам надо научиться беречь её, жить в мире и согласии. Мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей от боли, и призывающей нас о помощи.
- Ребята, тема сегодняшнего занятия: «Лес и человек»
Мы сегодня:
1. Постараемся определить роль леса в природе и жизни человека.
2. Обратим внимание на одну из экологических проблем – уничтожение лесов.
3. Будем учиться любить и беречь природу родного края.
- А девизом нашего занятия будут вот такие слова: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать» (Н. Сладков).
- Ребята, с давних пор люди занимаются хозяйством, строят города и сёла, шоссейные и железные дороги. Всё это необходимо для жизни человека. Но чаще всего, чтобы построить города, проложить дорогу или возделать новое поле, люди уничтожают леса.
Викторина:
- Какой лес мы называем тайгой?
- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато - красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые»;
- Какое особое отличие есть у лиственницы?
- Какое дерево является символом России?
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
- Плодами, какого дерева являются жёлуди?
- У какого животного пять черных полос на спине?
Вывод: В лесной зоне условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир гораздо богаче.
- Сегодня на занятии мы все будем в роли экологов, исследователей данной темы: «Лес и человек».
Значение леса для человека:
(Дети отвечают на вопросы и показывают свои рисунки).
- Чем является лес для человека?
Ответы детей (рисунок «Место отдыха»).
- Что даёт лес человеку?
Ответы детей, (рисунок «Источник древесины»).
- Что ещё нам даёт лес?
Ответы детей (рисунок «Источник ягод, грибов, лекарственных растений»).
- Чем лес является для цветов, грибов, птиц, животных?
Ответы детей (рисунок: «Дом для растений, животных, насекомых, птиц»).
- Какие роли выполняет лес? Подтвердите примерами. ( Лес - защитник воздуха, водоёмов, почв.)
- Ну а если человек вдруг плохо себя чувствует, заболел. Как может помочь лес больному? (ответы учащихся). Лес – источник лекарственных растений. Чистотел – в растении содержится млечный сок, который на воздухе становится оранжево - красным. Раньше считалось, что этим соком можно сводить бородавки на руках. Отсюда и пошло русское название «чистотел». А вот древние греки называли его «хелодониум» - «ласточкина трава». Они подметили, что это растение появляется с прилетом ласточек, а с их отлетом увядает. В средние века сок такой необыкновенной окраской заинтересовал алхимиков. Они надеялись получить из него золото. Золото конечно не получили. Но чистотел – лекарственное растение. Посмотрите внимательно на рисунок, запомните: чистотел у нас встречается часто, однако это ядовитое растение. Не мажьте его соком руки и ни в коем случае не берите его листья в рот.
- Давайте посмотрим на лес глазами доктора.
- Как лес заботиться о здоровье людей? (ответы учащихся).
- Лес - защитник воздуха.
- «Легкие нашей планеты».
Вывод: Лес - остаётся непременным условием жизни человека, подобно самой земле и воздуху.
Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, -
Крылья сложили назад.
Экологические проблемы леса
Значение леса в нашей жизни велико, но, к сожалению, необдуманное вмешательство человека в жизнь леса ведет к серьезным экологическим проблемам. Чтобы избежать этих проблем и защитить лес необходимо соблюдать несколько простых правил. Расскажите, что можно делать в лесу, а чего нельзя и обоснуйте свой ответ.
Правила поведения в лесу:
1. Не оставлять мусор, он засоряет лес;
2. Разумный сбор даров леса;
3. Нельзя громко кричать и включать музыку;
4. Нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;
5. Гулять с собакой только на поводке;
6. Нельзя разжигать костёр;
7. Наблюдать за животными - это редкая удача. Брать на руки, нести домой нельзя.
Решите экологическую задачу. На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из пяти человек?
Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов является лесовозобновление. 1/3 лесов восстанавливается естественным путём, а остальные требуют специальных мер, т.е. производят посев семян или посадку выращенных саженцев. Сообщение воспитанников по теме: «Охраняемые растения Самарской области».
- Ребята, почему нужно охранять эти растения?
Люди с давних пор охотились. (Работа с иллюстрациями). Это им давало пищу, одежду и было необходимостью для выживания. Они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас ситуация изменилась. Животные в опасности.
Сформулируйте следующую экологическую проблему.
Работа по плану:
Причины.
Последствия.
Пути решения.
Огонь - страшный враг леса. (Показ иллюстраций).
Основная причина пожаров - небрежное обращение человека с огнём, не затушенные костры, горящие спички, окурки, мусор.
- Назовите последствия и пути решения данной проблемы.
- Прочитать памятку: «Как разводить костёр?»
- Перечислите основные правила разведения костров.
Из-за вырубки лесов, браконьерства, пожаров многим животным угрожает опасность.
Работа с «Красной книгой животных».
Амурский тигр - самый крупный представитель семейства кошачьих. Сегодня им грозит полное исчезновение по вине человека. Жук - олень (показ иллюстрации). Сокращение площадей дубрав привело к уменьшению их численности.
В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает должно быть хорошо продумано. Иначе природе может быть нанесён большой вред.
Лес - это зелёная кладовая, кладовая чистого воздуха, свежей воды, ягод, грибов, лекарственных растений. Входя в него, подумайте: кем вы туда входите. Лучше всего - войти в лес другом.
ВЫВОДЫ
Непосредственно в общении с природой дети открывают её интересные страницы, видят, как украшают землю наши зелёные друзья. За изменениями в природе, они наблюдают не только из окна, но и ходят на экскурсии в лес. Именно на экскурсии прививаются интерес к природе, воспитывается любовь к ней.
Работали над формированием у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы: знакомили с экологическими проблемами леса;
Над развитием речи, логического мышления, наблюдательности;
Над воспитанием ответственного отношения к учебе, умением согласовывать свои действия, уважением и любви к природе, культурой поведения.
Библиография
1. «Красная книга». Составитель Нагалевский В.Я. - Краснодар, 1994.
2. Плешаков А.А. «Экология для младших школьников». М.: Просвещение, 1995.
3.Симонова Л.П. «Задания по экологии для младших школьников». – М.: Начальная школа, 1998, №2.
4.Цветкова И.В. «Экология для начальной школы: игры и проекты». М.: Академия развития, 1997.
5.Шевчук Н.А. «Мир вокруг нас». – М.: Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...
Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)
Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....