" Лес и человек"
методическая разработка (9 класс) по теме

Шайхулисламова Аминя Зяватовна

 

Мы живём  на одной большой планете – земля, наш общий дом. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух – это всё природа.  А человек – одна её часть. И нам надо научиться беречь её, жить в мире и согласии. Мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей от боли, и призывающей нас о помощи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sebya_les_i_chelovek.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему:

«Лес и человек»

Выполнила:

Воспитатель ГКОУ школы – интерната                                                                                    с. Камышлаим. Акчурина А.З.

Шайхулисламова  А. З.

2011 -  2012 уч. год

Занятие: «Лес и человек»

Цель: Формирование  у детей экологической культуры и краеведение.

- Здравствуйте! Мы живём  на одной большой планете – земля, наш общий дом. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух – это всё природа.  А человек – одна её часть. И нам надо научиться беречь её, жить в мире и согласии. Мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей от боли, и призывающей нас о помощи.

- Ребята, тема сегодняшнего занятия:  «Лес и человек»

Мы сегодня:

1. Постараемся определить роль леса в природе и жизни человека.

2. Обратим внимание на одну из экологических проблем – уничтожение лесов.

3. Будем учиться любить и беречь природу родного края.

- А девизом нашего занятия будут  вот такие слова: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать»                 (Н. Сладков).

- Ребята, с давних пор люди занимаются хозяйством, строят города и сёла, шоссейные и железные дороги. Всё это необходимо для жизни человека. Но чаще всего, чтобы построить города, проложить дорогу или возделать новое поле, люди уничтожают леса.

Викторина:

- Какой лес мы называем тайгой?

- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато - красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые»;

- Какое особое отличие есть у лиственницы?

- Какое дерево является символом России?

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

- Плодами,  какого дерева являются жёлуди?

- У какого животного пять черных полос на спине?

Вывод: В лесной зоне условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир гораздо богаче.

- Сегодня на занятии мы все будем в роли экологов, исследователей данной темы: «Лес и человек».

Значение леса для человека:

(Дети отвечают на вопросы и показывают свои рисунки).

- Чем является лес для человека?

        Ответы детей  (рисунок «Место отдыха»).

- Что даёт лес человеку?

        Ответы детей,  (рисунок «Источник древесины»).

- Что ещё нам даёт лес?

Ответы детей (рисунок «Источник ягод, грибов, лекарственных растений»).

- Чем лес является для цветов, грибов, птиц, животных?

Ответы детей (рисунок: «Дом для растений, животных, насекомых, птиц»).

- Какие роли выполняет лес? Подтвердите примерами. ( Лес - защитник воздуха, водоёмов, почв.)

- Ну а если человек вдруг плохо себя чувствует, заболел. Как может помочь лес больному? (ответы учащихся). Лес – источник лекарственных растений. Чистотел – в растении содержится млечный сок, который на воздухе становится оранжево - красным. Раньше считалось, что этим соком можно сводить бородавки на руках. Отсюда и пошло русское название «чистотел». А вот древние греки называли его «хелодониум» - «ласточкина трава». Они подметили, что это растение появляется с прилетом ласточек, а с их отлетом увядает. В средние века сок такой необыкновенной окраской заинтересовал алхимиков. Они надеялись получить из него золото. Золото конечно не получили. Но чистотел – лекарственное растение. Посмотрите внимательно на рисунок, запомните: чистотел у нас встречается часто, однако это ядовитое растение. Не мажьте его соком руки и ни в коем случае не берите его листья в рот.

-  Давайте посмотрим на лес глазами доктора.

- Как лес заботиться о здоровье людей? (ответы учащихся).

- Лес - защитник воздуха.

- «Легкие нашей планеты».

Вывод:  Лес - остаётся непременным условием жизни человека, подобно самой   земле и воздуху.

Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,  тоже покажем, -
Крылья сложили назад.

Экологические проблемы леса

Значение леса в нашей жизни велико, но, к сожалению, необдуманное вмешательство человека в жизнь леса ведет к серьезным экологическим проблемам. Чтобы избежать этих проблем и защитить лес необходимо соблюдать несколько простых правил. Расскажите, что можно делать в лесу, а чего нельзя и обоснуйте свой ответ.

Правила поведения в лесу:

1. Не оставлять мусор, он засоряет лес;

2.  Разумный сбор даров леса;

3. Нельзя громко кричать и включать музыку;

4. Нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;

5. Гулять с собакой только на поводке;

6. Нельзя разжигать костёр;

7. Наблюдать за животными - это редкая удача. Брать на руки, нести домой нельзя.

Решите экологическую задачу. На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из пяти человек?

Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов является лесовозобновление. 1/3 лесов восстанавливается естественным путём, а остальные требуют специальных мер,  т.е. производят посев семян или посадку выращенных саженцев. Сообщение воспитанников по теме: «Охраняемые растения Самарской области».

- Ребята, почему нужно охранять эти растения?

Люди с давних пор охотились. (Работа с иллюстрациями). Это им давало пищу, одежду и было необходимостью для выживания. Они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас ситуация изменилась. Животные в опасности.

Сформулируйте следующую экологическую проблему.

Работа по плану:

Причины.

Последствия.

Пути решения.

Огонь - страшный враг леса. (Показ иллюстраций).

Основная причина пожаров - небрежное обращение человека с огнём, не затушенные костры, горящие спички, окурки, мусор.

- Назовите последствия и пути решения данной проблемы.

- Прочитать памятку: «Как разводить костёр?»

- Перечислите основные правила разведения костров.

Из-за вырубки лесов, браконьерства, пожаров многим животным угрожает опасность.

Работа с  «Красной книгой животных».

Амурский тигр - самый крупный представитель семейства кошачьих. Сегодня им грозит полное исчезновение по вине человека. Жук - олень (показ иллюстрации).  Сокращение площадей дубрав привело к уменьшению их численности.

В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает должно быть хорошо продумано.  Иначе природе может быть нанесён большой вред.

Лес - это зелёная кладовая, кладовая чистого воздуха, свежей воды, ягод, грибов, лекарственных растений. Входя в него, подумайте: кем вы туда входите. Лучше всего - войти в лес другом.

ВЫВОДЫ

Непосредственно в общении с природой дети открывают её интересные страницы, видят, как украшают землю наши зелёные друзья. За изменениями в природе, они наблюдают не только из окна, но и ходят на экскурсии в лес. Именно на экскурсии прививаются интерес к природе, воспитывается любовь к ней.

Работали над формированием у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы: знакомили с экологическими проблемами леса;

Над развитием  речи, логического мышления, наблюдательности;

Над воспитанием ответственного отношения к учебе, умением согласовывать свои действия, уважением и любви к природе, культурой поведения.

Библиография

1. «Красная книга». Составитель Нагалевский В.Я. -  Краснодар, 1994.

2. Плешаков А.А. «Экология для младших школьников». М.: Просвещение, 1995.

3.Симонова Л.П. «Задания по экологии для младших школьников». –                          М.: Начальная школа, 1998, №2.

4.Цветкова И.В. «Экология для начальной школы: игры и проекты». М.: Академия развития, 1997.

5.Шевчук Н.А. «Мир вокруг нас». – М.:  Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....