М.В. Ломоносову посвящается
классный час (10 класс) на тему
Воспитательное мероприятие, посвященное жизни и деятельности уникальнейшего ученого, нашего соотечественника М.В. Ломоносова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
300-летию М. В. Ломоносова посвящается…
- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством выдающегося русского ученого, заложившего основы отечественных наук;
- способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, любви и гордости за свое Отечество и народ;
- на примере М.В. Ломоносова формировать интерес к жизнедеятельности, способность преодолевать трудности и добиваться поставленной цели
Оборудование:
Портрет М. В. Ломоносова, изображения памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью ученого, высказывания современников о М. В. Ломоносове, фотографии г. Ломоносова, основные научные открытия М.В. Ломоносова.
Вступительное слово учителя:
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”. Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I.
1 ученик:
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок! –
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь…
Знаю, батька на сынишку
Издержал последний грош.
2 ученик:
Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?... Ну, что ж!
Случай тоже ведь не новый –
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Ведущий:
Ребята, а кто из вас догадался о ком идет речь в этом стихотворении Н. А. Некрасова «Школьник». Кем был этот архангельский мужик? Да, действительно, речь идет о М.В. Ломоносове. 19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня его рождения. Но и сегодня, спустя много лет потомки вспоминают его имя с глубоким уважением и благодарностью.
Кем был этот человек? Какую великую пользу сотворил он для государства российского, для простого народа? Чтобы понять это, давайте сегодня вместе с вами перелистаем некоторые страницы его жизни.
3 ученик :
Родился Михайло Ломоносов 19 ноября (по новому стилю) 1711 года. (демонстрация портрета М. В. Ломоносова, вид города Архангельска, места родины М. В. Ломоносова)
В России это было время, когда грамотных людей можно было пересчитать по пальцам, когда учение сравнивали с колдовством, когда книга была редкостью и огромным сокровищем. И в это время на берегу Северного Ледовитого океана в семье рыбака родился сын, который «забрал себе в голову», что ему непременно надо учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему этого никто не толковал, его даже били за охоту к ученью, как сейчас бьют за нежелание учиться.
О первых годах его жизни известно немного.
Учитель:
Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенком. Много лет спустя Ломоносов писал: “Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...” Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома. Зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву. Здесь в январе 1731 г. Ломоносов поступил в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию—первое высшее учебное заведение Московской Руси.
4 ученик:
На бойкой торговой Никольской улице рядом с Красной площадью стоял Законоспасский монастырь (демонстрация изображения церкви, занятия в школе).
Там и размещалась школа с длинным названием Славяно-греко-латинская академия. Впрочем, чаще ее называли короче и проще – Спасскими школами. Вот куда мечтал поступить Михайло Ломоносов. Там обучали латыни, на которой писались тогда почти все ученые книги. Мечтал, да знал: в Спасские школы крестьянских детей не принимали.
И решил Михайло схитрить, но сделать это надо было уверенно. Засомневаются, не поверят, - и конец мечтам.
Урок в школе.
Учитель: (монах в рясе с крестом, молится, зайдя в класс. Дети встают)
- Садитесь, рабы божьи. Давайте повторим урок: лингва, назус, капитум (дети повторяют каждое слово)
(в класс входит Михайло Ломоносов)
Учитель:
- А ты чей будешь?
Михайло:
- Сын я холмогорского дворянина Василия Ломоносова.
Учитель:
- Не врешь?
Михайло:
- Воистину так.
Учитель:
-Ну, коли не врешь, допускаю в школу. А что лет много, ничего, скорее науки осилишь.
5 ученик:
Схитрил Михайло. Отец его, и дед, и прадед были крестьянами.
В академии было восемь классов. В первом классе учили читать и писать по-латински, славянскому языку. В пятом и шестом классах изучали красноречие и стихи латинских поэтов. До наук добирались только в седьмом классе.
Михайло не знал латыни. Откуда он мог ее знать? А потому посажен был в самый первый класс.
Школяры, десятилетние мальчишки смеялись и перстами на него тыкали:
- гляди, детина какой, а с младшими в одном классе сидит!
- ха, в двадцать лет вздумал латынь учить!
От обиды кулаки сжимал, терпел и еще упорнее учился. За год осилил три класса.
Жил, как и другие ученики, впроголодь. Раз в месяц получал «жалованье» - девяносто копеек. На пропитание мог тратить только по одной копейке в день.
На полкопейки покупал хлеба и на полкопейки квасу. Остальное шло на одежду, бумагу, квартиру. Гусиные перья, которыми тогда писали, подбирал у московских прудов.
За повинности учеников нещадно секли, ставили еще коленями на горох. Таким образом жил Михайло пять лет, но наук не оставил.
Он учился уже в последнем классе, как вдруг пришел из Петербурга указ. В нем повелевалось отобрать двадцать учеников « в науках достойных» и отправить в столицу для учебы в Академии наук. (демонстрация изображения Академии наук) Среди них был и Михаил Ломоносов. А в сентябре 1736 года его и еще двух студентов отправили обучаться горным наукам и химии в Германию, где прожил он до 1741 года (демонстрация изображения немецких городов Марбурга и Фрейберга).
6 ученик:
По возвращении из Германии Ломоносов был принят на работу в Петербургскую Академию наук, где стал читать лекции студентам по географии, химии, горному делу, а также обучал стихотворству и русскому языку.
Но больше всего любил Ломоносов заниматься химией и физикой. Даже построил первую в России химическую лабораторию. Многие открытия были совершены в этой лаборатории
В 1761 году ученые многих стан стали готовиться к редкому небесному явлению – прохождению планеты Венеры перед солнечным диском.
Измеряя время прохождения Венеры, можно было с большой точностью определить расстояние от Земли до Солнца. Вот почему астрономы с волнением готовились к этому событию.
Душой этих приготовлений был Ломоносов. В его распоряжении имелась лишь небольшая зрительная труба да «не густо копченое стекло». И все же он сумел заметить и объяснить то, что не заметили другие астрономы, смотревшие на небо в большие телескопы.
Пять часов наблюдал Ломоносов, как двигалась Венера по раскаленному диску Солнца и сделал замечательное открытие: Венера, подобно Земле окружена плотной и толстой атмосферой. Увлеченный астрономией – наукой о звездах, Ломоносов впоследствии изобрел «ночезрительную трубу» – первый прибор ночного видения, усовершенствовал телескоп.
В учебнике географии мы с вами прочитали о замечательном явлении природы – северном сиянии.
А причину северного сияния впервые сумел разгадать Михаил Васильевич Ломоносов. И даже стихи написал по этому поводу:
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Благодаря Ломоносову каждый ученик сейчас знает, что причина этого явления – свечение разреженных слоев воздуха.
7 ученик:
Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал просвещение в русском народе. Он задумал построить в Москве университет, в котором учились бы не только дворяне, но и дети ремесленников, солдат, купцов и даже крестьян. Университет был открыт весной 1755 года (таблица «Учреждение университета в Москве».
Но самое главное, что все науки в нем преподавались на русском языке.
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха…
Высказывание на доске «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье».
Как вы можете объяснить эти слова М.В. Ломоносова?
8 ученик:
Даже современники Ломоносова с удивлением спрашивали:
- Неужели правда, что Ломоносов – ученый и Ломоносов – поэт - это один и тот же человек?
Многие знали его как поэта, автора громких од и замечательных стихотворений. Ода – это хвалебные стихи, написанные в честь какого – либо человека или события.
Сочинение хвалебных од в честь царей было в те годы делом обычным. Академия наук, в которой работал Ломоносов даже обязана была это делать. Чаще всего стихи поручали написать Ломоносову.
Ломоносов писал оды в честь царя Петра 1, его жены Екатерины 1, царицы Елизаветы и для многих других (таблица «Поэт и художник Ломоносов»)
Вот какое стихотворение было написано к статуе Петра Великого:
Се образ изваян премудрого Героя,
Что ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и, царствуя, служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал Солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества отец;
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
Но настоящую славу принесли Ломоносову не хвалебные оды, а стихи, написанные от всего сердца.
Надо сказать, что стихи, которые писали в начале 18 века были непонятные, читать их было очень трудно. И Ломоносов решил строить стихи по-новому. Они лились у него легко и свободно.
О русском языке он думал непрестанно. Вы помните из моего рассказа, что в те времена все книги писались на иностранных языках, на латыни. Многие слова были непонятны даже ученым людям, что уж говорить о простом народе. И тогда решил Ломоносов написать русскую грамматику. И сегодня на уроках письма вы учите правила, которые когда-то очень давно разработал М. В. Ломоносов.
Много новых русских слов ввел Ломоносов вместо непонятных иностранных, перевел на русский язык учебники, чтобы по ним легче было учиться.
Вместо «антилия пневматическая» стал он говорить «воздушный насос», а вместо» перпендикулы» применил слово «маятник». Он придумал такие слова как: «земная ось», «зажигательное стекло» и многие другие.
9 ученик:
Однажды Ломоносов заехал к графу Воронцову. Тот приехал из Италии и привез картину в золоченной раме. Это была мозаика, изображение, выполненное не красками, а цветными стеклами. Ломоносова так восхитила эта картина, что задумал он и сам создать такую. Но в России в те годы не умели получать цветное стекло. А заграничные мастера секрета не выдавали. И тогда в своей химической лаборатории он приступил к опытам, которые продолжались три года. Наконец удалось получить стекло самых разных цветов и оттенков. Зеленое, нежно-голубое, бледно-пурпуровое, золотое, рубиновое. А вскоре была создана и первая мозаичная картина «Мадонна» из четырех тысяч цветных кусочков.
В лаборатории не хватало места и тогда Ломоносов построил стеклянную фабрику, на которой впоследствии было создано более 40 картин. Самая известная «Полтавская баталия» (демонстрация фрагмента «Петр Первый», стр. 24 книга)
Сейчас в любом магазине вы можете приобрести картину из цветного стекла. И даже не верится, что на разгадку его секрета когда-то ушло целых три года. (демонстрация цветной мозаики, картин в книгах).
Чтобы перечислить все заслуги М. В. Ломоносова не хватит и целого дня.
Вот только немногие из открытий, совершенные этим человеком:
(на доске)
- учение о том, что весь мир состоит из атомов;
- изобретение «ночезрительной трубы»;
- теория о постоянных изменениях земной поверхности под действием «подземного огня»,
- открытие атмосферы на Венере;
- теория самосвечения комет и полярных сияний;
- доказательство возможности Северного морского пути в Индию;
- теория происхождения Древнерусского государства;
- создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка;
- разработка новых стихотворных размеров;
- установление факта, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам и древнерусский язык произошел от славянского языка.
Учитель:
М. В. Ломоносов был самым первым нашим русским академиком, признанным во всех просвещенных государствах того времени.
Перед смертью он написал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».
Как вы думаете, кого называл он «детьми отечества», что значит «пожалеют?»
Детьми отечества называл он нас, его потомков, а пожалеют, значит, будут помнить.
Так и получилось. Прошло 300 лет со дня его рождения, а все просвещенные люди нашей планеты знают, и с благодарностью вспоминают это имя – М. В. Ломоносов.
Деревня Мишанинская, где родился М. В. Ломоносов, теперь село Ломоносово, здесь создан Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова.
Холмогоры:
Холмогорская фабрика художественной резьбы по кости носит имя М. В. Ломоносова.
В Архангельске:
- в центре города установлен памятник Ломоносову;
- драматический театр им. М. В. Ломоносова.
В Санкт-Петербурге:
- мемориальный музей М. В. Ломоносова;
- памятник М. В, Ломоносову на Васильевском острове,
- станция метро «Ломоносовская», площадь Ломоносова, улица Ломоносова, мост Ломоносова.
Город Ломоносов (демонстрация фотографий города), неподалеку от которого была основана Ломоносовым фабрика цветного мозаичного стекла.
В Москве:
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (один из самых лучших в стране);
- Ломоносовский проспект.
Хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане длиной 1800 км, шириной до 200 км.
Минерал «Ломоносовит».
Кем же был этот великий человек? (на доске)
Поэт Художник Философ Историк Филолог Математик
Астроном Физик Химик Геолог Географ…
Вот что писал о Ломоносове А. С. Пушкин:
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. Жажда науки была сильнейшей страстью его души. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он все испытал и все проник»
Судьба М. В. Ломоносова показательна. Труден был его жизненный путь, как и других выдающихся людей России, его современников. Только благодаря сильной воле, необычайной тяге к знаниям, большому таланту удалось пробиться ему к вершинам науки того времени, прославить свой народ, свою страну.
Настоящим патриотом был этот архангельский мужик Михайло Ломоносов.
Отрывок из стихотворения Н. Рыленкова «Ломоносов»
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайла Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Список литературы
Андреева М. С., Короткова М.П. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: «Школьная библиотека», 2006
Осипова А. И. Примеры славных дел: Образ великого ученого, поэта, просветителя. Сценарий мероприятия, посвященного М. В. Ломоносову. Читаем, учимся, играем. – 2001 - № 4.
Ломоносов М.В. Избранное. – М.: Дет лит., 1981
Давыдова М.А. Университетский указ подписан: Театрализованный студенческий «капустник». Читаем, учимся, играем. – 2001.- №7.
http://lenobltrans.narod.ru/lom-ist.html
wikipedia.org/wiki/З
http://review-planet.ru/2011/06/krasivoe-severnoe-siyanie/
nadalex.ru
МБОУ-СОШ № 35 г. Белгорода
300-летию М. В. Ломоносова посвящается…
Разработка внеклассного мероприятия по химии
Разработал: учитель химииЧерных В.Н.
Белгород – 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова
Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности М.В.Ломоносова...
внеклассное мероприятие по математике для 8-11 классов "Ломоносову посвящается..."
Это мероприятие посвящено 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. В ходе вечера было проведено несколько интересных и познавательных конкурсов, викторина, демонстрировались кадры из фильма, п...
300-летию Ломоносова посвящается
Тематическая линейка в честь 300-летия М.В.Ломоносова...
Устный журнал М.В. Ломоносову посвящается
Устный журнал М.В. Ломоносову посвящается...
Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»
1. Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...
Проект в 8 классе (география + информатика) "300 - летию со дня рождения М. В. Ломоносова посвящается...".
Проект в 8 классе (география + информатика) "300 - летию со дня рождения М. В. Ломоносова посвящается...". Подготовлен совместно с учителем географии Воеводиной А. С....
Сценарий вечера "Гимназическая ассамблея «Мои первые университеты» (посвящается М.В. Ломоносову)
Игра "Что? Где? Когда?...