внеклассное мероприятие
методическая разработка (9 класс) по теме

Валентина Николаевна Бакулкина

Умеем ли мы говорить "нет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Умеем ли мы говорить НЕТ

Возраст : 15-16 лет

Место проведения: классная аудитория

Предварительная подготовка: разработать сценарий, подготовить тест, вырезать ромашки, изготовить макет корзинки, оформить  мультимедийную презентацию, подобрать проблемные ситуации в соответствии с темой.

Оформление и оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм «Все в твоих руках», распечатки  тестов – 11 штук, памятка «Алгоритм два О» - 11 штук, макет корзины - 11 шт., ромашки – 11 штук, карточки с описанием проблемных ситуаций – по одной на группу

 Цель: Научить учащихся говорить «нет» в ситуациях, когда это необходимо.

Задачи:

Обучающие:

– Рассмотреть разные конструктивные виды отказов.

– Помочь обучающимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов.

Развивающие:

– Способствовать активному включению учащимися сферы эмоций и чувств, а также ассоциативного мышления.

Воспитательные:

           – Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей);   этики групповой работы; культуру поведения школьников.

Принципы, которых учитель придерживается на мероприятии:

а) Личностно- ориентированные принципы.

  1. Принцип адаптивности.
  2. Принцип развития.
  3. Принцип психологической комфортности.  

б) Деятельностно-ориентированные принципы

  1. Принцип обучения деятельности.
  2. Принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
  3. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

  Используемые приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления обучающихся:

  1. Система вопросов (учитель является модератором беседы и высказываний учеников в течение всего классного часа)
  2. Создание проблемных ситуаций,
  3. Организация диалога.
  4. Разные уровни проблемно-эвристического решения ситуаций.

Планируемые результаты воспитания.

В результате проведения занятия обучающиеся должны научиться:

– Соотносить ситуацию и необходимую форму отказа.

– Вежливо отказывать человеку.

–Гибко   выстраивать  отношения делового сотрудничества.

Ход мероприятия                                                          

Тот, кто не умеет сказать нет,

должен быть назван рабом.

Николя Шамфор,

французский писатель,

       мыслитель

Этапы

мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент.

Актуализация

темы.

2 мин

II. Проведение

теста

2 мин

III. Анализ теста

1 мин

IV. Фронтальная

работа

2 мин

V. Работа в парах

2 мин

VI. Формулировка способов отказа

1 мин

VII. Работа с

презентацией

2 мин

VIII. Слово учителя

1 мин

IX. Работа в мини-группах

3 мин

X. Работа над алгоритмом «Два О»

4 мин

XI. Рефлексия

2 мин

XII. Просмотр притчи «Все в твоих руках»

2 мин

- Здравствуйте, уважаемые собеседники. Николя Шамфор, французский писатель и мыслитель сказал: «Тот, кто не умеет сказать нет, должен быть назван рабом».

-Как вы понимаете эти слова?

Что вас заинтересовало? Взволновало?

Какую проблему поднимает писатель?

Тема нашего занятия «Умеем ли мы говорить нет» Слайд 2

- Какое слово вызывает больше положительных эмоций – «да» или «нет»? А почему?  

- А какое вам легче произнести?

Еще древнегреческий философ Эпиктет подчеркивал: «Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин». В жизни надо уметь говорить «нет».

Вы умеете говорить нет? Предлагаю проверить с помощью теста, умеем ли мы говорить «нет».

Слайд 3

- Есть такие ребята, у кого только слово «да»?  

- Вам трудно было сейчас сказать «нет»?  Почему?

- Бывают ли в жизни ситуации, когда надо сказать «нет»?

- Это ситуации, которые приносят вам вред. Они могут быть разными - потеря времени, неудобства или угроза здоровью.

- Приведите примеры таких ситуаций

Поэтому надо учиться говорить «нет».

-  А какими чертами характера надо для этого обладать? Посоветуйтесь в парах и сформулируйте ответ

Слайд 4

- А сколькими способами можно сказать «нет»? Попробуйте сформулировать способы отказа.

Обратимся к слайду. Слайд 5 

  1. Спасибо, нет!
  2. Сейчас не время.
  3. Назвать причину, почему отказываешь.
  4. Сменить тему разговора.
  5. Сказать НЕТ и уйти прочь.
  6. Игнорировать.
  7. Повторять НЕТ как автомат

Если мы не умеем говорить «нет», то мы будем постоянно оказываться в роли жертвы.

Отказать собеседнику порой бывает нелегко, Иногда нам хочется искренне помочь, и мы делаем это, получая в награду признание, Но бывают случаи, когда мы понимаем, что оказание помощи принесет нам массу неудобств и трудностей. Многие люди считают, что они могут потерять симпатии окружающих, если будут отказывать им в просьбах. На самом деле искренний отказ порой звучит лучше, чем неискреннее согласие.

Попробуем сформулировать разные виды отказа на следующие ситуации. Отказ должен быть метким и кратким, но особенно важно, чтобы он начинался со слова «нет».

Листы с ситуацией берут на столе у учителя

Молодцы. Психологи предлагают специальные упражнения, которые учат детей гибко выстраивать взаимоотношения. Одно из них называется                                        АЛГОРИТМ «ДВУХ О» Слайд 6

Его используют, если вам нужно отказаться от предложения, которое  не совпадает с вашими  интересами?

Как вы откажете своему другу, если он  приглашает на дискотеку, но у вас другие планы?

А если он обидится?

Обратимся к слайду

Алгоритм двух «О» (алгоритм оптимального отказа):

Я – СООБЩЕНИЕ + ОТКАЗ + АРГУМЕНТ + ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

«Мне приятно, что ты меня пригласил + но я не могу пойти + так как у меня важная встреча + пойдем лучше завтра в кино»

Слайд 8

У вас на столе ромашки с 8 лепестками. Эти цветы помогут вам ответить на вопрос «Смогу ли я сказать нет в различных ситуациях». Ваша степень уверенности – это лепестки. На сколько вы в себе уверенны, столько лепестков и оставьте. Предлагаю собрать  букет.

- Ребята, все ли цветы целые? О чем это говорит?

Значит впереди у нас предстоит еще работа на будущее.

- Ребята, умение вовремя сказать нет поможет вам показать свой характер, придаст уверенности в себе. Ведь дальнейшая ваша жизнь зависит только от вас.

Умейте противостоять давлению. Просите помощи, если нужно.

НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ  РЕШАТЬ ЗА ВАС!

Все в ваших руках.

Надеюсь, после сегодняшней беседы вам будет проще в некоторых ситуациях говорить «нет».

Спасибо за работу. До свидания.

Ответы детей

«Нет» - это отказ, мы не получили то, что хотели.

Выполняют тест

( Приложение 1)

(«Нет»)

(«Нет»)   Ответ не заставил отказать человеку, он ни к чему  не обязывал.

-Да.

Приводят примеры

Чтобы научиться говорит «нет» нужно обладать следующими качествами и чертами характера: смелостью, мужеством, рассудком, умением предвидеть, любовью, умением анализировать, делать выводы.

Ответы детей

Формулируют виды отказа на ситуации         ( Приложение 2)

Составление отказа по алгоритму

(Приложение 3)

Работа в мини-группах (по 4 человека)

Составляют букет.

Не все умеют говорить нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...