Воспитание толерантности у несовершеннолетних осужденных
статья на тему

 

Статья посвящена актуальной проблеме - воспитанию у несовершеннолетних осужденных терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФКОУ ВСОШ-2 г. Новый Оскол УФСИН России по Белгородской области

Воспитание толерантности у несовершеннолетних осужденных

Дворяшина Т.Е.

Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Следует отметить  основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости: воспитание открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на сознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности,  интересы и готовность ( если потребуется) их защитить, но с уважением к позициям и ценностям других людей.

Уязвимой сферой человеческих отношений в  нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами.  Проблемы, связанные с формированием этнической толерантности, присущи и  для подросткового возраста. В детской и подростковой среде встречается оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии. Нередко представители другой национальности подвергаются социальной изоляции или изгнанию из социально значимых для них групп или сообществ.

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

Осуществлению и развитию этих основополагающих принципов способствует воспитательная работа в  школе ВК, которая посвящена актуальной проблеме - воспитанию у несовершеннолетних осужденных терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

 В ходе учебной деятельности,  а так же в результате проведения классных  собраний, классных часов, занятий кружков по интересам, различных внеклассных и общешкольных мероприятий  происходит развитие чувства собственного достоинства учащихся и возникает умение уважать достоинство других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование позитивного отношения к своему народу; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы. Несовершеннолетние осужденные получают важную для себя информацию о  способах выхода из конфликтных ситуаций, выражения  своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия. У них  начинается развитие  социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; формируется толерантное  поведение в межэтнических отношениях.

           Несовершеннолетним осужденным присущи  явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость,  пониженная работоспособность и т.д.). Они имеют  пониженный  уровень  интеллектуального  развития,  создающий   трудности   в общении со  сверстниками,  воспитателями,  в  учебе  и  труде,  затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.    

         Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с  одной  стороны, отсутствие интереса к  обучению  или  производительному  труду,  с  другой – демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению  досуга  и  т.д.  Проведение   досуга   несовершеннолетними   правонарушителями   связано    с употреблением алкогольных напитков, наркотиков,  вступлением  в  сексуальные связи и т.п.     У  них   значительно   деформирована эмоциональная     сфера,      наблюдается      эмоциональная      «тупость», нечувствительность  к   страданиям   других,   агрессивность.   Одновременно отмечается эмоциональная  неуравновешенность,  аффективность,  склонность  к неадекватным  ситуации  реакциям.  Часто  отмечаются   также   отрицательные изменения воли и волевых качеств.

Среди несовершеннолетних осужденных  в  последнее  время  наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и  в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и  воспитания. Как    показывают    исследования,     в     абсолютном     большинстве несовершеннолетние   преступники –   это   лица,   обладающие    привычками, склонностями и устойчивыми  стереотипами  антиобщественного  поведения.  

 Задача учителей школы ВК - формирование у наших  учащихся толерантности по отношению к самому себе, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом,  оно сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Ещё одной важной задачей является формирование у несовершеннолетних осужденных способности активно защищать права человека, в достойной форме выражать протест против любых форм дискриминации.

 В воспитательной системе школы особое место отводится духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию как одному из основных средств воздействия на личность. Такая работа ведется прежде всего на уроках,  классных часах, общешкольных мероприятиях. Воспитание вплетено в процесс образования, пронизывает всю деятельность школы. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, способствующим формированию подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма.

 Традиционно я планирую и провожу  классные часы, посвященные знаменательным датам в истории нашего Отечества и людям, вписавшим в нее особые страницы своей творческой и научной деятельностью («День народного единства», «Великие люди России»). Значение таких мероприятий не нуждается в пояснении: они не только воспитывают патриотизм, но и вызывают у учащихся сознание причастности к общенародным делам.

Каждый месяц учителями школы проводятся мероприятия в клубе выходного дня. Спектр направленности их очень широк: и патриотизм, и нравственность, и толерантность, и эстетика. Классные руководители тщательно  продумывают  форму проведения таких мероприятий, привлекают  к их подготовке воспитанниц, стремятся привлекать вновь прибывших, выявляя их склонности и способности («Фольклорные посиделки», «День матери», «Праздник русской зимы», «Профессии, которые мы выбираем» и т.д.)

Большое место в системе школы занимает внутриклассная жизнь, в которой происходит формирование классного коллектива, каждая учащаяся находит свое место. Важное направление нашей работы -  организация взаимоотношений в классном и школьном коллективах, развитие общественной активности  учащихся, организация сотрудничества  и сотворчества педагогического и учительского коллективов.

Для решения задач по перевоспитанию личности осужденного важна  организация работы по самовоспитанию. Интересно прошли по этой теме в моем  классе диспут «Чтобы все в моей жизни было  не зря», беседа «Прекрасно там, где пребывает милосердие», беседа «Я и закон»,   анкета «Самооценка своих нравственных качеств».  В классных уголках освещаются вопросы по самовоспитанию, что  помогает нашим воспитанницам понять значимость и пользу работы над собой.

Учитывая, что большинство наших воспитанниц с ранних лет курили, употребляли алкоголь и наркотики, я в своей работе   уделяю особое внимание пропаганде здорового образа жизни. Интересно прошли   классные часы «За  здоровый образ жизни», «Гигиена. Эстетика. Здоровье».  

Важно, что к подготовке всех дел привлекаются наши воспитанницы, что  способствует развитию полезной инициативы, самостоятельности, ответственности, формированию здоровых отношений между осужденными.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность».  Смысл работы по воспитанию толерантной личности несовершеннолетних осужденных заключается  не просто в обучении подростка толерантному поведению и выработке общей  установки на принятие другого, а необходимость сформировать такое качество  личности, которое можно обозначить как активная толерантность индивида. Её формула: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнёрства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности

Решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношени...

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Толерантность. Основы воспитания толерантности обучающихся.

Если ребёнка принимают и обращаются                                              ...