Воспитание толерантности у несовершеннолетних осужденных
статья на тему
Статья посвящена актуальной проблеме - воспитанию у несовершеннолетних осужденных терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_u_nesovershennoletnih_osuzhdennyh.doc | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ФКОУ ВСОШ-2 г. Новый Оскол УФСИН России по Белгородской области
Воспитание толерантности у несовершеннолетних осужденных
Дворяшина Т.Е.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.
Следует отметить основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости: воспитание открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на сознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, интересы и готовность ( если потребуется) их защитить, но с уважением к позициям и ценностям других людей.
Уязвимой сферой человеческих отношений в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Проблемы, связанные с формированием этнической толерантности, присущи и для подросткового возраста. В детской и подростковой среде встречается оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии. Нередко представители другой национальности подвергаются социальной изоляции или изгнанию из социально значимых для них групп или сообществ.
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.
Осуществлению и развитию этих основополагающих принципов способствует воспитательная работа в школе ВК, которая посвящена актуальной проблеме - воспитанию у несовершеннолетних осужденных терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
В ходе учебной деятельности, а так же в результате проведения классных собраний, классных часов, занятий кружков по интересам, различных внеклассных и общешкольных мероприятий происходит развитие чувства собственного достоинства учащихся и возникает умение уважать достоинство других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование позитивного отношения к своему народу; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы. Несовершеннолетние осужденные получают важную для себя информацию о способах выхода из конфликтных ситуаций, выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия. У них начинается развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; формируется толерантное поведение в межэтнических отношениях.
Несовершеннолетним осужденным присущи явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.). Они имеют пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.
Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой – демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга и т.д. Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п. У них значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная «тупость», нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств.
Среди несовершеннолетних осужденных в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.
Задача учителей школы ВК - формирование у наших учащихся толерантности по отношению к самому себе, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, оно сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Ещё одной важной задачей является формирование у несовершеннолетних осужденных способности активно защищать права человека, в достойной форме выражать протест против любых форм дискриминации.
В воспитательной системе школы особое место отводится духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию как одному из основных средств воздействия на личность. Такая работа ведется прежде всего на уроках, классных часах, общешкольных мероприятиях. Воспитание вплетено в процесс образования, пронизывает всю деятельность школы. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, способствующим формированию подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма.
Традиционно я планирую и провожу классные часы, посвященные знаменательным датам в истории нашего Отечества и людям, вписавшим в нее особые страницы своей творческой и научной деятельностью («День народного единства», «Великие люди России»). Значение таких мероприятий не нуждается в пояснении: они не только воспитывают патриотизм, но и вызывают у учащихся сознание причастности к общенародным делам.
Каждый месяц учителями школы проводятся мероприятия в клубе выходного дня. Спектр направленности их очень широк: и патриотизм, и нравственность, и толерантность, и эстетика. Классные руководители тщательно продумывают форму проведения таких мероприятий, привлекают к их подготовке воспитанниц, стремятся привлекать вновь прибывших, выявляя их склонности и способности («Фольклорные посиделки», «День матери», «Праздник русской зимы», «Профессии, которые мы выбираем» и т.д.)
Большое место в системе школы занимает внутриклассная жизнь, в которой происходит формирование классного коллектива, каждая учащаяся находит свое место. Важное направление нашей работы - организация взаимоотношений в классном и школьном коллективах, развитие общественной активности учащихся, организация сотрудничества и сотворчества педагогического и учительского коллективов.
Для решения задач по перевоспитанию личности осужденного важна организация работы по самовоспитанию. Интересно прошли по этой теме в моем классе диспут «Чтобы все в моей жизни было не зря», беседа «Прекрасно там, где пребывает милосердие», беседа «Я и закон», анкета «Самооценка своих нравственных качеств». В классных уголках освещаются вопросы по самовоспитанию, что помогает нашим воспитанницам понять значимость и пользу работы над собой.
Учитывая, что большинство наших воспитанниц с ранних лет курили, употребляли алкоголь и наркотики, я в своей работе уделяю особое внимание пропаганде здорового образа жизни. Интересно прошли классные часы «За здоровый образ жизни», «Гигиена. Эстетика. Здоровье».
Важно, что к подготовке всех дел привлекаются наши воспитанницы, что способствует развитию полезной инициативы, самостоятельности, ответственности, формированию здоровых отношений между осужденными.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Смысл работы по воспитанию толерантной личности несовершеннолетних осужденных заключается не просто в обучении подростка толерантному поведению и выработке общей установки на принятие другого, а необходимость сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность индивида. Её формула: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнёрства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности
Решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношени...
Статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
Опыт работы в гимназии № 441....
К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.
ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...
Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"
Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....
«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»
Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...
Толерантность. Основы воспитания толерантности обучающихся.
Если ребёнка принимают и обращаются ...