Факультатив "Мир творчества"
рабочая программа (8 класс) по теме

 

Факультатив «Мир творчества» разработан для учащихся 8-х классов. Факультатив включает в себя технику выпиливание лобзиком, художественное выжигание, декорирование в технике «декупаж». Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса направлено на ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_tvorchestva_-_fakultativ.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Архангельская средняя общеобразовательная школа

 Соловецких юнг»

 Факультатив

«Мир творчества»

Учитель

Зуева

Анна Владимировна

г. Архангельск

2011 - 2012

Пояснительная записка

Факультатив «Мир творчества» разработан для учащихся 8-х классов. Факультатив включает в себя технику выпиливание лобзиком, художественное выжигание, декорирование в технике «декупаж». Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса направлено на ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.

Учебно-материальная база мастерских (оборудование, ручные инструменты и др.) позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях общеобразовательной школы.

Техника выпиливание лобзиком довольна проста: благодаря большому количеству вариантов, она незаменима при изготовлении резного декора дома и изготовления предметов быта.
Художественная обработка древесины включает в себя и художественное выжигание, знакомство с техникой декорирования «декупаж». Это доступные и интересные виды декоративного творчества и виды отделки изделий из древесины.

Выжигание очень похоже на рисование, только вместо карандаша используется ручка с электрическим пером. Выжигать можно на плоских, объемных и точеных предметах из древесины. Выжигание хорошо сочетается с выпиливанием лобзиком, раскрашиванием, росписью по дереву.

В домашних условиях, на уроках и курсах по технологии выжигание выполняется с помощью специального прибора – электровыжигателя. На производстве и в художественных мастерских выжигают бытовыми и промышленными приборами, а так же различными наконечниками и штифтами, вставленными в электровыжигатели. Лучший материал для выжигания – древесина липы, тополя, ольхи, каштана, а также фанера различной толщины.

Цель курса: помочь учащимся осмыслить перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности и формировать навыки практического применения знаний в области художественной обработки древесины и декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса: 

  1. сохранение и развитие древнего вида искусства;
  2. формирование умений механической обработки древесины, знаний о применяемых материалах, инструментах, отделочных операциях;
  3. обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности.

Формы проведения занятий:

  1. практические работы;
  2. собеседование;
  3. демонстрация изделий;
  4. проектная деятельность.

Критерии оценивания результативности деятельности учащихся: 

  1. психолого-педагогический анализ деятельности учащихся;
  2. рейтинговые оценки;
  3. выполнение заданий;
  4. защита творческих работ.

После изучения факультатива «Мир творчества» учащиеся должны иметь представление: 

  1. о видах выпиливания лобзиком;
  2. о технологии выжигания по дереву;
  3. о технике и технологии декупажа;
  4. о возможном использовании компьютеров и множительной техники в создании и изготовлении конструкторской документации.

Учащиеся должны знать: 

  1. роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
  2. свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
  3. традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
  4. возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;
  5. роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
  6. правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

Учащиеся должны уметь: 

  1. рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
  2. выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
  3. читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
  4. составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
  5. выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
  6. собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
  7. находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
  8. выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
  9. осуществлять анализ экономической деятельности.

Учебное – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Охрана труда.

1

1

 

2

Выпиливание лобзиком – один из видов декоративно-прикладного искусства.

1

0,5 

0,5

3

Инструменты, материалы, приспособления.

Тренировочное выпиливание.

1

0,5 

0,5

4

Копирование и разметка рисунка. Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов.

1

 

1

5

Алгоритм работы лобзиком.

1

 0,5

0,5

6

Отработка приемов пиления. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру.

1

1

7

Зачистка изделия.

1

1

8

Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки.

1

0,5

0,5

9

Соединение деталей.

1

 

1

10

Самостоятельная разработка одно-, двух-, трехдетальных изделий

1

1

11

Составление эскизов. Копирование и разметка.

1

1

12

Выпиливание деталей

4

0,5

3,5

13

Зачистка изделия.

1

1

14

Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки.

1

1

15

Сборка изделия.

1

1

16

Художественное выжигание по дереву. Противопожарная безопасность. Охрана труда.

1

1

17

Отработка основных приемов выжигания.

1

0,5

0,5

18

Копирование рисунка. Выжигание по образцу.

1

1

19

Выпиливание подставки под горячее.

1

1

20

Декорирование подставки в технике выжигания по дереву.

1

1

21

Техника «декупаж». Инструменты, материалы, приспособления.

1

1

22

Изготовление разделочной доски.

3

0,5

2,5

23

Декорирование разделочной доски в технике «декупаж».

1

1

24

Самостоятельная разработка и изготовление изделия.

4

4

25

Презентация выполненных изделий, подведение итогов факультатива

2

2

 

 

Итого:

34

8,5

25,5

Содержание программы

1. Вводное занятие. Основные правила при работе лобзиком, правила безопасной работы. Народное декоративно – прикладное искусство, художественная обработка древесины и её разновидности. Ознакомление с режимом занятий. Ознакомление с правилами безопасной работы. Просмотр образцов изделий.

2. Выпиливание лобзиком – один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка и оборудование рабочего места.

3.Подготовка инструмента и приспособлений к работе. Основные инструменты и приспособления для выпиливания. Практическая работа: установка пилки лобзика, подбор выпиловочного столика.

4. Копирование и разметка рисунка. Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов и тренировочное выпиливание. Выбор материала и инструмента. Практическая работа: построение линий, крепление выпиловочного столика, выпиливание по разметке.

5. Алгоритм работы лобзиком. Практическая работа: отработка техники пиления.

6. Отработка приемов пиления. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру. Практическая работа: построение окружностей, выпиливание контуров, зачистка деталей.

7. Зачистка изделия. Виды наждачной бумаги. Виды напильников. Практическая работа: зачистка изделия.

8. Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки. Практическая работа: отделка деталей.

9. Соединение деталей. Виды и способы соединений. Качество соединений. Практическая работа: соединение деталей.

 10. Самостоятельная разработка одно- , двух-, трехдетальных изделий. Практическая работа: конструирование и моделирование много-детальных изделий.

11. Составление эскизов. Принципы и правила составления эскизов и технических рисунков. Практическая работа: перенесение рисунка на фанеру или древесину.

12. Выпиливание деталей. Практическая работа: выпиливание деталей по линиям разметки. Сверление отверстий для выпиливания внутреннего контура.

7. Определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, художественные выжигания, сборка изделия. Выбор декоративной отделки. Подготовка материала. Практическая работа: перевод рисунка на материал при помощи копировальной бумаги, выжигание рисунка, сборка изделия.

8. Художественная обработка – роспись изделия. Практическая работа: выполнение отделочных операций с использованием гуаши, масляных красок и лака.

9. Презентация выполненных изделий. Подведение итогов курса. Презентация законченного проекта. Итоги.

Литература

Для учителя:

1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996.
2.
Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.
3.
Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Учпедизд, 1961.
4.
Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное пособие. – Брянск, 1994.
5.
Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
6. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.
7.
Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.

Для учащихся:

1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
2.
Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990.
3.
Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.
4.
Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.
5.
Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963.
6.
Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.
7.
Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....