Факультатив "Мир творчества"
рабочая программа (8 класс) по теме
Факультатив «Мир творчества» разработан для учащихся 8-х классов. Факультатив включает в себя технику выпиливание лобзиком, художественное выжигание, декорирование в технике «декупаж». Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса направлено на ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_tvorchestva_-_fakultativ.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя общеобразовательная школа
Соловецких юнг»
Факультатив
«Мир творчества»
Учитель
Зуева
Анна Владимировна
г. Архангельск
2011 - 2012
Пояснительная записка
Факультатив «Мир творчества» разработан для учащихся 8-х классов. Факультатив включает в себя технику выпиливание лобзиком, художественное выжигание, декорирование в технике «декупаж». Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса направлено на ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.
Учебно-материальная база мастерских (оборудование, ручные инструменты и др.) позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях общеобразовательной школы.
Техника выпиливание лобзиком довольна проста: благодаря большому количеству вариантов, она незаменима при изготовлении резного декора дома и изготовления предметов быта.
Художественная обработка древесины включает в себя и художественное выжигание, знакомство с техникой декорирования «декупаж». Это доступные и интересные виды декоративного творчества и виды отделки изделий из древесины.
Выжигание очень похоже на рисование, только вместо карандаша используется ручка с электрическим пером. Выжигать можно на плоских, объемных и точеных предметах из древесины. Выжигание хорошо сочетается с выпиливанием лобзиком, раскрашиванием, росписью по дереву.
В домашних условиях, на уроках и курсах по технологии выжигание выполняется с помощью специального прибора – электровыжигателя. На производстве и в художественных мастерских выжигают бытовыми и промышленными приборами, а так же различными наконечниками и штифтами, вставленными в электровыжигатели. Лучший материал для выжигания – древесина липы, тополя, ольхи, каштана, а также фанера различной толщины.
Цель курса: помочь учащимся осмыслить перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности и формировать навыки практического применения знаний в области художественной обработки древесины и декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса:
- сохранение и развитие древнего вида искусства;
- формирование умений механической обработки древесины, знаний о применяемых материалах, инструментах, отделочных операциях;
- обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности.
Формы проведения занятий:
- практические работы;
- собеседование;
- демонстрация изделий;
- проектная деятельность.
Критерии оценивания результативности деятельности учащихся:
- психолого-педагогический анализ деятельности учащихся;
- рейтинговые оценки;
- выполнение заданий;
- защита творческих работ.
После изучения факультатива «Мир творчества» учащиеся должны иметь представление:
- о видах выпиливания лобзиком;
- о технологии выжигания по дереву;
- о технике и технологии декупажа;
- о возможном использовании компьютеров и множительной техники в создании и изготовлении конструкторской документации.
Учащиеся должны знать:
- роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
- свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
- традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
- возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;
- роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
- правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
Учащиеся должны уметь:
- рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
- выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
- читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
- составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
- собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
- находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
- выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
- осуществлять анализ экономической деятельности.
Учебное – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Охрана труда. | 1 | 1 |
|
2 | Выпиливание лобзиком – один из видов декоративно-прикладного искусства. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Инструменты, материалы, приспособления. Тренировочное выпиливание. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Копирование и разметка рисунка. Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов. | 1 |
| 1 |
5 | Алгоритм работы лобзиком. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Отработка приемов пиления. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру. | 1 | 1 | |
7 | Зачистка изделия. | 1 | 1 | |
8 | Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Соединение деталей. | 1 |
| 1 |
10 | Самостоятельная разработка одно-, двух-, трехдетальных изделий | 1 | 1 | |
11 | Составление эскизов. Копирование и разметка. | 1 | 1 | |
12 | Выпиливание деталей | 4 | 0,5 | 3,5 |
13 | Зачистка изделия. | 1 | 1 | |
14 | Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки. | 1 | 1 | |
15 | Сборка изделия. | 1 | 1 | |
16 | Художественное выжигание по дереву. Противопожарная безопасность. Охрана труда. | 1 | 1 | |
17 | Отработка основных приемов выжигания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Копирование рисунка. Выжигание по образцу. | 1 | 1 | |
19 | Выпиливание подставки под горячее. | 1 | 1 | |
20 | Декорирование подставки в технике выжигания по дереву. | 1 | 1 | |
21 | Техника «декупаж». Инструменты, материалы, приспособления. | 1 | 1 | |
22 | Изготовление разделочной доски. | 3 | 0,5 | 2,5 |
23 | Декорирование разделочной доски в технике «декупаж». | 1 | 1 | |
24 | Самостоятельная разработка и изготовление изделия. | 4 | 4 | |
25 | Презентация выполненных изделий, подведение итогов факультатива | 2 | 2 |
|
| Итого: | 34 | 8,5 | 25,5 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Основные правила при работе лобзиком, правила безопасной работы. Народное декоративно – прикладное искусство, художественная обработка древесины и её разновидности. Ознакомление с режимом занятий. Ознакомление с правилами безопасной работы. Просмотр образцов изделий.
2. Выпиливание лобзиком – один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка и оборудование рабочего места.
3.Подготовка инструмента и приспособлений к работе. Основные инструменты и приспособления для выпиливания. Практическая работа: установка пилки лобзика, подбор выпиловочного столика.
4. Копирование и разметка рисунка. Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов и тренировочное выпиливание. Выбор материала и инструмента. Практическая работа: построение линий, крепление выпиловочного столика, выпиливание по разметке.
5. Алгоритм работы лобзиком. Практическая работа: отработка техники пиления.
6. Отработка приемов пиления. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру. Практическая работа: построение окружностей, выпиливание контуров, зачистка деталей.
7. Зачистка изделия. Виды наждачной бумаги. Виды напильников. Практическая работа: зачистка изделия.
8. Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки. Практическая работа: отделка деталей.
9. Соединение деталей. Виды и способы соединений. Качество соединений. Практическая работа: соединение деталей.
10. Самостоятельная разработка одно- , двух-, трехдетальных изделий. Практическая работа: конструирование и моделирование много-детальных изделий.
11. Составление эскизов. Принципы и правила составления эскизов и технических рисунков. Практическая работа: перенесение рисунка на фанеру или древесину.
12. Выпиливание деталей. Практическая работа: выпиливание деталей по линиям разметки. Сверление отверстий для выпиливания внутреннего контура.
7. Определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, художественные выжигания, сборка изделия. Выбор декоративной отделки. Подготовка материала. Практическая работа: перевод рисунка на материал при помощи копировальной бумаги, выжигание рисунка, сборка изделия.
8. Художественная обработка – роспись изделия. Практическая работа: выполнение отделочных операций с использованием гуаши, масляных красок и лака.
9. Презентация выполненных изделий. Подведение итогов курса. Презентация законченного проекта. Итоги.
Литература
Для учителя:
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996.
2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.
3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Учпедизд, 1961.
4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное пособие. – Брянск, 1994.
5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
6. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.
7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.
Для учащихся:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990.
3. Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.
4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.
5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963.
6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.
7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»
Учреждения дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....
интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"
интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....
Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"
Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....