Педагогика сотрудничества как основа становления классного коллектива
рабочая программа по теме
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
городского округа Стрежевой, Томской области
Педагогика сотрудничества как основа становления классного коллектива
Автор: Лупандина
Анна Константиновна,
классный руководитель
7 «В» класса
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов XXвека, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Обучение в сотрудничестве названо в педагогике мира наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Она имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения: развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются хорошие результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами.
В современной «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В условиях современной школы главная цель обучения в сотрудничестве – это пробуждение внутренних сил и способностей учеников, использование всех имеющихся возможностей детей в целях всестороннего развития их личности.
В плане воспитания технология сотрудничества актуализирует личность ребенка, формируя в ней общечеловеческие ценности, развивая творческие способности. Педагогика сотрудничества возрождает традиции как национальные, так и культурные, сочетая в себе коллективное и индивидуальное.
Основная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Для меня, как для молодого педагога, эта идея является основополагающей, так как стаж работы у меня невелик и классным руководителем я являюсь впервые. Чем старше становится наш коллектив, тем больше у меня появляется опыта работы с детьми различных возрастных групп, что очень помогает мне и в основной моей деятельности учителя иностранных языков. Совместно работая, мы с ребятами учимся находить общие пути решения различных ситуаций, учимся слушать и слышать друг друга, так как каждый учащийся моего класса – это личность.
Работа с детьми носит комплексный характер, она строится на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога и администрации школы. В планировании совместной деятельности я ориентируюсь на следующие принципы:
Принцип гуманизации воспитанияобеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
Принцип сознательности и активности формирует у учащихся правильное отношение к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного и воспитательного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию детей.
Для полноценного развития ребёнка в коллективе необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя.
Формы работы с родителями
Классные и родительские
собрания
Общешкольные родительские собрания
Индивидуальные
консультации
Совместные праздники
Совместные акции, походы, экскурсии поездки
Работа родителей в Совете Школы
Работа с родительским комитетом
Посещение на дому
Взаимодействие через Net - Город
Основной формой взаимодействия с родителями являются родительские собрания. Их провожу раз в четверть или чаще, по мере необходимости. На первом собрании в новом учебном году обговариваем с родителями состав родительского комитета. Помощь родительского комитета в организации и проведении мероприятий как классного, школьного, так и, конечно, городского уровня очень значительна и неоценима. По решению классного комитета некоторые родители осуществляют сопровождение неблагополучных или, так называемых, «проблемных» детей нашего класса. Особо значима эта мера была в 5 классе, когда у ребят происходила адаптация в среднем звене.
Если у того или иного учащегося нашего класса возникают проблемы или недопонимание в коллективе, провожу перекрестные беседы с родителями и учениками. В этом случае получается ответить на все возникшие вопросы.
Виды и формы работы с детьми по формированию и гармоничному развитию коллектива являются практически аналогичными работе с родителями, однако, учитывая специфику ежедневного, непосредственного общения, в соответствии с учебными целями школы, имеют некоторые отличия.
Свою воспитательную работу я провожу совместно с детскими и юношескими организациями, спортклубами. Внеурочная занятость учеников нашего класса составляет 90 %. Круг интересов ребят разнообразен: они занимаются в спортивных секциях, вокальных кружках, посещают музыкальную и художественную школы.
Наш класс уже третий год сотрудничает со станцией юных туристов. Новые знания и их апробация происходят непосредственно в походе выходного дня и на соревнованиях. Мы также периодически посещаем «Центр экологического воспитания детей», где за играми пополняем свои знания о животных и растениях.
В организации внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях наш класс активно взаимодействует с педагогом-организатором и творческим объединением «Друзья хорошего настроения». Сотрудничество в этой области способствует реализации творческого потенциала ребят.
Проводить коррекционную работу с учащимися мне помогают на школьном уровне социальный педагог и завучи, на городском уровне положительное влияние оказывает городская служба психологической помощи.
Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.
Самоуправление– действие детей, осуществляемое самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения одноклассников.
Цель самоуправления: содействовать развитию ребёнка; организовать эффективное функционирование учебной группы; формировать у учащихся готовность и способность выполнять систему социальных ролей.
Реализуя цели и задачи воспитания, мы организуем работу самоуправления по следующим направлениям: учебно-познавательная, трудовая, общественная, спортивно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность. На первоначальном этапе становления нашего коллектива роли распределялись на основе информации об особенностях детей, их интересах, полученной от классного руководителя начальной школы. Сейчас актив сформирован и относительно стабилен, но, учитывая пожелания учеников, мы можем вносить изменения в состав групп.
Мы живем в современном обществе и просто не можем обойтись без различных новшеств. Помимо использования обычных форм работы, информационная поддержка родителей и детей осуществляется при помощи использования современных интернет-технологий, таких как, применение программы «Net– Город Стрежевой» и социальной сети «vk.com», где ребята создали группу нашего класса. Здесь можно посмотреть фотоотчеты с мероприятий, поговорить на разные темы и уточнить расписание уроков.
Итак, педагогика сотрудничества – это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которым пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Здесь очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью.
Результатом нашей совместной работы с коллективом педагогов, родителей и воспитанников за 2,5 года работы является участие и победа в таких конкурсах и акциях, как: «Быть здоровым – здорово!», «Смотр строя и песни», «Солдатский платок», «Шахматный турнир», конкурс правил дорожного движения «Вираж», викторина ко Дню космонавтики, проект «Красный галстук моей семьи», «Президентские состязания» и во многих других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива»
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональна...
Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Выступление на педагогическом совете...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Доклад на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на развитие личности
роль классного руководителя для учащихся...
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»
Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....