Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку ( класс) на тему
Текст выступления на городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век", Ростов-на-Дону, 2013 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
Кузьменко Н.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №37, кандидат философских наук
В системе дисциплин общеобразовательной школы гуманитарные предметы, в частности, русский язык и литература, играют особую роль и заключают в себе огромный воспитательный потенциал. Именно здесь наиболее гармонично реализуется принцип «воспитания через обучение».
Способы реализации воспитательной функции образования на уроках русского языка и литературы:
Гражданское и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы осуществляется, во-первых, благодаря уникальной метапредметной функции словесности. Предмет «Русский (родной) язык» имеет универсальный, обобщающий характер воздействия на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Воспитательную роль литературы, как и русского языка, трудно переоценить. Так, одной из главных целей изучения предмета «Литература» является формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма…
Воспитательная роль словесности отражена в Стандартах второго поколения, при этом авторы следуют традиционному для отечественной педагогики взгляду на роль языка и литературы в формировании личности человека. Интересным представляется предложенное ниже сопоставление основных положений Стандартов с высказываниями классиков русской литературы о роли словесности в жизни отдельного человека и общества в целом.
Стандарты второго поколения: «Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся» - «Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г.Р. Державин)
«/Русский язык является/…основой самореализации личности…» - «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил» (А.П. Сумароков)
«/Русский язык является/…основой развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности» - «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть» (М. Горький)
«Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества» - «Не условным только звукам учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». (К. Ушинский)
Таким образом, изучение родного языка и литературы традиционно являлось и остаётся на сегодня важнейшим средством воспитания личности. При этом Современные Стандарты актуализируют роль словесности в воспитании духовно развитой личности, обладающей гражданским самосознанием, чувством патриотизма.
Следующим направлением реализации воспитательного потенциала словесности является освоение обучающимися текстов соответствующей проблематики, использование учителем воспитательного потенциала УМК и дополнительной литературы. Преподаватели словесности МБОУ СОШ №37 реализуют воспитательный потенциал учебно-методических комплексов В.Я. Коровиной, М.М. Разумовской с целью духовно-нравственного, патриотического, гражданского образования школьников. Программа по литературе для 5-9 классов (авт. – сост. Коровина В.Я.) содержит темы, тексты, систему вопросов и заданий, которые дают необходимые знания по предмету и вместе с тем приглашают детей задуматься над важными вопросами бытия. Отсутствие случайных, не несущих воспитательной нагрузки литературных произведений облегчает задачу учителя – всё может служить подспорьем в работе по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию учащихся.
Важную роль в воспитательной работе учителя-словесника является организация эстетической и творческой деятельности обучающихся: использование проектного метода, организация и проведение уроков-концертов, литературно-музыкальных вечеров, поощрение исследовательской, поисковой деятельности школьников. Трудно переоценить эстетическую роль произведений словесности, их мощное воздействие на умы и души воспитанников. К этому располагает сама специфика гуманитарного знания – знания о человеке, о мире людей в целом. На уроке происходит непосредственное приобщение ребёнка к многогранному миру культуры, воспитание нравственных качеств личности, причём одинаково важным оказывается как интеллектуальное, так и эмоциональное постижение учебного материала, участие обучающихся в творческой деятельности.
Актуальным представляется вопрос реализации программы патриотического воспитания при подготовке к ЕГЭ. Автор данной статьи в течение нескольких лет готовит выпускные классы к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Анализ содержания текстов, предлагаемых выпускникам в качестве материала для сочинений, показал: около одной трети текстов на экзамене по русскому языку и литературе посвящено патриотической проблематике.
Патриотическая проблематика текстов для анализа и написания сочинений по русскому языку в 2012 (проанализировано 30 вариантов):
- Проблема исторической памяти о Великой Отечественной войне
- Проблема солдатской судьбы
- Проблема сохранения культурного наследия страны
- Проблема подвижничества русских писателей (В чём заключаются нравственные традиции русской литературы?)
- Проблема восприятия/охраны родной природы
- Проблема сохранения духовной культуры народа
- Проблема верности нравственному долгу
- Проблема сохранения чистоты русского языка, русской речи
- Проблема эмиграции, тоски по родине
Патриотическая проблематика текстов для анализа и написания сочинений по литературе в 2012 (проанализировано 10 вариантов)
- Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём произведения сопоставимы со стихотворением А. Блока «На поле Куликовом»
- В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А. Блока «Россия»(1908)
- Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве?»
- Кто из русских поэтов обращается в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
- Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
- В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с героем рассказа «Судьба человека» М. Шолохова?
- Чем близки стихотворению А. Твардовского «Есть имена и есть такие даты…» произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
- В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А. Ахматовой?
- Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М.И. Цветаевой «Родина»(1932)
Итак, при подготовке к ЕГЭ необходимо использовать воспитательный потенциал текстов, предназначенных для анализа на ЕГЭ по русскому языку и литературе. Эта задача особенно актуальна, поскольку в ходе Государственного экзамена по русскому языку и литературе выпускник должен продемонстрировать не только знания по предмету, но и высокий уровень эмоциональной, интеллектуальной, гражданской зрелости.
Таким образом, воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы – одна из важных задач современного учителя-словесника. Сам учебный материал словесности предполагает непосредственный и откровенный разговор о серьёзных вопросах бытия человека. В ходе этого разговора находят вербальное выражение, озвучиваются и осмысливаются те нравственные ценности и смыслы, которые составляют основу мировоззрения современного культурного человека: уважение к истории своего Отечества, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины, желание внести собственный вклад в развитие родной страны.
Литература:
- Примерные программы по учебным предметам. Литертура.5-9 кассы. – М.: Просвещение, 2010. – Стандарты второго поколения.
- Государственный образовательный стандарт/ Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2011
- Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов 2011 М.: «Национальное образование»
- Зинин С.А. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Литература. – М: Астрель, 2012 – (ФИПИ)
- Кузьменко Н.М. Гуманитарные предметы и их влияние на нравственное развитие школьника./ Воспитание духовно-нравственной личности в школе. – Ростов-н/Д, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
"Интегративный подход в воспитании гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Гражданско-патриотическое воспитание...
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
Презентация "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Данная презентация может помочь учителям русского языка и литературы для выступления на ШМО, педсоветах по данной теме....
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педагогическом совете...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы
Воспитание гражданственности и патриотизма это длительный, трудный, но интересный как для ученика, тае и для учителя процесс. Для осуществления данного процесса необходима система в работе педагога....