Ценностные ориентиры современной молодёжи
статья на тему
Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в, процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cennostnye_orientiry_sovremennoy_molodyozhi.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное)
общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Ценностные ориентиры современной молодёжи
Подготовила:
классный руководитель
9Б,12В классов
Табакаева Мария Вячеславна
Михайловка 2012
Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в, процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.
Молодежь как становящийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминации, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К 30-ти годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.
По линии ЮНЕСКО с 1979 года принято свыше 100 документов, касающихся проблем молодежи. В них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовывать свои цели. В одном из документов ООН положение молодежи в мире оценено как «напряженное», молодежь признана одной из наиболее уязвимых в социальном отношении групп населения.
От уровня развития молодежи – физического, умственного, от ее образованности, уровня сознания, ее ценностей, мотивов поведения, социальной активности и т.д. зависят ее возможности воздействовать на развитие общества, вносить вклад в социальный прогресс. Развивать молодежь – значит усиливать инновационный, творческий потенциал молодого поколения, закладывать основы будущего роста, накапливать силы для ускоренного выхода России из тяжелейшего положения. От того, насколько широко и глубоко молодежь включена во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодежи, и общества в целом.
Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе. Ученые считают необходимым учитывать следующее.
1. Молодежь– одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения.
2. В обществе крайне низок престиж образованности, профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к «утечке мозгов», к уходу в «частную жизнь» и в «никуда».
3. Агрессивный национализм стал причиной многих бед, обрушившихся на жителей бывших советских республик и превративший их в «иноязычное население». В результате девальвации почти всех ценностей на первый план выдвигается этнический фактор, формируется пресловутый образ «коварного врага», на которого можно было бы свалить причины всех бед. Национальные идеалы, довольно быстро перерастающие в националистические, как это показывает политическая практика в странах бывших собратьев по Союзу, более привлекательны для молодежи, чем достаточно абстрактные рассуждения о правовом государстве и демократии.
4. Широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум части населения убивает у молодежи веру в свои силы и возможности. Молодой человек не может жить долго в духовном вакууме. Следствием распада социальных связей становится поиск новых ориентиров в религии, колдовстве, мистике. Ярчайшим примером является фанатизм членов секты «Белое братство», готовых пойти на смерть по приказу своих новоявленных «мессий». Несформированность нравственных идеалов, потеря смысла жизни и ценностных ориентации всегда чреваты серьезными последствиями. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания невозможно. Требуется радикальная перестройка общества.
5. У значительной части молодежи складывается представление о неверности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны – это лишь цепь трагических преступлений и обмана. С начала перестройки молодежное сознание, психологически разрушенное с детства бесконечным «театром абсурда», двойной жизнью и двойными стандартами, консервативной педагогикой инстинктивно отторгло всякую «политику», не вникая особенно в ее суть.
6. Молодых обманывают как левые радикалы, так и правые консерваторы, руководители новоявленных партий и неформальных объединений. Борьба идет не только за голоса молодежи, но и за ее взрывоопасную энергию. Из молодежи организуют военизированные отряды, одевают в форму, учат обращаться с оружием.
7. Трудности в экономике – фундамент всех трудностей и основание для политического кризиса. Нельзя построить более совершенное общество на низкой материальной основе.
8. Переход к рыночным отношениям ведет к еще большей дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных, к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения, к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Отказ от распределения молодых специалистов особенно резко сказывается на трудоустройстве девушек. Актуален вопрос о физическом выживании научной интеллигенции. «Утечка мозгов» принимает катастрофический характер.
9. Очень остро стоят проблемы социальных гарантий, обеспеченности трудом, защиты прав молодежи,
создания системы стимулирования выпуска дешевых товаров для детей, подростков, юношей и девушек.
10. По оценкам зарубежных политологов, Россия превращается в некое Чикаго 20-х годов. Латентными, т. е. невыявленными, остаются две трети организованных преступлений. Резко возрастают детская и подростковая преступность, пьянство и наркомания, увеличивается угроза личной безопасности.
11. Численность молодежной популяции к началу XXI века резко сократилась, т.к. падает рождаемость и появляется на свет все больше и больше нездоровых детей. Это расплата и за неблагоприятную экологию, и за «достижения прогресса», и за плохое питание и недоедание родителей.
12. Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит наша молодежь сегодня. Правильная образовательная молодежная политика является залогом стабильности общества. Центральная задача образования состоит в создании условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии. Должна быть обеспечена востребованность народным хозяйством знаний и талантов.
13. Серьезное беспокойство вызывает уровень здоровья подрастающего поколения. Причем каждое следующее поколение менее здорово, чем предыдущее. Острие проблемы здоровья населения перемещается от старшего поколения к младшему, в сферу детства и молодости. На повестке дня – сохранение генофонда нации, вопрос ее физического выживания. После революции, во время первой волны беспризорности, генофонд нации был более или менее в порядке. С его дня у многих беспризорников задержки в развитии, «младенческий интеллект». Возрастает число «приватизированных детей», т. е. выброшенных на улицы после продажи родителями квартир.
14. Для обновления общества крайне важно активизировать интеллектуальный потенциал населения. В этих целях важно повысить престиж и улучшить условия труда ученых, энергичнее внедрять современные формы организации научных исследований, информатизацию общества.
В условиях социально-экономического кризиса, охватившего современную Россию, в исключительно сложной ситуации оказались многие вступающие в жизнь юноши и девушки. Состояние неопределенности и неуверенности в будущем, необходимость платить большие суммы за получение образования, рост безработицы, пренебрежительное отношение правительства к главным жизненным заботам подрастающего поколения приводят к «запрограммированному неблагополучию молодежи».
Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? Что надо делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
В последнее время средства массовой информации не умолкают сообщениями о мировом финансовом кризисе. Однако уже общеизвестно, что экономический кризис общества чаще всего сопровождается кризисом ценностных ориентаций. Устойчивое экономическое, политическое, финансовое развитие страны зависит, прежде всего, от социального фактора, а именно от человеческого потенциала, активной части населения. Так каковы же предпочтения и приоритеты нынешнего человеческого потенциала и, прежде всего, молодого поколения?
1. Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей. В России уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.
Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.
Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.
В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.
Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.
Такая ломка ценностных ориентиров у молодых людей отчетливо вырисовывается среди еще невыработанной устойчивой системы своих нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административно-плановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.
В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.
Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.
2. Что делать? Хотелось бы подчеркнуть, что молодежь сегодня имеет разные ценностные ориентации, которые довольно подвижны. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально–демографических характеристик людей, их уровня социализации, внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). И в этой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторые довольно успешно адаптировались к рыночной экономике, благодаря чему оказались в частном секторе, а кто-то строит карьеру и в государственном секторе. Другие не могут самоопределиться, выбрать правильный жизненный путь. Наряду с такими качествами как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм тесно уживаются грубость, равнодушие, леность, самоуверенность.
Особенности экономики в рыночных условиях хозяйствования таковы, что коренным образом необходимо пересматривать:
- систему ценностей, позволяющих выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
- культуру мышления, представляющую собой духовное образование и характеризующую меру социального развития и чувства ответственности;
- интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности.
Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, демонстрации здорового образа жизни.
Целенаправленная работа должна вестись и со средствами массовой информации с целью освещения позитивных моментов образа жизни. Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбируют личность, вырабатывают конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов.
На формирование ценностей влияют и происходящие в обществе экономические, социальные деформации. Сложные общественные явления, неоднородность политических и экономических процессов влияет на изменения социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности.
Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым. И в этом огромное значение должны сыграть как объективно существующие условия жизнедеятельности, так и последовательная система воспитания и пропаганды новых прогрессивных ценностей.
Жизненные ценности молодежи
Семья
Друзья
Здоровье
Интересная работа
Деньги
Справедливость
Вера
Героизм и герои всегда были важнейшими ценностями в любом обществе и государстве. Молодым людям задавался открытый вопрос о «герое нашего времени». Оказалось, что 82% молодых людей не могут назвать конкретных героев (причем 37% считают, что героев нет вообще, 36% просто не знают таковых, и еще 9% думают, что герои вроде есть, но не знают, кто они).
Несмотря на то, что вера среди основных ценностей у молодежи находится на последнем месте (в условиях ограниченного выбора – не более 3-4 главных ценностей ее выбирает меньшинство, см. табл.), в ответах на прямой вопрос о своей религиозности верующими называют себя более половины молодых петербуржцев (53%) и молодежи Ленинградской области (61%).людей. Среди верующих свыше 90% причисляют себя к православным
Как свидетельствуют данные, 48% молодежи положительно относятся к возможности преподавания в школе основ православной культуры (ОПК), 24% относятся к этому отрицательно, остальные 28% затрудняются ответить. С возрастом число молодых людей, одобряющих преподавание ОПК в школе, растет, в возрасте старше 25 лет таковых уже более половины (52%). Показательно, что в сознании и душе молодых петербуржцев живет убежденность в том, что возмездие за злодеяния неизбежно. Подобная убежденность является свидетельством глубинной веры в несознаваемый принцип справедливости в этой жизни, т.е. элементом морального сознания. В существование возмездия, наказания за злые дела и подлость верят 75% молодых петербуржцев (66% среди юношей и 83% среди девушек).
Одним из важных индикаторов нравственного состояния общества в целом и молодежи в частности является отношение к искусственному прерыванию беременности (аборту): более половины молодых петербуржцев считают искусственное прерывание беременности убийством (53%), среди женщин таких 58%, среди мужчин – 48%.
Еще одним значимым индикатором духовно-нравственного состояния общества, особенно в настоящее время, в условиях аморализма, царящего в СМИ, является отношение к нравственному контролю над содержанием телевизионных программ. За нравственный контроль над телевидением и другими СМИ выступают 80% опрошенных нами молодых людей (среди юношей 72%, среди девушек 89%). Чаще всего за нравственный контроль над СМИ выступают молодые люди с высшим образованием (86%), гуманитарии (88%), домохозяйки (96%), творческие работники (89%), реже всего выступают руководители (50%), военнослужащие (70%) и безработные (68%). При этом 59% молодых людей считают, что современные российские СМИ не способствуют формированию качеств гражданина и патриота. В первую очередь, СМИ, по их мнению, пропагандируют деньги (59%), а ценности семьи (22%), справедливости (8%) и веры (7%) утверждают в последнюю очередь .
В сфере прозы и поэзии лидировали русские авторы. На первом месте был Ф.М.Достоевский, на втором – М.А.Булгаков и на третьем – А.С.Пушкин. Среди других классиков чаще всего называли Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова и И.С.Тургенева.
Из современных литераторов чаще всего упоминали Д. Донцову и Б. Акунина – авторов оригинальных детективных романов, затем писателей В.Пелевина и В.Пикуля. Характерно, что скандально-вульгарные авторы упоминались не более одного-двух раз. Среди западных писателей лидировали Дж.Р.Толкиен и С.Кинг.
Артистический мир был представлен, в основном, российскими и американскими актерами, причем американцев было больше, ибо американское кино царит на российском телевидении и в нашем кинопрокате.
Данные исследований вообще свидетельствуют о явных противоречиях в общественном сознании современной российской молодежи, а также о наличии значимых различий между ее разными социально-ментальными группами.
Современный молодой человек (пока большинство молодых людей) в России, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, покинув эти «оазисы», – на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга он оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает навязчивая двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются «наслаждение», «соблазн», «искушение». Активно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки (всевозможные джин-тоники, «энергетические» напитки и т.п.) и продукты. Визуальный и вербальный ряды этой рекламы порой просто поражают своей пошлостью и бесстыдством.
Российское телевидение отличается особой аморальностью и бесчеловечностью. Вульгарные реалити-шоу, пропагандирующие паразитизм, безответственность и бессмысленную развлекаловку (пресловутый «Дом-2», с «учителем жизни» Ксенией Собчак). Бесконечные сериалы о бандитах и мошенниках, нашествие сексуальной пропаганды, в том числе гомосексуальной, особенно поразительной в стране, где смертность в два раза превышает рождаемость. В последнее время к развращению молодежи активно подключились и средства мобильной связи.
Таким образом, в свете системного подхода и практики речь должна идти о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в реализации подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью.
Очевидно, что должны стать постоянными конкурсы грантов для молодых и не только молодых журналистов и рекламистов по созданию просоциальных воспитывающих, социализирующих программ и рекламных клипов на телевидении и радио или, например, уличных рекламных стендов, где рекламировались бы и показывались достоинства, польза и красота здорового и честного образа жизни, добрых человеческих отношений, полноценного труда и творчества. Частью такой воспитательной деятельности должна стать и работа с молодой семьей, утверждение ценностей и традиций дружной любящей семьи с двумя-тремя детьми. Это и воспитание на примерах реальных героев нашего времени, которых пока неспособно показать российское телевидение, превратившееся в машину вульгарного шоу-бизнеса. Это и возрождение значимости честного труда и его мастеров во всех видах человеческой деятельности, а не только на эстраде и в спорте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду.Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...
Ценностные ориентиры современного образования.(статья)
Статья о ценностных ориентирах современного образавания с учетом ФГОС...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине История ОГСЭ.02 "Духовные ориентиры современной молодёжи"
Открытый урок в форме круглого стола направлен на духовно-нравственное развитие личности студента. Разработка содержит методические рекомендации и сценарий круглого стола....
Статья "Молодежь и трансформация ценностных ориентиров современного общества"
Статья на международную научно-практическую конференцию. Молодежь и трансформация ценностных ориентиров современного общества...
Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»
В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...
Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»
В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...
«Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»
laquo;Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»...