Игра "Юный филолог" (9 класс)
занимательные факты (9 класс) по теме
Занимательные и познавательные задания по русскому языку и литературе выявят юных филогов Вашего класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_filolog_igra__9_klass.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Юный филолог» ( 9 класс )
Русский язык.
1. Решите «смысловые пропорции»:
класть : лежать = ? : гореть
лечить : болеть = чистить : ?
(За каждую правильно решенную пропорцию – по 1 баллу.)
2. В древнем языке всех славян был глагол ЗЫБАТИ, который означал «качать, колебать».
Назовите слова современного русского языка с тем же корнем.
(За каждое правильное слово – по 1 баллу)
3. Закончите фразеологизмы:
БУРЯ В …………………..
НЕ МУДРСТВУЯ ………..
ЖДАТЬ У ………………
ОВЧИНКА ……………….
РОГ ………………….
КАЛИФ НА ………..
РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ ………..
ПРИНЯТЬ ЗА …………….
ИМЕЮЩИЙ УШИ ………………
КИСЕЙНАЯ ……………….
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
4. Иностранцы часто не могут понять разницы между глаголами СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ.
Как бы вы им объяснили?
(За правильный ответ – 1 балл.)
5. Исправьте речевые и грамматические ошибки.
а) Винни-Пух громко пел песенку, который уже поднялся к дуплу.
б) Вечером стало холодно, поэтому пришлось одеть пальто.
в) Он подробно рассказал нам свою биографию жизни.
г) Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.
(За каждый правильный ответ по 1 баллу.)
6. К каким частям речи относятся слова: ДОСТОИН и УДОСТОЕН?
(За каждый правильный ответ по 1 баллу.)
7. Как правильно написать: В «ПЕСНЕ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» или В «ПЕСНИ О ВЕЩЕМ
ОЛЕГЕ»?
(За правильный ответ – 1 балл.)
8. Докажите, что слово ЭФИОП нерусского происхождения.
(За каждый правильный признак по 1 баллу.)
9. Укажите, какие варианты расстановки знаков препинания могут быть в предложении:
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
(За каждый правильный вариант по 1 баллу.)
10. Составьте предложение с однородными членами, употребив в качестве обобщающего
слова УЧЕНЫЕ-ЯЗЫКОВЕДЫ (или ЛИНГВИСТЫ).
(За каждую фамилию – 1 балл)
Литература.
1. К какому направлению в литературе относится раннее творчество А.С.Пушкина?
2. Кому из своих литературных наставников А.С.Пушкин посвятил следующие строки:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается старость ?
3. К какому циклу своих произведений А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа слова из
комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
4. Как называется стихотворение А.С.Пушкина, в основе которого лежит летописное
сказание, помещенное в V главе I тома «Истории государства Российского»
Н.М.Карамзина?
5. О ком из своих великих современников вспоминает А.С.Пушкин во 2-ой главе своего
«Путешествия в Арзрум во время похода 1829 года»: «Он погиб под кинжалами
персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три
дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной
пистолетною пулею»?
6. Какой художественный приём использует автор «Слова о полку Игореве» при описании
князя Всеволода: «Куда, Тур, ни поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там
лежат головы поганых половцев»?
7. Кому из поэтов XIX века принадлежат автобиографические строчки:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина ?
8. Угадайте автора следующего отрывка: «Проснулся на другой день он уже довольно
поздним утром. Солнце сквозь окно блистало ему прямо в глаза, и мухи, которые вчера
спали спокойно на стенах и на потолке, все обратились к нему: одна села ему на губу,
другая на ухо, третья норовила как бы усесться на самый глаз, ту же, которая имела
неосторожность подсесть близко к носовой ноздре, он потянул впросонках в самый
нос, что заставило его крепко чихнуть, - обстоятельство, бывшее причиною его
пробуждения».
9. Кому из великих полководцев-современников А.С.Пушкин посвятил следующие
строки:
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала!.. Он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал ?
10. Кем был Антуан де Сент-Экзюпери по роду занятий?
Конкурс капитанов.
Найдите соответствие фразеологизмов и их источников.
1. | Мифы Древней Греции | Хоть видит око, да зуб неймет | |
2. | Библия | Ахиллесова пята | |
3. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Запретный плод | |
4. | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…» | Легкость в мыслях необыкновенная | |
5. | М.Ю.Лермонтов «Бородино» | Остаться у разбитого корыта | |
6. | И.А.Крылов «Лиса и виноград» | Ушки на макушке | |
7. | А.С.Грибоедов «Горе от ума» | В путь-дорогу снарядился | |
8. | Н.В.Гоголь «Ревизор» | На деревню дедушке | |
9. | А.П.Чехов «Ванька» | У сильного всегда бессильный виноват | |
10. | И.А.Крылов «Волк и Ягненок» | С чувством, с толком, с расстановкой |
Правильные ответы
Русский язык.
1. класть : лежать = зажигать : гореть
лечить : болеть = чистить : пачкать
(За каждый правильный ответ – по 1 баллу.)
2. Зыбь, зыбучий, зыбкий, незыблемый, зыбко, зыблеть, зыбка(=люлька).
(За каждое слово - по 1 баллу.)
3.
Буря в стакане воды
Не мудрствуя лукаво
Ждать у моря погоды
Овчинка выделки не стоит
Рог изобилия
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
Калиф на час
Рожденный ползать летать не может
Принять за чистую монету
Имеющий уши да слышит
Кисейная барышня.
4. Смотреть – направлять взгляд, чтобы увидеть (или: можно смотреть, но ничего не видеть); ВИДЕТЬ – замечать что-либо (или: смотреть «со смыслом»).
(За правильный ответ – 1 балл.)
5. а) Винни-Пух, который уже поднялся к дуплу, громко пел песенку
б) Вечером стало холодно, поэтому пришлось надеть пальто.
в) Он подробно рассказал нам свою биографию.
г) Человек, закаляющийся с детских лет, всегда здоров и бодр.
(За каждый правильный ответ по 1 баллу.)
6. ДОСТОИН–краткое прилагательное (ср.: достойный), УДОСТОЕН–краткое причастие (ср.: удостоенный).
(За каждый правильный ответ по 1 баллу.)
7. В «ПЕСНИ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» ( от ПЕСНЬ – III склонение).
(За правильный ответ – 1 балл.)
8. 1) Звук [Э] в начале слова;
2) Согласный звук [Ф];
3) Рядом два гласных звука [И] и [О].
(За каждый правильный признак по 1 баллу.)
9. 5 вариантов:
Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись, среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге, вскочил он с постели.
(За каждый правильный вариант по 1 баллу.)
10. (В.И.Даль, Л.В.Щерба, А.А.Потебня и др.)
(За каждую фамилию - по 1 баллу.)
Литература.
1. Романтизм.
2. В.А.Жуковскому.
3. «Повести Белкина».
4. «Песнь о вещем Олеге».
5. А.С.Грибоедов.
6. Гипербола.
7. М.Ю.Лермонтов.
8. Н.В.Гоголь.
9. Наполеону.
10. Лётчик.
Конкурс капитанов.
1. | Мифы Древней Греции | Хоть видит око, да зуб неймет | 6 |
2. | Библия | Ахиллесова пята | 1 |
3. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Запретный плод | 2 |
4. | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…» | Легкость в мыслях необыкновенная | 8 |
5. | М.Ю.Лермонтов «Бородино» | Остаться у разбитого корыта | 3 |
6. | И.А.Крылов «Лиса и виноград» | Ушки на макушке | 5 |
7. | А.С.Грибоедов «Горе от ума» | В путь-дорогу снарядился | 4 |
8. | Н.В.Гоголь «Ревизор» | На деревню дедушке | 9 |
9. | А.П.Чехов «Ванька» | У сильного всегда бессильный виноват | 10 |
10. | И.А.Крылов «Волк и Ягненок» | С чувством, с толком, с расстановкой | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КВН юных филологов" 6 класс
"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников. Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...
План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»
План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология» МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры 2013 - 2014 уч.г....
Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебник английского языка для 5 класса общеобраз. школ
Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебн...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...