Игра "Юный филолог" (9 класс)
занимательные факты (9 класс) по теме

Занимательные и познавательные задания по русскому языку и литературе выявят юных филогов Вашего класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_filolog_igra__9_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Юный филолог»  ( 9 класс )

Русский язык.

1. Решите «смысловые пропорции»:

класть : лежать = ? : гореть

лечить : болеть = чистить : ?

(За каждую правильно решенную пропорцию – по 1 баллу.)

2. В древнем языке всех славян был глагол ЗЫБАТИ, который означал «качать, колебать».  

    Назовите слова современного русского языка с тем же корнем.

(За каждое правильное слово – по 1 баллу)

3. Закончите фразеологизмы:

БУРЯ  В …………………..

НЕ МУДРСТВУЯ ………..

ЖДАТЬ У ………………

ОВЧИНКА ……………….

РОГ ………………….

КАЛИФ НА ………..

РОЖДЁННЫЙ ПОЛЗАТЬ ………..

ПРИНЯТЬ ЗА …………….

ИМЕЮЩИЙ УШИ ………………

КИСЕЙНАЯ ……………….

 (За каждый правильный ответ – 1 балл.)

4. Иностранцы часто не могут понять разницы между глаголами СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ.

    Как бы вы им объяснили?

(За правильный ответ – 1 балл.)

5. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

    а) Винни-Пух громко пел песенку, который уже поднялся к дуплу.

   б) Вечером стало холодно, поэтому пришлось одеть пальто.

   в) Он подробно рассказал нам свою биографию жизни.

   г) Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.

(За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

6. К каким частям речи относятся слова: ДОСТОИН и УДОСТОЕН?

(За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

7. Как правильно написать: В «ПЕСНЕ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» или В «ПЕСНИ О ВЕЩЕМ

    ОЛЕГЕ»?

(За правильный ответ – 1 балл.)

8. Докажите, что слово ЭФИОП нерусского происхождения.

(За каждый правильный признак по 1 баллу.)

9. Укажите, какие варианты расстановки знаков препинания могут быть в предложении:

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

(За каждый правильный вариант по 1 баллу.)

10. Составьте предложение с однородными членами, употребив в качестве обобщающего  

      слова УЧЕНЫЕ-ЯЗЫКОВЕДЫ (или ЛИНГВИСТЫ).

(За каждую фамилию – 1 балл)

 

Литература.

1. К какому направлению в литературе относится раннее творчество А.С.Пушкина?

2. Кому из своих литературных наставников А.С.Пушкин посвятил следующие строки:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается старость ?

3. К какому циклу своих произведений А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа слова из

    комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

4. Как называется стихотворение А.С.Пушкина, в основе которого лежит летописное

    сказание, помещенное в V главе I тома «Истории государства Российского»

    Н.М.Карамзина?

5. О ком из своих великих современников вспоминает А.С.Пушкин во 2-ой главе своего  

    «Путешествия в Арзрум во время похода 1829 года»: «Он погиб под кинжалами

    персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три    

    дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной

    пистолетною пулею»?

6. Какой художественный приём использует автор «Слова о полку Игореве» при описании

    князя Всеволода: «Куда, Тур, ни поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там  

    лежат головы поганых половцев»?

7. Кому из поэтов XIX века принадлежат автобиографические строчки:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина ?

8. Угадайте автора следующего отрывка: «Проснулся на другой день он уже довольно

    поздним утром. Солнце сквозь окно блистало ему прямо в глаза, и мухи, которые вчера

    спали спокойно на стенах и на потолке, все обратились к нему: одна села ему на губу,

    другая на ухо, третья норовила как бы усесться на самый глаз, ту же, которая имела

    неосторожность подсесть близко к носовой ноздре, он потянул впросонках в самый

    нос, что заставило его крепко чихнуть, - обстоятельство, бывшее причиною его

    пробуждения».

9. Кому из великих полководцев-современников А.С.Пушкин посвятил следующие

    строки:

Да будет омрачен позором

Тот малодушный, кто в сей день

Безумным возмутит укором

Его развенчанную тень!

Хвала!.. Он русскому народу

Высокий жребий указал

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал ?

10. Кем был Антуан де Сент-Экзюпери по роду занятий?

Конкурс капитанов.

Найдите соответствие фразеологизмов и их источников.

1.

Мифы Древней Греции

Хоть видит око, да зуб неймет

2.

Библия

Ахиллесова пята

3.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Запретный плод

4.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»

Легкость в мыслях необыкновенная

5.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Остаться у разбитого корыта

6.

И.А.Крылов «Лиса и виноград»

Ушки на макушке

7.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

В путь-дорогу снарядился

8.

Н.В.Гоголь «Ревизор»

На деревню дедушке

9.

А.П.Чехов «Ванька»

У сильного всегда бессильный виноват

10.

И.А.Крылов «Волк и Ягненок»

С чувством, с толком, с расстановкой

Правильные ответы

Русский язык.

1. класть : лежать = зажигать : гореть

лечить : болеть = чистить : пачкать

(За каждый правильный ответ – по 1 баллу.)

2. Зыбь, зыбучий, зыбкий, незыблемый, зыбко, зыблеть, зыбка(=люлька).

(За каждое слово - по 1 баллу.)

3.

    Буря в стакане воды

    Не мудрствуя лукаво

    Ждать у моря погоды

    Овчинка выделки не стоит

    Рог изобилия

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

    Калиф на час

    Рожденный ползать летать не может

    Принять за чистую монету

    Имеющий уши да слышит

    Кисейная барышня.

4. Смотреть – направлять взгляд, чтобы увидеть (или: можно смотреть, но ничего не видеть); ВИДЕТЬ – замечать что-либо (или: смотреть «со смыслом»).

(За правильный ответ – 1 балл.)

5. а) Винни-Пух, который уже поднялся к дуплу, громко пел песенку

   б) Вечером стало холодно, поэтому пришлось надеть пальто.

   в) Он подробно рассказал нам свою биографию.

   г) Человек, закаляющийся с детских лет, всегда здоров и бодр.

(За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

6. ДОСТОИН–краткое прилагательное (ср.: достойный), УДОСТОЕН–краткое причастие (ср.: удостоенный).

(За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

7. В «ПЕСНИ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ» ( от ПЕСНЬ – III склонение).

(За правильный ответ – 1 балл.)

8. 1) Звук [Э] в начале слова;

    2) Согласный звук [Ф];

    3) Рядом два гласных звука [И] и [О].

(За каждый правильный признак по 1 баллу.)

9.     5 вариантов:               

                      Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись, среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге, вскочил он с постели.

(За каждый правильный вариант по 1 баллу.)

10. (В.И.Даль, Л.В.Щерба, А.А.Потебня и др.)

(За каждую фамилию - по 1 баллу.)

Литература.

1. Романтизм.

2. В.А.Жуковскому.

3. «Повести Белкина».

4. «Песнь о вещем Олеге».

5. А.С.Грибоедов.

6. Гипербола.

7. М.Ю.Лермонтов.

8. Н.В.Гоголь.

9. Наполеону.

10. Лётчик.

Конкурс капитанов.

1.

Мифы Древней Греции

Хоть видит око, да зуб неймет

6

2.

Библия

Ахиллесова пята

1

3.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Запретный плод

2

4.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»

Легкость в мыслях необыкновенная

8

5.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Остаться у разбитого корыта

3

6.

И.А.Крылов «Лиса и виноград»

Ушки на макушке

5

7.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

В путь-дорогу снарядился

4

8.

Н.В.Гоголь «Ревизор»

На деревню дедушке

9

9.

А.П.Чехов «Ванька»

У сильного всегда бессильный виноват

10

10.

И.А.Крылов «Волк и Ягненок»

С чувством, с толком, с расстановкой

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КВН юных филологов" 6 класс

"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников.  Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры  2013 - 2014 уч.г....

Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебник английского языка для 5 класса общеобраз. школ

Рабочая программа предметной области «Филология» по английскому языку для 5 класса с учетом ФГОС (Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский язык: Spotlight(Английский в фокусе): Учебн...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...