Калейдоскоп профессий.
методическая разработка по теме
ТЕМА: КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ
Цель: расширить и закрепить знания детей о труде представителей различных профессий: повара, врача, учителя, водителя, библиотекаря; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. Обратить внимание детей на художественные произведения, посвящённые профессиям.
Оборудование:выставка книг о профессиях, плакат с пословицами, поговорками о профессиях.
ХОД УРОКА.
Библиотекарь:
Дорогие ребята! Сегодня с вами поговорим о профессиях. Как вы думаете, что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие бывают профессии?
(Ответы учащихся)
Верно, профессий очень много, мы сегодня и поговорим о таких профессиях, как учитель, врач, водитель, библиотекарь, повар.
Библиотекарь:
Сейчас я вам расскажу о самой «вкусной» профессии на свете. Какая это профессия? (Ответы учащихся)
Правильно! Это профессия повара.
Повар – мастер щей, борщей
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.
Повар и в самом деле всё умеет приготовить вкусно, умеет аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт. Как вы думаете, трудная эта работа или лёгкая?
(Ответы учащихся)
Библиотекарь:
Профессия повара трудная, потому что необходимо многое знать, иметь хорошую память. Скажите, а какие учебные предметы важны для будущего повара?
(Ответы учащихся: математика, русский язык, иностранный язык, география)
Библиотекарь:
Правильно. Повар должен хорошо знать математику, так как ему часто приходится рассчитывать время приготовления блюда, а также количество продуктов, необходимых для приготовления определённого числа порций; русский язык – чтобы грамотно писать, иностранный язык – чтобы уметь прочитать названия иностранных блюд; география нужна повару для того, чтобы знать страну, где это блюдо родилось, знать национальные блюда.
Библиотекарь:
А теперь давайте решим с вами несколько задачек.
1. Яйцо варится 15 минут. Сколько потребуется времени, чтобы сварить два яйца? (15 минут).
2. Самовар закипает за 30 минут. Кипятить в нём воду начали в 6 часов вечера. Когда можно пригласить гостей к столу? (Гостей можно пригласить к столу в половине седьмого вечера).
Библиотекарь:
Молодцы! А как вы думаете, какими способностями должен обладать повар? (Ответы учащихся)
Библиотекарь:
Повар должен быть внимательным. Чтобы блюдо, которое готовит повар, получилось вкусным, ему необходимо внимательно следить за процессом его приготовления. Хороший повар может на глаз определить качество и степень готовности изделий. Память позволяет повару запомнить сотни рецептов на все случаи жизни. Попробуйте запомнить, например, такой рецепт.
«Весёлый торт»
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь, как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко,
Их весёлкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй всё а прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек,
Непременно захохочет!
Е. Писаревская
Библиотекарь:
Как видите, рецепт запомнить действительно непросто, нужно иметь хорошую память.
Писатель Борис Заходер написал об этой профессии такое стихотворение, которое называется «Повара».
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого:
Это раз – и готово!
(Если мама готовит обед).
Но бывает, что некогда маме,
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чём секрет) –
Очень трудно готовить обед!
Библиотекарь:
Некоторые ребята могут подумать, что повар – нетрудная профессия! Каждый день они видят, как мама или бабушка готовят завтрак, обед, ужин: варят щи или жарят на сковородке картошку. Но одно дело – приготовить вкусный обед на три - четыре человека, и совсем другое – на сто, двести человек! Старинная русская пословица говорит: «Добрый повар стоит доктора». Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся).
Библиотекарь:
Правильно! От питания во многом зависит здоровье человека.
Питание всухомятку, на бегу, не вовремя может привести к болезням желудка, так же как и питание однообразное, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ.
Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Чего там только нет! И электропечи, и холодильные установки, и автоматы для приготовления теста, и разнообразные смесители, и автоматические ножи для чистки и резки овощей. Но есть у поваров и ручные орудия труда – длинные вилки с двумя зубьями для мяса, огромная разливательная ложка для супов. А варятся супы, щи, каши в не кастрюлях, а в огромных котлах!
Работа повара требует чистоты во всём. Нельзя приступать к приготовлению еды в грязной одежде, с немытыми руками, с непокрытой головой. Поэтому у повара есть специальная одежда: поварской колпак, халат или фартук.
Ученик читает стихотворение:
Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это –
Быть поваром – нелёгкий труд!
Библиотекарь:
А сейчас мы поговорим о самой «доброй» профессии.
Чтение стихотворения:
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет врач!
Библиотекарь:
Ребята, а чем занимается врач?
(Ответы учащихся).
Библиотекарь:
Правильно, врач лечит людей, маленьких и больших. Это очень трудная и очень древняя профессия. Ей пять тысяч лет. В старину врачей считали волшебниками. Здоровье – это самое дорогое, что дано человеку природой. Каждый человек должен беречь своё здоровье. А врачи нам в этом помогают. Врачи – это очень добрые люди. Они всё время думают о нас, заботятся о нашем здоровье, следят, чтобы мы не болели.
Все медицинские работники должны соблюдать чистоту. Врачи, приходя на работу, надевают белые халаты. Руки врача должны быть чистыми, поэтому в медицинском кабинете есть раковина, мыло и чистое полотенце.
У врачей много предметов-помощников, без которых невозможно оказать людям медицинскую помощь. Давайте с вами вместе вспомним, какие предметы-помощники вы знаете?
(Ответы учащихся).
Библиотекарь:
Это такие предметы, как градусник, стетоскоп (слушать лёгкие и сердце), специальные палочки, чтобы смотреть горло. У писателя Валерия Берестова есть замечательное стихотворение, которое называется «Доктор Лебедев».
Ученик читает стихотворение:
К нам доктор Лебедев пришёл.
Он шляпу снял. Он сел за стол.
Не понимаю ничего.
Мы с братом смотрим на него,
Он без халата. Он с женой.
Он не спросил: «А кто больной?
И раскрывать не нужно рот,
Когда он ложечку берёт.
Он нам не сделает укол,
Он просто в гости к нам пришёл.
Он просто гость. Но странный гость,
Который видит нас насквозь.
Библиотекарь:
Чтобы стать врачом, нужно учиться в медицинском институте. И очень хорошо учиться! Ведь от врачей зависит здоровье и жизнь людей. Врач должен много знать и уметь. Нужно уметь распознать, что за болезнь человека мучает. Нужно выбрать самые лучшие лекарства и научить больного, как вести себя, чтобы поскорее выздороветь. Самое главное для врача – это любить и жалеть других людей и хотеть им помочь стать здоровыми. Врач должен быть очень хорошим человеком, весёлым, дружелюбным.
Библиотекарь:
А теперь назовите профессии, которые имеют отношения к школе. Правильно, в школе можно встретить людей различных профессий. Это психолог, завхоз, учитель, повар, библиотекарь, логопед, уборщица и т.д. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о какой профессии мы сейчас будем говорить.
Профессии важнее нет:
Он ходит в школу много лет,
Всегда – с весёлой детворой,
Ей открывает мир большой.
Несёт он знания и свет,
Всегда готов нам дать совет.
Его привыкли уважать.
Кто он, вы можете назвать? (Учитель)
Библиотекарь:
Правильно, это профессия учителя. Учитель – очень важный для вас человек. А почему? Он поможет сделать самые первые, самые трудные шаги по «лестнице знаний». С ним вместе вы учитесь писать, считать. Первый учитель – это друг, советчик, он не только учит, но и воспитывает вас. Он проводит с вами весёлые праздники, отмечает дни рождения. У школьников 1-4 классов один учитель, и он обучает вас многому: чтению, письму, математике. Спросите у своих родителей, помнят ли они свою первую учительницу? Наверное, они скажут «да» и даже назовут её имя. Чтобы получить профессию учителя, нужно закончить педагогический институт. Хороший учитель не только сам много знает, но ещё умеет правильно передать свои знания детям. Знает, как сделать так, чтобы ученик не отвлекался, чтобы ему было интересно на уроке. Работа учителя очень трудная и ответственная, потому что именно учитель даёт первые знания будущим космонавтам, учёным, капитаном, писателям и людям других профессий.
Библиотекарь:
А теперь познакомимся с профессией библиотекаря. Что делает библиотекарь? Важная ли это профессия?
(Ответы учащихся).
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово «библиотекарь» происходит от слова «библия», что означает «книга». Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная библиотека – Российская государственная, в ней собраны миллионы книг, старинных и современных. Есть в столице Историческая библиотека, в которой представлены книги, связанные с историей. Но мне бы хотелось поговорить с вами о работе библиотекаря в детской и школьной библиотеках. Посещали ли вы когда-нибудь детскую библиотеку? Расскажите об этом посещении.
(Ответы учащихся).
Библиотекарь:
Сколько бы ни было у вас дома книг, в библиотеке их намного больше. Представьте, что вы пришли с мамой в библиотеку. В чём состоит работа библиотекаря? Он выдаёт книги. Он постоянно обращается с читателями, отвечает на вопросы, советует, какую книгу прочитать. Ведь книга помогает юному читателю узнать новое и интересное. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, о новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей. Библиотекарь оформляет красочные книжные выставки, посвящённые юбилеям писателей. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Пожалуй, самый большой праздник детской книги – это «Книжкина неделя», которая проходит ежегодно, весной.
Ученик читает стихотворение:
Мы пришли на праздник
Книжкиной недели.
Как красиво книжки
Художники одели!
Стены украшают
Звёздочки, флажки.
Нам поэт читает
Новые стихи.
Библиотекарь:
Какими качествами должен обладать библиотекарь?
Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Библиотекарь должен обладать великолепной памятью – ведь ему нужно помнить, где находится та или иная книга. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю, быть общительным.
Библиотекарь:
Дорогие ребята! Попробуйте разгадать такую загадку.
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год.
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт. (Водитель)
Библиотекарь:
Что это за профессия – водитель? Опишите её. (Ответы учащихся).
Эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предполагает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, содержать машину в чистоте, находить и устранять неисправности). Правила дорожного движения водитель обязан знать хорошо и никогда не нарушать их! Особенно на улицах большого города, где много машин и пешеходов. Водитель, который работает таксистом, возит людей по городу. Он хорошо знает все городские улицы и переулки. Грузовой автомобиль гораздо больше и мощнее легкового. Управлять такой большой машиной не так-то просто! Поэтому водители грузовиков имеют очень высокую квалификацию. Послушайте стихотворение С.А. Васильевой об этой профессии.
Раз мне задали вопрос:
«Ты уже совсем подрос,
Кем ты хочешь в жизни быть?»
Буду транспорт я водить,
Личный или городской –
Транспорт нравится любой.
Грузовик или автобус;
Когда я смотрю на глобус,
Вижу целый мир дорог,
Я бы их проехать смог.
Библиотекарь:
Какими способностями должен обладать водитель? Для водителя очень важно на работе быть предельно внимательным.
Библиотекарь:
С какими профессиями мы с вами познакомились сегодня?
Врач, библиотекарь, водитель, повар, учитель. Но на свете ещё много профессий. И каждому из вас найдётся своя, по душе. Начиная с сегодняшнего дня, при чтении книг обращайте внимание на профессии разных героев.
Наш урок закончим словами В.В. Маяковского:
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"
Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....
"Калейдоскоп профессий"
Цель: расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда,...
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
"Калейдоскоп профессий" (разработка занятия)
Цели: помочь детям приобрести знания по основам выбора профессии; развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии....
"Калейдоскоп профессий"
Познавательно-развлекательное мероприятие дял детей старшего школьного возраста....
Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)
Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...