День памяти «Прикоснись сердцем к подвигу»
классный час (6 класс) по теме
Материалы к уроку в память о трагедии в Беслане .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_pamyati__prikosnis_serdcem_k_podvigu_.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Прикоснись сердцем к подвигу».
День памяти. Нам этого забыть нельзя.
Помнить – значит жить! Жить так, чтобы
не стыдно было смотреть в глаза тем,
кто прошёл эти страшные дни..
Цель: знакомство с героическим поведением людей при трагедии в Беслане.
Задачи: на примере трагедий Беслана расширить представления детей о мужестве, взаимопомощи, любви к Родине; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: грамзапись Э. Григ “Смерть Озе”, видеозапись с фрагментами “У вечного огня” и “Пискаревское кладбище”, телевизор, метроном (удары в записи), “Наши бабушки и деды”, 6 сердечек, тема урока на доске, слова В. Распутина “Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”, контуры карты СНГ, фотография памятника “Цветок жизни”, энциклопедия по истории.
Звучит тихая музыка (Э. Григ “Смерть Озе”). На экране телевизора проектируется видеозапись “У вечного огня”.
Ученик 1.
Вечный огонь!
Незаживающая боль!
Немеркнущая память!
Вечный символ бессмертия!
И море цветов!
Вступительное слово учителя
Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно ко лосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом на чале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были или не будут в полной мере счастливы.
Светлой памяти всех детей на планете Земля мы по свящаем наш урок.
Сегодня мы перелистаем скорбную книгу памяти дет ских страданий, книгу, которую мы с вами сделали в процессе подготовки к уроку. Наша страна мирно живет более 60 лет. Выросло поколение, не знающее, что та кое война. Но 21 век принес Земле новые беды, симво лом которых стало слово «терроризм». .
1 сентября 2004 года линейка в школе № 1 в городе Беслан началась на час раньше положенного: всех уче ников предварительно обзванивали классные руководи тели с просьбой прийти на линейку к 9 часам утра.
Многие школьники пришли с родителями, младши ми братьями и сестрами: по странному стечению обстоятельств, в то утро все детские сады и ясли Беслана оказались закрытыми, и матери были вынуждены взять малышей с собой в школу. Как отмечают очевид цы, праздничная линейка в том году была самой много людной за всю историю города.
Примерно в 9 часов 20 минут утра в школьном дворе появились люди в масках, стреляющие в воздух из автоматов Они объявили о захвате школы и стали сгонять заложников в спортзал. Как отмечают заложники, напавших боевиков было очень много, примерно не сколько десятков человек, и часть из них уже ожидала детей внутри школы.
В ходе предварительного подсчета выяснилось, что в школе находится около 1300-1500 человек, большинство из которых — дети.
Около полутора тысяч человек содержались в тесном спортзале бесланской школы я нечеловеческих услови ях. Они были лишены еды, а на второй день, — еще и воды' Люди сидели на корточках я душном помещении, температура за окном — около 30 градусов жары.
Высказывания бывших заложников
«Больше всего мне запомнился звук выстрела автома та... Я люблю играть в компьютерные игры — «стрелялки». Ну, то есть, хорошо знал звук выстрела. Но в школе я был просто поражен Это совсем другой звук! В компьютерной игре он, глухой, раскатистый... какой-то даже приятный для уха... А настоящий звучит — воспринимаешь совсем по-другому. Так громко! Так резко! Перепонки лопаются! Это самый ужасный звук, который я слышал в своей жизни...»
Вова заложник 9 лет
«На второй день очень хотелось кушать. Я отпросилась в туалет, а сама побежала по классам. В вазе стояли розы. Я стала отрывать лепестки и засовывать их в рот. Роза немного горчит, но вообще-то очень сладкая...»
«Учительница давала нам листья каланхоэ. Они такие толстые, хрустящие! Когда зубами прижимаешь листочек, он словно лопается, и соком брызгает. Это самый вкусный 'Цветок, потому что в нем много воды».
Анжела, заложница
«Хризантемы есть нельзя, они очень горькие. Ими даже отравиться можно! Жалко, что в школу идут в сен тябре: осенью как раз цветут хризантемы, и поэтому мно гие пришли на линейку с ними. Лучше бы было больше роз и алоэ, они самые вкусные»
Руслан, 10 лет, заложник
«...чувствую — что-то у меня во рту. Достаю, — а это лепестки цветов! Ну и ну, думаю, это ж надо, до чего я дошла: сама цветы ем. Дети вокруг увидели, что я жую лепестки, и стали тогда все букеты обдирать как липку. Второго сентября цветов в школе уже не осталось».
Бэлла, заложница
«Больше всего в спортзале я думала о воде. Раньше я никогда не думала, что вода — самое ценное для человека. Без воды мы умирали. В первый день я дума ла о своей мама, которая осталась дома, и плакала, представив, что будет с ней, если я умру. А на второй и третий день я могла думать только о воде. Хотя бы гло точек, хотя бы несколько капель!..»
Ирина, заложница
«Когда мы вырвались на свободу, я сразу побежал к ко лонке с водой. И залпом выпил 3-литровый баллон воды! Никогда не думал, что в меня столько поместится! А тут вода текла и текла, словно в пересохшую пустыню, — я ее даже не чувствовал. Только я закончил пить, как у меня началась жуткая рвота. И все три литра вышли на ружу. После длительного обезвоживания воду можно пить маленькими глоточками, и лучше — горячий чай, — так нас учила учительница, Галина Хаджимуратовна. Она погибла в школе и никогда уже даже глотка воды не сделает.
Амран, заложник, 14 лет
вторые сутки я мечтала только о стакане холод ной воды или о чашечке кофе. Никогда не думала, что последнее желание может быть таким простым...»
Анета, заложница
«Я свой осколок храню в жестяной банке из-под кофе. Он мне дорог, как первый молочный зуб, который у меня перед первым классом выпал. Вот он, смотрите... Болтик без шляпки. Большой, да? Красивый. Да, вроде бы медь... Похожа по цвету, по крайней мере. Эта штука у меня в шее была! Еще полмиллиметра — и я бы ле жал со всеми остальными на кладбище, Так что мой болт оказался недурным парнем... Знал, где нужно оста новиться. И я его за это берегу. Полмиллиметра, — представьте) — и я покойник. Вот он, мой трофей. Врач на память подарил. А пацаны поменьше вообще поме шались на своих осколках, друг перед другом хвастают, у кого он больше..Ужас, как в душевой прямо! Я же гово рю, все пацаны посходили с ума: разговоров только про осколки, оружие и спецназ. Это называется, как его... Мам, скажи, как психолог сказал? А, посттравматический синдром это, вот». . Заурбек, 13лет
Хроника событий
В зале такая жара и теснота, что некоторые из залож ников укладываются спать на пакеты из-под взрывчатки, прямо под большими бомбами в баскетбольных корзи нах. У многих детей поднялась температура. На исходе вторых суток в зале стали умирать люди.
Третьего сентября в 13.03 со стороны школы разда ется взрыв, мощный удар. Это начало конца. Наступает хаос, но трудно понять, что стало причиной. Ясно только, что первый взрыв в зале, который вызвал все последую щие реакции, произошел в одной из баскетбольных корзин. Впечатление такое, что одна из многочисленных бомб в спортзале взорвалась случайно — или потому, что где-то ослаб крепеж, или где-то случайно замкнулся контакт, или один из беспорядочных выстрелов боеви ков случайно попал во взрывное устройство.
Во всяком случае, слышно было, как в зале раздались три сильных взрыва. Между первыми двумя был не большой перерыв, а третий раздался минут двадцать спустя. За ним последовало много мелких, непонятных. Сразу после первых двух взрывов заложники стали пробиваться на свободу через разбитые окна — снача ла поодиночке, потом десятками, по территории школы, спасая свои жизни. Они бежали к соседним домам, в прилегающие улицы, а сзади по ним стреляли терро ристы.
Большинство заложников были тяжело ранены и не могли самостоятельно покинуть здание школы. Одно временно с первым взрывом поразительным образом воспламенилась и крыша спортзала; потолок начал пла виться и гореть, люди вспыхивали, как факелы, и горе ли заживо.
Штурмовавшие вели ожесточенный бой с оставши мися в школе боевиками примерно до девяти вечера. Спецназ ФСБ понес рекордные за всю свою историю боевые потери — 12 убитых и около тридцати ране ных.
Через несколько дней на пустыре за городом было выкопано более 500 могил. Жертв бесланской трагедии хоронили в течение нескольких месяцев, так как часть детей сгорели, и от них остались лишь фрагменты, кото рые идентифицировались по ДНК.
По официальным данным, в спортзале бесланской школы погиб 331 человек, из них 186 — дети. В эту ста тистику не вошли скончавшиеся от тяжелейших ран и увечий, погибшие после официальной даты штурма (3 сентября), а также умершие вслед за детьми родные, не перенесшие горя потери.
Литература:
1.«Бесланский словарь». Ю. Юзик, Захаров. Моск ва, 2006.
2. «01.09 бесланское досье». Уве Буэе, иэд-во «Ад Мар-гинем», 2005.
3. «Эхо бесланской печали»., Цаликов Ф. Владикавказ, ч.1, ч. 2, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация книги Л.Н. Щеннниковой «Прикоснись сердцем к подвигу» для учащихся 7-х классов
Презентация книги Л.Н. Щеннниковой «Прикоснись сердцем к подвигу» для учащихся 7-х классов посвящена участникам Великой Отечественной войны, павшим и живым....
Прикасаясь сердцем к подвигу
Тема этого года в нашей школе "Прикасаясь сердцем к подвигу", посвященная 70-летию Победы.У каждого человека есть своя победа, пусть наши еще не велики, но это главные победы - победы над самими собой...
презентация "Прикоснись сердцем к подвигу"
Данная презентация знакомит учащихся 5-7 классов ОУ с жизнью и подвигами Героев Советского Союза Г.П. Кунавине и К.С.Пургине, уроженцев Свердловской области....
К памяти героев сердцем прикоснись.
Цель: дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле, расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма, уважен...
Сценарий урока памяти "Духовный и нравственный подвиг блокадного Ленинграда"
Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....
Классный час Урок Победы "В наших сердцах этот подвиг бессмертен"
- Есть события, которые забываются через месяц, стираются из памяти людской через год. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым десятилетием они пр...
Технологическая карта Образовательная краеведческая экскурсия: «Прикоснись сердцем к подвигу»
Продолжительность в академических часах- 1час 30 мин.Вступление к экскурсии: в организационной части после знакомства с группой оговорить необходимые организационные вопросы; напомнить о правилах...