Сценарий урока памяти "Духовный и нравственный подвиг блокадного Ленинграда"
материал по истории (9 класс)
Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час:
«Духовный и нравственный подвиг жителей блокадного Ленинграда».
И в ночи январской, беззвёздной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращённый из смертной бездны,
Ленинград салютует себе!
Анна Ахматова.
Задачи классного часа:
1.Способствовать пониманию роли взрослых и детей в Великой Отечественной войне.
2.Развивать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле.
3.Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к событиям Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда.
4.Формировать положительные привычки учащихся, стремление помочь людям, пережившим войну.
Подготовительная работа:
1.Подбор исторических сведений о блокадном Ленинграде.
2.Подготовка сценария классного часа.
3. Подготовка литературно – музыкального оформления.
4.Подготовка слайдов по теме.
5.Оформление помещения для проведения классного часа.
Сценарий классного часа.
Звучит негромко музыка из песни «Священная война».На экран проецируются слайды по теме.
Классный руководитель: 22 июня 1941г. германское командование начало приводить в исполнение план «Барбаросса», группа армий «Север» двинулась из Восточной Пруссии через Прибалтику на Псков и Ленинград.
Захват города на Неве нужен был фашистскому руководству для поднятия духа своей армии ,ведь обещанный Гитлером « блицкриг» давал серьёзные осечки. 6 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, расположенный у истоков Невы. С 8 сентября 1941г.движение судов по реке было парализовано, началась блокада Ленинграда.
Что такое блокада? Это 900 дней и ночей голода ,холода, бомбёжек, обстрелов, потеря близких и родных.
Ученица: Фашисты собирались победить нашу страну .Гитлер говорил: «Ленинград сам поднимет руки :он не минуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвёт наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».
Ученик: Но город жил и трудился. С 23 ноября по Ладожскому озеру в осаждённый город пошли первые машины и обозы с продовольствием. Так заработала Дорога жизни. Страна не могла оставить в беде жителей Ленинграда. Эта дорога, по которой в город везли продукты, лекарства и всё необходимое , а обратно вывозили ленинградцев –блокадников на Большую землю, спасла тысячи жизней. Многим тем , кто обслуживал Дорогу жизни пришлось ценой своей жизни заплатить за спасение ленинградцев.
Ученица: Жители Ленинграда вели себя очень мужественно несмотря ни на что. Единственным продуктом питания был хлеб .Суточная норма в декабре 1941г. рабочим составляла 250 граммов, а всем остальным -125 граммов. В осаждённом городе повседневные дела становились подвигом.
Ученик: Работал в одном почтовом отделении старичок, Иван Васильевич. Сыновей проводил на фронт А его не взяли по возрасту. Однажды на почту поступил толстый конверт. Кто-то взял конверт , а из него выпала шоколадка. В городе , где люди хлеба досыта не ели , шоколад был дороже золота.
Ученица: Совсем слаб был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но решил отнести конверт по адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались.
Ученик : Прошло много лет , однажды на почту пришла молодая женщина в руках синяя обёртка от шоколадки. Пришла поклониться памяти вашего почтальона , он нам с братом жизнь спас..У нас с братом уже сил не было даже шаг сделать . а не то что в очереди на морозе за хлебом стоять. Но всё же брат собрался и у порога квартиры наткнулся на мёртвого человека. В одной руке у него крепко зажата плитка шоколада , а в другой –письмо от отца –лётчика.
Классный руководитель: И это ни единственный пример стойкости и мужества ленинградцев.
Ученица : Высокие человеческие качества проявили учёные Ленинграда. В голодном блокадном Ленинграде была сохранена ценнейшая коллекция образцов пшеницы, ячменя , кукурузы, картофеля и других ценнейших сельскохозяйственных культур, собранная выдающимся биологом Н.И.Вавиловым и его сотрудниками.
Ученик говорит на фоне музыки Седьмой симфонии Д.Шостоковича.
Ученик: Свой вклад в победу над врагом внесли и люди искусства. В осаждённом Ленинграде под вой сирен и разрыва снарядов рождалась знаменитая Седьмая симфония ,одно из великих произведений Дмитрия Шостоковича. К репетиции концерта автор приступил осенью 1941г., а премьера состоялась 9 августа 1942г. в Большом зале филармонии.
Ученица: Когда исполнение героической симфонии транслировалось из блокадного Ленинграда , вся страна переживала трагедию заточённых в городе людей. Седьмая симфония потрясла не только ленинградцев – всю страну , весь мир. Её стали называть «Ленинградской» симфонией всепобеждающего мужества и борьбы. Она укрепляла дух и вселяла надежду. Она стала музыкальным памятником военных лет.
Классный руководитель: Каждый день во время блокады вела свои передачи на ленинградском радио поэтесса, прозаик Ольга Берггольц. Она как могла поддерживала жителей осаждённого Ленинграда своим живым словом. Ребята , люди умирали , но не сдавались. Хочу привести странички из дневника школьницы Тани Савичевой:
« Женя умерла 28 декабря в12.30часов утра.1941г».
Женя-сестра Тани.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа.1942г.»
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.1942г.»
Лёка – брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.1942г.»
«Дядя Лёша , 10 мая в 4 часа дня.1942г.»
«Мама , 13 мая в 7.30 часов утра 1942года.»
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Ученик: Несмотря на блокаду в городе оставались тысячи детей. В октябре 1941г. по инициативе учителей и родителей начались занятия. Много творческой инициативы и изобретательности проявили учителя. 542 выпускника блокадного Ленинграда получили свой документ об образовании. Весной и летом 1943 года была проведена военная детская олимпиада, в которой приняли участие 1400 детей.
Классный руководитель: Блокада была прорвана 18 января1943года. 27 января 1944года Ленинград был освобождён от блокады .Этот день стал одним из величайших в истории Великой Отечественной войны. Свыше 350 тысяч солдат , матросов, офицеров , генералов и адмиралов были награждены орденами и медалями . 226 воинов стали Героями Советского Союза.
Вечером 27 января Ленинград и вся страна услышали по радио долгожданную весть о полном снятии 900дневной блокады великого города. Ныне живущим поколениям надо склонить голову перед памятью блокадников. Цена блокады непомерно высока . Из 2миллионов 544 тысяч человек в живых осталось 560 тысяч. Жертвы блокады были захоронены в братских могилах на Пискарёвском и других кладбищах города.
Память погибших блокадников и освободителей Ленинграда от блокады прошу почтить минутой молчания.
Выходят все участники . Звучит запись песни А.Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам».
Предварительный просмотр:
Реферат на тему: «Духовный и нравственный подвиг защитников Ленинграда»
Ученицы 10 класса
План.
1.Введение.
2.На подступах к Ленинграду.
3.Начало блокады.
4.Ладога – дорога жизни.
5.Героизм и патриотизм жителей и защитников блокадного Ленинграда.
6.Прорыв блокады.
7.Историческое значение битвы за Ленинград.
И в ночи январской, беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе!
Анна Ахматова.
22 июня 1941 года германское командование начало приводить в исполнение план «Барбаросса», согласно которому для полного разгрома Советского Союза должно было понадобиться два-три месяца. В соответствии с планом, группа армий «Север» двинулась из Восточной Пруссии через Прибалтику на Псков и Ленинград.
В состав группы входили 16-я и 18-я армии,1-й воздушный флот и 4-я танковая группа - всего 29 дивизий, численность личного состава войск достигла 500 тысяч человек. Командовал этими частями генерал-фельдмаршал Вильгельм Йозеф фон Лееб. Пользуясь своим превосходством в живой силе и технике, а также разрозненностью советских частей ,немецкая армия стремительно продвигалась вперёд .10 июля 1941 года до Ленинграда оставалось 180-200 километров.
Ленинград - один из красивейших городов мира .Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны.
Захвату этого крупнейшего индустриального центра и морского порта СССР гитлеровское командование придавало исключительное значение. Овладение городом на Неве давало фашистской Германии ряд преимуществ в политическом, экономическом и моральном отношениях.
С точки зрения политической и военно-стратегической взятие Ленинграда и соединение с финскими войсками могло ещё больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства некоторых других стран вступить в войну против СССР.
В морально- психологическом плане захват города на Неве нужен был фашистскому руководству для поднятия духа своей армии. Ведь обещанный Гитлером «блицкриг» давал серьёзные осечки.
Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях была бы серьёзным осложнением стратегической обстановки.
Советское командование в кратчайшие сроки провело мобилизацию. На фронт были отправлены курсанты военных училищ, сформированы дивизии морской пехоты на основе личного состава Балтийского флота, создано народное ополчение. На строительство оборонительных сооружений для укрепления обороны Ленинграда было направлено до 500 тысяч человек.
В августе развернулись бои на ближних подступах к Ленинграду. Советские войска нанесли врагу контрудар и приостановили его движение, но вскоре немецкая армия вновь перешла в наступление. После тяжёлых боёв 39-й моторизованный корпус противника занял крупный железнодорожный узел Мга. Таким образом, была перекрыта последняя железная дорога, связывающая Ленинград со страной.
6 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, расположенный у истоков Невы. С 8 сентября движение судов по реке было парализовано, началась блокада Ленинграда. Несмотря на тяжёлые потери , немцы продвинулись вперёд и 17 сентября вышли на южный берег Финского залива. Благодаря действиям советских войск, к концу сентября фронт на подступах к Ленинграду стабилизировался, а немецкий план захвата города штурмом провалился.
На момент начала блокады в Ленинграде находились 2 миллиона 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей.
Эвакуацию осуществить не успели: начались бомбардировки обстрелы, город оказался в кольце противника. В сентябре 1941 года прекратилось поступление в город боеприпасов, продовольствия, горючего, медикаментов. Ленинград стал испытывать недостатки в электроэнергии и топливе, был введён жёсткий лимит потребления энергии для предприятий и населения.
Осаждённый Ленинград пересекали противотанковые рвы, были выстроены дзоты. Все общественные здания и заводы были заминированы. В вузах и гостиницах были устроены госпитали.
10 и 11 сентября был проведён переучёт всех продовольственных запасов: муки и зерна оставалось на 35 дней, крупы и макарон - на 30,мяса на 33 дня , жиров- на 45, сахара и кондитерских изделий –на 60 дней.
В сентябре 1941 года в Ленинграде ввели продовольственные карточки.
Немецким войскам не удалось нанести серьёзного ущерба запасам продовольствия, но продуктов катастрофически не хватало. Единственной дорогой, соединяющей город с Большой землёй , было Ладожское озеро.
На Ладожском озере было мало судов, а вражеские бомбардировки значительно замедляли перевозки. Немецкое командование ожидало скорой капитуляции города. В ноябре 1941 года Гитлер заявил: « Ленинград сам поднимет руки: он не минуемо падёт , раньше или позже . Никто оттуда не освободится , никто не прорвётся через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».
Когда ударили морозы, по Ладожскому озеру в осаждённый город пошли первые машины и обозы, однако они часто проваливались под лёд. С 23 ноября по 1 декабря1941 года было перевезено всего 800 тонн муки. За это время затонуло 40 грузовиков. Продовольствия в городе оставалось совсем мало, Ленинград пережил тяжелейший голодный месяц.
В декабре на озере установился прочный лёд.
Путь через Ладожское озеро стал для Ленинграда Дорогой жизни. Дорога жизни спасла тысячи жизней ленинградцев.
Когда кончилась зима, на место саней и обозов пришли лодки, катера и баржи.
После провала немецкого блицкрига В.Лееб был отстранён от командования группой «Север». Его место занял генерал- полковник Г. Кюхлер. Выполняя приказ Гитлера, новый командующий начал вести войну на уничтожение.
Немцы обстреливали улицы, сбрасывали бомбы замедленного действия, затапливали продуктовые обозы, однако произвести решающий штурм Ленинграда им не удалось. Также немецкие войска не смогли соединиться с финскими частями и полностью перекрыть Ладогу.
Советское командование предприняло целый ряд попыток снятия блокады, но они оказались неудачными. Так, в 1941 году 54-я армия не смогла отбить Шлиссельбург, а в 1942 году удавалось лишь сдерживать силы врага.
Руководство Вермахта приступило к воплощению нового плана взятия города. Операция получила название «Нордлихт» («Северное сияние»), началась она 14 сентября 1942 года. Немецкие войска должны были подавить сопротивление города сильным артиллерийским и авиационным огнём , а затем захватить Ленинград с востока, перерезав коммуникации через Ладожское озеро. Операция продолжалась до 10 октября 1942 года и закончилась провалом. Военная инициатива перешла к советской армии.
Не сумев преодолеть сопротивление защитников Ленинграда, гитлеровцы сделали ставку на варварское разрушение города авиацией и тяжёлой артиллерией. 611 дней город подвергался интенсивному артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам.
В условиях блокады войска Ленинградского фронта, моряки Балтийского флота и население города составляли единое целое, совместно переживали трудности и лишения, вместе боролись с врагом. Их крепкая сплочённость стала важнейшим условием непобедимости Ленинграда. На предприятиях города ремонтировались танки, изготавливались пушки,
автоматы, боеприпасы, обмундирование.
Блокада поставила защитников города в чрезвычайно тяжёлое положение. Самым страшным испытанием был голод. Суточная норма хлеба в ноябре – декабре 1941года составляла рабочим 250г., служащим и иждевенцам-125г.
Высокий героизм и патриотизм проявили учёные Ленинграда. В голодном, блокадном Ленинграде была сохранена ценнейшая коллекция образцов пшеницы, ячменя, кукурузы, картофеля и других сельскохозяйственных культур, собранная выдающимся биологом Н.И.Вавиловым и его сотрудниками.
Наступившие зимние холода усугубили бедствия ленинградцев. Кончились запасы топлива, остановились турбины электростанций, вышли из строя отопление ,водопровод и канализация.
Свой посильный вклад в победу над врагом внесли и люди искусства, и литераторы. Дмитрий Шостокович как только слышал гул сирены спешил на дежурство на крышу дома, композитор вместе с подростками тушил «зажигалки» в бочках с водой и в ящиках с песком. А в часы затишья он одержимо работал- писал свою музыку.
Так в осаждённом Ленинграде под вой сирен и разрывы снарядов рождалась знаменитая Седьмая симфония, одно из самых великих творений композитора.
К репетиции симфонии автор приступил ещё осенью 1941 года. Это был настоящий подвиг, поскольку голодные и истощённые музыканты ежедневно приходили на репетиции, предпочитая заниматься любимым делом , чем медленно умирать дома.
Премьеру назначили на 9 августа 1942 года. Симфония прозвучала в Большом зале филармонии, дирижировал К.И.Элиасберг - зал рукоплескал.
Потрясённые ленинградцы слушали Седьмую симфонию, когда рядом шли напряжённые бои, когда блокадное кольцо продолжало сжиматься вокруг полуживого города . Было немало жителей ,которые, надев самое лучшее , отправились слушать созданную Шостоковичем музыку. А у кого не было сил выйти из дома, припав к радиоприёмникам, ждали, когда начнут передавать концерт. Когда исполнение героической симфонии транслировалось из блокадного Ленинграда, вся страна переживала трагедию заточенных в городе людей.
Седьмая симфония потрясла не только ленинградцев – всю страну, весь мир. Её стали называть «Ленинградской»- симфонией всепобеждающего мужества и борьбы. В ней узнавались и железная поступь фашистских полчищ, и плач матерей, и проклятия ненавистному врагу. В этом произведении война, терзавшая родную землю и миллионы живущих на ней людей, словно встала во весь свой грозный рост. Но звучала в музыке Шостоковича и непоколебимая вера в то, что вражеские силы будут побеждены. Симфония укрепляла дух и вселяла надежду. Она стала музыкальным памятником военных лет.
Каждый день во время блокады вела свои передачи на ленинградском радио поэтесса, прозаик Ольга Берггольц .Она как могла поддерживала жителей осаждённого Ленинграда своим живым словом.
Несмотря на блокаду в городе оставались тысячи детей. В октябре по инициативе учителей и родителей начались занятия. Много творческой инициативы и изобретательности проявили учителя, чтобы сэкономить каждую дорогую минуту урока, чтобы в минимальное время дать знаний больше, сделать их доходчивыми до каждого ученика. Учебный год закончился 30 июня 1942года.542 выпускника блокадного Ленинграда получили свой документ об образовании. Весной и летом 1943года была проведена военная детская олимпиада, в которой приняли участие 1400 детей:
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом - ни света, ни воды.
Был хлеб- довесочек беды.
Сон сокращался в забытьё.
Быт превращался в бытиё.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли тёмный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил-
Исполнен малых наших сил.
(Глеб Семёнов «МУЖЕСТВО»)
Блокада была прорвана 18 января 1943года, но противник оставался на своих позициях к западу от Ленинграда и всё ещё рассчитывал взять город.
Весна и лето 1943 года прошли в тяжёлой маневренной борьбе за плацдармы, в подготовке решающего наступления. Советские войска получили численное превосходство. Немецкие дивизии были рассредоточены по широкому фронту ,что делало их уязвимыми.
Оснащённые новой боевой техникой , войска Ленинградского фронта под командованием генерала Л.А.Говорова в середине января 1944года перешли в наступление из районов Ораниенбаума и Пулково. Был приведён в исполнение детально разработанный план разгрома врага. Сочетание таланта полководцев и отличного взаимодействия войск Ленинградского , Волховского фронтов и Балтийского флота позволило разгромить неприятеля.27 января 1944года Ленинград был освобождён от блокады .Этот день стал одним из величайших в истории Великой Отечественной войны . В ходе Ленинградско-Новгородской стратегической операции кольцо блокады Ленинграда было окончательно разорвано.Свыше 350 тысяч солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов были награждены орденами и медалями. 226 воинов стали Героями Советского Союза..
Вечером 27 января Ленинград и вся страна услышали по радио долгожданную весть о полном снятии 900 дневной блокады великого города. Ныне живущим поколениям надо склонить голову перед памятью блокадников. Цена блокады непомерно высока . Из 2,5 миллиона жителей в живых осталось 560 тысяч .
65 лет минуло с той великой даты , но выстоявшие и выжившие , несмотря ни на что блокадники помнят те суровые годы:
Сирена воет и снаряды рвутся,
И мой любимый город
Весь в огне…
Я просыпаюсь.
За окном сияет утро,
А этот ужас лишь приснился мне.
Нет, не приснился!
Кто пережил блокаду, знает:
Забыть нельзя нам это никогда!
Кусочек хлеба ,
Что в ладошке тает,
От холода в ведре
Замёрзшая вода.
Голодный , тихий плач моей сестрёнки
И мамины потухшие глаза.
Так пусть теперь
Смеются дети звонко!
А вместо взрывов – майская гроза!
Уж столько лет
Прошло со дня Победы!
И нет давно на карте той страны.
И лишь во сне
Все прожитые беды
Приходят отголосками войны.
( Л. Н. Маськова)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
- Венок славы. Подвиг Ленинграда. Т.3
- Отечественные Записки. Александров А. Ленинград. 900 дневная блокада, с.5-7
- История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. В 6 т. М.: Военное из-во МО СССР, 1960.
- rus-sky.org/history/library/w/
- lenbat.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда
Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....
Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда
27 января 2012 года, в день 68 годовщины снятия блокады с города Ленинграда, в здании Павлово - Посадского промышленно-экономического техникума прошла встреча ветеранов – блокадников с обучающим...
Сценарий урока мужества, посвященного памяти защитников блокадного Ленинграда.
Петербург — Ленинград — Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его и...
Урок мужества, посвящённый памяти защитников блокадного Ленинграда.
Разработка о жизни людей в блокадном Ленинграде....
Классный час "Подвигу блокадного Ленинграда посвящается..."
Почему мы должны помнить, что была война? Почему все чаще переосмысляются итоги войны? Разработанный классный час поможет ответить на эти проблемные вопросы...
Разработка классного часа "Подвиг блокадного Ленинграда"
Данная разработка предназначена для учащихся 8 - 9 классов. Способствует развитию исторической памяти, чувства гордости за своих предков....
урок по теме ГЕРОИ И ПОДВИГИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Урок разработан для обучающихся старших классов. Тема урока ГЕРОИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА....