Интеллектуальная игра в 10-11 классах «Свадебные обряды на Руси»
методическая разработка (10 класс) на тему
Игру "Свадебные обряды на Руси" лучше проводить с учащимися 10-11 классов во внеурочное время. Учащиеся предварительно изучают материалы по культуре Руси (журнал "Читаем, учимся, играем" № 9, 2007 г.). Игра способствует расширению кругозора учащихся, активизации познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_v_10.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра в 10-11 классах «Свадебные обряды на Руси»
Учитель истории Ложкина Л.А.
Цель: формирование познавательного интереса к изучению истории своей Родины, расширение кругозора учащихся, развитие умения работать с историческими источниками
Оборудование: слайдовая презентация по теме, листочки, листочки с названиями обрядов, протокол для жюри, черный ящик, призы, картины
Начало: отрывок из мультфильма «Жил-был пес»
Вступительное слово. Представление жюри
Задания:
- Расставьте элементы свадебного обряда в нужной последовательности (3 балла)
(Засылка, сватовство, смотрины, рукобитье, вытие, девишник и мальчишник, венчанье, свадьба)
- Объясните происхождение слова «невеста».
(В языческой Руси невест себе добывали, т.е. крали из чужого рода. Невесть, не знает, без вести от своих осталась).
- Известно, что чтобы сватовство прошло успешно сваты надевали разные сапоги или валенки. День сватовства тоже выбирали специально. В какой день и время суток не ходили свататься, т.к. это считалось плохой приметой?
(Не ходили свататься в понедельник и по вечерам)
- Почему жених вносил в дом невесту на руках? (чтобы домовые признали девушку членом своей семьи)
- Если сватовство завершалось успешно, назначали день рукобитья, во время которого родители девушки и парня били по рукам, но не голыми руками. Что они одевали на ладонь и почему?
(Натягивали рукав или полу шубу, иначе молодые будут жить бедно)
- Придумайте речь сватов. Почему они никогда не говорили о цели своего визита прямо?
(Чтобы не спугнуть обряд)
- Что такое смотрины? Чьи родители проводили смотрины и с какой целью?
(Мать жениха или родственница приходила смотреть девушку, а родители девушки ходили смотреть дом и хозяйство жениха)
- В какое время года и почему играли свадьбы в языческой Руси? (осенью, когда собран урожай)
- Сейчас на голове невесты обычно фата. А что одевали невесте на голову в языческой Руси? (венок из полевых цветов)
- Выражение «заварить пиво» означало готовиться к свадьбе. На свадебное пиво загадывали: «Если пиво сварится удачно, то жизнь молодых будет счастлива». Пиво, приготовленное к свадьбе, до совершения брака не давали пить посторонним, чтобы те не испортили жизнь молодых. А что означало выражение «квасить невесту»?
(Не отдавать девушку замуж)
- Но бывали случаи, когда невеста сама не хотела выходить замуж. Каким образом она сообщала об этом?
(шла на пивоварню и опрокидывала пивоварный чан)
- После просватанья девушку называли невестой, а парня женихом. Именно с этого момента невеста одна или с подругами начинала причитать. Песни и причитания передавали тревогу и беспокойство невесты за будущую жизнь.
Запросватал меня батюшка,
Заручила родна матушка
Далеко далекошенько.
За три речки глубокие,
За три горы высокие,
За три леса темные.
Кого в плаче девушка называла «лесом темным» и «зверями лютыми»?
(чужую сторону и чужих людей)
- В день свадьбы, перед отъездом в церковь ближайшая подруга невесты выносила какой-то предмет с особым приговором:
Раздайся, народ, расшатися народ,
Красна девица идет!
Не одна она идет,
Девью красоту несет!
(украшенная лентами, куделью, маленькая елочка или березка)
Что это за предмет? Что жених должен был сделать с этим предметом?
(выкупить и выбросить в поле по дороге на венчание в церковь)
- Во многих уголках России было принято сразу после венчания совершить обряд «окрутить невесту». Что представлял собой этот обряд?
(переодевали невесту в церковной сторожке в наряд замужней женщины, заплетали волосы в 2 косы и, уложив их, повязывали повойник).
- В старину было принято приглашать на свадьбу знахаря или колдуна. В его обязанности входило охранять молодых и совершать необходимые магические действия. Особое внимание обращалось на одежду невесты. Каким образом защищали невесту от колдовства? (в подол ее платья втыкали иголки без ушек. «Иголка с ушком поволокет за собой, а без ушка не сможет»)
- Показ невесты происходил разным образом: иногда смотрительницу вводили в комнату, где невеста стояла в лучшем своем наряде с лицом, закрытым покрывалом. Иногда невеста сидела за занавесом, и занавес открывался, когда приближалась смотрительница. Смотрительница прохаживалась с нею по комнате, заговаривала с нею, стараясь выпытать, умна ли, хороша ли, умеет ли говорить.
А если у родителей дочь-невеста урод, что предпринимали иногда такие родители? (показывали младшую сестру, про один глаз)
- Черный ящик: этот предмет дарил перед венчанием отец невесты жениху. Тот принимал подарок и говорил: «Я не думаю иметь в ней нужды, но беру ее и буду беречь как подарок» (плеть)
- Священник давал новобрачным деревянную чашу с вином. Муж принимал, отпивал и передавал жене. Оба пили 3 раза. Куда потом девали чашу? Какое поверье существовало в связи с этим действием?
- Какой обряд должна была совершить жена, чтобы продемонстрировать покорность мужу? По какой примете делали вывод: будет ли жизнь ее счастливой? (снять с мужа сапоги, в один сапог клали монету)
- Жених с невестой на свадьбе ничего не ели и не пили, хотя блюда ставили перед ними. Но одно блюдо им заворачивали в скатерть и давали с собой. Что это было за блюдо? (обычно холодная курица)
- В каком случае при венчании нельзя было венец класть на голову, его держали на плече?
- Как только невеста переступала порог родительского дома, чтобы поехать на венчанье, тут же мыли полы в доме. Почему?
- Откуда пошел обычай не показывать жениху до свадьбы свадебное платье? (Платье стоило дорого и его могли украсть)
Вопросы для зрителей
- Назовите картину и ее автора (Федотов «Сватовство майора»)
- Сам Федотов так писал об этой картине «Майор толстый, бравый, карман, дырявый, Стоит в прихожей, крутит ус, дескать, я … (продолжите фразу)
- Назовите картину и ее автора (Пукирев «Неравный брак»)
- Этот правитель, желая увеличить численность населения в Сибири, поселял пашенных крестьян там и заставлял их своих дочерей отдавать замуж за ссыльных. За ослушание с них брали большой штраф (пеню). (Алексей Михайлович)
- Известен такой случай в истории, когда русский князь посватался к полоцкой княжне Рогнеде, та ответила «Не буду я сына рабыни разувати». Назовите имя князя. (Владимир Первый)
- Известно, что повторные браки на Руси не приветствовались. Григорий Богослов писал «Первый брак – закон, второй – прощение слабости человеческой « и т.д. Какой по счету брак он назвал «свинским житием»?
- Эта правительница по выражению древних юридических памятников «сидела на вдовьем стольце». Назовите ее имя. (Ольга)
- На Руси при одном из гаданий связывали хвостами петуха и курицу и сажали под решето. Если перетягивал петух, то…
- Какой брачный возраст устанавливал Судебник 1550 г.? (12 лет и 15 лет)
- Этот вид казни на Руси применялся только по отношению к женщине. Что это за вид казни и за какое преступление он применялся?
- Почему русские девушки, особенно из знатных семей старались красить зубы в черный цвет ?
- Он украшал голову и замужней россиянки, и церковь (кокошник)
- Назовите имя первой жены Ивана Грозного (Анастасия Захарьина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно - интеллектуальная игра "Остров сокровищ" (9 класс)
Умение действовать в составе коллектива, спортивные состязания,смекалка, проверка интеллекта. Каждой команде выдается свиток, в котором указывается ориентир нахождения следующей подсказки. Таким образ...
Спортивно - интеллектуальная игра "Остров сокровищ" (9 класс)
Умение действовать в составе коллектива, спортивные состязания,смекалка, проверка интеллекта. Каждой команде выдается свиток, в котором указывается ориентир нахождения следующей подсказки. Таким образ...
Интеллектуальная игра по географии 7 класс
Интеллектуальная игра "По странам и континентам" по географии материков и океанов в 7 классе. Игра представлена в виде компьютерной презентации. Игру можно использовать для уроков обобщения....
Презентация "Свадебные обряды на Руси"
Презентация о свадебных обрядах на Руси...
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса "Своя игра" (классный час)
Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками. О...
Интеллектуальная игра для 5-7 классов. “Игры разума”
ldquo;Игры разума” – Командная интеллектуальная игра, в которой команды соревнуются друг с другом за призовое место. Игра очень динамичная, развивает множество компетенций. Также игра спо...