Соломенная мозаика
рабочая программа по теме
Значительное место в программе отводиться знакомству с русскими народными художественными промыслами и применению мотивов «русского букета» и «русского орнамента» в технике художественной соломки. Программа профессионально-ориентируемая. Она задумана так, чтобы научить ребенка весь процесс от первоначального замысла до конечного результата выполнять самостоятельно.
Программа предусматривает постепенное движение от простого к сложному, от частного к общему и нацеливает как педагога, так и учащихся на поиск новых технологических и художественных идей в искусстве художественной соломки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solomennaya_mozayka.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЛОМЕННАЯ МОЗАИКА
Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся от 10 лет и старше. Каждый этап включает в себя определенные знания, умения и навыки, освоение которых обязательно, поэтому переход от этапа к этапу осуществляется по мере освоения материала. Основное отличие программы – тесное единение двух дисциплин: художественной соломки и декоративного рисования.
Значительное место в программе отводиться знакомству с русскими народными художественными промыслами и применению мотивов «русского букета» и «русского орнамента» в технике художественной соломки. Программа профессионально-ориентируемая. Она задумана так, чтобы научить ребенка весь процесс от первоначального замысла до конечного результата выполнять самостоятельно.
Программа предусматривает постепенное движение от простого к сложному, от частного к общему и нацеливает как педагога, так и учащихся на поиск новых технологических и художественных идей в искусстве художественной соломки.
Поскольку в специализированные группы студии декоративно-прикладного творчества попадают в основном дети, прошедшие начальный этап обучения по предмету в комплексных группах (2 года по 3 месяца) – каждый этап в группах углубленного изучения аппликации из соломки предусматривает 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Группы формируются из расчета 8-10 человек.
Цель: развитие творческих индивидуальных способностей детей средствами художественной аппликации из соломки; воспитание эстетического вкуса.
Задачи обучения:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей развития и применения соломки в прикладном творчестве;
- научить детей владеть необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами, используемыми при аппликации из соломки;
- обучить технологии аппликации из соломки при создании сувениров, панно, картин;
- обучить технике безопасности, нормам поведения и правилам соблюдения личной гигиены при работе в технике аппликации из соломки.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, ответственность;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
Развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики рук, образного и логического мышления, глазомера;
- развивать творческие способности.
Учебно-тематический план
1-го года обучения – 216 часов
Тематический блок | Основные разделы курса | Количество часов | Всего часов | |
теор. | практ. | |||
1. Вводное занятие | Из истории развития; инструменты и приспособления; техника безопасности; сбор и обработка соломенных стеблей | 1 | 2 | 3 |
2. технология выполнения аппликации из соломки | Отработка навыков работы с ножницами; выполнение образца плоскостной аппликации | 2 | 7 | 9 |
3. декоративные приемы в аппликации | Простые «решетки»; контурная аппликация; «соломенная крошка»; разновидности многослойной аппликации | 2 | 10 | 12 |
4. предметная аппликация из соломки | Выполнения образцов; геометрические формы; растительные формы; животные формы | 1 | 14 | 15 |
5. декоративная аппликация из соломки | Картинки по выбору: узоры (геометрические, растительные); цветы, листья простой формы, букет; поздравительная открытка (новогодняя, пасхальная); мотивы традиционных промыслов – хохлома, гжель | 4 6 2 8 | 14 42 28 25 | 18 48 30 33 |
6. сюжетная аппликация из соломки | Пейзаж | 4 | 26 | 30 |
7. оформление картин, панно, сувениров | Вспомогательные отделочные работы | 1 | 5 | 6 |
8. экскурсии | По музеям и выставочным залам | 9 | - | 9 |
9. итоговое занятие | Контроль знаний и анализ работ; Итоговая выставка; Награждение; Рекомендации для дальнейшего обучения | 3 | - | 3 |
Итого | 43 | 173 | 216 |
Содержание курса
1. Введение – 3ч.
Занятие 1. Знакомство с программой курса. Беседа «Из истории флористики». Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.
Правила заготовки и обработки соломенных стеблей, способы окрашивания.
Практическая работа: обработка соломенных стеблей – нарезка отрезков-трубочек.
Задание на дом: подготовить соломенные пластины.
2. Технология аппликации из соломы – 9ч.
Занятие 2-4. Правила изготовления аппликации из соломы. Последовательность технологических действий, необходимые требования. Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении (простые варианты). Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности.
Практическая работа: отработка навыков работы с ножницами и клеем. Выполнение образца.
3 . дЕКОРАТИВНЫЕприемы в аппликации – 12ч.
Занятие 5-6. Простые «решетки». Понятие ритмичности. Аппликация по заданному контуру. Демонстрация образцов. Условия и места применения. Подготовка материала к выполнению изученных приемов.
Практическая работа: нарезка соломенных полос. Выполнение трех образцов простых «решеток» из узких, средних, широких полос с разным ритмом. Выполнение образца аппликации по заданному контуру.
Занятие 7. Элемент украшения – «соломенная крошка». Место применения «соломенной крошки». Демонстрация образцов. Правила получения.
Практическая работа: нарезка «соломенной крошки». Выполнение образцов.
Занятие 8. Разновидности многослойной аппликации. Демонстрация образцов. Способы: многослойная аппликация соломки с соломкой; соломки с тканью.
Практическая работа: выполнение образцов многослойной аппликации (деталировка, сборка).
4. Предметная аппликация из соломки – 15ч.
Занятие 9-11. Геометрические и растительные формы. Понятия «стилизация», «симметрия». Просмотр дидактического материала, образцов. Аппликация из соломки на основе образца «Подсолнух».
Практическая работа: картинка.
Альтернативные работы: закладка для книги, декоративная тарелочка с оформлением орнамента из простых геометрических и растительных форм.
Занятие 12-13. Животные (рыбки, насекомые) в техники аппликации из соломки. Просмотр иллюстраций, образцов, дидактического материала. Дополнительные правила в аппликации при выполнении сложных форм.
Практическая работа: аппликация из соломки на основе образца. Картинки по выбору – «Бабочка», «Рыбки».
Альтернативные работы: картинки «Петушок», Попугай», «Котенок».
5. Декоративная аппликация из соломки – 129 ч.
Орнаменты геометрические и растительные 18 ч.
Занятие 14-15. Орнаменты разных народов (этнических). Геометрические орнаменты. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.
Практическая работа: аппликация из соломки геометрического орнамента в круге. Картинка «Калейдоскоп».
Занятия 16- 19. Орнаменты разных народов. Растительные орнаменты. Просмотр иллюстраций, подбор рисунка для аппликации.
Практическая работа: аппликация из соломки с изображением вензеля или монограммы и с оформлением растительного орнамента по кайме в квадрате
« Цветы» , « листья» простой формы. « Полевой букет»- 48 часов.
Занятия 20-23. Цветы полевые. Видовое многообразие. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.
Практическая работа: аппликация из соломки « Полевые гвоздики».
Альтернативные работы : картинка « ромашка» , « Васильки»
Занятия 24-27. Листья. Видовое многообразие. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.
Практическая работа: аппликация из соломки - картинка» Веточка тополя»
Альтернативные работы: картинка « Веточка дуба» , Кленовый лист»
Занятия 28-35. Полевой букет. Виды колосивидных растений. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.
Практическая работа: аппликация из соломки - картинка « полевой букет».
Поздравительная открытка-30 часов
Занятия 36-41. Новогодняя открытка. Из истории праздника. Новогодние поздравления и сувенирные подарки. Просмотр новогодних открыток печатного производства.
Практическая работа: творческое задание- придумать и нарисовать эскиз для открытки. Подетальная проработка рисунка. Аппликация из соломки- новогодняя открытка.
Занятия 42-45. Пасхальная открытка. Из истории праздника Пасхи. Атрибуты праздника. Просмотр иллюстраций.
Практическая работа: аппликация из соломки на основе образца . Пасхальная открытка.
6. Мотивы традиционных художественных промыслов России ( хохлома, гжель) для декоративной аппликации из соломки- 33 ч.
Занятия 46-51. Из истории художественных промыслов: хохлома. Знакомство с методической литературой. Растительные мотивы в росписи. Характер цветовой гаммы и особенности письма. О применении мотивов хохломы в декоративной аппликации из соломки. Новые технологические приемы: совмещение аппликации из соломки и ткани. Виды, цветовая гамма и правила обработки ткани для аппликации. Практическая работа: аппликация из соломки. Картинка по выбору: « Малинка» , « Клубничка» , « Вишенка» , « Смородина»
Занятие 52. Правила подготовки основы для картины в технике аппликации из соломки, подбор цветовой гаммы, фона. Оформительские работы.
Практическая работа: подбор цветовой гаммы фона. Построение и нарезка картона для основы. Аппликация фона. Покрытие работы лаком. Оформление работы в рамку.
Занятия 53-57. Из истории художественных промыслов: гжель. Знакомство с методической литературой. Мотивы и сюжеты росписи мастеров гжели. Характер цветовой гаммы и особенности письма. О применении мотивов гжели в декоративной аппликации из соломки. Применение новых технологических приемов: совмещение аппликации соломки и ткани. Виды и цветовая гамма ткани для аппликации.
Практическая работа: аппликация из соломки картинки по выбору: « Орнамент» , «Цветок» , « Птичка»
7. Сюжетная аппликация из соломки - 30 часов
Оформление панно , картин, сувениров- 6 ч.
Занятия 58- 67. Понятие « пейзаж» . Пейзаж как вид изобразительного искусства. Времена года в пейзаже. Декоративность в изображении объектов пейзажа. Выбор цветовой гаммы для основного фона.
Практическая работа: аппликация из соломки по выбору: « Деревенский пейзаж» , « Весенний пейзаж» и пр.
Альтернативные работы : картины « На лужайке» , « В лесу».
Занятие 68. Правила подготовки основы для картины сюжетной аппликации. Оформительские работы.
Практическая работа: подбор цветовой гаммы фона. Построение и нарезка картона для основы. Аппликация фона. Покрытие работы лаком. Оформление работы в рамку.
8. Экскурсии на выставки – 9 ч.
Занятия 69-71. По музеям и выставочным залам родного города. Обсуждение и анализ представленных на выставках работ. Подведение итогов экскурсий.
9. Итоговое занятие – 3 ч.
Занятие 72. Контроль знаний. Оформление работ и выставки. Анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения технике аппликации из соломки.
По завершении 1- го года обучения учащиеся должны знать:
- историю возникновения флористики. О роли применении растительных материалов в декоративно- прикладном искусстве. Об аппликации из соломки как виде художественного творчества. Историю хохломы и гжели;
- Инструменты и приспособления для аппликации из соломки;
- Правила безопасности труда при работе с инструментами; правила содержания рабочего места;
- Злаковые растения как основной материал в аппликации. Правила заготовки и технологию обработки соломенных стеблей;
- Дополнительные материалы;
- Технологию выполнения аппликации из соломки;
- Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении ( простые варианты);
- Декоративные приемы в аппликации ( « решетки» , « аппликация по заданному контуру; « крошка» , многослойность) ;
- Правила сборки соломенного рисунка по эскизу;
- Основные правила при выполнении подготовительных и оформительских работ;
Должны уметь :
- Пользоваться инструментами и приспособлениями для аппликации из соломки;
- Заготавливать и обрабатывать соломенные стебли для аппликации;
- Получать желтые и коричневые оттенки соломенных пластин;
- Владеть технологией ;
- Применять клей ПВА и Момент;
- Составлять рисунок по эскизу;
- Выполнять аппликации по мотивам хохломы и гжели, применяя одновременно соломку и ткань;
- Обрабатывать ткань крахмалом , желатином;
- Выполнять подготовительные и оформительские работы при выполнении изделий в технике аппликации из соломки.
Учебно_ тематический план 2- го года обучения
Тематический блок | Основные разделы курса | Теор. | практ | всего |
| Повторение материала 1- го года обучения; знакомство с программой нового этапа; история западной аранжировки цветов. Основы композиции. | 2 | 1 | 3 |
| Выполнение образцов листьев простой формы с учетом жилкования | 2 | 19 | 21 |
| Выполнение образцов соцветий: чашевидной формы, колоколовидной формы, звездчатой формы, зонтичной формы | 3 | 21 | 24 |
| Вегетативный стиль, декоративный стиль | 5 | 28 | 33 |
| Новогодние сюрпризы, в День Святого Валентина, любимой маме, бабушке, пасхальное торжество, в день рождения | 5 | 46 | 51 |
6 .Коллективные работы. Участие в выставках. | Совместная разработка и реализация проекта по выбору: цветочная композиция, архитектура, сказочные сюжеты, жанровые сюжеты, | 12 | 60 | 72 |
| По музеям и выставочным залам | 9 | - | 9 |
| Контроль знаний и анализ выполненных работ, итоговая выставка, награждение | 2 | 1 | 3 |
Итого | 40 | 176 | 216 |
Содержание занятий
- Введение – 3ч
Занятие 1. Знакомство с программой 2-го года обучения. Повторение материала 1- го года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.
Из истории западной аранжировки цветов. Основы композиции. Формы композиции: круглые, овальные, вертикальные, треугольные, серповидные, свободные.
Практическая работа: схематические зарисовки основных принципов построения цветочных композиций в стилях западной аранжировки, освоение приемов вырезания контуров с усложнением ( тренировка с бумагой) .Нарезка соломенных лент.
- Декоративные листья-21ч.
Занятия 2-8. Знакомство с породами деревьев, кустарников, травянистых растений, имеющих простую форму и разное направление жилкования.
Практическая работа: аппликация из соломки , выполнение образцов листьев простой формы с учетом жилкования, линейное, продолговатое, яйцевидное, языковидное, округлое, щитовидное, сердцевидное.
- Декоративные цветы – 24 ч.
Занятия 9 – 16. Видовое многообразие цветковых растений. Просмотр иллюстраций. Технологические приемы в аппликации при выполнении соцветий.
Практическая работа: аппликация из соломки: выполнение образцов соцветий чашевидной, звездчатой, зонтичной форм.
- Декоративная аппликация в цветочной аранжировке-33 ч.
Занятия 17-27. Из истории цветочной аранжировки ( продолжение). Основные стили. Вегетативный стиль. Декоративный стиль. Правила построения букета. Варианты-схемы. Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении ( варианты с усложнением).
Практическая работа: аппликация из соломки. Картинка в одном из стилей по выбору. Подготовительные, основные и оформительские работы.
- Сувениры, открытки, подарки – 51 ч.
Занятия 28-30. Новогодние сюрпризы. Празднование Нового года в других странах мира. Сходства и различия в проведении праздника разными странами.
Практическая работа: аппликация из соломки. Игрушки на елку- « Снежинка» , « Звездный шар». Подготовительные, основные и оформительские работы.
Альтернативные работы: картинка в технике аппликации « В новогоднюю ночь».
Занятия 31-33. В День Святого Валентина. Из истории праздника. « Валентинки».
Практическая работа. Аппликация из соломки. Сувенир « Валентинка» . Подготовительные , основные, и оформительские работы.
Занятия 34-36. « Любимым маме, бабушке» .Весеннему празднику 8 Марта посвящается. Из истории праздника. Сувениры из соломки к 8 Марта. Поздравления в стихах.
Практическая работа. Аппликация из соломки. Поздравительная открытка по выбору: « Цветение вербы» , « Тюльпаны» , « Нарциссы» . Подготовительные , основные, оформительские работы.
Занятия 37-39. Пасхальное торжество. Из истории Святого Воскресенья. Атрибуты праздника.
Практическая работа: аппликация из соломки. Сувениры - пасхальные яйца. Подготовительные, основные, оформительские работы.
Занятия 40-44. В День рождения ( День Ангела). Именинные поздравительные открытки.
Практическая работа: придумать сюжет, составить эскиз, проработать деталировку , выполнить задуманный проект в технике аппликации из соломки. Подготовительные, основные, оформительские работы.
- Коллективные работы. Участие в выставках – 72 ч.
Занятия 45- 68. Выбор темы коллективных серийных картин, панно ( « Цветочные композиции» , « Архитектура» , « Сказочные сюжеты» , « Жанровые композиции»). Углубленное изучение темы.
Знакомство с литературой и иллюстрационным материалом.
Практическая работа: подготовительный этап ( работа над эскизом, деталировка рисунка , подготовка материала, перевод рисунка и деталей на кальку) ; основной этап- коллективное выполнение аппликации из соломки согласно эскизам, подготовка основ, закрепление деталей на основе ; заключительный этап- оформление изделий в рамки, вспомогательные отделочные работы.
- Экскурсии- 9 ч.
Занятия 69-71. По музеям и выставочным залам родного города. Обсуждение и анализ представленных на выставках работ. Подведение итогов экскурсий.
- Итоговое занятие-3ч.
Занятие 72. Контроль знаний. Оформление работ. Награждение по итогам обучения. Задание на лето- сбор материала, предварительная обработка в домашних условиях материала для учебных занятий.
По завершении 2- го года обучения учащиеся должны знать:
- Породы деревьев, кустарников, трав, листья , которых имеют простую форму;
- Видовое многообразие цветковых растений;
- Последовательность технологических операций при выполнений сувениров, открыток, подарков к праздникам;
- Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении ( варианты с усложнением)
- Принципы коллективного труда;
- Основные правила при выполнении подготовительных и оформительских работ;
- Марки лаков для закрепления соломенного изображения;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Соломенная курочка
мастер-классШварцкопф Татьяна АлександровнаМБУ ДО «Центр детского творчества»...
Валеологическое обеспечение программы "Соломенная сказка"
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т. е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества.Наука, изучающая здоровье человека способы сохранения этого здоровья – н...
Физкультминутки. Приложение к валеологическому сопровождению программы "Соломенная сказка"
При работе с соломкой, выполняя однообразные движения наступает быстрая утомляемость. Во время занятий необходимо менять вид деятельности. для этого и служат физкультминутки, направленные на рас...
Конспект занятия по изготовлению соломенного сувенира
В занятии просматриваются современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, мастер-класс...
Занятие "Изготовление ангела из соломенных трубочек"
Методический материал в помощь педагогам дополнительного образования...
Мастер-класс "Соломенная шляпка"
Мастер-класс "Соломенная шляпка"...