Валеологическое обеспечение программы "Соломенная сказка"
статья по биологии на тему
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т. е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества.
Наука, изучающая здоровье человека способы сохранения этого здоровья – называется валеологией.
Педагогическая валеология – наука о законах формирования человеком его здоровья через образовательные технологии.Основная идея педагогической валеологии – научить детей заботиться о себе и о своём здоровье.
Обучение здоровью предполагает вооружение ребёнка различными знаниями в области здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologicheskoe_obespechenie_programmy_.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Валеологическое сопровождение
авторской программы «СОЛОМЕННАЯ СКАЗКА»
Разработала:
педагог дополнительного образования
Недорезова Е.Б.
«Не реализованный, не понятый ребёнок – больной ребёнок»
М. Л. Лазарев.
Мы желаем счастья своим учащимся. Их почему–то иногда именуем, нашим будущим. Это ошибка! Дети это наше настоящее.
Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Однако, чтобы не отступить в пути человек должен быть обучен.
Наука, изучающая не болезнь и её лечение, симптомы и не причины возникновения, а здоровье человека способы сохранения этого здоровья – называется валеологией.
Деградация здоровья населения России, достигла критического уровня. Стремительно падает продолжительность жизни и уровень здоровья. И это не, потому что у нас плохие врачи и медицина находится в критическом состоянии. А просто народ в большинстве своем утратил стремление к полноценной жизни.
По статистике:
10 % заболеваний – зависит от медицинских факторов;
20 % заболеваний – наследственные заболевания;
20% заболеваний – приходятся на неблагоприятные факторы внешней среды;
50% заболеваний – по причине несоблюдения элементарных принципов здорового образа жизни (хронические заболевания)
В жизни нет ничего дороже здоровья, поэтому престижность факторов здоровья на практике должна занимать одну из самых высоких ступенек.
Здоровье – является самым важным компонентом общего благосостояния. Поскольку 95% детей в возрасте от 7 до 16 лет можно найти в образовательных учреждениях, поэтому логично использовать их для формального обучения здоровью.
Считается, что обучение здоровью должно укрепить основные привычки в области гигиены, питания, а главное самооценки по ряду вопросов здоровья.
Факт, приблизительно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы.
Основная идея педагогической валеологии – научить детей заботиться о себе и о своём здоровье. Педагогическая валеология – наука о законах формирования человеком его здоровья через образовательные технологии.
Основной задачей – является разработка методов оптимизации самого процесса жизнедеятельности, а дополнительной – создание специальных методов поддерживающих здоровье.
Главное действующее лицо в валеологии – сам человек – творец своего здоровья. Это подводит нас к пониманию важности психологического фактора, который служит фундаментом формирования здоровья.
Обучение здоровью предполагает вооружение ребёнка различными знаниями в области здоровья. Формирование же здоровья – это процесс, прежде всего становления поведенческих навыков, направленных на самооздоровление, диагностика, программа развития и коррекции. В рамках обучения определяем здоровье как самореализацию личности в образовательном процессе, при котором происходит воплощение ребёнка по разработанному и принятому в социуме личностному образу. Как видно из данного определения, мы понимаем образовательный процесс как процесс «образования здоровой личности», в результате которого происходит формирование Homo valiens – человека разумного.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т. е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества.
По выражению академика Н, М, Амосова, «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Современный человек не имеет морального права причислять себя к цивилизации начала третьего тысячелетия, если он не осознал всей важности здорового образа жизни, не освоил культуру здоровья. На помощь ему наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья – валеология (от латинского valeo –здравствую).
Валеология сегодня призвана не только обеспечивать физическое и психическое здоровье учащихся, но, и является важным компонентом философского гуманистического образования, ставящего целью решение задачи осмысления ценности жизни, ценности каждого человека в общей системе мироздания.
Если учесть статистику, свидетельствующую о постоянном ухудшении здоровья детей, начиная с факта их рождения, то станет понятным, почему вопросы охраны здоровья детей и подростков становится всё более актуальными, а знание валеологии педагогами и родителями – необходимостью, велением времени.
В настоящее время выделяют следующие направления валеологии: медицинская, социальная, педагогическая, экологическая.
Педагогическая валеология – наука о формировании здоровья через педагогические технологии. Если два – три десятилетия назад здоровье ребёнка было приоритетом медицины, то сегодня решение этой проблемы поистине национального масштаба включились и педагоги, родители. Именно в семье, в образовательном учреждении ребёнку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель, стратегию и тактику его жизни, побудить его самостоятельно и активно сохранять и приумножать своё здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, педагогу необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно, но в целом отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
От чего же зависит здоровье ребёнка? Статистика утверждает, что на 20% - от наследственных факторов, ещё на 20% - от условий внешней среды, т.е. от экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Что же следует понимать под образом жизни? Прежде всего – биосоциальную категорию, интегрирующую представления об определённом типе жизнедеятельности человека и характеризующуюся его деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивида, отражающее, в то же время, уровень общественного прогресса. В реальной жизни наблюдается многообразие вариантов образа жизни различных людей, что обусловлено составляющими понятиями «образ жизни»: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
По современным представлениям в здоровый образ жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Никто из родителей не спорит с тем, что детям надо закаливаться, максимально двигаться, рационально питаться. Но при этом растёт число детей с ярко выраженной гиподинамией, избыточным весом, склонностью к простудам и инфекционным заболеваниям. Это наводит на мысль о том, что знания о здоровом образе жизни пока ещё редко становятся убеждениями. А от того, насколько успешно удаётся родителям и педагогу сформировать и закрепить в сознании учащегося принципы и навыки здорового образа жизни, зависит в последующем вся его деятельность, способствующая или препятствующая раскрытию потенциала личности.
Состояние детского здоровья в г. Тамбове и области, внушают обоснованную тревогу. Поэтому более чем современны предпосылки для решения проблемы через валеологическое воспитание в системе непрерывного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Валеологическая направленность образовательного процесса"
Материал содержит конспект педагогического совета "Валеологическая направленность образовательного процесса" и презентацию к данному педсовету....
Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.
Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаю...
"Горькая правда о горьком пиве"Классный час по валеологическому направлению
В помощь классному руководителю."Горькая правда о горьком пиве"-классный час по валеологическому направлению. Яркая, красочная презентация поможет не скучать старшеклассникам. Информация тоже полезная...
Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использование...
Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...
Физкультминутки. Приложение к валеологическому сопровождению программы "Соломенная сказка"
При работе с соломкой, выполняя однообразные движения наступает быстрая утомляемость. Во время занятий необходимо менять вид деятельности. для этого и служат физкультминутки, направленные на рас...
Раздаточный материал по информатике для 7 класса. Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»
Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»...