Преподавание истории периода Великой Отечественной войны в современной школе. Проблемы и пути их решения.
статья по истории на тему
Выступление на НПК .
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Преподование истории в период ВОВ в средней образовательной школе на
современном этапе. Особенности и проблемы и пути их разрешения».
(выступление Кабочкиной И.В. учителя истории МБОУ «СОШ №1» 10.10.14 г.
на муниципальной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.Лаврененко)
9 Мая 2015 года страна будет праздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Что беспокоит учителей накануне большого события?
Изучение Великой Отечественной войны должно обладать повышенной взвешенностью и отличаться многообразными подходами. Особое внимание следует уделять работе с документами. Их должно быть больше, чем в ныне действующих учебниках. Главный акцент должен делаться на изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых, писем из семейных архивов учеников, рассказов очевидцев. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших. А главное нужно сделать так, чтобы документ стал равным компонентом наряду с авторским текстом. Рассматривать события ВОВ следует с учетом всей стратегической обстановки мировой войны в целом. Учебники по этому периоду пока не совсем отвечают современным концептуальным посылкам. Возникают определенные трудности с системой изложения материала, отсутствием документов и противоречивостью суждений. Публикации современных зарубежных и отечественных авторов по военной тематике не всегда отличаются правдивостью и логичностью. Задача учителя - научить ребят разбираться в источниках информации, учитывая субъективность мнений.
Основная трудность в преподавании материала военной истории заключается в превалировании идейных и эмоциональных пристрастий. Необходимая определенность в постановке и решении учебных проблем часто входит в противоречие с незавершенностью многих реальных процессов военного периода. Данную эпоху следует рассматривать через призму чисто человеческих, личностных оценок.
Результатами изучения школьного курса истории второй мировой войны могут быть знания фактов, умение ориентироваться в хронологии, представления о наиболее устойчивых тенденциях мирового развития и, конечно же, интерес к предмету, вызывающий желание самостоятельно разобраться в сложных проблемах ХХ века.
В нашей школе постоянно ведется работа по изучению победных дат великого подвига нашего народа: легендарных битв под Москвой, Сталинградом, Курской дуге, снятию блокады Ленинграда. Эти великие даты, посвященные им исследовательские и краеведческие работы, позволяют детям проникнуться в мир былых сражений, трудностей и героизма старшего поколения, своих дедов и прадедов, глубже узнать историю своей страны, с чувством уважения и благодарности относиться к старшему поколению, своим родным.
Реформирование российского общества выразилось в изменении системы ценностей, их содержания и форм проявления. Поэтому наибольшую активность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы.
Содержание нравственного воспитания определяется концепцией. В национальной доктрине образования РФ в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание граждан России, обладающих высокой нравственностью».
У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Великая Отечественная война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. С историей войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы.
Главным источником знаний для учащихся является школьный учебник. Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. На основе изучения учебной книги важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Учитель должен помочь учащимся оценивать события в контексте той эпохи, в которой они происходили, нацеливаясь на понимание и объяснение.
Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.
Обсуждая вопрос об уроках войны, о значении памяти о великой Победе для современной жизни россиян, необходимо обращаться к тем, кто посвятил свою жизнь служению в советской и российской армии. В каждой школе есть выпускники, которые поступили в высшие военные учебные заведения или воевали в локальных конфликтах. В нашей школе была проведена операция «Воины-интернационалисты – выпускники нашей школы», был собран огромный материал, положенный в основу музейной экспозиции. Этих ребят мы приглашаем на традиционные Уроки Мужества наряду с ветеранами войны и труда.
Интерес к истории Великой Отечественной войны сегодня значительно вырос. Причины этого понятны. Все же хотелось бы выделить одно обстоятельство.
В современных условиях, на фоне кризисных явлений , в общественном сознании россиян идет поиск того, что условно можно назвать «якорями гордости», т.е. таких событий, явлений, имен нашей истории, которые воспринимаются как доказательства состоятельности России и уверенности в ее успехе в будущем.
Переживаемые трудности заставляют людей искать аналогии в истории своей страны, демонстрирующие способность выходить из тяжелейших ситуаций. История Великой Отечественной войны по сложности решаемых проблем выделяется среди всех других событий.
Великая Отечественная война — единственное крупнейшее событие истории России XX в., воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имен, событий, дает общий положительный вектор отношения к Победе Советского Союза.Именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян.
Современные старшеклассники не вовлечены в восприятие войны через повседневность, как это было с послевоенными поколениями, жившими в обществе, в котором на бытовом уровне все события делились на: «до войны», «во время войны», «после войны».
Современные старшеклассники всю свою сознательную жизнь многое воспринимали через такой период работы СМИ, когда те, в своем большинстве, не были ориентированы на раскрытие героизма Великой Отечественной войны, а или активно показывали негативные стороны борьбы с агрессорами, или обращались к тематике Великой Отечественной только по соответствующим праздникам.
Современные школьники получают информацию из более широкого круга источников, чем послевоенные поколения учащихся. И сегодня в изучении истории именно общеобразовательные учреждения имеют возможность раскрывать вопросы прошлого: во-первых, в системе; во-вторых, под руководством профессионала; в-третьих, при опоре на социокультурные возможности среды жизни учащихся.
Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, компьютерные сети, интернет за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в интернете, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие, в том числе и я, ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. И сегодняшняя конференция, конечно же, позволит сделать нам определенные шаги в этом направлении.
И закончить свое выступление я хотела бы словами Владимира Путина, сказанными недавно в Курске: «Подвиг наших дедов и отцов всегда будет служить для нас ярким примером доблести, духовно-нравственного величия, фронтового братства, великой ответственности перед будущими поколениями. Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"
Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...
Проектная работа Проблемы начального периода Великой Отечественной войны.
Проектная работа о начальном этапе Великой отечественной войны...
Проектная работа Проблемы начального периода Великой Отечественной войны.
Проектная работа о начальном этапе Великой отечественной войны...
Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы
Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...
методическая разработка по истории на тему "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 г.г.
Методическая разработка включает в себя программный материал по истории России для 11-го класса начального периода Великой Отечественной войны в расширенном объеме. Он рассчитан на 2 урока по 45 минут...
Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"
Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...
разработка урока истории для 11 класса с использованием ЦОР "Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г"
1. Цель урока: охарактеризовать начальный период Великой Отечественной войны (планы сторон, степень готовности, ход военных действий), выявить причины катастрофичес...