Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни
методическая разработка по теме

Программа содержит: актуальность темы, цели, задачи, формы и методы работы, этапы, плпн реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_profilaktike_upotrebleniya_pav.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни 

Составитель:

Табакаева Мария Вячеславна

классный руководитель 9 Б класса

Михайловка 2010


Введение

Основной контингент обучающихся вечерней школы составляют осужденные, люди лишённые свободы.

В течение последнего времени идёт постоянное омоложение контингента обучающихся за счет постоянного омоложения преступности. Как правило, это бывшие обучающиеся дневных и вечерних школ в свое время по разным причинам оставившие обучение в обычных общеобразовательных учреждениях (систематическая неуспеваемость, нарушение дисциплины, безнадзорность, совершение правонарушений и преступлений, необходимость поиска работы, чтобы помочь семьям выжить и т.д.). Кроме них обучаются лица, ранее обучавшиеся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительных учреждениях и не завершившие свое образование по причине убытия за пределы исправительных учреждений.  Большинство осуждённых отбывают наказание за употребление, хранение и распространение наркотических веществ и имеют сроки лишения свободы не менее 5 лет.

  Низкий культурный уровень вновь поступивших в школу обучающихся осужденных, порой с трудом подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих четко и грамотно построить свою засоренную жаргоном речь обуславливает постановку целей и задач воспитательной работы. Проводится работа по привитию навыков культурного поведения, неукоснительного соблюдения действующего законодательства, профилактике правонарушений и употребления ПАВ.

Педагогическим коллективом образовательного учреждения составлена программа воспитательной работы по четырём направлениям: гражданско – патриотическое, эстетическое, культурологическое, здоровьесберегающее. Цель  деятельности в области здоровьесбережения: обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

 В данном направлении была разработана «Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни». Данная программа согласована с руководством ФКУ КП – 2 и ФКУ КП – 3 ГУФСИН России по Кемеровской области и реализуется совместно с сотрудниками данных учреждений.


Пояснительная записка

Актуальность
В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.[1] Молодежь, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готова к их преодолению и страдает от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация молодёжи, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем. [7] Большинство преступлений совершаются именно в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. Молодые люди получают наказание за свои преступления связанные с реальным лишением свободы. Попав в заключение, не имея образование, они продолжают обучение в вечерней школе. По данным исследований психологических служб учреждений исполнения наказаний всех обучающихся, поступающих в школу можно разделить на три группы: 15% - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, которые никогда не употребляли ПАВ, 23% - «группа риска», 62% - те, кто не только пробовал употреблять наркотики, но и находился (находится) в зависимости от ПАВ.

Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном сотрудничестве образовательного учреждения с колониями поселения. Основная работа по реализации программы осуществляется классными руководителями в сотрудничестве психологами исправительных учреждений, сотрудниками воспитательных отделов. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (врача - нарколога медицинской части ФКУ КП – 2, ФКУ КП - 3, психологов, воспитательного

отдела ФКУ КП – 2, ФКУ КП – 3)
 

Проблема

Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные организации, всплеску наркомании. Рост процента употребления наркотиков среди молодёжи приводит к росту преступности, к «вымиранию» нации.

Цель программы

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у обучающихся вечерней школы устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.  [11]


Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с  молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с молодежью.
• Повышение самосознания обучающихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.

• Развитие системы профилактической работы с обучающимися «группы риска».

• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.

Принципы программы: 

Дифференцированнсоть: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

 возраста обучающихся;

 степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Аксиологичность: формирование у обучающихся представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:

 социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению наркотических веществ);

 психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

 образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей молодежи).

Преемственность: Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

 согласованность профилактических мероприятий, проводимых педагогами школы и сотрудниками исправительных учреждений;

 анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания обучающегося в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе сотрудников воспитательного отдела исправительных учреждений.

Систематичность: Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с обучающимися:

 общая воспитательная педагогическая работа с обучающимися;

 работа с обучающимися «группы риска»;

 работа с обучающимися, употребляющими наркотические вещества;

2) Работа с педагогическим составом:

 подготовка учителей к ведению профилактической работы;

 организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (Администрацией и сотрудниками воспитательного отдела ФКУ КП – 2, ФКУ КП – 3, врачами – наркологами медицинских частей исправительных учреждений).

Этапы работы

Первый этап: диагностирующий.

Цель: изучение существующих среди обучающихся тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

  1. определить степень информированности обучающихся по проблеме;
  1. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
  2. сделать выводы о степени вовлеченности молодёжи в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

1) изучение материалов социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой обучающихся.

Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения обучающихся к наркомании, представлена в приложении.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

 обучающиеся, имеющие опыт употребления наркотических веществ;

 обучающиеся, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

 обучающиеся, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

1) предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию о наркотиках;

2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;

3) учить обучающихся  лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

4) создать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

5) обеспечить взаимодействие школы с исправительными учреждениями, в которых обучающиеся отбывают наказания.

Методы работы:

1) информационный;

2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

1) лекция;

2) беседа;

3) семинар;

4) конференция;

5) тренинг;

6) ролевая и деловая игра;

7) круглый стол;

8) дискуссия;

9) социологический опрос;

10) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Значение этапа:

1) развитие у обучающихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

3) повышение уровня психосоциальной адаптации обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию;

4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап: обобщающий.

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;

3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Методы:

1) анализ отчетной документации;

2) опрос, беседа;

3) анонимное анкетирование.

Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений в отношении обучающихся к употреблению наркотических веществ;

2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению молодёжи к наркотикам;

3) определить динамику целевых групп.

Значение этапа:

1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

Формы, методы и приемы профилактической работы.[12]

1. Изучение физического и психического здоровья обучающихся, перегрузок обучающихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение обучающихся в области личной гигиены, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Привитие навыков здорового образа жизни.

Сроки реализации программы:

В связи со спецификой образовательного процесса, постоянной сменой контингента обучающихся мероприятия данной программы проводятся каждый учебный год.

Этапы реализации программы

  1. Диагностирующий этап (сентябрь  2010)

• Диагностика трудностей и проблем.

• Обработка результатов.

  1. Организационно-практический (октябрь 2010 г.- апрель 2011г.)

• Реализация программы.

• Отслеживание результатов.

• Коррекция программы.

• Отработка технологий и методов работы.

  1. Обобщающий (май 2011 г.)

• Анализ и обобщение результатов.

• Соотнесение результатов с поставленными целями.

• Оформление и описание результатов.

• Выработка методических рекомендаций.

• Описание опыта работы по реализации программы.

• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2010-2011 учебный год

Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

1

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации об обучающихся, школы.

Сентябрь

Кл. руководители.

2

Проведение диагностических исследований с обучающимися «Диагностика потребности в новых ощущениях», Тест – опросник «Склонность к зависимости от употребления ПАВ», «Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению», «Методика диагностики склонности к различным видам зависимости»[5]

Сентябрь

Кл. руководители

3

Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья” (спортивные соревнования)

Октябрь  

Кл. руководители, сотрудники КП

4

Тренинг – испытание «Профилактика ПАВ»[4]

октябрь

Зам. директора по УВР

5

Проведение классного часа по теме «Наркотики – путь в никуда»,

ноябрь

Кл. руководители

6

Беседы врача нарколога медицинской части с обучающимися (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди молодёжи).

Ноябрь

Кл. руководители, администрация КП.

7

Диспут «Как противостоять вредным привычкам»

ноябрь

Кл. руководители

8

Оформление выставки книг, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI в ”.

декабрь

Библиотекарь

9

Оформление картотеки по теме: “Здоровый образ жизни”

декабрь

Библиотекарь

10

Участие в международной акции АНТИСПИД

декабрь

Кл рук

Зам. директора  поУВР

11

Тренинг «Наркотики и общество»[10]

январь

Зам. директора  поУВР

12

Проведение беседы с просмотром видеофильма по теме:

“Право на жизнь”

январь

Кл. руководители

13

Проведение классного часа по теме «Не допустить беды»

февраль

Кл. руководители

14

Беседы врача нарколога медицинской части с обучающимися (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди молодёжи).

февраль

Кл. руководители, администрация КП.

15

Проведение классного часа по теме «Наркомания – беда одной семьи, или социальное зло

март

Кл. руководители

16

Просмотр и обсуждение видеофильма «Мечта»

март

Кл. руководители

17

Диспут «Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение»

март

Кл. руководители

18

Участие во Всероссийском уроке здоровья (легкоатлетический кросс)

Апрель

Зам. директора по УВР, кл. руководители, сотрудники КП

19

Тренинг «Нет наркотикам!»

Апрель

Зам. директора по УВР

20

Беседы врача нарколога медицинской части с обучающимися (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди молодёжи).

апрель

Кл. руководители, администрация КП.

21

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение года

Педагоги школы, сотрудники КП

22

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Кл. руководители

23

Повторное анкетирование обучающихся «Диагностика потребности в новых ощущениях», Тест – опросник «Склонность к зависимости от употребления ПАВ», «Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению», «Методика диагностики склонности к различным видам зависимости»

май

Кл. руководители

24

Анализ результатов анкетирования, подведение итогов.

май

Администрация ОУ, классные руководители

25

Педсовет – практикум по анализу результатов реализации программы

май

Администрация ОУ, классные руководители

Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:

1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

2. В ходе реализации программы обучающиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

Ожидаемые результаты

• Подготовка обучающихся к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.

• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди молодежи.

• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

                Значение системы работы школы по профилактике наркомании:

1) воспитание молодого поколения в духе непринятия наркотических веществ;

2) включение молодёжи в организованную борьбу против наркомании;

3) развитие у обучающихся глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;

5) развитие у обучающихся полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

Заключение

«Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни» реализовывалась в МОУ «Михайловская РВ (с) ОШ» в течение 2010-2011 учебного года. Мероприятия, запланированные в рамках данной программы,  проводились администрацией ОУ, педагогическим коллективом совместно с сотрудниками воспитательного отдела ФКУ КП – 2 и ФКУ КП – 3, сотрудниками медицинских частей данных исправительных учреждений. Результатом эффективной работы можно считать следующие показатели:

  1. Отсутствие нарушений режима исправительных учреждений со стороны обучающихся МОУ «Михайловская РВ (с) ОШ» по сравнению с общим количеством осуждённых, отбывающих наказание в ИУ (водворение в штрафной изолятор)
  2. Снижение процента обучающихся, склонных к попаданию в зависимость от употребления ПАВ.

Анализ результатов диагностики потребности в новых ощущениях

2010-2011 учебный год

Цель: Определение уровня склонности обучающихся к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда.

1 – высокий уровень потребности в новых ощущениях;

2 – средний уровень потребности в новых ощущениях;

3 - низкий уровень потребности в новых ощущениях;

1 – высокий уровень потребности в новых ощущениях;

2 – средний уровень потребности в новых ощущениях;

3 - низкий уровень потребности в новых ощущениях;

Анализ результатов диагностики склонности к зависимости от употребления психоактивных веществ

2010-2011 учебный год

Цель: выявление у обучающихся склонности к употреблению психоактивных веществ.

1 – процент обучающихся, имеющих склонность к зависимости от употребления ПАВ

2 -  процент обучающихся,  не имеющих склонность к зависимости от употребления ПАВ

1 – процент обучающихся, имеющих склонность к зависимости от употребления ПАВ

2 -  процент обучающихся,  не имеющих склонность к зависимости от употребления ПАВ

  1. Снижение процента обучающихся, находящихся в «группе риска», и склонных к попаданию в данную категорию.

Анализ результатов диагностики по выявлению предрасположенности к зависимому поведению

2010-2011 учебный год

Цель: Определение обучающихся, находящихся в группе риска, предрасположенности к зависимому поведению.

1 – процент обучающихся находящихся в группе риска и предрасположенных к зависимому поведению.

2 -  процент обучающихся, имеющих среднюю вероятность предрасположенности, требующих повышенного внимания.

3 – процент обучающихся, не входящих в группу риска

1 – процент обучающихся находящихся в группе риска и предрасположенных к зависимому поведению.

2 -  процент обучающихся, имеющих среднюю вероятность предрасположенности, требующих повышенного внимания.

3 – процент обучающихся, не входящих в группу риска

  1. Снижение процента обучающихся, склонных к попаданию в различные виды зависимости.

Анализ результатов методики диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В)

2010-2011 учебный год

Цель: Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление обучающихся группы риска.

1 - высокая степень склонности к зависимостям.

2 - средняя степень склонности к зависимостям.

3 - низкая степень склонности к зависимостям.

1 - высокая степень склонности к зависимостям.

2 - средняя степень склонности к зависимостям.

3 - низкая степень склонности к зависимостям.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни» эффективна, будет в дальнейшем использована в реализации воспитательной программы школы. Может быть рекомендована к реализации в образовательных учреждениях разного типа.

Глоссарий

Адаптивное поведение – соответствующее, полезное, помогающее приспособлению поведение. Можно сказать, что это поведение нормального разумного человека.

Антисоциальное поведение – поведение, которое является разрушительным и вредным для функционирования группы или общества. Примерами могут являться воровство, побеги из дома, жестокость, акты вандализма, неприятие социальных норм, разрушение собственности, пренебрежение своей или чужой безопасностью.

Группы риска – части населения, объединенные по принципу повышенной вероятности формирования зависимости от того или иного психоактивного вещества.

Компетентность – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Профилактика злоупотребления ПАВ – система взаимосвязанных мер по предупреждению употребления и возникновения зависимости от ПАВ

Психоактивное вещество – это любое вещество, которое после употребления способно изменить восприятие, настроение, познавательную способность, поведение или двигательную функцию человека, в результате употребления которого может развиться зависимость.

Ресурсы – это опыт, знания, мудрость, интеллект, способности и возможности как самого человека, так и окружающих его людей, которые помогают человеку успешно справляться с жизненными трудностями, сохраняя при этом психологическое благополучие.

Стресс – это неспецифическая адаптационная ответная реакция организма на действие разнообразных факторов окружающей среды – стрессоров, которая проявляется в изменениях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Термин «стресс» также используется для описания состояния индивида в экстремальных условиях.

Целевая группа – выделенная по каким-либо параметрам и качествам группа людей, на которую направлена какая-либо активность.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, сочувствование в переживания другого человека.

Литература

1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э.Ф. Вагнера и Х.Б. Уолдрон. — М.: Академия, 2006. – с185

2. Анализ образовательно-просветительских программ в области профилактики ВИЧ/СПИДа в России. Рабочая группа Акимов В.Г., Гериш А.А., Мазус А.И. Бюро ЮНЕСКО в Москве. — М.: Центр межнационального образования «Этносфера», 2004.- с-21

3. Волкова Т.В., Яшин Д.П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ». Москва, 2003. — М.: МАКС Пресс, 2004. –с - 38

4. Кружкова И., Морозова Н. Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу. Руководство для сотрудников интернатов и детских домов. РОО «СПИ- Динфосвязь». — М., 2002. – с123

5. Общие принципы и основные понятия мониторинга и оценки в области ВИЧ/СПИДа. Серия рабочих материалов по мониторингу и оценке в области ВИЧ/СПИДа. Выпуск 1. ПРООН, ЮНЭЙДС. – с - 87

6. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования. Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками. (Р. Д. Айвс. Pompidou Group, Council of Europe) Адаптированный пер. с англ. О. Федоровой. — Екатеринбург, 2003.  – с141

7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под. ред. С.В. Березиной, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – с - 211

8. Программа формирования здорового жизненного стиля. «Работающие программы», выпуск 5. Научно–методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского. — М., 2000.  – с - 28

9. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи.

Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. — М., 2004. – с - 136

10. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. НКО Фонд «Система профилактических программ». — М., 2004. - с 91

11. Сказка о тебе и о других. Программа «Избирательной профилактики по потреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей»: Методические рекомендации по проведению программ для администрации школы, школьных психологов, социальных педагогов, дефектологов. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие»

им. Л.С. Выготского / Под общей ред. А.А. Михеевой, С.М. Чечелицкой. — М., 2003.  – с - 86

12. Современные подходы к профилактике злоупотребления ПАВ среди молодежи. По заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001—2005 годы). — М., 2003. – с - 162

13. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. / Под научн. ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – с - 154

14. Яшина Е., Камалдинов Д. и др. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. — Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2000. – с - 126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках географии"

В отчете о работе по здоровьесбережению перечислены основные темы курса географии, где учитель работает над формированием моды на здоровый образ жизни. Кроме отчета в приложении к работе показаны през...

План профилактики наркомании, алкоголизма и формированию здорового образа жизни

Данный план раскрывает формы профилактической работы по формированию здорового образа жизни подростков....

Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни

Методический материал (пособие для занятий с подростками)...

Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни учащихся. МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.

Цель программы:  - Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий. -  Добиться ...

"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...

Программа « по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни на 2021-2024 учебный год».

Цель программы:Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.Содействие со...

Программа по профилактике безнадзорности,правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2Рассмотрено и Введено в действиеутверждено на приказом №_______заседании педсовета от «___» ____20___г.от «___&ra...