Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни
методическая разработка по теме
Программа содержит: актуальность темы, цели, задачи, формы и методы работы, этапы, плпн реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_upotrebleniya_pav.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни
Составитель:
Табакаева Мария Вячеславна
классный руководитель 9 Б класса
Михайловка 2010
Введение
Основной контингент обучающихся вечерней школы составляют осужденные, люди лишённые свободы.
В течение последнего времени идёт постоянное омоложение контингента обучающихся за счет постоянного омоложения преступности. Как правило, это бывшие обучающиеся дневных и вечерних школ в свое время по разным причинам оставившие обучение в обычных общеобразовательных учреждениях (систематическая неуспеваемость, нарушение дисциплины, безнадзорность, совершение правонарушений и преступлений, необходимость поиска работы, чтобы помочь семьям выжить и т.д.). Кроме них обучаются лица, ранее обучавшиеся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительных учреждениях и не завершившие свое образование по причине убытия за пределы исправительных учреждений. Большинство осуждённых отбывают наказание за употребление, хранение и распространение наркотических веществ и имеют сроки лишения свободы не менее 5 лет.
Низкий культурный уровень вновь поступивших в школу обучающихся осужденных, порой с трудом подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих четко и грамотно построить свою засоренную жаргоном речь обуславливает постановку целей и задач воспитательной работы. Проводится работа по привитию навыков культурного поведения, неукоснительного соблюдения действующего законодательства, профилактике правонарушений и употребления ПАВ.
Педагогическим коллективом образовательного учреждения составлена программа воспитательной работы по четырём направлениям: гражданско – патриотическое, эстетическое, культурологическое, здоровьесберегающее. Цель деятельности в области здоровьесбережения: обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
В данном направлении была разработана «Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни». Данная программа согласована с руководством ФКУ КП – 2 и ФКУ КП – 3 ГУФСИН России по Кемеровской области и реализуется совместно с сотрудниками данных учреждений.
Пояснительная записка
Актуальность
В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.[1] Молодежь, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готова к их преодолению и страдает от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация молодёжи, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем. [7] Большинство преступлений совершаются именно в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. Молодые люди получают наказание за свои преступления связанные с реальным лишением свободы. Попав в заключение, не имея образование, они продолжают обучение в вечерней школе. По данным исследований психологических служб учреждений исполнения наказаний всех обучающихся, поступающих в школу можно разделить на три группы: 15% - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, которые никогда не употребляли ПАВ, 23% - «группа риска», 62% - те, кто не только пробовал употреблять наркотики, но и находился (находится) в зависимости от ПАВ.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном сотрудничестве образовательного учреждения с колониями поселения. Основная работа по реализации программы осуществляется классными руководителями в сотрудничестве психологами исправительных учреждений, сотрудниками воспитательных отделов. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (врача - нарколога медицинской части ФКУ КП – 2, ФКУ КП - 3, психологов, воспитательного
отдела ФКУ КП – 2, ФКУ КП – 3)
Проблема
Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные организации, всплеску наркомании. Рост процента употребления наркотиков среди молодёжи приводит к росту преступности, к «вымиранию» нации.
Цель программы
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у обучающихся вечерней школы устойчивых установок на неприятие наркотических веществ. [11]
Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с молодежью.
• Повышение самосознания обучающихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.
• Развитие системы профилактической работы с обучающимися «группы риска».
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
Принципы программы:
Дифференцированнсоть: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
∙ возраста обучающихся;
∙ степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
Аксиологичность: формирование у обучающихся представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:
∙ социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению наркотических веществ);
∙ психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
∙ образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей молодежи).
Преемственность: Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
∙ согласованность профилактических мероприятий, проводимых педагогами школы и сотрудниками исправительных учреждений;
∙ анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания обучающегося в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе сотрудников воспитательного отдела исправительных учреждений.
Систематичность: Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с обучающимися:
∙ общая воспитательная педагогическая работа с обучающимися;
∙ работа с обучающимися «группы риска»;
∙ работа с обучающимися, употребляющими наркотические вещества;
2) Работа с педагогическим составом:
∙ подготовка учителей к ведению профилактической работы;
∙ организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (Администрацией и сотрудниками воспитательного отдела ФКУ КП – 2, ФКУ КП – 3, врачами – наркологами медицинских частей исправительных учреждений).
Этапы работы
Первый этап: диагностирующий.
Цель: изучение существующих среди обучающихся тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
- определить степень информированности обучающихся по проблеме;
- выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
- сделать выводы о степени вовлеченности молодёжи в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение материалов социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой обучающихся.
Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения обучающихся к наркомании, представлена в приложении.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
∙ обучающиеся, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
∙ обучающиеся, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
∙ обучающиеся, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию о наркотиках;
2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
3) учить обучающихся лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с исправительными учреждениями, в которых обучающиеся отбывают наказания.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) тренинг;
6) ролевая и деловая игра;
7) круглый стол;
8) дискуссия;
9) социологический опрос;
10) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Значение этапа:
1) развитие у обучающихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: обобщающий.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении обучающихся к употреблению наркотических веществ;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению молодёжи к наркотикам;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
Формы, методы и приемы профилактической работы.[12]
1. Изучение физического и психического здоровья обучающихся, перегрузок обучающихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение обучающихся в области личной гигиены, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации программы:
В связи со спецификой образовательного процесса, постоянной сменой контингента обучающихся мероприятия данной программы проводятся каждый учебный год.
Этапы реализации программы
- Диагностирующий этап (сентябрь 2010)
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
- Организационно-практический (октябрь 2010 г.- апрель 2011г.)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
- Обобщающий (май 2011 г.)
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
2010-2011 учебный год | |||
№ | Практические дела | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации об обучающихся, школы. | Сентябрь | Кл. руководители. |
2 | Проведение диагностических исследований с обучающимися «Диагностика потребности в новых ощущениях», Тест – опросник «Склонность к зависимости от употребления ПАВ», «Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению», «Методика диагностики склонности к различным видам зависимости»[5] | Сентябрь | Кл. руководители |
3 | Организация и проведение Всероссийского “Дня здоровья” (спортивные соревнования) | Октябрь | Кл. руководители, сотрудники КП |
4 | Тренинг – испытание «Профилактика ПАВ»[4] | октябрь | Зам. директора по УВР |
5 | Проведение классного часа по теме «Наркотики – путь в никуда», | ноябрь | Кл. руководители |
6 | Беседы врача нарколога медицинской части с обучающимися (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди молодёжи). | Ноябрь | Кл. руководители, администрация КП. |
7 | Диспут «Как противостоять вредным привычкам» | ноябрь | Кл. руководители |
8 | Оформление выставки книг, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI в ”. | декабрь | Библиотекарь |
9 | Оформление картотеки по теме: “Здоровый образ жизни” | декабрь | Библиотекарь |
10 | Участие в международной акции АНТИСПИД | декабрь | Кл рук Зам. директора поУВР |
11 | Тренинг «Наркотики и общество»[10] | январь | Зам. директора поУВР |
12 | Проведение беседы с просмотром видеофильма по теме: “Право на жизнь” | январь | Кл. руководители |
13 | Проведение классного часа по теме «Не допустить беды» | февраль | Кл. руководители |
14 | Беседы врача нарколога медицинской части с обучающимися (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди молодёжи). | февраль | Кл. руководители, администрация КП. |
15 | Проведение классного часа по теме «Наркомания – беда одной семьи, или социальное зло | март | Кл. руководители |
16 | Просмотр и обсуждение видеофильма «Мечта» | март | Кл. руководители |
17 | Диспут «Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение» | март | Кл. руководители |
18 | Участие во Всероссийском уроке здоровья (легкоатлетический кросс) | Апрель | Зам. директора по УВР, кл. руководители, сотрудники КП |
19 | Тренинг «Нет наркотикам!» | Апрель | Зам. директора по УВР |
20 | Беседы врача нарколога медицинской части с обучающимися (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди молодёжи). | апрель | Кл. руководители, администрация КП. |
21 | Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. | В течение года | Педагоги школы, сотрудники КП |
22 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | Кл. руководители |
23 | Повторное анкетирование обучающихся «Диагностика потребности в новых ощущениях», Тест – опросник «Склонность к зависимости от употребления ПАВ», «Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению», «Методика диагностики склонности к различным видам зависимости» | май | Кл. руководители |
24 | Анализ результатов анкетирования, подведение итогов. | май | Администрация ОУ, классные руководители |
25 | Педсовет – практикум по анализу результатов реализации программы | май | Администрация ОУ, классные руководители |
Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:
1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы обучающиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка обучающихся к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Значение системы работы школы по профилактике наркомании:
1) воспитание молодого поколения в духе непринятия наркотических веществ;
2) включение молодёжи в организованную борьбу против наркомании;
3) развитие у обучающихся глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
5) развитие у обучающихся полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.
Заключение
«Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни» реализовывалась в МОУ «Михайловская РВ (с) ОШ» в течение 2010-2011 учебного года. Мероприятия, запланированные в рамках данной программы, проводились администрацией ОУ, педагогическим коллективом совместно с сотрудниками воспитательного отдела ФКУ КП – 2 и ФКУ КП – 3, сотрудниками медицинских частей данных исправительных учреждений. Результатом эффективной работы можно считать следующие показатели:
- Отсутствие нарушений режима исправительных учреждений со стороны обучающихся МОУ «Михайловская РВ (с) ОШ» по сравнению с общим количеством осуждённых, отбывающих наказание в ИУ (водворение в штрафной изолятор)
- Снижение процента обучающихся, склонных к попаданию в зависимость от употребления ПАВ.
Анализ результатов диагностики потребности в новых ощущениях
2010-2011 учебный год
Цель: Определение уровня склонности обучающихся к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда.
1 – высокий уровень потребности в новых ощущениях;
2 – средний уровень потребности в новых ощущениях;
3 - низкий уровень потребности в новых ощущениях;
1 – высокий уровень потребности в новых ощущениях;
2 – средний уровень потребности в новых ощущениях;
3 - низкий уровень потребности в новых ощущениях;
Анализ результатов диагностики склонности к зависимости от употребления психоактивных веществ
2010-2011 учебный год
Цель: выявление у обучающихся склонности к употреблению психоактивных веществ.
1 – процент обучающихся, имеющих склонность к зависимости от употребления ПАВ
2 - процент обучающихся, не имеющих склонность к зависимости от употребления ПАВ
1 – процент обучающихся, имеющих склонность к зависимости от употребления ПАВ
2 - процент обучающихся, не имеющих склонность к зависимости от употребления ПАВ
- Снижение процента обучающихся, находящихся в «группе риска», и склонных к попаданию в данную категорию.
Анализ результатов диагностики по выявлению предрасположенности к зависимому поведению
2010-2011 учебный год
Цель: Определение обучающихся, находящихся в группе риска, предрасположенности к зависимому поведению.
1 – процент обучающихся находящихся в группе риска и предрасположенных к зависимому поведению.
2 - процент обучающихся, имеющих среднюю вероятность предрасположенности, требующих повышенного внимания.
3 – процент обучающихся, не входящих в группу риска
1 – процент обучающихся находящихся в группе риска и предрасположенных к зависимому поведению.
2 - процент обучающихся, имеющих среднюю вероятность предрасположенности, требующих повышенного внимания.
3 – процент обучающихся, не входящих в группу риска
- Снижение процента обучающихся, склонных к попаданию в различные виды зависимости.
Анализ результатов методики диагностики склонности к различным зависимостям (автор Лозовая Г.В)
2010-2011 учебный год
Цель: Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление обучающихся группы риска.
1 - высокая степень склонности к зависимостям.
2 - средняя степень склонности к зависимостям.
3 - низкая степень склонности к зависимостям.
1 - высокая степень склонности к зависимостям.
2 - средняя степень склонности к зависимостям.
3 - низкая степень склонности к зависимостям.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни» эффективна, будет в дальнейшем использована в реализации воспитательной программы школы. Может быть рекомендована к реализации в образовательных учреждениях разного типа.
Глоссарий
Адаптивное поведение – соответствующее, полезное, помогающее приспособлению поведение. Можно сказать, что это поведение нормального разумного человека.
Антисоциальное поведение – поведение, которое является разрушительным и вредным для функционирования группы или общества. Примерами могут являться воровство, побеги из дома, жестокость, акты вандализма, неприятие социальных норм, разрушение собственности, пренебрежение своей или чужой безопасностью.
Группы риска – части населения, объединенные по принципу повышенной вероятности формирования зависимости от того или иного психоактивного вещества.
Компетентность – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Профилактика злоупотребления ПАВ – система взаимосвязанных мер по предупреждению употребления и возникновения зависимости от ПАВ
Психоактивное вещество – это любое вещество, которое после употребления способно изменить восприятие, настроение, познавательную способность, поведение или двигательную функцию человека, в результате употребления которого может развиться зависимость.
Ресурсы – это опыт, знания, мудрость, интеллект, способности и возможности как самого человека, так и окружающих его людей, которые помогают человеку успешно справляться с жизненными трудностями, сохраняя при этом психологическое благополучие.
Стресс – это неспецифическая адаптационная ответная реакция организма на действие разнообразных факторов окружающей среды – стрессоров, которая проявляется в изменениях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Термин «стресс» также используется для описания состояния индивида в экстремальных условиях.
Целевая группа – выделенная по каким-либо параметрам и качествам группа людей, на которую направлена какая-либо активность.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, сочувствование в переживания другого человека.
Литература
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э.Ф. Вагнера и Х.Б. Уолдрон. — М.: Академия, 2006. – с185
2. Анализ образовательно-просветительских программ в области профилактики ВИЧ/СПИДа в России. Рабочая группа Акимов В.Г., Гериш А.А., Мазус А.И. Бюро ЮНЕСКО в Москве. — М.: Центр межнационального образования «Этносфера», 2004.- с-21
3. Волкова Т.В., Яшин Д.П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков 12–15 лет «Точка опоры». НКО Фонд «Система профилактических программ». Москва, 2003. — М.: МАКС Пресс, 2004. –с - 38
4. Кружкова И., Морозова Н. Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу. Руководство для сотрудников интернатов и детских домов. РОО «СПИ- Динфосвязь». — М., 2002. – с123
5. Общие принципы и основные понятия мониторинга и оценки в области ВИЧ/СПИДа. Серия рабочих материалов по мониторингу и оценке в области ВИЧ/СПИДа. Выпуск 1. ПРООН, ЮНЭЙДС. – с - 87
6. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования. Пособие для педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками. (Р. Д. Айвс. Pompidou Group, Council of Europe) Адаптированный пер. с англ. О. Федоровой. — Екатеринбург, 2003. – с141
7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под. ред. С.В. Березиной, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – с - 211
8. Программа формирования здорового жизненного стиля. «Работающие программы», выпуск 5. Научно–методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского. — М., 2000. – с - 28
9. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи.
Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания. — М., 2004. – с - 136
10. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. НКО Фонд «Система профилактических программ». — М., 2004. - с 91
11. Сказка о тебе и о других. Программа «Избирательной профилактики по потреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей»: Методические рекомендации по проведению программ для администрации школы, школьных психологов, социальных педагогов, дефектологов. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие»
им. Л.С. Выготского / Под общей ред. А.А. Михеевой, С.М. Чечелицкой. — М., 2003. – с - 86
12. Современные подходы к профилактике злоупотребления ПАВ среди молодежи. По заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001—2005 годы). — М., 2003. – с - 162
13. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. / Под научн. ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. – с - 154
14. Яшина Е., Камалдинов Д. и др. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. — Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2000. – с - 126
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках географии"
В отчете о работе по здоровьесбережению перечислены основные темы курса географии, где учитель работает над формированием моды на здоровый образ жизни. Кроме отчета в приложении к работе показаны през...
План профилактики наркомании, алкоголизма и формированию здорового образа жизни
Данный план раскрывает формы профилактической работы по формированию здорового образа жизни подростков....
Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни
Методический материал (пособие для занятий с подростками)...
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни учащихся. МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.
Цель программы: - Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий. - Добиться ...
"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...
Программа « по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни на 2021-2024 учебный год».
Цель программы:Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.Содействие со...
Программа по профилактике безнадзорности,правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2Рассмотрено и Введено в действиеутверждено на приказом №_______заседании педсовета от «___» ____20___г.от «___&ra...