Программа по профилактике безнадзорности,правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
рабочая программа
МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрено и | Введено в действие | |
утверждено на | приказом №_______ | |
заседании педсовета | от «___» ____20___г. | |
от «___» _____20___г. | директор школы | |
протокол №___ | ________________ |
Программа
по профилактике безнадзорности, правонарушений
и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Социальный педагог: Ефремова А.Н.
п. Комаричи
2021 год
Паспорт Программы
Наименование Программы | Профилактика безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних |
Период реализации Программы | 2022 – 2024 учебные гг. |
Цели Программы |
|
Основные задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты: | - Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - Стабилизация ситуации в семье; - Уменьшение количества неуспевающих учащихся; - Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни; - Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. |
Пояснительная записка.
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушение прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.
Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:
- безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
- отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
- низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
- нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
- социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
- нарушение родительско - детских отношений;
- семья находится в состоянии развода.
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Объект деятельности: обучающиеся 1-11 классов МБОУ Комаричскрй средней общеобразовательной школы №2
Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности обучающихся.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цель программы:
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2.Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
3.Совершенствование системы профилактики безнадзорности правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Задачи программы:
- Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
-Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
-Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
-Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, ПДН) в работе с подростками «группы риска».
- Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
-Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
Правовая основа программы.
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Сроки программы:
Программа рассчитана на 2021-2024 год.
Этап разработки программы: август 2022г.
Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции:2021-2022,2022-2023, 2023-2024 учебные годы.
Этап рефлексии: май – июнь 2024 год.
Программа рассчитана на 3 года.
В основу программы положены следующие методы работы:
1.Беседы.
2.Лекции.
3.Наблюдение
4.Классные часы.
5. Встречи с интересными людьми.
6.Просмотр видеофильмов.
7.Педагогические, профилактические советы.
8.Конкурсы рисунков.
9.Акции.
10.Опрос
11.Анкетирование.
12.Изучение документов и продуктов деятельности школьников
13.Диагностика.
14.Сопровождение.
15.Убеждение.
16.Моральная поддержка.
17.Сопереживание.
18.Сотрудничество.
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями.
1.Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
2.Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
3.Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми девиантного поведения и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Работа с детьми девиантного поведения выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение окружающей среды ребенка | Диагностика |
Обеспечение психологической готовности ребенка к изменению | Беседы с ребенком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление у несовершеннолетнего нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка ребенка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
4.Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, медико-психолого-педагогическая служба, вожатые, педагог – психолог, социальный педагог.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
- Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
- Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением, которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
План мероприятий программы.
№ п/п | Содержание работы | классы | сроки | ответственные |
Организационные мероприятия. | ||||
1 | Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. | 1-11 | сентябрь | Классные руководители, соц. педагог |
2 | Акция «Всеобуч». | 1-11 | Ежегодно в сентябре | Классные руководители, соц. педагог |
3 | Организация заполнения в классах социальных паспортов. | 1-11 | сентябрь | Классные руководители, соц. педагог |
4 | Составление банка данных и социального паспорта школы. | 1-11 | октябрь | Соц. педагог |
5 | Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с ПДН и КДН и ЗП. | 1-11 | Сентябрь-октябрь | Соц. педагог |
6 | Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану) | 1-11 | 1 раз в четверть | Завуч по УВР, соц. педагог. |
7 | Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций. | 1-11 | Сентябрь-октябрь | Классные руководители |
8 | Организация каникул. | 1-11 | Ноябрь, декабрь, март, май | Завуч по ВР, классные руководители |
9 | Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте, учёте КДН и ЗП и ПДН. | 1-11 | В течение всего времени. | Социальный педагог. |
Работа с учащимися. | ||||
1. | Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе. | 1-11 | По мере необходимости | Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители. |
2. | Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода. | 1,5,10 | Сентябрь-октябрь | Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог |
3. | Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. | 1-11 | Постоянно | Классные руководители, администрация школы, соц. педагог, педагог-психолог |
4. | Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы). | 1-11 | Постоянно | Завуч по ВР, классные руководители. |
5. | Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». | 1-11 | Ежедневно. | Администрация школы, классные руководители, соц. педагог. |
6. | Беседы по ПДД | 1-11 | В течение учебного года. | Соц. педагог, классные руководители. |
7. | Беседы «Закон и порядок», «Цена вредных привычек». | 1-11 | В течение учебного года. | Соц. педагог, инспектор ПДН, классные руководители. |
8 | Участие в акции: «На Волне Здоровья». | 5-11 | Ежегодно, сентябрь | Учителя физической культуры, завуч по ВР. |
9 | Профилактическая беседа: «Правила поведения в школе и дома». | 1-11 | Сентябрь-октябрь | Соц. педагог, классные руководители. |
10 | Проведение правового дня помощи детям. | 1-11 | Ноябрь | Социальный педагог, представитель уполномоченного по правам детей в МБОУ Комаричской СОШ. |
11 | Мероприятия, посвящённые «Международному дню «ПРОТИВ СПИДА». | 5-11 | декабрь | Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
12 | «Вирус сквернословия» | 1-11 | январь | Соц. педагог, классные руководители |
13 | Мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании «Вред наркотиков». | 1-11 | февраль | Соц. педагог, классные руководители. |
14 | «Неделя безопасного интернета» | 5-11 | февраль | Учитель информатики, социальный педагог. |
15 | Неделя Добра | 1-11 | Ежегодно в апреле | Соц. педагог, классные руководители |
16 | Проведение социально-психологического тестирования среди обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств. | 5-11 | Ежегодно по запросу ДОН. | Социальный педагог, педагог-психолог. |
17 | Организация и проведение спортивных соревнований, мероприятий. | 1-11 | В течение учебного года. | Учителя физической культуры, завуч по ВР. |
18 | Проведение уроков по биологии, химии, ОБЖ, направленных на формирование здорового образа жизни. | 5-11 | В течение учебного года. | Учителя предметники. |
19 | Проведение конкурсов рисунков для учащихся начальной школы: «Мы за ЗОЖ», «Составляющие ЗОЖ». | 1-4 | В течение учебного года. | Социальный педагог, классные руководители. |
20 | Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, состоящими на различных видах учёта. | 1-11 | В течение учебного года. | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, администрация школы. |
21 | Проведение инструктажей по ТБ. | 1-11 | В течение учебного года. | Классные руководители. |
22 | Проведение диагностических методик изучения личности ученика. | 1-11 | В течение учебного года | Педагог-психолог, социальный педагог. |
23 | Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам, волонтёрская работа. | 1-11 | В течение учебного года. | Классные руководители, администрация школы, педагог-организатор. |
24 | Проведение тренинговых занятий с детьми с девиантным поведением. | 1-11 | В течение учебного года. | Педагог-психолог, социальный педагог. |
Работа с семьёй. | ||||
1. | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | 1-11 | В течение учебного года. | Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
2. | Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. | 1-11 | Октябрь, март (по плану обще школ. родительских собраний). | Администрация школы |
3. | Вовлечение родителей в общешкольные мероприятия. | 1-11 | В течение учебного года | Классные руководители |
4. | Консультирование родителей по вопросам воспитания. | 1-11 | В течение учебного года | Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители |
5. | Тематические родительские собрания. | 1-11 | В течение учебного года (по плану классных руководителей) | Классные руководители. |
6. | Посещение семей с целью обследования материально бытовых условий, воспитания учащихся. | 1-11 | В течение учебного года. | Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
7. | Заседание родительского комитета. | 1-11 | 1 раз в четверть | Завуч по ВР |
Ожидаемые результаты:
- Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Стабилизация ситуации в семье.
- Увеличение числа детей, включенных в кружковую деятельность.
- Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
- Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни.
- Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних " направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.
Содержание программы составлено с учётом:
1.Программа социально-педагогической профилактики правонарушений воспитанников, Жучкова С.В., Муромцево ,2012г.
2.Целевая профилактическая программа «Формирование здорового образа жизни школьников», Ланцов П.В., с. Становка, 2011г.
3. Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» МБОУ № 21 на 2012-2016 г.
4. «SOS: социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2009-2014годы. МОУ Кологривская СОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_komarichskaya_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрено и | Введено в действие | |
утверждено на | приказом №_______ | |
заседании педсовета | от «___» ____20___г. | |
от «___» _____20___г. | директор школы | |
протокол №___ | ________________ |
Программа
по профилактике безнадзорности, правонарушений
и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Социальный педагог: Ефремова А.Н.
п. Комаричи
2021 год
Паспорт Программы
Наименование Программы | Профилактика безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних |
Период реализации Программы | 2022 – 2024 учебные гг. |
Цели Программы |
|
Основные задачи Программы |
|
Ожидаемые результаты: | - Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - Стабилизация ситуации в семье; - Уменьшение количества неуспевающих учащихся; - Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни; - Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. |
Пояснительная записка.
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушение прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.
Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:
- безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
- отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
- низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
- нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
- социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
- нарушение родительско - детских отношений;
- семья находится в состоянии развода.
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Объект деятельности: обучающиеся 1-11 классов МБОУ Комаричскрй средней общеобразовательной школы №2
Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности обучающихся.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цель программы:
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2.Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
3.Совершенствование системы профилактики безнадзорности правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Задачи программы:
- Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
-Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
-Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
-Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, ПДН) в работе с подростками «группы риска».
- Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
-Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
Правовая основа программы.
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Сроки программы:
Программа рассчитана на 2021-2024 год.
Этап разработки программы: август 2022г.
Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции:2021-2022,2022-2023, 2023-2024 учебные годы.
Этап рефлексии: май – июнь 2024 год.
Программа рассчитана на 3 года.
В основу программы положены следующие методы работы:
1.Беседы.
2.Лекции.
3.Наблюдение
4.Классные часы.
5. Встречи с интересными людьми.
6.Просмотр видеофильмов.
7.Педагогические, профилактические советы.
8.Конкурсы рисунков.
9.Акции.
10.Опрос
11.Анкетирование.
12.Изучение документов и продуктов деятельности школьников
13.Диагностика.
14.Сопровождение.
15.Убеждение.
16.Моральная поддержка.
17.Сопереживание.
18.Сотрудничество.
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями.
1.Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
2.Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
3.Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми девиантного поведения и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Работа с детьми девиантного поведения выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение окружающей среды ребенка | Диагностика |
Обеспечение психологической готовности ребенка к изменению | Беседы с ребенком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление у несовершеннолетнего нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка ребенка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
4.Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, медико-психолого-педагогическая служба, вожатые, педагог – психолог, социальный педагог.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
- Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
- Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением, которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
План мероприятий программы.
№ п/п | Содержание работы | классы | сроки | ответственные |
Организационные мероприятия. | ||||
1 | Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. | 1-11 | сентябрь | Классные руководители, соц. педагог |
2 | Акция «Всеобуч». | 1-11 | Ежегодно в сентябре | Классные руководители, соц. педагог |
3 | Организация заполнения в классах социальных паспортов. | 1-11 | сентябрь | Классные руководители, соц. педагог |
4 | Составление банка данных и социального паспорта школы. | 1-11 | октябрь | Соц. педагог |
5 | Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с ПДН и КДН и ЗП. | 1-11 | Сентябрь-октябрь | Соц. педагог |
6 | Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану) | 1-11 | 1 раз в четверть | Завуч по УВР, соц. педагог. |
7 | Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций. | 1-11 | Сентябрь-октябрь | Классные руководители |
8 | Организация каникул. | 1-11 | Ноябрь, декабрь, март, май | Завуч по ВР, классные руководители |
9 | Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте, учёте КДН и ЗП и ПДН. | 1-11 | В течение всего времени. | Социальный педагог. |
Работа с учащимися. | ||||
1. | Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе. | 1-11 | По мере необходимости | Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители. |
2. | Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода. | 1,5,10 | Сентябрь-октябрь | Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог |
3. | Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. | 1-11 | Постоянно | Классные руководители, администрация школы, соц. педагог, педагог-психолог |
4. | Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы). | 1-11 | Постоянно | Завуч по ВР, классные руководители. |
5. | Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». | 1-11 | Ежедневно. | Администрация школы, классные руководители, соц. педагог. |
6. | Беседы по ПДД | 1-11 | В течение учебного года. | Соц. педагог, классные руководители. |
7. | Беседы «Закон и порядок», «Цена вредных привычек». | 1-11 | В течение учебного года. | Соц. педагог, инспектор ПДН, классные руководители. |
8 | Участие в акции: «На Волне Здоровья». | 5-11 | Ежегодно, сентябрь | Учителя физической культуры, завуч по ВР. |
9 | Профилактическая беседа: «Правила поведения в школе и дома». | 1-11 | Сентябрь-октябрь | Соц. педагог, классные руководители. |
10 | Проведение правового дня помощи детям. | 1-11 | Ноябрь | Социальный педагог, представитель уполномоченного по правам детей в МБОУ Комаричской СОШ. |
11 | Мероприятия, посвящённые «Международному дню «ПРОТИВ СПИДА». | 5-11 | декабрь | Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
12 | «Вирус сквернословия» | 1-11 | январь | Соц. педагог, классные руководители |
13 | Мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании «Вред наркотиков». | 1-11 | февраль | Соц. педагог, классные руководители. |
14 | «Неделя безопасного интернета» | 5-11 | февраль | Учитель информатики, социальный педагог. |
15 | Неделя Добра | 1-11 | Ежегодно в апреле | Соц. педагог, классные руководители |
16 | Проведение социально-психологического тестирования среди обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств. | 5-11 | Ежегодно по запросу ДОН. | Социальный педагог, педагог-психолог. |
17 | Организация и проведение спортивных соревнований, мероприятий. | 1-11 | В течение учебного года. | Учителя физической культуры, завуч по ВР. |
18 | Проведение уроков по биологии, химии, ОБЖ, направленных на формирование здорового образа жизни. | 5-11 | В течение учебного года. | Учителя предметники. |
19 | Проведение конкурсов рисунков для учащихся начальной школы: «Мы за ЗОЖ», «Составляющие ЗОЖ». | 1-4 | В течение учебного года. | Социальный педагог, классные руководители. |
20 | Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, состоящими на различных видах учёта. | 1-11 | В течение учебного года. | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, администрация школы. |
21 | Проведение инструктажей по ТБ. | 1-11 | В течение учебного года. | Классные руководители. |
22 | Проведение диагностических методик изучения личности ученика. | 1-11 | В течение учебного года | Педагог-психолог, социальный педагог. |
23 | Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам, волонтёрская работа. | 1-11 | В течение учебного года. | Классные руководители, администрация школы, педагог-организатор. |
24 | Проведение тренинговых занятий с детьми с девиантным поведением. | 1-11 | В течение учебного года. | Педагог-психолог, социальный педагог. |
Работа с семьёй. | ||||
1. | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | 1-11 | В течение учебного года. | Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
2. | Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. | 1-11 | Октябрь, март (по плану обще школ. родительских собраний). | Администрация школы |
3. | Вовлечение родителей в общешкольные мероприятия. | 1-11 | В течение учебного года | Классные руководители |
4. | Консультирование родителей по вопросам воспитания. | 1-11 | В течение учебного года | Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители |
5. | Тематические родительские собрания. | 1-11 | В течение учебного года (по плану классных руководителей) | Классные руководители. |
6. | Посещение семей с целью обследования материально бытовых условий, воспитания учащихся. | 1-11 | В течение учебного года. | Классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог. |
7. | Заседание родительского комитета. | 1-11 | 1 раз в четверть | Завуч по ВР |
Ожидаемые результаты:
- Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Стабилизация ситуации в семье.
- Увеличение числа детей, включенных в кружковую деятельность.
- Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
- Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни.
- Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних " направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.
Содержание программы составлено с учётом:
1.Программа социально-педагогической профилактики правонарушений воспитанников, Жучкова С.В., Муромцево ,2012г.
2.Целевая профилактическая программа «Формирование здорового образа жизни школьников», Ланцов П.В., с. Становка, 2011г.
3. Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» МБОУ № 21 на 2012-2016 г.
4. «SOS: социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2009-2014годы. МОУ Кологривская СОШ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни
Программа содержит: актуальность темы, цели, задачи, формы и методы работы, этапы, плпн реализации....
"Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни на уроках географии"
В отчете о работе по здоровьесбережению перечислены основные темы курса географии, где учитель работает над формированием моды на здоровый образ жизни. Кроме отчета в приложении к работе показаны през...
План профилактики наркомании, алкоголизма и формированию здорового образа жизни
Данный план раскрывает формы профилактической работы по формированию здорового образа жизни подростков....
Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.
Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально...
Профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни
Методический материал (пособие для занятий с подростками)...
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни учащихся. МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.
Цель программы: - Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий. - Добиться ...
Программа « по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни на 2021-2024 учебный год».
Цель программы:Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.Содействие со...